Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Царь Саул - начало царствования и падение



Желание евреев иметь царя.

Самуил становится судьей после смерти Илия. По старости Самуил ставит судьями над Израилем своих сыновей, но они “не ходили путями его, а уклонились в корысть”, вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя; просьба народа не нравится пророку, но Господь повелевает ему исполнить просьбу народа. Самуил объявляет права царя (1 Цар. 8, 10-17), но народ настаивает на избрании (1 Цар. 8, 19-20).

Избрание Саула[192] на царство (Пророчество Моисея об установлении царской власти. Приход царской власти, как последствия неспособности к самоуправлению по возвышенным началам богоправления. Саул в поисках ослиц Киса. Господь указывает Самуилу на Саула. Израиль принимает Саула своим царем.).

Начало царствования Саула (победа Саула над Амаликитянами, Самуил слагает с себя звание судьи (условия благоденствия: 1 Цар. 12, 13-15), начало войны Саула с Филистимлянами, ведение Саулом многочисленных войн.

 

Бог отвергает Саула:

1 Цар. 13, 8-15: Самоволие Саула (принятие царем священных обязанностей - преступление в подрыве основного начала израильской монархии: подчинение гражданской власти воле Божией в лице пророков и священников. Религиозные интересы подчинены политическим).

Повеление Божие истребить Амалика, неповиновение Саула (корысть - причина гнева Господня - 1 Цар. 15, 9).

1 Цар. 15, 10-23: Самуил произносит Божий приговор (Памятник в Кармиле[193], как образец возгордившегося правителя, о причинах отвержения Саула (15, 22-23): “За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем”).

1 Цар. 15, 24-31: Неискреннее покаяние Саула (попытка оправдания себя - ответ согрешившего Адама Богу), Самуил убивает царя Амаликитского и больше не видится с Саулом.

 

Царь Давид и Саул

1 Цар. 16, 1-5: Бог посылает Самуила в дом Иессея[194];

1 Цар. 16, 6-13: Избрание и помазание Давида[195] на царство (Давид, как пример не внешнего, а внутреннего достоинства на царство. Царь - помазанник Божий).

1 Цар. 17: Поражение Голиафа[196] (в войне с Филистимлянами) и возвышение Давида при дворе (Сила оружия, и Божие покровительство).

Дружба Давида и Ионафана[197] (1 Цар. 18, 1-5);

1 Цар. 18, 6-9: Пророческие слова народа о Давиде. Ненависть Саула.

Гонения на Давида (Гордость - матерь всех пороков), великодушие Давида: “благословляйте проклинающих вас” (см. Мф. 5, 44).

1 Цар. 19, 8-10: Саул пытается убить Давида.

1 Цар. 19, 18- 24: Давид и Самуил в Навафе[198] в сонме пророков. Саул приходит к ним и даже пророчествует.

1 Цар. 21, 1-6: Ахимелех священник и священный хлеб. Исполнение пророческих слов: “Саул поразил тысячи, а Давид десятки тысяч”. Давид, как прообраз Христа.

 

Гибель Саула

1 Цар. 22, 11-19: Саул убивает Ахимелеха[199] и 85[200] священников.

1 Цар. 27, 1-4: Бегство Давида к Филистимлянам (прообраз бегства Господа Иисуса Христа в Египет);

1 Цар. 28, 3-7: Господь не отвечает Саулу.

1 Цар. 28, 8-19: Саул у Аэндорской[201] волшебницы.

Святоотеческие толкования:

1) душа праведного Самуила была не подвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем (Деян. 16, 16) (святитель Дмитрий Ростовский, святитель Филарет Московский);

2) явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божию (Сир. 46, 23: существовавшее мнение в Ветхом Завете о том, что “Самуил пророчествовал и после смерти”) (святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит);

3) так как душа пророка находилась в то время в шеоле, над которым владычествовал диавол, то явившемся был сам Самуил; конечно, произошло это не без воли Божией (святой Иустин Мученик, Ориген, святой Анастасий Антиохийский) - все три мнения имеют общее: происходящее было по промыслительному действию Божию, и любое из мнений не исключает преступления Саула).

1 Цар. 31, 1-7: Смерть Саула и сыновей его[202] (Последнее преступление своей жизни - самоубийство).

Саул и Давид - Иуда и Христос.

 

Вторая книга ЦАРСТВ

 

Царствование Давида

2 Цар. 2, 2-4: Воцарение Давида в Хевроне.

 

Краткая историческая справка - Хеврон:

Слово Хеврон означает “связь”, “соединение”. Этот город назван по имени сына Халева. Он является одним из древнейших городов в Иудее и вообще во всем свете (он построен семью годами раньше чем Цоан в Египте - Чис. 13, 23), и первоначально назывался Кириаф-Арба. Моисей называет его Мамре (Быт. 23, 19; 35, 27). Город лежал в 32 километрах к югу от Иерусалима и в 160 километрах от Назарета. Арабы называют этот город известен под названием Хабрун (“цветущий город”) или Эль-Халим (“друг или любимец Божий”), так как Авраам в Священном Писании называется другом Божиим (2 Парал. 20, 7). Этот город славится своими стеклянными изделиями и превосходными виноградниками (это тот исторический виноград, которого срезанную ветвь с одной кистью несло двое человек).

В городской мечети этого города указывают гробницы Авраама, Исаака и Иакова, с их женами Саррою, Ревеккою и Лиею: “Все они были похоронены в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской” (Быт. 23, 19). В настоящее время их гробницы поделены на два сектора (мусульманский и еврейский) и находятся под двойной охраной.

По западной стороне Иерусалимской дороги в одном километре от Хеврона лежит знаменитая роща Мамре, где находится дуб Мамрийский. Здесь произошло Богоявление Аврааму. С конца XIX столетия означенное место вместе с уцелевшим дубом принадлежало России. Сейчас здесь монастырь во имя святаго Гергия Победоносца, который принадлежит Зарубежной Православной Церкви. Местные арабы считают его потомком первобытного Рая, бывшего, по их мнению, именно на этом месте.

Из других древних памятников Хеврона путешественники упоминают о гробнице Авенира, также Иессея, отца Давидова и Халева. Богатство природы в этом месте превосходят всякое воображение и ожидание.

 

Расширение территории от Чермного моря до Тигра[203] и Евфрата[204], многочисленные победы царя Давида.

2 Цар. 5, 6-10: Завоевание Иерусалима (Иерусалим - город, не принадлежащий ни одному из колен, как объединяющий центр народа израильского, что особенно важно после гражданской войны).

Перенесение Ковчега Завета в Иерусалим, мысль о построении храма. Центр политический становится также и центром религиозным. Псалмы царя Давида: Обетование о приходе Спасителя - Пс. 21.

Дела внутреннего благоустройства, как образец могущества царства.

2 Цар. 7, 1-17: Желание Давида построить храм. Неодобрение Божее.

Мысль о строительстве храма, как закономерное завершение событий. Полная подготовка строительства храма.

 

Сугубый грех Давида

2 Цар. 11, 1-4: прелюбодеяние Давида.

2 Цар. 11, 6-13: Давид посылает за Урией[205].

2 Цар. 11, 14-25: убийство Урии.

2 Цар. 11, 26- 27: женитьба Давида на Вирсавии[206].

 

Пророк Нафан и Давид

2 Цар. 12, 1-6: притча, сказанная к Давиду пророком Нафаном[207].

2 Цар. 12, 7-15а: прозрение.

смерть младенца (2 Цар. 12, 15б-23).

2 Цар. 12, 24-25: рождение Соломона[208].

50-ый псалом книги Псалтирь, как образец силы покаяния и пример истинного покаяния.

 

Восстание Авессалома

Красота и высокомерность Авессалома[209].

2 Цар. 15, 1-12: восстание Авессалома.

2 Цар. 15, 13-18: бегство Давида из Иерусалима.

2 Цар. 15, 30-31: Скорбный царь Давид на горе Елеонской[210]. Предательство Ахитофела[211].

2 Цар. 17, 23: Самоубийство Ахитофела.

Ахитофел, как прообраз Иуды Искариота.

 

Война Давида с Авессаломом

2 Цар. 18, 1-8: Сражение в лесу Ефремовом[212].

2 Цар. 18, 9-18: смерть Авессалома.

Скорбь Давида.

 

Возвращение Давида на царство

2 Цар. 19, 1-8: Упрек Иоава[213] Давиду.

Возвращение Давида в Иерусалим.

2 Цар. 24, 1-9: Народная перепись и гнев Божий (9 стих: причина исчисления).

2 Цар. 24, 10-14: Давид выбирает себе наказание.

2 Цар. 24, 15-17: моровая язва.

2 Цар. 24, 18- 25: жертвенник на гумне Орны[214] - умилостивление Господа.

 

Третья книга ЦАРСТВ

 

Завещание и смерть Давида

Борьба за престолонаследие (Адония[215] и Соломон):

Адония добивается Царства (3 Цар. 1, 5-10).

Нафан извещает Вирсавию (3 Цар. 1, 11-14).

Вирсавия у Давида (3 Цар. 1, 15-21).

Нафан говорит за Соломона (3 Цар. 1, 22-27).

Давид решает в пользу Соломона (3 Цар. 1, 28-37).

 

3 Цар. 1, 38-40: Помазание Соломона на Царство.

3 Цар. 2, 1-4: увещание Соломону.

3 Цар. 2, 8-9: последнее распоряжение Давида об уничтожении язычников.

3 Цар. 2, 10-12: смерть Давида.

 

Царствование Соломона

Мудрость царя, его величество и могущество.

3 Цар. 3, 3-15: первое явление Божие Соломону. Просьба царя к Богу - пример мудрости и смирения (ср. с Евангельским Словом “Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится вам” (Мф. 6, 33).

3 Цар. 3, 16-28: решение спора двух женщин, как пример мудрости царя.

3 Цар. 4, 20-28: величие страны премудрого Соломона.

3 Цар. 4, 29- 34: Священное Писание о чрезвычайной премудрости Соломона.

 

Храм премудрого Соломона

Построение храма (3 Цар. гл. 5-7: семилетнее строительство (1017-1009 гг. до Р.Х.), изображение херувимов; храм Соломона, как прообраз христианского православного храма).

 

Краткая историческая справка - Храм Соломона и гора Мориа:

Храм Соломонов был построен на горе Мориа.

Фундамент храма Соломонова заложен был за 1008 - 1009 лет до Р.Х., и строение его продолжалось 7 лет; сокровища всего востока текли в Иерусалим на построение сего святилища, от коего в настоящее время уцелели лишь некоторые внизу своды, сделанные из камней огромной величины. При построении храма ежемесячно попеременно 10 000 человек рубили в Ливане кедры и певги, 70 000 человек свозили и сносили материалы к месту их назначения и 80 000 человек высекали камни из горы. Над работавшими находилось еще 3 600 приставников.

Приступая к строению храма, Соломон сделал громадные насыпи в уровень с вершиною горы Мориа и образовал обширную квадратную площадь, которая занимала почти 6-ю часть города; обнесена она была стеною вышины и толщины 6 локтей. С каждой стороны величественный портик вводил в первое отделение, назначенное для язычников и нечистых евреев; во втором отделении израильтяне отправляли свои молитвы; в нем вокруг всего храма шли колоннады и галереи; третье отделение занимали левиты; четвертое отделение составлял самый храм, который был длиною 60 локтей, шириною 20, вышиною 30, и состоял из притвора, святая и святая святых; в святая - входили иереи ежедневно, а в святая святых - входил лишь первосвященник и однажды в год. В святилище этом устроен был алтарь золотой, и трапеза для предложения хлебов, и святильники золотые, пять по правую и пять по левую стороны; кадильница, блюда и прочие принадлежности были золотые, и двери золотые; даже помост главного святилища покрыт был листовым золотом. Бесчисленные богатства преисполняли внутренность храма. Врата обращены были к востоку, дабы первые лучи солнца озаряли дом Божий.

Херувимы славы, осенявшие алтарь (ковчег, или крышку его, называвшуюся “очистилище”), вышиною были 10 локтей, а крылья у них были по 5 локтей. В Ковчеге Завета находились стамна золотая, имевшая манну, жезл Ааронов, прозябший и Скрижали Завета, на коих начертаны были заповеди, данные Богом Моисею.

Кир, царь Персидский, послал проповедовать по всему царству своему, что Господь повелел ему возобновить дом Его в Иерусалиме и чтоб кто желает помогли серебром и золотом и сосудами и скотом, и вторично евреи начали созидать храм Божий на горе Мориа; но уже кивот завета не находился в новосозданном храме: оный, по преданию сокрыт был Пророком Иеремиею в недрах горы. Возобновленный храм стоял около 500 лет. За 19 лет до Р.Х., Ирод, желая сделать угодное евреям, перестроил его и великолепно украсил, употребив камни в 40 локтей длины; об них-то и сказал Господь, что камень на камне не останется (Мк. 13, 2).

Множество знаменательных библейских событий совершилось на горе Мориа и в Соломоновом храме: на сем месте Авраам, повинуясь Богу, вознес некогда на жертвенник сына своего Исаака; сюда сходил ангел-истребитель для наказания Давида за самовольное исчисление народа; тут стоял кивот завета; в этом святилище воспиталась пренепорочная Богоотроковица Мария; сюда принесла Она двух горлиц в жертву очистительную; здесь Ее встретил праведный Симеон, и взяв на руки Спасителя мира, произнес сии боговдохновенные, многознаменательные слова; “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...”, сюда приходил на праздник Пасхи с родителями своими по плоти Богоотрок Иисус Христос; здесь Он, будучи 12-тилетним отроком, учил законоучителей еврейских; на кровле сего святилища дерзнул диавол искушать Его; отсюда Он изгнал бичем торжников; здесь Он избавил от осуждения жену-блудницу и ублажил вдовицу, принесшую две лепты; в сем святилище Он многократно укорял книжников и фарисеев; сюда Он, наконец, при кликах народа: “Осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев” (Ин. 12, 13), торжественно вступил за несколько дней до вольного страдания Своего; в сем храме во время Его Голгофских страданий раздралась от верхнего края до нижнего церковная завеса, которая была толщиною около 9 сантиметров.

В 70 году после Р.Х. Тит окружает Иерусалим и вскоре после Пасхи берет его. С августа месяца в храме на горе Мориа прекращаются жертвоприношения.

Через 300 лет после разорения Иерусалима Титом, богоотступник Иулиан, вопреки предречений Божиих, вздумал возобновить храм этот; евреи и жены их ничего не щадили, дабы видеть святилище свое возобновленным, несли деньги и все свои ценности, неусыпно работали на развалинах, даже старцы и дети участвовали в работах; но все было напрасно: являлись ужасные огненные видения, и трудящиеся поглощаемы были землетрясениями, что и вынудило иудеев оставить суетное свое предприятие.

В 636 г. по Р.Х., когда мусульмане овладели Иерусалимом, то на месте сего святилища калиф Омар воздвиг мечеть, назвав ее “Эль-Сакраг”, но когда крестоносцы овладели Иерусалимом, то мечеть эту обратили в церковь. По изгнании их снова луна осветила мусульманское чтилище, которое и доныне существует, и величественностью своею превосходит все здания Иерусалима.

Чрез западные врата ограды вступаем на обширный двор бывшего храма, образующий собою громадную площадь, покрытую зеленью; на площади возвышается готическое восьмиугольное здание мечети синеватого цвета, с большим сферическим куполом и золотым полумесяцем на вершине. Мечеть имеет четверо ворот, расположенных по четырем сторонам света: северные врата называются “Бабуль-Джинна”, или двери рая; южные “Бабуль-Кибля”, т. е. двери молитвы; восточные “Бабуль-Дауд”, т. е. Давидовы; и западные “Бабуль-Харб”, или двери войны.

При входе внутрь мечети прежде всего внимание останавливается на внутреннем освящении предметов: свет, проходя чрез разноцветные стекла окон купола, покрывает все какою-то таинственностью. Два круга колонн из разноцветного мрамора поддерживают арки купола; первый круг колоннады идет вокруг стен, а второй расположен под самым основанием купола. В средине внутренней колоннады находится огромный камень или скала, темно-серого цвета, вышиною около 2 метров, а длиною во всю ширину купола, огражденный вызолоченной решеткой. Этот камень составляет главное святилище мечети; по имени сей скалы она названа Эль-Сакраг. Предания утверждают, что этот камень перенесен сюда из Вефиля при построении второго храма, существовавшего при Спасителе, что на этом камне почивал Иаков, когда видел во сне небесную лествицу, и что на сем камне был утвержден кивот завета. Во времена крестоносцев, когда мечеть Омарова в продолжении целого столетия была христианскою церковью, камень служил престолом при совершении литургии. Весь Восток благоговейно чтит этот священный камень.

Под камнем находится пещера, в которой, по преданию, убит был святой Пророк Захария. Есть предание, что эта же пещера была местом многих замечательных событий и местопребыванием святых мужей. В ее преддверии, в небольшой комнате, хранятся главные святыни мусульман: щит Магомета, знамя и меч Али, и копье принадлежавшее будто бы Давиду; тут же хранятся оставленные Магометом: подлинник Корана, седло его любимой лошади и разные хоругви. На дворе, против восточной стороны мечети, построен мраморный киоск, с водоемом восьмиугольной формы, увенчанный красивым куполом: его называют троном Давида.

В южной стороне двора стоит другая мечеть: Эль-Акса (отдаленная); тут был христианский храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, построенный царем Константином. На месте алтаря стоит мусульманская кафедра, близ коей две ниши (углубления): в нише с правой стороны отпечатлена стопа Спасителя, перенесенная, по преданию с горы Елеонской, а в другой нише две малые стопы или следа, по преданию, принадлежавшие Пресвятой Богородице, обитавшей здесь. Церковь построена крестообразно и украшена прекрасными колоннами из разного мрамора.

В числе ворот, вводящих в Омарову мечеть, замечательны ворота Золотые, заложенные наглухо, и ворота Красные, или Апостольские, при коих Апостол Петр исцелил хромого, просившего подаяния (Деян. 3, 6). Против этих ворот находятся развалины башни Марка Антония, напоминающие древнее владычество Римлян; башня была построена первосвященником Гирканом Маккавеем, который и жил в ней.

Нынешние потомки Израиля по пятницам приходят и плачут близ ограды бывшего некогда святая святых, а входить в ограду не дерзают.

 

Освящение храма и перенесение ковчега в храм.

3 Цар. 8, 1-13: храм как обиталище Божие.

3 Цар. 8, 14-21: речь Соломона.

3 Цар. 8, 22-53: назидательность молитвы Соломона - вознесение рук и коленопреклонение как знак благоговения и смирения, начало молитвы с благодарения (23-26), ст. 27-30: о правильном отношении ко храму, ст. 31-53: семь прошений ко Господу (число 7 как знак полноты):

1) о праведном решении спора в храме пред лицом Господним (31-32),

2) прошение о принятии покаяния народа во времена бедствий (33-34),

3) о принятии покаяния и отведения засухи (35-36),

4) прошение об отведении различных бедствий, “услыши и помилуй” кающихся и просящих о пощаде и насади в сердце народа страх Божий, чтобы народ не уклонялся от соблюдения заповедей (37-40),

5) прошение о том, чтобы Господь услышал молитву всякого иноплеменника, вошедшего в храм (впоследствии царица Савская, Нееман Сиринянин) (41-43),

6) “приими молитвы уходящих на войну по Твоему повелению” (44-45),

7) просьба услышать молящихся в сторону храма в случае общего пленения (46-50).

Основание надежды молитвы Соломона в особом избрании еврейского народа и Его милосердие к кающимся, “ибо нет человека, который не согрешил бы” (51-53)).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь