Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сознание как креативное начало



В связи с рассмотренными выше вопросами Простран­ства-Времени в схемах построения мира со всей остротой встает вопрос о сущности и месте Сознания в этих моде­лях. Проблема души и тела, роли Сознания в мире вол­новала человечество на протяжении всей его истории и сейчас приобрела особую остроту в связи с развитием но­вых моделей физической реальности, предложенных фи­зиками, математиками и работающими с ними в содруже­стве психологами и нейрофизиологами. В них делается особый акцент на то, что Сознание является одним из самых важных элементов во всей современной картине окружающего нас мира и без учета этого ни одна из физи­ческих моделей не может быть признана заслуживающей внимания. На этой основе, как отмечает С. Гроф, «... сде­ лан вывод о необходимости учета человеческого созна­ния в формировании того, что сегодня мы называем фи­ зической реальностью» [73].

Но современная классическая наука не признает ак­тивную роль Сознания для физической реальности окру­жающего мира по ряду причин: не известны его физичес­кие составляющие (частицы, волны, поля), нет специ­альных приборов для их идентификации и, кроме того, как уже неоднократно указывалось, психофизические яв­ления обладают странным необъяснимым свойством — по своим проявлениям они относятся одновременно к трем мировым системам — микро-, макро- и мега-масштаба с


Когнитивная Психофизика. Основы                                                123

разной топологией пространственно-временных координат. Классическая наука с такими физическими явлениями не сталкивалась и, не находя им рационального объясне­ния, не признает их право на существование и занимать­ся ими не считает нужным, тем более что выдающимися пси-способностями, интересными для физиков, обладает ограниченное количество людей, а в физике много своих нерешенных проблем в классической хромодинамике атом­ного ядра.

Несмотря на то, что до настоящего времени не извест­на физическая сущность Сознания, тем не менее за дли­тельный период времени изучения психофизических яв­лений и феноменов обнаружено ее взаимодействие с жи­вой и косной материей в самых разных проявлениях — на уровне элементарных частиц, электронов, атомов и молекул, клеток, органов и целостного организма. Хотя действующий агент (фактор) — мысль — физически не­уловима и неизвестна, но у исследователей есть возмож­ность изучать роль Сознания на основе сверхслабого ин­тегрального ментального взаимодействия (СИМВ) челове­ка [17]. Основные особенности СИМВ следующие: 1. Ди­станционный характер связи между человеком и любыми объектами; 2. Способность направленной мысли к уни­версальной трансформации в любые виды взаимодействия и к созданию материи на любых уровнях ее строения.

Несмотря на многовековую историю изучения, в науке Сознание до сих пор не получило своего четкого определе­ния по той причине, что оно является особым видом сущ­ности в физическом мире — всепроникающей и всеобъем­лющей категорией, составляющей основу фундаменталь­ного уровня строения физической материи окружающего нас мира. Естественно, вновь возникают вопросы: что же представляет тогда собой Сознание по своей сути: явля­ется ли оно материальной или нематериальной субстан­цией, и вообще, что это за качество — быть «нефизичес­кой субстанцией», когда в современной материалистичес­кой науке нет такого понятия? Если оно материально, то


124                                                                                          Дубров А. П.

почему до сих пор не определено его глубинное строение? Если это нематериальная субстанция, то как она может тогда взаимодействовать с физическими материальными частицами и даже быть основой развития всего живого и косного вещества?

Из сказанного выше становится понятным стремление прогрессивно мыслящих ученых дать физическую интер­претацию Сознанию — представить как особого вида мате­рию, придать ему физический смысл и соответствующие научные характеристики, т. е. «офизичить» Сознание. Уче­ные хотят дать ему метрико-топологические параметры известных частиц, полей или, в крайнем случае, ввести его под новым модным понятием или термином -— инфор­мационное, информационно-энергетическое, смысловое, казуальное, виртуальное поле — и тем самым поставить его на достойное место в сегодняшней физической картине мира. Поэтому в определение Сознания вводятся базовые метрические понятия и величины электрического заряда, квантов, атомов, молекул, и авторы анализа надеются, что на этой основе «...такие способы оценки, в конце кон­цов, будут найдены в процессе изучения нейрофизиологи­ ческих и нейропсихологических механизмов поведения че­ ловека и будут соответствовать совокупности химичес­ ких и электрофизических эффектов» и что при направ­ленном действии мысли в психокинезе «...сознание исполь­ зует энергию, уже находящуюся в материи в форме кван-тово-механических случайных флуктуации» [28]. При всем уважении к знаменитым ученым, специалистам по кванто­вой физике и авторитетным исследователям психофизичес­ких явлений можно вновь поставить сакраментальный воп­рос: если Сознание имеет нематериальную, а только энер­гетическую сущность и является уникальной первоосно­вой физики живого и косного вещества в мире, то как объяснить направленное действие мысли и редукцию вол­ новой функции? Здесь невольно приходит на память ста­рая русская пословица: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить!»


Когнитивная Психофизика. Основы                                                125

Отсюда возникает важная философская проблема, над которой К. Поппер трудился многие годы и посвятил свои основные работы — в чем на самом деле состоит наше объективное знание о физической реальности окружаю­щего нас мира? [72; с. 277]. Как известно, это знание построено только на гипотезах, предполагаемых теорети­ческих моделях и не основано на их проверке в физичес­ких опытах, ибо для этого нет соответствующего инстру­ментария, кроме математической логики, постулатов и физических догматов квантовой теории и теории относи­тельности, на которых основывается современная физи­ка. В плюралистической философии объективного разума К. Поппера «...мир состоит из трех различных субми­ров: первый — это физический мир, или мир физических состояний; второй духовный ( mental ) мир. Мир со­ стояний духа или ментальных состояний; третий мир умопостигаемых сущностей ( intelligibles ) или идей в объективном смысле... Эти три мира связаны так, что первые два могут взаимодействовать и последние два могут взаимодействовать, но первый и третий взаимо­ действуют только через второй мир» [72; с. 154]. Пси­хофизические явления и феномены не могут быть объяс­нены сейчас с исчерпывающей полнотой, но благодаря СИМВ исследователи могут наблюдать взаимодействие мысли с живой и косной материей и делать соответствую­щие выводы. Поэтому, даже не зная истинной сущности Сознания, правильно было бы сделать его классифика­цию на основе структурного и функционального уровня строения так, как это делает Т. Лири.

Он указывает, что необходимо «„.понимать анатомию и физиологию различных уровней сознания. Сознание это энергия, получаемая и расшифровываемая структу­ рой. В человеческом теле существует столько же уров­ ней сознания, сколько существует анатомических струк­ тур для получения и декодирования энергии» [42; с. 52, 54]. Подходя с этих позиций к проблеме сущности Созна­ния, Т. Лири выделяет семь уровней Сознания и энергии:


126                                                                                           Дубров А. П.

атомный (центр сознания — ядро атома), клеточный (ДНК), соматический (узлы автономной нервной систе­мы), сенсорный (мозг), ментальный-социальный (имприн-тинг и кондиционирование), эмоциональный (железы внут­ренней секреции) и пустота. По его мнению, каждый из семи основных уровней Сознания опирается на опреде­ленные структуры и их осознание в теле:

1) солнечный уровень — атомно-электронный или душа,
связанный с осознанием энергетических взаимодействий
среди молекулярных структур клетки;

2) клеточный — осознание энергетических взаимодей­
ствий внутри клетки;

3) соматический — энергетические взаимодействия
внутри нервных сплетений;

4) сенсорный — осознание внутри эндокринной систе­
мы и нервных цепочек, связанных с органами;

5) символьный — осознание эндокринных систем и кор­
тикальных зон;

6) эмоциональный ступор — осознание энергетических
взаимодействий внутри эндокринной системы и предкор-
тикальных зон ЦНС;

7) безмолвие — сон, бессознательное состояние.

В связи с такой системой строения структуры Сознания Т. Лири предлагает создать соответствующие психологичес­кие науки — молекулярную, клеточную, соматическую пси­хологию и другие. Предлагаемую классификацию можно принять, но, на наш взгляд, акцент в ней должен быть совершенно другим — начинать следует не с введения пси­хологических наук, а с изучения физики Сознания всех структурных уровней живой и косной материи — элемен­тарных частиц, электронного, атомного, молекулярного и клеточного строения, органов и организма в целом. Если следовать гипотезе Т. Лири и соотносить Сознание только с энергией, то следует учесть справедливое замечание Р.А. Уил-сона, сделанное им по поводу мнения, высказанного Д. Бо-мом о том, что информация может распространяться быст­рее света: «Итак, если информация может распростра-


Когнитивная Психофизика. Основы                                                127

нятъся быстрее света, а энергия не может распростра­ няться быстрее света, то либо мы должны признать су­ ществование какого-то фантомного вида информации, ко­торая способна распространяться без переноса энергии, и тогда парапсихологи могут поднять голову, либо должны признать, что информация не распространяется, а изна­ чально скрыта во Вселенной» [42; с. 130; выделено А.Д.]. Заметим здесь, что если под такой фантомной информаци­ей, распространяющейся без энергии, понимать Глобальное Сознание, то тогда это будет точно соответствовать суще­ствующему положению дел в физической реальности окру­жающего нас мира, ибо этому определению полностью соот­ветствует Глобальное Сознание и мысль!

В заключение анализа важной роли Глобального Со­знания для физической реальности нашего мира приве­дем экспериментальные данные, прямо указывающие на его значение как созидающего, креативного начала в ок­ружающем нас мире. Для такого утверждения к настоя­щему времени имеются исследования ученых самых раз­ных специальностей, которые кратко суммированы и при­водятся нами ниже. Прежде всего в различных научных исследованиях и экспериментах, показано, что Сознани­ем обладают все живые и косные объекты нашей реаль­ной действительности. Это положение подтверждается следующими научно установленными экспериментальны­ми фактами и исследованиями:

Планетарное Сознание. Длительные и всесторонние исследования ученых с генераторами случайных чисел (ГСЧ), работающими на фликер-шуме, показали, что, ис­пользуя эти устройства, расположенные в различных точ­ках земного шара, можно выявить изменения, происхо­дящие в глобальной реакции Сознания людей на эмоцио­нально значимые события: природные катаклизмы, мас­совую гибель людей во время катастроф, проведение боль­ших общественных мероприятий — выборы глав госу­дарств, конкурсы, мировые спортивные соревнования и смерть знаменитых людей [45—47].


128                                                                                          Дубров А. П,

Сознание у животных. Среди специалистов в области зоопсихологии и зооэтологии укрепляется мнение о высо­кой умственной способности животных, причем это касает­ся любых видов от птиц до приматов [49]. Показано, что помимо птиц, многие из животных — кошки, собаки, обе­зьяны, дельфины — способны овладеть человеческой речью на любых языках и разумно пользоваться ею [50, 54].

Сознание у растений. Многолетними (38 лет!) исследо­ваниями К. Бакстера доказано наличие первичного воспри­ ятия, связанного с наличием Сознания в разных живых организмах и клетках, растениях, бактериях, дрожжах, клетках крови и т. д. [55, 56]. Шотландский физиолог рас­тений А. Тревас в подтверждение того, что растения обла­дают умственными способностями, памятью, способны к обучению, приводит в своем недавнем обзоре убедительные доказательства и 155 ссылок (!) на работы по этой пробле­ме, выполненные в период с 1980 по 2002 гг. [57].

Сознание минералов. Исследования минеролога А. Бо-ковикова показали, что имеется кремниевая форма жиз­ни в виде минералов — агатов, являющихся живыми орга­низмами со всеми признаками, свойственными белковой форме жизни: анатомия, способ питания, наличие полов, размножение [58]. В работе Е.М. Егоровой о тонких свой­ствах металлов поддерживается идея разделения тела минерала на вещественное и электромагнитное состояние [59; с. 161].

Сознание металлов. Знаменитый индийский ученый сэр Чандра Бос, автор фундаментальных исследований нервной раздражимости у растений, отмечает полное сходство в от­ветных реакциях растений и металлов, и это мнение раз­деляется некоторыми исследователями в наше время [60].

В работах американских ученых, проведенных под ру­ководством и при непосредственном участии проф. В. Тил-лера (в течение 7 лет!), сообщается об исследованиях по использованию в опытах специального электрического ус­тройства, выполненного на основе генератора МГц волн и встроенной электронной памяти для закрепления мыс-


Когнитивная Психофизика. Основы                                                129

ленного воздействия человека. Этот прибор способен со­хранять мысленное воздействие оператора и оказывать длительное заданное мысленное влияние (!) на раство­ры неорганических и органических веществ: увеличивать или уменьшать рН воды, повышать активность фермен­тов — щелочной фосфатазы, АТФ и других, ускорять раз­витие личинок плодовой мухи и улучшать качество среды обитания там, где находится устройство [61, 62].

Ментальное создание вещества. В психофизике давно были известны явления материализации и дематериализации, во время которых происходит возникновение и исчезновение материальных тел и веществ благодаря мысленному дей­ствию одаренных медиумов, и они описаны подробно в фун­даментальных монографиях и стали уже историей [67-71], но люди и в настоящее время проявляют свои уникальные возможности по созданию материи de novo только с помо­щью мысленного намерения. Имеются многолетние (более 75 лет!) данные, подтвержденные разными исследователя­ми, показывающие феноменальную ментальную способность знаменитого гуру Шри Сатья Саи Баба к материализации различных веществ и объектов — фруктов, металлических и кристаллических украшений, ароматических веществ и масел и т. д. [67]. Аналогичные исследования были прове­дены по изучению материализации различных предметов и веществ бразильцем А. Амиденом [68], а его соотечествен­ник М. Кутинхо известен как феноменальный человек, ус­коряющий развитие куриных яиц прямо во время экспери­ментов на глазах у присутствующих, вместо необходимой для этого обычной 20 дневной инкубации, и материализую­щий даже живые объекты [69, 70].

В последние годы стали широко известны имена нео­бычайно одаренных людей в Китае и Японии, способных к созданию материи de novo и трансформации одного ве­щества в другое с помощью мысленного желания: напри­мер, преобразование воды в ароматические вещества (духи), масло или бензин и т. д. Эти люди показывают свои экст­раординарные возможности в течение многих лет и благо-

5. А. П. Дубров


130                                                                                          Дубров А. П.

даря этому их можно тщательно изучать и исследовать научными методами. Многолетние исследования феноме­нов материализации выполнены учеными в Китае, Япо­нии, Бразилии.

Экстрасенсами показаны фундаментальные психофизи­ческие явления, например, реципрокные (взаимовозврат­ные) изменения агрегатного состояния вещества, т. е. пе­реход из жидкого состояния в твердое вещество и обрат­но, создание живого существа из безжизненной органи­ческой материи как доказательство необычайных возмож­ностей силы мысли человека [69, 71].

















Заключение

В одной из своих книг Р.А. Уилсон пишет следующее: «Насколько мне известно, в философии существует четы­ ре теории связи «сознания» и «материи»: 1. «Материя» первична, а «сознание» вторично (т. е. это побочное, «со­провождающее» материю явление). 2. «Сознание» первич­ но, а «материя» вторична. 3. «Сознание» и «материя» одинаково реальны, но независимы и гармонично взаимо­действуют друг с другом изначально заданным образом. 4. «Сознание» и «материя» созданные людьми метафо­ ры». Далее автору приходит мысль о «материальных объек­ тах, возникающих в результате суперпозиции волн; и о «мыслях», которые возникают в результате суперпози­ ции волн... а электроны это суперпозиция волн» [43; с. 169, 175] и он, подобно К. Попперу, стараясь понять сущность реальности нашей повседневной жизни и объек­тивности научного знания, приходит к тому, что: «...Она вполне соответствует буддийской логике: Она реальна. Она не реальна. Она реальна и нереальна. Она ни реаль­на, ни нереальна» [43; с. 200; выделено А.Д.]. На наш взгляд, лучшего решения фундаментальной проблемы М-М-взаимодействия в психофизике, кроме вышеуказан­ного, никто еще не предлагал, и читателю остается самому решить, где же находится Истина...


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь