Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Национализм и его основные виды. Базовые социально-по-литические идеи фашизма, анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.



Одними из самых распространенных слов нашего сегодняшнего политического лексикона являются слова «радикализм» и «экстремизм». Радикализм как политическое течение является антиподом консерватизма. Если консерватизм настаивает на сохранении основных ценностей или совокупности институтов данного общества, то радикализм (от лат. radix – корень), напротив, означает требование их решительного и глубокого коренного изменения. Привлекательность радикализма объясняется тем, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые окончательные решения. Благоприятную почву для настроений радикализма создает обычно состояние нестабильности и общей неуверенности в завтрашнем дне.

Склонность к крайним методам на практике сближает радикализм с политическим экстремизмом. Экстремизм отличается от радикализма тем, что не останавливается перед применением для достижения политических целей любых форм насилия, причем не эпизодически, а как постоянного средства политической борьбы, вплоть до политического терроризма. В современной политической науке принято выделять левый и правый экстремизм. Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных, а правый – ультранационалистическими идеями, но результаты их деятельности нередко бывают схожими.

К разновидностям левого экстремизма обычно относят идеологию и политическую практику анархизма, к правому – идеологию и политическую практику фашизма.

Анархизм (от греч. а narchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штиринером (1806–1856) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809–1865). Видными представителями анархизма были также русские революционеры М. Л. Бакунин (1814–1876) и П. А. Кропоткин (1842–1921).

Национализм как социально-философское, политическое понятие – феномен неоднозначный и сложный. В широком смысле его определяют как идеологию, стержнем которой является понятие нации, «выражение ее духа». Нация, согласно обобщениям английского философа и политолога Э. Геллнера, является единством волевого, культурного и политического компонентов, т. е. желания людей идентифицировать себя с определенной общностью, наличия у данной общности высокой культуры и возможности обеспечивать ее целостность на политическом уровне в рамках существования суверенного государства. Отсюда национализм рассматривают как принцип, который настаивает на том, чтобы политическое и культурное сообщество совпадали.

Национализм представляют и как идеологию, «воспитывающую в людях самосознание», и как идеологию отдельных слоев, использующих национальную идею для достижения определенных, как правило, агрессивных целей.

В современном мире говорят о двух моделях формирования национализма. Первая (условно называемая французской моделью) характеризует ситуацию, при которой сильные династические государства содействовали формированию гражданского (политиче ского) национализма в культурном пространстве своего этноса, причем политические и культурные границы практически совпадали. Все граждане начинают ощущать себя политико-культурной общностью, что не должно лишать национальные меньшинства права сохранять свою специфику. Формирование этнокультурного национализма (немецкая модель) было тесно связано с задачами национального объединения, т. е. происходило в условиях интеграции культурного этноса под началом сильного государства – развитие этого национализма осуществлялось по вектору «снизу вверх», а не наоборот, как в первой модели. Этот тип подчеркивает существование нации как естественноисторического объективного явления, одухотворенного кровными узами, традицией. Именно эту модель национализма связывают с возможностью трансформации при определенных условиях в этнократию, крайней формой которой является нацизм с его идеей всемирного господства избранной нации.

Фашизм (от итал. – fascium, от fascio – пучок, связка, объединение) – это праворадикальное идейно-политическое движение, возникшее вскоре после Первой мировой войны в ряде стран Европы. Наиболее полное воплощение идеология и практика фашизма получили в тоталитарных политических режимах Б. Муссолини в Италии в 1922-1943 гг. и А. Гитлера в Германии в 1933-1945 гг. Менее развитые в идеологическом и практическом отношении формы фашизм приобрел в режимах генерала Ф. Франко Баамонде в Испании, маршала А. Ф. Петена во Франции, А. Салазара в Португалии, адмирала М. Хорти в Венгрии, маршала Й. Антонеску в Румынии, маршала К. Г. Маннергейма в Финляндии, А. Павелича в Хорватии, Й. Тисо в Словакии, царя Бориса III в Болгарии. Отдельные рецидивы фашизма проявились и после Второй мировой войны – в Аргентине (1945–1955), Бразилии (1934–1954), Парагвае (1957–1989), Греции (1967–1974), Чили (1973–1990).

Фашизму во всех его разновидностях свойственны воинственный иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию, неприязнь к образованности. Стержневой в идеологии фашизма является идея нации, а в немецкой разновидности этой идейной доктрины, именуемой чаще всего нацизмом, – идея расы. Именно раса, согласно идеологам нацизма, – источник и нации, и государства. Суть нацизма в том и заключается, что провозглашается превосходство одной расы над всеми другими, чем, соответственно, и «обосновывается» ее право на господство. Исходя из этого постулата, идеологи нацизма внушали массам, что именно немцы составляют высшую расу, что именно в их жилах течет чистая арийская кровь, и потому самой судьбой они предназначены для мирового господства. Ради обеспечения своего господствующего положения немцам следует исключить смешение с другими расами. Для достижения своих целей как во внешней, так и во внутренней политике фашистские идеологи и вожди считали приемлемыми любые средства и потому основную ставку делали на насилие.

К чему привела такого рода политика, хорошо известно – лагеря смерти, душегубки, планомерное уничтожение «низших рас» и «недочеловеков» (евреев, цыган, славян), рабская эксплуатация народов оккупированных стран во имя процветания и благополучия «высшей расы».

Термином «пацифизм» (лат. расificus – умиротворяющий; от рах – мир и fасio – делаю) принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей. Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, в том числе и справедливой освободитель­ной войны. В основе пацифистской установки лежат гумманистические идеи о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом праве каждого человека на жизнь. В различные периоды видными идеологами пацифизма были писатели Берта фон Зутнер (1843–1914, Австрия), Лев Толстой (1828–1910, Россия), Анри Барбюс (1873–1935, Франция), политики и общественные деятели Махатма Ганди (1869–1948, Индия), Мартин Лютер Кинг (1929–1968, США) и др.

Основной метод борьбы пацифистов за ненасильственный мир – убеждение и личный пример. Участники пацифистского движения ведут пропаганду идеи ненасилия, убеждают власти решать конфликтные вопросы путем переговоров, отказываются участвовать в любых насильственных актах, организуют массовые выступления, направленные на мирное урегулирование международных конфликтов.

Феминизм (от лат. f е mina – женщина) – теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и в конечном счете достижение равенства полов. В более широком смысле термином «феминизм» обозначаются течения философской, политической и правовой мысли, занимающиеся женской проблематикой.

Термином «экологизм» (от греч. о ik оз – дом, жилище, местопребывание и 1оgos – слово, учение) принято называть систему взглядов, т. е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды. Отправным в данной идеологии является положение, согласно которому человек является частью природы, а не ее «господином», как считалось в классических идейных доктринах. Экологисты настаивают на том, что одержимость идеей экономического роста, с которой связывали свои надежды сторонники и либерализма, и консерватизма, и социализма, привела к истощению природной среды и, нарушив хрупкое экологическое равновесие, от которого зависят все живые организмы, поставила под угрозу само выживание человеческого рода. Из этого вытекает следующий постулат экологизма: поддержание окружающей среды выше удовлетворения потребностей человека.

Стратегической задачи экологисты считают глубокую экологическую трансформацию мышления, которая повлечет изменение подхода к содержанию и целям преобразовательной деятельности людей. При этом предполагается добиться радикального преобразования всех видов человеческой активности в плане экологической целесообразности, начиная с материальной (характер производства и потребления) и кончая духовной (устоявшиеся привычки, взгляды, убеждения).

Термином «глобализм» (от лат. globus – шар) ныне принято обозначать, во-первых, направление научного, политического, философского мышления, отражающего особенности современного этапа развития человечества, и, во-вторых, идеологическую доктрину, обосновывающую политику глобализации, направленную на преобразование разрозненного мирового экономического, политического и культурного пространства в единую глобальную систему.

Глобализация представляет собой объективный и отчасти управляемый процесс изменения всех сторон жизни общества, ведущий к превращению мирового сообщества в целостный организм. Этот процесс выражается в становлении системы мировых взаимосвязей, в которой произошедшие изменения или события в одном регионе мира влияют на действия людей, живущих во всех других его регионах. Суть глобализации, таким образом, заключается в том, что расстояния и территориальные границы между нациями-государствами перестают играть прежнюю роль.

Антиглобализм (от греч. а nti – приставка, обозначающая противоположность, враждебность чему-либо, направленность против чего либо, и глобализм) – международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональными финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно выступающее за разработку и реализацию демократической модели глобализации. Антиглобализм возник как реакция со стороны различных категорий общественности разных стран, международных организаций (как правительственных, так и неправительственных), государственных и общественных деятелей, видных ученых, представителей духовенства основных религиозных конфессий на нарастание в мире всех форм неравенства, вызванного политикой глобализации.

Термин фундаментализм (от лат. fundamentum – основание) обозначает образ мыслей, предполагающий существование определенных глубинных и окончательных истин, не подлежащих сомнению, каково бы ни было их содержание. Такой способ мышления чаще всего характерен для религиозно настроенных групп людей, которые склонны трактовать и политику, и все стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений. С точки зрения религиозных фундаменталистов, политическая и социальная жизнь должна быть организована на «изначально данных» религиозных принципах, которые, согласно верованиям, возвещены Творцом в священных текстах.

Первоначально фундаментализмом называлось течение современного протестантизма, представители которого требовали принятия в качестве основы (фундамента) вероучения всего содержания Священного Писания и отказа от попыток его критического пересмотра. В последние годы взлет религиозного фундаментализма наблюдается по всему миру. Христианские, иудейские и исламские фундаменталисты верят в непогрешимость своих священных книг и часто организуются против основной части собственного духовенства, которое проявляет большую терпимость к модернизационным процессам. Там, где фундаменталисты развились в крупные политические силы, как, например, в исламских странах Среднего Востока, в индуистских и буддийских странах Южной Азии, они стремятся создать теократические государства, не допустить таких социальных мер, как планирование семьи, и навязать религиозные нормы в сфере образования. Конкретные формы проявления фундаментализма зависят от специфики культуры религиозного сообщества.

Понятие «фундаментализм» обычно употребляется в отрицательном смысле, означая закостенелость, догматизм и авторитарность мышления. Однако фундаментализм может быть связан и с позитивными явлениями, например, с бескорыстным поиском истины, утверждением социального равенства и справедливости, проявлением верности устоявшимся этическим нормам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь