Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовное и культурное развитие учащихся сельской школы. Лешина Елена Сергеевна МОУ Баевская СШ



«Нет ничего труднее, чем перевоспитать человека, плохо воспитанного»

Ян Амос Комнеский.

В условиях современного российского села воспитать молодёжь, обладающую качествами жизнеспособной личности, конкурентноспособную, компетентную в различных областях жизни, трудоспособную, социально активную, умеющую и желающую строить свою жизнь на селе, готовую трудиться на благо села, «заряженную» патриотизмом по отношению к малой родине, чувством ответственности за нее-очень не простая задача, решить которую можно только всем миром, используя современные психолого-педагогические технологии.

Исходным посылом формирования жизнеспособности выступает идея психологических опор в жизни человека как источников помощи и ресурсной базы его жизнеспособности. Для обретения жизнестойкости человеку необходима внутренняя опора - благожелательная обстановка в семье, малых группах, других общностях, с которыми он имеет дело. Внутренняя опора требует подкрепления внешней опорой - надежными жизненными устоями сообщества, прочностью авторитета, власти, надежными нравственными ориентациями, наличием общественных и индивидуальных идеалов. Важна опора и на собственные силы, собственную жизнестойкость, необходимость отказа от всего негативного, излишнего и важность концентрации усилий на самом существенном, позитивном в мыслях и деталях.

Четыре главные движущие силы способствуют «взращиванию» жизнеспособной личности и соответственно составляют основу этого процесса. Первая - взрослые люди, родные и близкие ребёнка. От того, как они живут, как ведут себя, как поступают в тех или иных ситуациях, как участвуют в жизни ребёнка, во многом зависит его жизнеспособность. Иными словами, первый и главный фактор, базовый фундамент процесса формирования жизнеспособной личности составляет образ жизни родных и близких ребёнку людей.

Л.Н.Толстой, как писатель и педагог, много размышлявший по его признанию о воспитании, пришел к выводам «окончательным, когда чувствуешь себя не в состоянии ни изменить их, ни прибавить к ним что либо. Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы не хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся вопрос жизни: как надо самому жить?»

Процесс воспитания жизнеспособной личности основывается на ряде постулатов, служащих исходной базой для развертывания практической деятельности. В частности, на постулате, что сформировать качества жизнеспособной личности возможно, если взрослые демонстрируют жизнестойкость, несмотря на все трудности современной жизни. Если взрослые не утратили воли к жизни, какой бы тяжелой она не была, значит, есть основания полагать, что их дети вырастут жизнеспособными людьми, готовыми к преодолению трудностей, какими бы непреодолимыми они не казались.

Второй движущей силой формирования жизнестойкости ребенка является общественная поддержка (моральная, эмоциональная, воспитательная, образовательная) кА со стороны ближайшего окружения (семейно-родословного, соседского, дружеского), так и государственных структур. Такое видение процесса формирования жизнеспособной личности даёт надежду, что в какой-либо из сред жизнедеятельности ребенка (семейной, образовательной, «уличной», внешкольной) обязательно найдутся люди, способные преподнести ему уроки жизни, помочь, подержать, направить его в правильное русло.

Третьей движущей силой воспитания следует рассматривать профессиональную деятельность педагогов по психолого-педагогическому сопровождению личностного развития ребенка. Их последовательная работа по оказанию помощи растущему человеку в обретении жизненного опыта, знаний, в научении делать нравственный выбор, анализировать свои поступки, свою деятельность выступает важнейшим фактором формирования жизнеспособности детей, системообразующим элементом этого процесса.

Четвертая сила видится в активной позиции самого ребенка как субъекта развития. Рассматривая школьника как субъекта собственной жизни, взрослые стремятся к тому, чтобы развивающийся человек включился в работу по самостроительству, самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию. Они создают для этого условия, организуя для различные виды деятельности в социуме - учебно-познавательную, трудовую, художественную, физкультурно-спортивную, благотворительную, социальную, культурную, которые работают на этот результат.

Воспитание как обучение искусству жизнетворчества базируется на следующих теоретических постулатах:

1.Сотрудничество социальных институтов села нацелено на воспитание человека – творца собственной жизни, созидателя, человека культуры, на перспективу активного участия молодёжи в обновлении и улучшении жизни в родном селе.

2.Выработку у сельского школьника мировоззренческих установок, которые помогли бы ему найти и воспринять лучшие образцы социального поведения, определяется как одна из педагогических задач.

3.Сельская семья рассматривается как домашняя школа жизни, где ребенок усваивает азы ведения домашнего хозяйства, учится организации семейной жизни, общению с людьми, воспитанию детей.

4.Сельская школа представляет институт, призванный дать ребёнку не только базовые знания основ наук, воспитать человека культуры, но и научить ребенка жить.

5.Составной частью воспитательного процесса семьи и школы становится нравственная, трудовая, волевая подготовка школьника как системообразующая компонента воспитания жизнеспособности.

6. Сердцевиной процесса формирования жизнеспособной личности выступает деятельностное освоение духовно-нравственных ценностей (общечеловеческих, крестьянских, демократических), иными словами, участие ребёнка в конкретной деятельности должно преобладать над информационным компонентом этой работы.

7.Практическое жизневедение выступает как новая духовно-сущностная доминанта профессиональной работы педагога, воспитательной деятельности родителей и общественной работы специалистов социальной сферы, представителей сельского сообщества.

8.Жизненно важные вопросы: выбор жизненного пути, организация собственной жизнедеятельности, ответственность за свою жизнь становятся предметом обсуждения, размышления, анализа в период школьного обучения.

9.В центр воспитания формирующегося человека становится развитие личностных качеств, разносторонних способностей, практических умений, востребованных инновационной экономикой и информационным обществом.

10.Формированию у ребёнка интереса к какому-либо полезному виду деятельности рассматривается как одна из важнейших педагогических задач. Сформированный интерес как интеллектуальная эмоция позволит наполнить свободное время подростка полезной и содержательной деятельностью,будет поддерживать высокие устремления ребенка, развивать его духовность, а в будущем станет тем спасательным кругом, который поддержит человека в минуты неудач, трудностей, сомнений.

Что же нового, скажете вы, внесли педагоги в организацию процесса воспитания сегодняшнего школьника, живущего на селе?

Новое в деятельности - наполнение, обогащение уроков, современных и оправдавших себя на практике форм внеурочной, внешкольной работы, дополнительного образования, семейной жизни личностно значимыми для ребёнка знаниями о жизни и знаниями для жизни, смысложизненными установками, наставлениями, советами, непосредственно ориентированными на всестороннюю подготовку растущего человека к самостоятельной жизни, самоопределению, построению своего жизненного пути. Помогая учащимся постигать жизненные истины, осознавать свои возможности, поступки, привычки, увидеть себя со стороны, задуматься над своим поведением, учителя органично включают в уроки внеклассные занятия, внешкольные дела позитивные психологические установки, мудрые заповеди народной педагогики, пословицы и поговорки, слова педагогической поддержки.

Такой подход к воспитанию растущей личности, такая поддержка со стороны взрослого по-иному организует жизнь ребенка. Эта поддержка вдохновляет, окрыляет ребенка, дает ему силы, чувство уверенности и защищенности. Она помогает растущему человеку выбрать правильные ориентиры в жизни, пробуждает потребность в самостоятельности, самосовершенствовании, саморазвитии.

Индивидуально-личностная поддержка в построении личностного пространства развития ребенка, в преодолении личностных и жизненных проблем осуществляется как в процессе традиционных видов педагогической деятельности (урок, внеклассные, внешкольные занятия, неформальное общение взрослого и ребёнка), так и в процессе специально организованных видов деятельности. В числе последних:

- диалогическое общение ребёнка и взрослого (беседа, непродолжительное общение, разговор, в которых взрослый встает перед ребенком человеком понимающим, близким, которого можно спрашивать, с которым можно советоваться, которого можно чему-то учить, от чего предостерегать, от которого можно услышать мнение о себе, который заинтересован твоим мнением по вопросу, составляющему предмет беседы);

- уроки жизнетворчества, своеобразные уроки жизни, проводимые в форме классных часов, тематических вечеров, встреч с интересными людьми, односельчанами по жизненно важным проблемам, помогающие учащимся осваивать и постигать мудрые уроки жизни;

- «уроки вежливости», в подростковом и старшем возрасте - «уроки этикета» - специальные занятия, имеющие целью обучение детей и взрослых культурному поведению в различных жизненных ситуациях, в которых так или иначе оказывается каждый человек;

- обучающие семинары, психологические тренинги, из которых дети учатся общаться, разрешать конфликты, преодолевать страхи, справляться с неудачами;

- индивидуальная программа саморазвития школьника, в процессе которой подросток вместе со взрослыми проектирует и самостоятельно реализует программу личностного развития с учетом его личностных проблем, потребностей и способностей;

-образовательная программа для родителей «Педагогические советы», целью которой является психолого-педагогическое образование родителей;

-образовательные программы для учащихся «Историко-педагогические идеи родовой, социальной и исторической памяти на селе», «Духовно-культурные традиции и история родного села» и др.

Отличительной особенностью перечисленных выше видов деятельности является решение двуединой задачи освоение учащимися актуальных жизненно важных знаний и психолого-педагогическая подготовка школьников к жизни. Важно дать ребенку позитивную установку, помочь наполнить уверенностью, отзывчивостью, оптимизмом-всем тем, что составляет позитивное состояние духа; помочь настроить его сознание на радость, счастье. Бесспорно, для этого взрослый должен сам обладать способностью создавать вокруг себя пространство, наполненное позитивной энергией, уверенностью в том, что все будет хорошо.

В целом разработка проблемы по воспитанию жизнеспособной личности стала своего рода экспериментальным поиском эффективных воспитательных приемов поддержки развивающейся личности в условиях существенной дифференциации молодёжи, особенностей социального становления, различных возможностей для жизненного и профессионального самоопределения сельской молодёжи.

89. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы. Какарова Анна Петровна учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с.Тиинск» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области

Духовно-нравственное воспитание – это формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На каждом уроке литературы должны быть затронуты струны души ребенка, он должен научиться переживать, сопереживать, сочувствовать, быть благодарным свои родителям, родине, земле. Именно на уроках литературы дети учатся отличать добро от зла, они видят положительные примеры героев, стремятся быть похожими на них, через Великую силу Слова в неокрепших пока еще душах детей формируются вечные ценности: дружба, милосердие, доброта, забота о родителях, любовь к Отчизне.

Большое значение для духовно-нравственного развития имеют уроки, на которых школьники знакомятся с древнерусской литературой. Главная тема –духовность, патриотизм. Мы должны знать историю и культуру своего народа: не зная прошлого, нельзя жить в настоящем и нельзя заглянуть в будущее. Произведения формируют любовь к родине, к своему народу, показывают красоту и мощь земли русской, неисчерпаемые родники мудрости и опыта человека.

Литература Древней Руси возникла в X веке с принятием христианства. Один из жанров древнерусской литературы - житие, в которых описывали жизнь людей, живших без грехов, после их смерти христианская церковь причисляла их к лику святых. Жития дают нам образец праведной жизни, рассказывая о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному.

Произведения убеждают нас в том, что праведно жить может и должен каждый человек. Одним из таких произведений является “Житие Сергия Радонежского”, созданное Епифанием Премудрым в XV веке. Дети могут увидеть черты духовного облика и подвига Сергия: боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех святым.

На уроках ребята знакомятся со «Сказанием о житии Александра Невского», житием святых Петра и Февронии Муромских. Святой благоверный князь предстает перед нами как защитник земли Русской и веры православной, Александр соединяет в себе черты бесстрашного полководца, мудрого князя и благоверного христианина. Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму с именем Алексий, что с греческого языка переводится как «защитник». Как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверный князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской.

Святые Петр и Феврония – образец идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Учитель объясняет детям, что житийный герой – это нравственный образец человека Древней Руси.

В 9-м классе школьники знакомятся с памятником древнерусской литературы - “Словом о полку Игореве”. Это подлинно патриотическое произведение сохранило свою ценность и в наше время. Автор призывает к единению, чувства автора обращены к русскому народу, к родной земле.

Задача учителя на уроках литературы – сформировать у учащихся потребность размышлять над нравственными проблемами, на примерах литературы и жизни доказывать, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, благочестивы, каждый из нас должен знать, что такое честь, совесть. долг, любовь, дружба, добро, раскаяние, покаяние, благодарность.

 

 90. Давайте восклицать!.. Или что мешает духовно- нравственному воспитанию школьников. Черемухина Лариса Федоровна МБОУ " СШ №2 р.п. Новая Майна" Мелекесский р-он

 Будильник ещё не прозвенел… В сладко-сонной неге, едва коснувшись сознания, доносятся слова любимой песни о родном городе:

«Послушай, приятель, ты не был в Тольятти,

А значит и женщин красивых, увы, не видал…»

Когда слышу эти строки, перед глазами сразу возникает милый моему сердцу образ классного руководителя Марии Даниловны Дурневой. Душевная, талантливая, отзывчивая на любую человеческую боль, прекрасная во всём, что бы она ни делала, что бы ни говорила…

На 99 процентов в том, что я стала учителем истории – её заслуга. Для меня Мария Даниловна – настоящий эталон педагога.

Часто задумываюсь, как она могла достучаться до каждого сердечка, заронить такое семя, которое и сегодня даёт хорошие плоды? Давайте попытаемся найти разгадку, тем более, что всё гениальное очень просто. Мария Даниловна учила нас просто думать, быть сопричастными всему, что происходило вокруг. Порой казалось, что она не может прожить без нашей оценки ситуации, без нашей точки зрения.

Настолько тонко учитель мог провести незримую ниточку беседы, расставив нужные акценты, что мы и действительно верили, будто являемся главными действующими лицами всего происходящего.

А сколько замечательных литературных вечеров, школьных праздников, к которым готовились загодя всем миром. Не было тогда в нашей жизни сегодняшней штурмовщины: «срочно», «обязательно к исполнению», «под роспись», поэтому любое интересное начинание буквально ваялось по крупицам, без спешки, день изо дня… В какой восторг мы приходили от очередной, пусть даже маленькой победы! А самые яркие, острые классные часы проводились тогда не потому, что кому-то, вдруг, захотелось быть в чём-то новатором, а по велению и зову сердца учителя и его подопечных. К огромному сожалению, мы утратили сегодня эту живительную связующую нить поколений в обществе, в семье, в школе.

Коммерциализация особого рода затронула и современную школу. Как больно и мерзко слышать такие выражения из уст государственных чиновников: «Главное сегодня не быть – главное казаться!» А ведь и вправду многие лжепедагоги сегодня работают лишь на свой пресловутый имидж, буквально шагают по головам коллег, по душам и сердцам обделённых вниманием детей. Большинство педагогических конкурсов – просто красивое очередное шоу, потому что вся наша жизнь сегодня – яркий балаган.

Очень грустно становится от мысли, что кропотливый, каждодневный, вдумчивый труд учителя, педагогический опыт оказываются не в цене.

ЕГЭ, ОГЭ, СОУ, качество образования… Скучно и безрадостно от этих уже набивших оскомину слов. Как будто растим не людей, а каких-то роботов с заранее заданными техническими параметрами.

Если уже не можем придумать что-то достойное, пора обратиться к опыту античности. Далеко не глупцами были греки - афиняне, которые на первое место в воспитательной и образовательной системе ставили философию, историю, риторику, музыку, математику. Воспитать тонкую, думающую личность, способную ярко раскрыться для блага общества и себя.

Как жаль, что нашим государственным мужам не приходит в голову простая истина, сформулированная ещё древними афинянами в отношении собственных граждан: « Государство не может прожить без вас, а вы не можете жить без государства ». Да, именно значимость человека в обществе всегда окрыляла, давала силы для творческого начала. Как тут не вспомнить часто повторяемые любимые строки моего Учителя:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться!

                   Высокопарных слов не стоит опасаться,

                   Давайте говорить друг другу комплименты,

                   Ведь это всё любви счастливые моменты ».

В сегодняшней суете мы напрочь забыли о таком волшебном словосочетании, как педагогическое призвание, его не купишь и не променяешь ни за какие сокровища мира. Очень хочется верить, что здравый смысл восторжествует, что в школу, на смену нам придут те, кому небезразлична судьба России, судьба народа, родной культуры, судьба подрастающего поколения.

 

 

91. Доброта - категория нравственная! Шамсутдинова З.Ф.,   учитель начальных классов МБОУ «СШ № 64», г. Ульяновск

 «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Л.Н. Толстой

 

Понятие «добро» - категория вечная. У каждого из нас свое понимание добра и его проявления. Доброта удивительная вещь: она избавляет от одиночества, неприятных обид. Доброта в моем понимании - это стремление человека дать счастье другим людям. Неслучайно эпиграфом взяты строки из высказываний великого русского писателя-гуманиста Л.Н. Толстого: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Что же необходимо делать, чтобы люди были добрее, милосерднее? Точного рецепта нет. Понятие добра у каждого свое. Человек, совершая тот или иной добрый поступок, не думает об этом, не ищет выгоды от того, если кому-то поможет, поддержит, подставит свое плечо.

Добро, доброта - категория моральная, нравственная. С древних времен сотворения мира люди искали пути достижения идеальных человеческих отношений в обществе. На протяжении многих веков не утихают споры о том, что такое добро. Спорят философы, этики, религиозные деятели. Несмотря на смену общественно-экономических формаций, люди считают, что добро-это все положительное, хорошее и полезное, определяющее высшие, лучшие качества души и дел человека, отличающееся высшими морально-нравственными, гуманистическими идеалами.

Добро способствует благополучию, дарует счастье и радость, что признают все исследователи.

Религиозная философия подчеркивает, что для достижения счастья в жизни, необходимо совершать добрые дела. Согласно религиозным взглядам, самая всемогущая сила в мире - Бог, воплощение Добра, Разума и Света. "Ибо Господь Бог есть солнце и щит" (Пс.83:12). Он "Бог же всякой благодати" (1Петр.5:10).

Из сказанного выше понятно одно: что и светское и религиозное понятие добра идентичны. Доброта-это как лучик разума, света. Как по-другому можно расценить поступок тринадцатилетнего школьника из Волгограда Ивана, написавшего и расклеившего объявления с просьбой достать редкое лекарство от онкологии для своей больной матери. Его ответ: «Я просто очень хотел спасти маму. Я очень за ней скучаю и хочу, чтоб она быстрее вернулась домой» поражает своей откровенностью и искренностью». Эти слова сказаны от чистого сердца, от его желания спасти самого дорогого человека на свете - маму. Иван не просто поразил своим поступком. всех россиян, а показал, как должен поступать добрый, искренне любящий мальчик, с добрым сердцем, готовый совершить настоящий мужской поступок.

А как можно расценить поступок врача онколога Орлова Кирилла Юрьевича, врача из Новосибирска, специально приехавшего в Волгоград, чтобы бесплатно сделать операцию на головной мозг маме мальчика, который искал для неё лекарство с помощью объявлений. Никак иначе как доброта душевная, человечность, верность своему врачебному долгу, клятве Гиппократа.

Доброта не знает границ. Доказательством тому служит поступок молодого фельдшера Володи Урусова из Кяхты. Доброта, чуткость, простая человечность этого молодого человека, проявленная по отношению к беспомощному одинокому пожилому человеку достоин уважения. Он не только помог больному Петру Ивановичу , полковнику в отставке, а показал, каким должен быть медицинский работник, верный клятве Гиппократа. Три примера из нашей жизни, доказывают, что доброта- это проявление чуткости людей друг к другу, стремление помочь, облегчить боль, сочувствие, просто проявление внимания, и он посилен каждому из нас.

Нашим пожилым людям нужно совсем немного: внимания к себе, человеческого отношения, проявления добра, сочувствия. Остается лишь пожелать, чтобы таких добрых, «горячих сердец» было больше, государство не забывал своих граждан, проявил заботу и внимание, служба социальной помощи и наш мир стал бы милосерднее, добрее, чище!

 

 

 

92. Воспитание духовности средствами изобразительного искусства. Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ «СШ № 73,75».,г. Ульяновск

Мы живем быстро меняющемся мире. Меняются экономические, политические системы, экономические отношения, меняются и взгляды людей, меняются отношения между людьми.

Как в этом динамично меняющемся мире сохранить доброту, понимание между людьми, как сохранить духовность?

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своих выступлениях всегда подчеркивает, что: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [10, c. 2].

Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в.

Аксаков К. С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества» [1, c. 135-136].

В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).

Воспитание духовности начинается в семье: уважение между родителями, уважительное отношение, любовь к детям - являются стержнем духовности, высокой нравственности и чистоты. Целью воспитания в семье, образовательных учреждениях должны быть определены для нашей страны российские ценности, то, что всегда отличало россиян: коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным и, что имеет особое значение, патриотизм. Важно правильно определить духовные ценности и идеалы, к которым должно стремиться подрастающее поколение [7].

Проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки. [2, c.151—152].

Современная активная жизнь создала объективные причины для того, чтобы учёные, художники, писатели, педагоги не могли рассматривать отдельно взятые явления без их связи с общим процессом развития общества, единства разных наук и искусств. Учитывая, что взаимодействие и взаимосвязь являются стержневой основой различных видов детской деятельности, реализация принципов педагогики искусства на практике в полной мере возможна только при коренном переосмыслении педагогических технологий обучения и пересмотра структуры организации образования в учреждении.

Так, например, при изучении темы «Древние корни народного искусства» на уроках изобразительного искусства в 5 классе учащиеся знакомятся с народной вышивкой, резьбой по дереву, игрушечным промыслом. Знакомство с народной вышивкой предполагает описание характерных символов Земли, солярных знаков, образа матери-сырой Земли.

 

 

Узнают, что женская фигура в народной вышивке и игрушках - это божество, выражавшее представления людей о земле, которая родит урожай, и о женщине в игрушечном промысле – хранительнице семейного очага, продолжательнице рода.

Каргопольская игрушка.

Женская фигура в игрушечном промысле - символ единства сил земли и неба, от которых зависит жизнь человека.

При изучении темы: «Внутренний мир русской избы» учащиеся знакомятся с понятием «красный угол».

 «Красный угол».

 Учащиеся ищут ответ на вопросы:

-Как вы понимаете значение выражения «красный угол»?

«Красный угол» - самое почетное место, духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитым полотенцем» (5,с. 33).

- Чем являлся красный угол для крестьян?

«Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью-столешником. Красный угол обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял зарю».(5, с.33).

Таким образом, красный угол - самое почитаемое, почетное место для гостей в русской культуре.

Динамика выделенного предметно-пространственного освоения искусства опирается на интегрирующую роль художественной среды - предполагает естественное, постепенное вхождение ребёнка в творческий процесс с опорой на его природную предрасположенность понимать, чувствовать и проявлять свои способности в разных искусствах, в том числе анализе художественного произведения, его идейного и художественного содержания. Рассмотрим это на примере картины Александра Шилова «Зацвел багульник».

А. М. Шилов «Зацвёл багульник» 1980.

 - О чем повествует эта картина?

- Как раскрывается в портрете судьба этой женщины?

- Какие беды, испытания выпали на долю поколения наших бабушек?

- Чем страшна для человека старость?

- Какие чувства вызывает эта картина?

- Кто автор этого портрета?

- Актуальна ли проблема, поднятая художником?

Картина “Зацвел багульник” написан известным российским художником Александром Шиловым. Он родился 6 октября 1943 года в Москве.

Учился в Изостудии Дома пионеров Тимирязевского района г. Москвы, окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, в 1976 году стал членом Союза художников СССР. Основным жанром в котором работает художник- портрет, самый трудный, реалистичный вид искусства. Именно портрет, в котором человек отражается как индивидуальность, его уникальность привлекли внимание одного из таланливейших мастеров искусства современности. Художнику удалось уловить психологическую жизнь образа женщины, матери,проникнуть в тайник ее души,раскрыть ее нелегкую судьбу, запечатлеть мгновение ее жизни.

- Кто же изображена в портрете ?

Это Галина Николаевна Лачинова, учительница начальных классов. Строгость и аккуратность отражена в одежде – скромный темный костюм, жакет и блузка. Ничего лишнего и отвлекающего внимание! Седые волосы убраны в пучок, какие-либо украшения отсутствуют, в том числе, и обручальное кольцо. Последнее может быть и случайностью, либо подчеркивает самоотверженность этой женщины, целиком посвятившей себя воспитанию многих поколений, но, возможно, также обрекшей её на одиночество.

Портрет непримечательной, обыкновенной, на первый взгляд, женщины скрывает в себе глубоко философские размышления. За окном зима, жизнь Галины Николаевны почти пройдена и неотвратимо завершится. Но на губах пожилой женщины мягкая улыбка, взгляд теплый и немного изумленный. Несмотря на преобладание темных тонов и грусти, которая сопровождает старость, пространство озаряют робкие лучи света, а лицо пожилой учительницы светится надеждой и радостью.

В кувшине только-только, будто стесняясь, зацветает багульник. Совсем маленькие бутончики – вестники скорой весны и символ бесконечного круговорота жизни. Сезоны сменяют друг друга, то же самое происходит и с людьми. Они рождаются, живут и умирают, на смену одним приходят другие. Это неизбежно, и, кажется, именно этот факт печалит Галину Николаевну. Для этой энергичной и деятельной женщины жизнь оказалась слишком быстротечна, не дав успеть исполнить все задуманное. И в этот самый момент, когда на её подоконнике зацвел багульник, она вспоминает о драгоценных и дорогих сердцу моментах.

Портрет “Зацвел багульник” проникнут уважением и симпатией к женщине,прожившей долгую, трудную жизнь, но сохранившей доброту и любовь к окружающим.

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Образы, возникшие в сознании человека при восприятии, например, музыкального сочинения или произведения изобразительного искусства, будут своими, индивидуальными. Каждый человек, основываясь на интонационном строе музыкального сочинения, композиции, колорите той или иной картины, может трактовать их по-своему, с позиций, возникших у него образно-художественных представлений и ассоциаций. Но, несмотря на возможное расхождение образов слушательского или зрительского восприятия, произведение искусства нисколько не теряет силы своего художественного воздействия на человека.

Для школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений.

Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них духовно-нравственных ценностей.

Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. [8, c. 9]

Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических искусств, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие.

Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения — кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.

При решении основных задач духовного обогащения школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности.

Учителю изобразительного искусства в школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей

Использованная литература:

1.Аксаков, К. С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении. Русская идея [Текст] / К. С. Аксаков. — М.: Республика, 1992 с. 270).

2.Бердяев, Н. А. Судьба России. [Текст] / Н. А. Бердяев. — М.: Издательство «Шевчук», 2000 с. 307).

3.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224 с.

4.Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов, 1998.

5.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М., Просвещение, 2013,с.12-15.

6.Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.

7.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 (ст. 9, п. 1). URL: http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao.

8.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года ст. 29).

9.Неменский Б. М. Изобразительное искусство [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2016. - 140 с.

10.Послание Президента России Федеральному собранию РФ в 2007 и 2008 гг. 27,с.2).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь