Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ. ГАВРИЛЮК МАРИАННА ЕВГЕНЬЕВНА МБОУ Г. УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 81 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕНЕРАЛА Д.М. КАРБЫШЕВА»
Проблема нравственного воспитания детей сегодня одна из актуальных, так как наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во все века люди высоко ценили нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Задачей взрослых является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках; развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Теоретической основой исследования являются научные труды О. Г. Дробницкого и А. К. Уледова. В произведении Дробницкого О. Г. «Проблемы нравственности» описаны особенности нравственного воспитания в семье. А. К. Уледов в учебном пособии «Нравственное воспитание» описал методы и условия формирования нравственных потребностей. Состояние проблемы сущности и природы нравственности рассмотрены у З.Н. Васильевой в учебном пособии «Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности» и И.С. Макаренко в пособии «Нравственное становление личности школьника» [1; 2; 3; 5]. В А. Сухомлинский считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентирами. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом формирует субъективное отношение к нему. Так формируются мотивы поведения, принятие решений и нравственная оценка ребенком собственных поступков. Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима благоприятная моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семей или иного окружения. Ребенок, даже еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, улавливает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей, и. наоборот, крик, грубые интонации приведут к противоположным результатам. Нравственные потребности начинаются: 1. С отзывчивости - способности человека затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребенке нужно еще до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. 2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Ее нужно формировать в сознании ребенка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребенок всегда будет стремиться к добру, в нем преодолевается врожденный эгоизм или эгоцентризм. Обобщенно нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы. 3. Важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения, поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как неправильный образ жизни взрослых, их высказывания. Это ведет к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для ее успешного решения? 1. Родители должны осознавать важность этой задачи. 2. Развивать в себе нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю жизнь. Родители, которые хотят воспитать своего ребенка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. 3. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности. По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней моральнопсихологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье [6], В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами: 1. Неполная семья. 2. Конфликтная атмосфера в семье. 3. Наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребенка. Например: «Мой святой долг - одеть, обуть, накормить, а остальное — дело школы». 4. При полном внешнем благополучии семьи - авторитарные методы воспитания. 5. Излишняя порочная родительская любовь и т. п. [4]. Следовательно, формирование нравственности у детей начинается с примера жизни взрослых, поэтому важно, чтобы у родителей не расходилось слово с делом. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. Таким образом, первейшая задача родителей — воспитать детей добрыми, счастливыми людьми, приносящими благо обществу, умеющими сострадать, сочувствовать и сопереживать. Для ее успешного решения родители должны осознавать важность данной задачи, целенаправленно вступать в активное взаимодействие со школой и другими социальными институтами, которые помогут им в непростом деле духовно-нравственного становления личности ребенка.
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ. Алина Георгиевна Вахрушева, Елена Анатольевна Зайцева МБОУ «Гимназия №12» В условиях современных тенденций общества и образования одной из задач школы является создание благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания учащихся с целью формирования личности, полезной обществу, на основе богатого культурного жизненного опыта. В Федеральном государственном образовательном стандарте образования духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Духовно-нравственное воспитание происходит на протяжении всей жизни человека. Хотя традиционно явление воспитания и развития рассматривают применительно к детскому возрасту, отрочеству и юности, имея в виду процесс становления личности, в котором происходит «усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры». Человечество с древних времен заботливо передает подрастающему поколению накопленный опыт, знания. Язык и культура общества впитываются индивидом в социальном контексте жизнедеятельности. Поведение человека соотносится с моральными и правовыми нормами, существующими в социуме. Воспитание и обучение призваны способствовать адаптации индивида к обычаям и традициям, социализации, выбору им социальной роли, полезной для общества. Как известно, основным способом просвещения, как и любой передачи информации, является вербальный. Культура речи и культура общения выступают условием и средством развития человека. Следовательно, немаловажное место в духовно-нравственном воспитании индивида занимает язык. Неоспорима главенствующая роль языка в становлении сознания, в развитии психики человека: интеллект и эмоции, воля и восприятие, память, воображение возникают и существуют благодаря языку. Осваивая родной язык, ребенок, как представитель своего этноса, приобщается через него к коллективному опыту своего народа, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям. Пословицы и поговорки представляют по своему содержанию отражение культуры, быта, традиций народов. Скопленные за многовековую историю, пословицы раскрывают этническую сторону языка, отражают знания и опыт народа, его чаяния и убеждения, предписания и оценки, представления о времени и пространстве. Образно, наглядно и выразительно они передают опыт народа и суждения, почерпнутые из его трудовой деятельности, общественно-исторических отношений. Пословицы и поговорки всегда используются в педагогических целях с целью культурного и нравственного воспитания учащихся, в обогащении их языка, в развитии образного мышления и речи. Народные пословицы представляют собой в определенном смысле обобщенное общественное мнение по отдельно взятым вопросам. Пожалуй, нет такого аспекта жизнедеятельности, который бы не имел рефлексии в форме пословицы. В «Толковом словаре» и «Пословицах русского народа» знаменитого В. И. Даля мы находим 178 тем, объединяющих более 30000 собранных им народных изречений. Порой пословицы выражают противоположные точки зрения: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» - «Работа не волк, в лес не убежит». Это расценивается некоторыми как несостоятельность пословиц как аргумента. Но мы должны помнить, что любая антитеза имеет общую точку, и, если мы стремимся к логической завершенности, второй член оппозиции не лишний, но обязательный. В мире испокон веку гармонично сосуществуют черное и белое, правда и ложь. И именно наличие противоположностей будит воображение, формирует личностную позицию, противоречия, встречающиеся в разных пословицах, отражают гуманистический характер языка, пробуждают деятельность мышления. Многие согласятся с пословицей: «Сколько людей, столько и мнений». И никто не станет отрицать, что «Пословица – мудрость народная». Работа с пословицами на уроках и во внеурочной деятельности может быть направлена на воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок обучающихся. Народные пословицы, отражая моральные ценности народа, способствуют становлению личности ребенка как полноценного представителя гражданского общества, помогают успешной социализации и их духовно-нравственному воспитанию и развитию. Помимо высокой значимости в плане духовно-нравственного воспитания и социализации, пословицы также обладают огромной практической и методической ценностью. Для обучения иностранному языку пословицы и поговорки используются давно, например, с их помощью еще со времен средневековья обучали латыни. Содержание курса английского языка автора Верещагиной позволяет в большей или меньшей мере организовывать работу с пословицами. На своих уроках и во внеурочной деятельности мы используем различные формы работы с привлечением пословиц по многочисленным темам. Опытные учителя – практики считают рациональным разрабатывать «базу» или «банк» всевозможных дидактических материалов, в том числе и по пословицам. К основным условиям для успешной социализации и духовно-нравственного воспитания ребенка традиционно относят следующие: состояние психического здоровья детей; благоприятная эмоциональная атмосферa в классе; создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка; обеспечение плотного взаимодействия учителей и родителей. В контексте всестороннего развития личности учащихся духовно-нравственное воспитание особенно важно в плане приобщения детей к нормам и ценностям нашего общества. По нашему мнению, наиболее ярко это проявляется в стиле педагогического общения учителя. В младших классах - особенно, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе, то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме. Умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права. Сущность духовно-нравственного развития состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, присваивает систему нравственных ценностей общества.
Общее среднее образование |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы