Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Охозия - восьмой царь Израильский
Охозия[240] - сын Ахава; продолжение нечестия. 4 Цар. 1, 1-8: Болезнь Охозии - обращение к Вельзевулу[241], божеству Аккаронскому[242]. Гора Кармил 4 Цар. 1, 9-15: попытки слуг Охозии захватить Илию.
4 Цар. 1, 17- 18: Смерть Охозии. Вступление на царство Израильское Иорама[243].
Пророк Елисей 4 Цар. 2, 1-12а: Взятие Илии на небо. Призвание пророка Елисея: “Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне”. 4 Цар. 2, 12б-25: множество чудес пророка Елисея. Елисей как новый Моисей, новый прообраз Спасителя и прообраз Апостолов.
Чудеса Елисея: 4 Цар. 4, 1-7: Чудо с маслом у вдовы. 4 Цар. 4, 18-37: воскрешение сына Сонамитянки[244]. 4 Цар. 4, 38-41: оздоровление ядовитой похлебки (дикие плоды стали пригодны в пищу). 4 Цар. 4, 42- 44: чудесное насыщение ста человек.
История с Нееманом: 4 Цар. 5, 1-5: Исцеление Неемана[245] Сириянина - пример милости к чужеземцам (проказа Неемана - военачальника царя Сирийского, свидетельство израильской девочки о необходимости обращения к пророку, письмо царя Сирийского к Иораму с просьбой о содействии Нееману. 4 Цар. 5, 8-14: семикратное омовение в Иордане и очищение - пророчество о таинстве Крещения и просвещения язычников, обращение их к Богу истинному. 4 Цар. 5, 15-19а: Отказ Елисея от вознаграждения. 4 Цар. 5, 19б- 27: Проказа на слуге Елисея Гиезии[246], как наказание за корыстолюбие: прообраз Иуды Искариотского.
Дальнейшее служение Елисея: Спасение потонувшего топора из воды (4 Цар. 6, 1-7). 4 Цар. 6, 11-19: Елисей поражает Сириян слепотой. 4 Цар. 6, 20-23: Елисей приводит слепых Сириян в Самарию - прообраз Святого Крещения, а пир - символ радости, обретшего Истину. 4 Цар. 8, 1-6: Елисей предсказывает семь лет голода.
Царь Израильский Ииуй и его приемники 4 Цар. 9, 1-13: помазание Ииуя[247] на царство. 4 Цар. 9, 14-26: Поражение и убийство Иорама, царя Израильского. 4 Цар. 9, 27-29: Поражение и убийство Охозии, царя Иудейского.
Избиение дома Ахава (4 Цар. 9, 30-37; 10, 1-36): 4 Цар. 9, 30- 37: Убийство Иезавели. 4 Цар. 10, 1-11: Убийство семидесяти сыновей Ахава. 4 Цар. 10, 12-14: Убийство сорока двух братьев Охозии. 4 Цар. 10, 15-17: Убийство всех оставшихся из дома Ахава; избиение служителей Ваала (10, 18-27); история гибели дома Ахава, - начало возвращения благочестивой жизни. 4 Цар. 10, 28- 36: итог царствования Ииуя; уменьшение территории Израиля. Иоахаз[248] - сын Ииуя, преданность идолопоклонству. Иоас[249] - сын Иоахаза: нечестие Иоаса (4 Цар. 13, 10-13).
Смерть пророка Елисея 4 Цар. 13, 14-19: Елисей и стрела избавления. 4 Цар. 13, 20-21: смерть Елисея и чудо у гроба его (еще раз о Елисее как прообразе Спасителя).
Иеровоам II - царь Израильский (4 Цар. 14, 23-29) Иеровоам II[250] - сын Иоаса, - один из замечательных царей царства Израильского; полный разгром языческого окружения; дружеские отношения с Иудейским царством; великолепие двора. Но: попрание закона Моисеева - лишение земель основной части населения, рабский труд; непрочность государства в религиозно-нравственном отношении; элементы идолослужения в стране. Блестящее царствование Иеровоама II было последним и притом призрачным расцветом пред полным увяданием. Царствовал Иеровоам II 41 год.
Краткая историческая справка - Ассирийская монархия и древний город Ниневия На фоне быстрого падения могущества Израиля развивается великая Ассирийская монархия. Название Ассирия происходит от Ассура, сына Сима. По всей вероятности, Ассирия была основана Ассуром, построившим Ниневию, или же Нимвродом, спустя 120 лет после потопа. Итак, Ассирийское царство существовало уже за 2500 лет до Р.Х. В общем значении слова Ассирия заключала в себе все страны и народы до Средиземного моря на запад и до реки Инда на восток. По Ктезию, последним царем Ассирийским был Сарданапал, известный своей роскошью и сладострастием, который, будучи осажден в Ниневии Набопалассаром, сжег себя вместе с женами и сокровищами во дворце своем, после чего Ассирия была разделена между завоевателями. В настоящее время только раскопки холмов или курганов, близ Мосула, служат свидетельством древнего величия и славы Ассирийского царства. Столицей Ассирии являлась Ниневия. Название Ниневия означает “жилище или город Нина”. Самое ранне упоминание о Ниневии заключается в следующих словах книги Бытия: “Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию” (Быт. 10, 11). Ниневия лежала на восточном берегу Тигра близ нынешнего города Мосула. Ниневия была одним из самых больших городов мира. По свидетельству Диодора Сицилийского она имела 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 28 километров в поперечнике и около 90 километров в окружности) и была защищена стенами в 46 метров вышиной. Ниневия - один из величайших городов древности. Стены его были настолько широки, что по ним рядом могли скакать три колесницы, и они защищались 1555 башнями. Ниневия была разрушена в 610 году Набополассаром, царем Вавилонским и Циаскиром, царем Мидийским, чуть более 200 лет спустя после проповеди пророка Ионы. Теперь мы встречаем развалины Ниневии в городах Карсабаде, Нимруде, Куюнджюке и других. При открытии только малой части дворца было обнаружено более 70 залов. Археологи стоят перед нелегкой задачей, проводя исследования древнего города. Ниневия настолько огромна, что ее раскопки, возможно, никогда не завершатся. Над одним из древних дворцов стоит современная деревня. Над другими районами города находятся кладбища, которые нельзя потревожить. Чтобы добраться до ассирийских пластов почвы, археологам приходится преодолевать слой различных обломков толщиной в 10-15 метров.
Книга пророка ИОНЫ Пророк Иона Ион. 1, 1-3: Долготерпение Божие к Израилю - послание пророка Ионы[251] проповедовать ниневитянам смирение и покаяние (пророки Израиля и раньше имели вес в языческих государствах). Бегство Ионы. Ион. 1, 4-10: Великая буря на море. Ион. 1, 11 - 2, 1: Иона брошен в бушующее море. Ион. 2, 2- 11: Раскаяние и избавление Ионы, слова пророка как пророчество о распятии Христа и сошествии Его во ад. Ион. 3, 1-10: Проповедь Ионы о покаянии, благоразумие царя Ниневии, избавление Божие.
тайна милосердия Божия (Ион. 4): Ион. 4, 1-5: Огорчение Ионы. Ион. 4, 6-8: Растение над кущей Ионы. Ион. 4, 9- 11: Слово Божие о милосердии.
Начало падения царства Израильского Нечестие и кровожадность ряда царей Израиля после Иеровоама II: Захарий[252] (4 Цар. 15, 8-12). Селлум[253] (4 Цар. 15, 13-16). Менаим[254] - семнадцатый царь Израиля (первое нападение Ассириян, обложение Израильтян тяжкой данью) (4 Цар. 15, 17-22). Факей[255] - восемнадцатый царь Израильский (4 Цар. 15, 23-26). Завоевание ассирийским царем всей восточной стороны Иордана и уведение в плен жителей за иорданских колен (4 Цар. 15, 27-31).
Пророчества Амоса[256] и Осии[257], как проявление милости Божией к народу Израильскому и ожидание от народа покаяния. Например, пророк Осия говорит к народу Израильскому: “народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? поступлю ль с тобою, как с Адмою[258], сделаю ли тебе, что Севоиму[259]“ - это пророчество не только о гибели царства Израильского и подпадение его под Ассирийское пленение, но и пророчество о судьбе всего еврейского народа с указанием причин гнева Божия. Землетрясение в Израиле по предсказанию пророка Амоса как грозное предостережение страшных бедствий.
Осия - двадцатый, последний царь Израиля - падение царства Израильского 4 Цар. 17, 1-6: Вступление на царство Осии[260]. Союз Осии с Сигором[261], царем Египетским. Отказ Израильтян платить ассириянам дань. Трехлетняя осада Самарии царем Ассирийским Салманассаром[262]. Взятие[263] Самарии Саргоном[264]. Взятие под стражу царя Осии. Переселение израильтян в Ассирию - конец царства Израильского - 723 г. до Р.Х..
Священное Писание о причинах гибели Израильского царства 4 Цар. 17, 7-23: идолопоклонство, не соблюдение заповедей Божиих, отвержение от дома Давидова (религиозный раскол).
Заселение Израиля новыми пришельцами Для обеспечения безопасности ассирийский царь уводит в плен большую часть населения страны, где те расселились между различными племенами. А на их место в Палестину он переселил язычников (жители Вавилона и Сирии), из смеси с которыми образовалась смешанная народность, получившая впоследствии названия самарян[265] (4 Цар. 17, 24-41).
Книга ТОВИТА
Товит[266] - пример праведности среди народа Израильского и пример благочестивой жизни в плену, городе Ниневии. Тов. 1, 9-18: Живя в Ниневии, Товит приобрел торговлею большое богатство. Много благодеяний он оказывал своим соплеменникам. В Рагах[267] Мидийских Товит оставляет на сохранение Гаваилу 10 талантов[268] серебра. Новый царь Ассирийский, Сеннахирим, начал преследовать и убивать Иудеев. Трупы убитых валялись на улицах города. Товит тайно погребал их. На Товита совершается донос за погребение умерших Евреев, его богатство расхищается, ему самому приходится бежать, но вместо Сеннахирима во власть вступает новый царь Ассирийский, сын прежнего, Сахердан (Тов. 1, 19-22). Испытание Товита - бельмо на глазу (Тов. 2, 10). Тов. 3, 1-6: Молитва Товита в дни испытаний. Тов. 3, 7-10: Испытание Сарры, дочери Рагуиловой. Тов. 3, 11-15: Молитва Сарры. Тов. 3, 16-17: Священное Писание о великом провидении Божием. Товит призывает своего сына Товию[269], дает ему наставления и отправляет его в Раги Мидийския за деньгами, оставленными им на сохранение (Тов. 4). Приготовления к путешествию в Раги. Совет отца найти спутника. Встреча молодого человека Рафаила[270] (Тов. 5, 1-4). Тов. 5, 17б-22: Последние наставления отца к сыну перед дорогой. Рыба на берегу Тигра. Рыба[271] кинулась на Товию. По совету спутника рыба эта была испечена, а сердце, печень, и желчь ее Товия взял с собой. Спутник Товии объяснил, что желчь этой рыбы уничтожает бельма, а курение сердцем и печенью исцеляет от мучения демона (Тов. 6, 2-9). Тов. 7, 1-8: Гостеприимство израильтянина Рагуила[272] и его семейства в городе Экбатаны.
Краткая историческая справка - город Экбатаны: Екбатаны - греко-латинское название Еврейского города Ахмета, города и столицы царства Мидийского (I Ездр. 6, 2). Вместе с тем город Екбатаны был летней резиденцией Персидских, а позднее Парфянских царей. Город Екбатаны был расположен на месте или в очень близком расстоянии от одного из значительнейших городов нынешней Персии Гамадана (Иран). По Геродоту, этот город был построен Дейоком, царем Мидийским и окружен семью кольцеобразными стенами (Иуд. 1, 1-4). В этом городе, по всей вероятности, найден свиток, в котором Кир повелевает Иудеям восстановить храм. Там был великолепный царский дворец и храм солнца. По смерти своих родителей сюда переселился и здесь жил Товия и здесь же скончался. В этом городе указывают гробницу Есфири и Мардохея. Здесь в 324 году до Р.Х. Александр Македонский провел два осенних месяца и праздновал здесь праздник Дионисия. В первые века христианства здесь проповедовалось Евангелие и была учреждена Церковь. Воспоминание об епископах находится в истории Восточной Церкви, но христианской общины давно уже нет. Говорят, что здесь доселе находят еще значительное число Иудеев.
Договор о браке Товии и Сарры, дочери Рагуила (Тов. 7, 9-17). Тов. 8, 1-9а: Бракосочетание Товии и Сарры. По совету спутника Товия положил в кадильницу желчь и сердце пойманной рыбы. Курением был изгнан демон, который умерщвлял мужей Сарры. Молитва о благословении брака. Тов. 8, 9б-21а: Беспокойство Рагуила. Рагуил заранее выкапывает могилу для Товии. Брачный пир. Тов. 9, 1- 6: Рафаил уходит к Гаваилу и приносит Товии 10 талантов серебра. Товия с женой и Рафаилом возвращается к отцу в Ниневию (Тов. 10, 7б-13). Исцеление Товита - Товия по совету Рафаила помазал отцу глаза желчью рыбы и тем самым снял бельма с глаз его (Тов. 11). Тов. 12, 1-5: Награда Рафаила. В благодарность отец и сын предложили ему половину имения. Тов. 12, 6-15: Рафаил открывается людям: Он - Ангел: “Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели много с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молилась, я возносил ваши молитвы пред Святаго; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя, и невестку твою. Я Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых”. Тов. 12, 16-22: Рафаил покидает Товита и Товию. Отец и сын в страхе пали на землю. Рафаил сказал: “не бойтесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами”. Товит и Товия встали, но уже не видели Ангела-хранителя. Хвалительная песнь Товита (Тов. 13). Тов. 14: Пророчество Товита. Товит о добродетели милосердия. Кончина Товита.
История царства Иудейского
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы