Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие современной парадигмыСтр 1 из 36Следующая ⇒
Рассмотрение проблемы следует начать с общих замечаний о термине «парадигма» и особенностей его смены в науке. Этот термин взят из греческого языка, где он означает слово «пример для подражания». Говоря современным языком, парадигма — это существующая в данный исторический период развития науки определенная система теоретических взглядов и убеждений, методологических установок, разделяемых большинством ученых официальных научных учреждений. По мнению этих ученых, современная наука должна быть основана только на тех научных положениях, которые ими считаются незыблемыми для всего последующего развития мировой науки. Сегодня термин «современная научная парадигма» имеет более расширенное толкование и означает не только систему основных теорий и методов в исследовательской практике ученых, а безапелляционное решение ареопага ученых официальных институтов, выражаемое в элитарных научных журналах (peer review journals). Редакционная коллегия таких журналов строго контролирует идейную направленность публикуемых статей и решает судьбу направляемых ей статей авторов, основываясь на незыблемом правиле, которое кратко можно выразить такими словами: «В любой научной работе ученый должен знать природу изучаемого явления или феномена и механизм 1 8 Дубров А. П. его возникновения». На дверях таких научных учреждений давно висит объявление: «С психофизическими явлениями и феноменами неизвестной природы не входить!». Но есть научная дисциплина — метафизика — учение о реальности в нашем мире, которая стремится разрешить сложные мировоззренческие проблемы нашего времени [72, 73]. Определять ее можно по-разному в зависимости от уровня понимания и целей исследователя. Например, как отмечают философы, изучающие наследие великого мыслителя нашего времени Р. Генона, он «...определял метафизику широко, как сущностно неизменное знание «нече ловеческого» происхождения, знание, которое превосходит и отменяет любые научные и философские системы, представляющие собой чисто человеческие построения, ограниченные и недальновидные. Равным образом, метафизика выше всех религий, которые можно считать ей приложениями, если не извращениями. Основополагающим в метафизике является принцип единства Истины. В целом же бытие есть лишь проявления небытия и содержится в нем в потенциальном виде... Генон постоянно подчеркивал различия между метафизикой и религией. Религия по природе своей экзотерична, доступна всем и каждому, тогда как метафизика — это эзотеричное учение... Генон считал метафизику извечным достоянием Востока, а религию уделом Запада с его сентиментальной ограниченностью и склонностью к непосредственному действию» [100; с. 15, 17]. Известный физик-теоретик, профессор МГУ В.Д. Захаров доступно объясняет теоретические основы новой современной метафизики — «реляционного миропонима ния», разработанного его коллегой по Московскому университету проф. Ю.С. Владимировым: «Концепция авто ра такова, что материализм и идеализм находятся в диалектическом единстве, образуя онтологическую «двоицу», исключающую антагонистическое подавление одно го его компонента другим... Ее следует назвать метафи зикой отношений (хотя сам автор не вводит такого термина). И как таковая она противостоит метафизи- Когнитивная Психофизика. Основы 1 9 ке субстанций»... и далее резюмирует: «В то же время новая метафизика показывает иллюзорность ноуменов прежних метафизик, еще недавно казавшихся совершенно незыблемыми: это прежние понятия пространства-времени, частиц и полей-переносчиков взаимодействий. Бо лее того, обнаруживается иллюзорность прежнего всеоб щего убеждения в локальном характере физики. Вместе с концепцией поля исчезает концепция близкодействия. Ее заменяет принцип зависимости любых событий в мире от состояния всей Вселенной (это — метафизический принцип Маха)» [101; с. 9, 13, 15, выделено А.Д.].
Считается, что смена научной парадигмы в естествознании, определяющей все наше мировоззрение, происходит в результате перманентных больших и малых рево люций в науке [52, 57], но, как показывает изучение проблем психофизики, это происходит не совсем так, а несколько иначе. Прежде всего необходимо отметить, что при смене научной парадигмы нет резких революцион ных перемен в устоявшихся научных взглядах, теориях, законах, а происходит медленное накопление достоверных знаний, сходных по своей новизне в самых разных 20 Дубров А. П. областях науки, указывающих на необходимость пересмотра ряда фундаментальных научных положений. Это, как замечает Э. Де Боно, приводит к тому, что «..Ло мере роста значения идей необходимость их взаимоот ношения с другими областями знания становится все более очевидной» [60; с. 99]. Новые знания, подобно вирусу, проникающему в клетку-хозяина, изменяют и разрушают сложившуюся систему взглядов в разных областях науки и становятся символом новой научной эпохи. Таким образом, смена парадигмы происходит эволю- ционно и заканчивается коренным преобразованием научного взгляда на устройство мира в целом. Как точно подмечено в одной из работ по науковедению: «... Обычно проходит довольно много времени, преж де чем новые крупные и, как правило, парадоксальные от крытия станут такими же привычными, как и прежние» [57; с. 147]. Необходимо отметить также, что научная парадигма сама по себе подобна религиозной вере, которую выбирают родители после рождения ребенка или сам человек, будучи взрослым. Выбрав однажды, ей следуют всю жизнь до самой смерти или до тех пор, пока сам человек не усомнится в правоте и истинности ее постулатов или догматов веры, всегда непререкаемых и святых в любой религии. Аналогичное положение существует с верой ученых в святость существующей парадигмы: она считается обязательной для всех не только потому, что она возникла благодаря работам авторитетных ученых мира, но и по той причине, что она является результатом коллективного согласованного мнения широкого круга ученых-теоретиков и исследователей, работающих в элитарных научных учреждениях. Кроме того, этот определенный круг ученых, помимо всего прочего, еще узурпирует право распределения государственных финансовых средств на проведение фундаментальных исследований. Как справедливо указывает Т. Кун, при изучении данной проблемы «...вопросы выбо ра парадигмы никогда не могут быть четко решены ис- Когнитивная Психофизика. Основы 21 ключителъно логикой и экспериментом... Ни с помощью логики, ни с помощью теории вероятности невозможно переубедить тех, кто отказывается войти в круг... Как в политических революциях, так и в выборе парадигмы, нет инстанции более высокой, чем согласие соответству ющего сообщества» [52; с. 131]. Согласованное решение таких ученых, подтвержденное на проводимых ими международных конференциях и конгрессах, укрепляет веру этого научного круга ученых и общественного мнения (через массовую печать) в полной правоте существующей научной парадигмы. Старая парадигма, как и религиозная вера, не умирает на баррикадах научной революции, а тихо и мирно уходит в прошлое, как и создавшие ее люди. Она уступает свое место новой парадигме только на основе новейших открытий и многолетних исследова ний фундаментальных научных проблем и выделения финансовых средств, направляемых на получение научных данных, кардинально изменяющих взгляд общества на закономерности, существующие в мире. В этом заключаются главные причины и движущие силы эволюционной смены научной парадигмы в современном естествознании. Наступление XXI века является историческим событием в развитии человечества, знаменующим собой переломный этап в смене научной парадигмы в естествознании. Основой этого являются фундаментальные открытия, сделанные в разных областях науки и, в том числе, в психофизике, геомагнитобиологии, гомеопатии, биофизике и других дисциплинах. Особенностью современного научного прогресса является то, что он развивается на интегративной основе: происходит синтез знаний, теорий, принципов, методов и создание на этой основе комплексных метанаук, аккумулирующих в себе мировые научные достижения физики, биологии, медицины, экологии. Таковыми, например, являются синергетика, семантика, психофизика, симметрика, гомео-статика, эволюционика, и каждая из них вносит свой вклад в грядущую смену парадигмы в естествознании. 22 Дубров А. П. В современном научном познании мира и закономерностей, лежащих в его основе, происходит назревшая смена научной парадигмы. Основываясь на многолетних научных исследованиях, в эту парадигму следует включить основные положения когнитивной психофизики — науки, изучающей роль психического Сознательного и Бессознательного в мире: 1. Единство мировых законов для физических и биологических систем. 2. Всеобщий характер связи между элементами этих систем. 3. Глобальная роль Сознания в Мироздании. 4. Универсальный характер трансформации различных видов и форм энергий, вещества, полей и информации. 5. Наличие в Природе ментального информационного вида взаимодействия [1—7]. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы