Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава IV . Сущность и структура сознания. Сознание как сакральное. Сознание как сакральное
Проблема Сознания, его сущности и значения рассмотрена в трудах выдающегося ученого и философа, профессора кафедры теории вероятности МГУ В.В. Налимова и его последователей с исчерпывающей полнотой [38-45]. В этих работах детально изложены все аспекты проблемы Сознания: смысловое значение и связь с материей, метафизика и спонтанность, спектры и сравнительная онтология двух реальностей — физической и психической и детальное описание их творческого начала [1—5]. Из сказанного видно, что ведущими учеными мира признается необходимость учета роли Сознания в гипотезах, моделях, теориях, посвященных человеку, Биосфере и Вселенной [38-48, 62-65, 67-74]. Возникает вопрос: что же сдерживает научную общественность в окончательном решении проблемы Сознания, если оно столь важно для решения фундаментальных проблем физики? Сознание считается сейчас одной из составных частей общей картины физической реальности, и, следовательно, a priori, Глобальное Сознание признается как существующая мировая физическая величина с особым полем и частицами. В этом проявляется горячее желание ученых видеть Сознание именно таким «офизиченным понятием» со своей структурой, метризуемой, квантуемой, конденсированной средой, в виде некоей «всезнающей и всевидящей» кварк-глюонной плазмы, изучаемой в хромодинамике, где правят бозе-конденсаты. Ранее уже отмечалось, что в своих попытках разобраться в самом главном вопросе и понять особенности Сознания и его действия ученые приходят к необходимости ввести в него физические характеристики и параметры, константы, кванты, частицы, топологические характеристики [6-9, 27, 28]. 104 Дубров А. П. И на основе этого приходят к выводу, что «...наиболее фундаментальным уровнем физических процессов, обеспечивающих функционирование сознания, являются пространственно-временные структуры квантового вакуума, непосредственно связанные с мозгом» [6; с. 109]. Другие же исследователи, исходя из предположения о существовании сверхфизической формы материи или первичного эфира — монадической материи, где монады являются квантами некоего Первичного поля, считают, что способность к взаимодействию проявляется у них благодаря особому «заряду» монадического сознания. Идея полевой сущности Сознания разделяется также и философами, отмечающими, что, возможно, каким-то первичным образом сознание находится вне индивидуума как некое пространственно-подобное или полевое образование. На наш же взгляд следует прислушаться к принципиальным выводам физика, профессора кафедры теоретической физики МГУ Ю.С. Владимирова, который после обстоятельного, глубокого и всестороннего анализа ситуации, сложившейся в современной физике, пришел к следующему выводу: «1. Понятие поля как самостоятель ной категории следует считать фикцией, эфемерным понятием типа эфира, флогистона, теплорода и тому подобных изобретений человеческого разума». 2. Другая ил люзия связана с представлениями о реальном существо вании пространственно-временного фона. 3. Третья ил люзия связана с возможностью рассмотрения свобод ных (идеализированных) частиц. 4. Иллюзией являет ся также убеждение в локальном характере физики... Согласно выводам геометрофизики, на любом событии сказываются распределение материи и события во всем окружающем мире» [7; с. 462; выделено А.Д.]. В.В. Налимов и Ж.А. Дрогалина отмечают: «Созна ние человека оказывается особым состоянием этого поля (семантического — А.Д.). Расширяя эту мысль, мы вво дим представление о Семантической Вселенной и о Природе как о ее проявленности. Ее непроявленной потенци- Когнитивная Психофизика. Основы 105 алъностъю оказывается Семантический вакуум, включи- ющий в себя древние представления о Ничто, Нирване, Свершении Времен» [3; с. 366]. Специалист по квантовой физике, защитивший докторскую диссертацию по психофизике, американский ученый Дж. Бэйчлер приходит к аналогичному выводу, указывая, что «...сознание являет ся физической сущностью, но не материальной, поскольку оно не представляет собой сущность с 4-размерностъю» [9]. Точка зрения, что Сознание является основой «эфирных миров тонкой материи», т. е. его существование самого по себе, без какой-либо материальной основы, вызывает резкое возражение у некоторых ученых: «..Ло, при знавая такую точку зрения, следует одновременно при знать, что подобный феномен не может оказаться пред метом научного изучения. И, следовательно, это вопрос уже не знания, а веры» [6; с. 111—112]. Из приведенного выше следует, что сущность Сознания и его состояния настолько многообразны, что не поддаются строгому научному описанию, классификации и непосредственному приборному определению. Современная наука не знает, что представляет собой Сознание, и мы должны в этом честно признаться, поскольку... «Созна ние ускользает от объяснения», отмечает известный психолог В.М. Аллахвердов и выдвигает свою концепцию Сознании как особого механизма проверки человеческого знания об окружающем мире, избегая решения вопроса об истинной эпистемологической сущности Сознания и Бессознательного [10]. Исследователь этой проблемы физик А.В. Кирсанов, учитывая противоречия во взглядах на проблему Сознательного и Бессознательного, т. е. сложную двойственную природу психики человека и ее трудно определяемую сущность, назвал все термином «Суони», то есть Стремящиеся Ускользнуть От Научного Исследо-вания [11]. Иное дело — связь Сознания с головным мозгом — нейрофизиология и изучение высшей нервной деятельности, где имеются доступные электрофизические методы иссле- 106 Дубров А. П. дования. Эта большая научная область изучения проблем «сознание и тело», «сознание и мозг» давно получила широчайшее развитие. Известно, что психофизические явления непосредственно не коррелируют с обычной нейрофизиологической деятельностью головного мозга и поэтому все они находятся за пределами познания их с помощью электрофизиологических методов исследования [12, 13]. Попытки такого изучения предпринимаются многими учеными, но они не идут дальше констатации фактов и роли симпатической или парасимпатических систем, участия локальных областей головного мозга и сопоставления корреляционных зависимостей между ними. Следует отметить, что новаторскими в этой области являются работы, проводимые нейрофизиологом О.И. Ко-екиной, использующей новую методику изучения работы головного мозга человека, находящегося в измененных состояниях сознания (ИСС) [15]. На основе своих исследований по изучению деятельности головного мозга человека при локализации центров электрической активности в виде эквивалентных дипольных источников тока в глубинных структурах мозга О.И. Коёкина приходит к выводу, что «...открытие свойства человеческого сознания преобразовываться в некоторую физическую реальность, управляемую мыслью, является одним из ключевых моментов, позволяющим пересмотреть с новой, иной, чем прежде, точки зрения, возможные пути развития объективных исследований сознания» [15; с. 59]. Биофизик А.В. Бобров, анализируя все pro et contra no связи Сознания с нейрофизиологической деятельностью мозга человека, приходит к четким выводам: «Современ ными научными методами в коре головного мозга не обнаружены центры мышления и памяти, а также спе цифические структурообразования, реализующие функции мышления, памяти и Сознания. Механизм реализации функций мышления и памяти не известен. Мышление и долговременная память не могут быть реализованы путем распространения нервных импульсов по нейронным Когнитивная Психофизика. Основы 107 сетям головного мозга. Биологические системы облада ют материальной основой для реализации механизма сознания на полевом уровне» [13]. С этих позиций подходит А.В. Бобров к решению проблемы: «...Разносторон нее рассмотрение проблемы Сознания приводит к выво ду: существует высокая степень вероятности того, что в основе его механизма лежат полевые информационные взаимодействия» [13; с. 22]. И, продолжая свою мысль, резюмирует так: «...Биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма Созна ния на полевом уровне. Исходящее от них излучение не-сет сложную информацию и имеет, по-видимому, торси- онную природу» [14; с. 553]. Психолог Ч.А. Измайлов, рассматривая взаимоотношения между феноменом Сознания, когнитивными процессами и информационными системами мозга, категорически это отрицает: «...Сознание принципиально отличается от когнитивных процессов и не реализуется информационными системами мозга» [16; выделено А.Д.]. Таким образом, несмотря на длительную историю изучения Сознательного и Бессознательного, приходится констатировать, что определить эти понятия с позиций современной науки пока не представляется возможным, несмотря на все усилия исследователей. К счастью, в этой трудной ситуации есть выход, состоящий в том, что можно изучать роль Сознания по направленному действию мысли на живое и косное вещество и затем по характеру ответных реакций составить хотя бы приблизительное представление о сущности Сознания. В этом состоит смысл развиваемой нами гипотезы о сверхслабом интеграль ном ментальном взаимодействии (СИ MB ). Сознание как сакральное Наступление XXI века является историческим событием в развитии человечества, знаменующим собой переломный этап в смене научной парадигмы в естествозна- 108 Дубров А. П. нии, и основой этого являются фундаментальные открытия, сделанные в разных областях науки и, в том числе, в психофизике. Как уже отмечалось выше, в современном научном познании мира и закономерностей, лежащих в его основе, происходит смена научной парадигмы, включающей в себя основные положения когнитивной психофизики — физики познания психики человека и ее роли в мире. На основании результатов, полученных в ходе многолетних психофизических исследований в разных областях науки, следует предположить, что помимо известных в науке четырех физических сил и взаимодействий, следует постулировать еще один вид — сверхслабого интегрального ментального взаимодействия (СИМВ), имеющего информационно-энергетическую природу и тесно связанного с элементами Сознания в живом и косном веществе. Отличительной чертой этого вида взаимодействия является его интегративный характер: оно обладает удивительным сродством ко всем четырем фундаментальным взаимодействиям: гравитационному, электромагнитному, сильному и слабому, их полям и частицам [17]. Исследования в психофизике заставляют по-новому рассматривать роль и сущность Сознательного и Бессознательного во всех проявлениях психической деятельности живых существ и в фундаментальных физических закономерностях в мире. Они выявляют значение Сознания как глобальной психофизической субстанции, способной активно взаимодействовать с миром живой и косной материи в окружающем нас Пространстве. До настоящего времени классическая наука считает абсурдным активное участие мысли человека в изучаемых ею материальных процессах или явлениях. Этот скепсис к психофизическим явлениям оправдан тем, что до сих пор не обнаружен реальный ментальнодействующий фактор и его элементарные носители (частицы, поля, волны), не известны физические условия их образования и нет специальных приборов для их обнаружения и регистрации. Но в про-
Когнитивная Психофизика. Основы 109 веденных экспериментах имеется четкий результат мен тального воздействия, и поэтому некоторые исследователи в психофизике вынуждены оперировать гипотетическими понятиями о таком агенте, называя его астралом, менталом, фантомом [18]. Сложность признания психофизических явлений современной наукой состоит еще и в том, как уже отмечалось выше, что они обладают противоречивым качеством единства несовместимого: они и проявляемые ими силовые и полевые компоненты принадлежат по своим свойствам и действию одновременно к трем мировым микро-, макро- и мегасистемам с разной топологией пространственно-временных координат [17]. Все это приводит к полной неясности в универсальных (фундаментальных) постоянных, которые должны быть в уравнениях и законах когнитивной психофизики, и тем самым затрудняет создание ее полноценной теории и признания достижений. О таком положении в работе Г.Б. Ара-келяна по исследованию роли чисел и величин в физической теории говорится следующее: «С помощью одной толь ко логики и чистого умозрения нет никакой возможности разобраться в этом. Физический и гносеологический статус постоянных выявляется теорией, определяется всей той суммой накопленного знания, которая образует ядро физической теории» [19]. Возможно, дело здесь даже не в теории, а в том, как отмечает В.В. Налимов: «...Са мый простой ответ звучит так: в биологии нет и не может быть фундаментальных констант. Иными словами, изменчивость биологических систем такова, что она может быть описываема только через распределение меры, без указания ограничений в варьировании функции распределения... Биология более статистична, чем физика» [4; с. 178; выделено А.Д.]. По-видимому, разрешить этот сложный вопрос смогут лишь будущие эксперименты в когнитивной психофизике. Исследования в области изучения Сознания должны быть направлены в первую очередь на изучение мысли как уникального психофизического фактора, изменяющего природу вещества 110 Дубров А. П. и влияющего на любые виды реакций и процессов. Только после всестороннего и тщательного изучения взаимодействия мысли с элементами атомного ядра, молекулярными компонентами реакций, структурой кристаллов, воды станет ясной действительная психофизическая сущность мысли как проводника, агента и действующей силы Сознания. Следует еще раз подчеркнуть, что сложность изучения всей проблемы состоит в смысловой составляющей мыс ли, поскольку она несет в себе определенную направлен ность действия при выполнении задач опыта. Испытуемый (оператор или целитель) имеет всегда целевую установку совершить конкретные действия в живом или косном объекте — что-то сделать, создать, изменить, лечить, воздействовать. Как видно из сказанного, в психофизических исследованиях мысль представляет собой вид особой информационно-активной силы, хотя у некоторых испытуемых во время проведения опытов она может просто не оказывать на объект ровным счетом никакого действия. Рассмотренные явления и выводы из их изучения составят фактическую основу грядущей научной революции в естествознании, так как идеи ментально-информационных взаимодействий светоносного эфира выдвигаются в качестве основополагающих для дальнейшего развития мировой науки [20]. В настоящее время мировая наука вышла на новый этап своего развития, характеризующийся созданием интегративного знания в результате возникновения комплексных научных дисциплин, объединяющих в себе одновременно методы, понятия, теории и достижения разных наук и дисциплин [26, 66]. Причины этого связаны с тем, что только на такой объединенной основе могут быть решены узловые вопросы психофизики. Современное естествознание подобно пирамиде, на вершину которой время, научное знание и опыт выдвигают психофизику, концентрирующую в себе узловые и самые актуальные вопросы и проблемы психологии, медицины, биологии, физики, философии и космологии. Проблемы, изу- Когнитивная Психофизика. Основы 111 чаемые в психофизике, отражают сложную сущность окружающего физического мира реальности, связывающего в диалектическое единство живое и косное в одно целое [20, 21, 24, 28, 74]. Все это логично приводит к созданию когнитивной психофизики — физике познания сущ ности Глобального Сознания и его роли в окружающем нас мире. Сейчас в психофизике открываются новые горизонты в изучении человека, расширяющие научные взгляды о его психической деятельности и показывающие взаимосвязь Сознания с физическим миром. Учитывая активное влияние психофизики на систему научного знания, следует рассматривать ее достижения как основу грядущей научной революции, ведущей к смене парадигмы в естествознании. Это справедливо отметил в свое время физик Ю.А. Фомин: «Все изложенное убеждает нас в том, что концептуальная основа современной физики совершенно недостаточна, для объяснения сущности процессов, происходящих в реальном мире. Нужна новая концептуальная база для объяснения многих наблюдаемых явлений и экспериментальных фактов, которые пока не могут найти должного теоретического обоснования» [22; с. 55; выделено А.Д.]. Психофизика как область знания о необычных психических способностях человека привлекает внимание ученых самых разных специальностей. Их исследования приводят к заключению, что сознание и мысль человека как его векторная сила являются основой существующего физического мира и должны быть включены в парадигму современного естествознания. Психофизика исследует обширную группу явлений и феноменов, объединяемых под общим названием как «исключительный психический человеческий опыт». Объективный анализ показывает, что эти явления свидетельствуют о способности человека к необычным силовым и энергетическим воздействиям, пространственно-временным изменениям и материально-вещественным превращениям под влиянием Сознательного и Бессознательного. 112 Дубров А. П. Все это указывает на необходимость особых физических подходов к этим явлениям человеческой психики и создания специальной физики сознания — когнитивной психофизики. На основании многочисленных и многолетних исследований в психофизике и обобщения результатов научных исследований в физике, психологии, медицине, биофизике, социологии, технике, электронике и других областях знания, следует признать, что Сознание и Мысль как его проводник и действующая сила обладают определенным качеством, свойством, способствующим их универсальному взаимодействию с любыми материальными структурами и процессами на любых расстояниях объекта от человека на основе сверхслабого ментального взаи модействия. Основные особенности этого вида взаимодействия состоят в способности мысли человека к универсальной трансформации в любые физические поля, частицы, излучения, разные виды материи и в дистанционном характере взаимодействия мысли человека с живой и косной материей. Психофизической основой СИМВ является способность человеческого мозга взаимодействовать с фундаментальными физическими характеристиками вакуума в окружающем пространстве, элементарными (виртуальными) частицами вещества и глобальными психическими параметрами и процессами на основе создания менталь ного пространственно-временного комплекса (МПВК), свидетельствуя тем самым о всеобщности Сознания в мире [17]. На это давно справедливо указывал В.В. Налимов: «Настало время говорить о вездесущности сознания. Иными словами, нужно готовиться к тому, чтобы подойти к построению сверхъединой теории поля, описывающей как физические, так и семантические проявления мира» [4; с. 272]. На повестке дня сегодняшней науки со всей остротой встал вопрос о новой парадигме в естествознании, т. е. о смене основных положений, на которых основывается Когнитивная Психофизика. Основы 113 современная наука, развиваемая в трудах теоретиков и экспериментаторов в области физики, биологии, психологии и психофизики [7, 8, 23, 35—40]. Это связано с тем, что психофизика как основополагающая дисциплина в понимании фундаментальных основ окружающего мира физической реальности значительно продвинулась в своем понимании общей картины мироздания и глубинных основ микромира и глобальной роли Сознания в этих структурах. Основополагающим для многочисленных теорий и гипотез стало понятие о физическом вакууме — особой форме материи, не вещественной по своей структуре и не содержащей элементарных частиц, а имеющей полевую, информационную структуру, способную порождать элементарные частицы. Главным вопросом современной физики стал вопрос о том, каким является физический вакуум — основа построения окружающего мира реальности. Появились работы, детально рассматривающие структуру и процессы разных гипотетических видов вакуума — физического, абсолютного, квадрупольного, сверхтекучего, светоносного и других. Каждый из авторов стремиться «нарядить» Сознание в квантовую одежду своего фаворита, то есть в выдвинутую им теорию физического вакуума, и показать, что только с его позиций можно понять настоящий смысл вакуума, но насколько будут оправданы эти предложения, покажет только время и эксперименты. В теоретической физике эти исследования завершились созданием Ю.С. Владимировым так называемой бинар ной геометрофизики, объединяющей все важнейшие теории физики — пространства-времени, полей-переносчиков, взаимодействий и категорий частиц. Важным ее достижением явилось то, что она объединила в себе научное понимание трех видов — реляционное, физическое и гео метрическое, то есть все направления, признанные основными в современном физическом описании окружающего мира [8, 23]. 114 Дубров А. П. Рис. 29. Парадигмы фундаментальной теоретической физики [гл. I, 72] Глубокое осмысливание фундаментальных основ современной физики невольно привело ученых к необходимости учитывать положения древних мыслителей о структуре мироздания и принципах, на которых она зиждется [74]. В частности, это касается верования в наличие трех миров — физического, эфирного и ментального, древнего китайского учения «И Цзин» и основополагающих категорий «Инь-Янь», цикла «У-син», буддийских, индийских учений и других [24, 25, 74]. Это приводит ученых к пониманию того, что Сознание следует включить в развиваемую схему физической реальности, на что давно уже указывали как ученые, так и религиозные философы в своих работах о психосфере [31, 32]. При изучении проблем когнитивной психофизики следует предостеречь от прагматического взгляда на человеческий организм, бытующего в настоящее время в научной литературе, как на систему динамически развивающуюся в онтогенезе лишь только на основе различных механизмов нейрогормональной и эндокринной систем регуляции. Анализ многочисленной литературы по психофизике показывает, что необходим всесторонний, панорамный взгляд ученых-естествоиспытателей на сущность человеческого организма как на особое объедине ние (констелляцию) взаимосвязанных и взаимообусловленных внутренних динамических систем и структур, Когнитивная Психофизика. Основы 115 Б ) Рис. 30. Психокинетическое изгибание металлических изделий: а — канцелярские скрепки в стеклянном шаре; б— образцы металлической проволоки в запечатанных стеклянных трубках [гл. Ill, 117, 118] отличающееся принципиально от всех других живых организмов. Оно включает в себя: 1. Систему энергетических чакр и акупунктурных точек и меридианов; 2. Систему сфер (тел), представляющую основу глубинной структуры организма — его духовную, психическую, эфирную, ментальную составляющие; 3. Биофизическую систему, состоящую из разветвленной сети биоэлектромагнитных полей и токов, биохимических, физиологических регулирующих систем, находящихся в непрестанном взаимодействии с различного рода физическими полями ближнего и дальнего Космоса [75-81]. Все настойчивее об этом же говорят прогрессивные ученые-физики, подчеркивая важную роль Сознания и необходимость включения ментальной компоненты в ука- 11 6 Дубров А. П. занную выше физическую триаду. В частности, их мнение разделяют известные американские ученые профессор Р. Джан и Б. Дани в своей монографии, посвященной многолетним исследованиям психокинеза и дальновидения: «Физическая теория не может быть завершенной до тех пор, пока человеческое сознание не будет признано в качестве активного элемента в установлении ре алъности» [28; выделено А.Д.]. Российский физик Н.Р. Галль приходит к такому же выводу, но с других позиций: «... На основании концеп ций Канта о ноуменах и феноменах проведено обсуж дение указанной парадоксальной ситуации — наличия огромного числа практически значимых следствий из малого числа плохо определенных предпосылок. Сде лан вывод о необходимости учета человеческого сознания в формировании того, что сегодня мы называем «физической реальностью» [29]. Психолог А.Н. Криче-вец считает, что «...одним из итогов развития филосо фии в двадцатом веке можно считать отказ от попыток построить единую «истинную» онтологию, которая бы описывала мир как существующий независимо от познающего и, более широко, живущего в мире человека» [30]. Таким образом, указанная выше парадигма физического мироздания настойчиво требует учета и введения в нее очень важного компонента — ментального миропо нимания, В этой области проведены большие теоретические и экспериментальные исследования, а научные обзоры показывают возросший интерес физиков к этой проблеме, и выясняется, что общая картина строения физического мира не может быть полной, если не учитывать роли Глобального Сознания. Но область физики психического — пневмосфера, психосфера, по П.А. Флоренскому — остается до сих пор неизученной, несмотря на многочисленные попытки ученых проникнуть в ее тайны [31]. Когнитивная Психофизика. Основы 117 Сознание и мысль Сознание и мысль являются очень широкими естественно-научными и философскими понятиями, включающими в себя самые разнообразные виды явлений, трактовка которых зависит от исследователей и рассматриваемых ими проблем [3-5]. Одно из наиболее общих определений дано физиком-теологом А.В. Московским, рассматривающим связь метафизики с физикой сегодняшнего дня. Основываясь на философском понятии платоновского «целого» — «холон», он подчеркивает его существование как объекта неагрегатной природы и дает ему такое определение: «Холон есть фундаментально-целостный объект, то есть объект, целостность которого несводима ни к како му взаимодействию его частей», и далее развивает свою мысль в следующем тезисе: «...Фундаментальная целост ность не сводится к взаимодействию, но иногда предста ет как взаимодействие» [31; с. 199]. Аналогичной точки зрения на целостность физического мира реальности придерживается украинский философ И.З. Цехмистро, в своей работе, посвященной холистической философии науки, отмечает: «...Основная трудность здесь заключается в достижении адекватного понимания этого уникального свойства мира как одного (немногого)... Можно назвать это уникальное свойство целостности мира параметром (вернее сверхпараметром)... Имея в виду эту уникальную целостность в природе и ее неординарные свойства, мы будем употреблять для ее обозначения термин «холо-пара-метр» [35; с. 337-338]. Все сказанное выше наглядно подтверждается на примерах и сведениях, приводимых нами в главе о созидательной силе Сознания. Автор одной из обобщающих работ о природе сознания философ С. Прист рассматривает семь возможных подходов и трактовок Сознания со стороны философов: дуализм, логический бихевиоризм, идеализм, материализм, функционализм, двухаспектный под- 118 Дубров А. П.
Рис. 31. Изменение плотности локального потока энтропии у оператора в процессе передачи информации на дистанции С.-Петербург-Финляндия, г. Куопио [гл. И, 10] ход, феноменологический подход, к которым следует добавить еще ведущие теории — интенционалъности сознания и нелинейную теорию сознания, основанную на идеях синергетики [36—38]. Возникающие при этом психофизические и психофизиологические проблемы — «ментальное и физическое», «сознание и тело», «сознание и мозг» и многие другие — не решены до сих пор в силу сложности понятия Сознания. В связи с этим С. Прист указывает: «...Известно, что «сознание» трудно определить вербальна... Обратите вни мание, что существование и природу сознания нельзя схва тить с помощью какого-либо физического описания мира... Сознание есть ничто помимо опыта... я хотел бы сде лать радикальное предположение', сознание не существует» [38; с. 270-272; выделено А.Д.]. Мнение С. Приста полностью разделяет один из авторитетных физиков мира Р. Пенроуз: «..Л утверждаю, что явление сознания не может быть описано в рамках со- Когнитивная Психофизика. Основы 119 временной физической «теории», и, резюмируя сказанное о сознании, добавляет: «...приходится констатировать, |1 что на сегодняшний день общепризнанный критерий про- |> явления сознания отсутствует» [39; с. 11 и 329]. | Ранее эту же мысль высказал известный психофизик Д. Стокес в свой фундаментальной книге, посвященной проблемам Сознания: «..Данные парапсихологии говорят о том, что мы обладаем ментальными способностями, которые не могут быть объяснены на основе современ ных физических теорий. Оказывается, что люди являются нечто большим, чем простыми физическими телами и что сознательный разум может играть действительно фундаментальную роль во Вселенной» [41; с. 216]. Обобщение исследовательских работ в области Сознания, за исключением лишь только материалистической теории сознания [33, 34], приводит исследователей к заключению о НЕ материальной сущности Сознания (НСС) и связи физической реальности с Сознанием посредством какой-то одной фундаментальной величины или одного процесса, и с этим следует полностью согласиться. Идея о НСС сначала кажется кощунственной и не может быть принятой современной физической наукой, поскольку в своих исследованиях она оперирует только метрическими понятиями — массы, заряда, скорости, спина, напряженности и т. д. Следует отметить, что чем дальше квантовая физика углубляется в исследование микромира, тем больше ей приходиться оперировать вероятностными понятиями, образами виртуальных f мнимых) частиц, полей, энергий, пространства — времени, то есть не реальными материальными величинами, а их отображением («тенями»), возможными представлениями, не имеющими реальной природы. Умозрительные гипотезы довлеют над всем этим построением, и их доказательство представляется делом далекого будущего, но сейчас это сближает их с понятием Сознания как вакуумной субстанции, и многим кажется, что решение найдено. В частности, профессор И.З. Цех- 120 Дубров А. П. мистро отмечает: «Однако между квантовой физикой и проблемой сознания действительно существует глубокая связь. Эта связь нашла свое отражение в фон-неймановской интерпретации квантовой механики, чрезвычай но обострившей психофизическую проблему...», и поясняет сказанное на основе важных эвристических выводов, сделанных в свое время физиком А.А. Грибом в его работе по экспериментальной проверке квантовых корреляций на макроскопических расстояниях: «...В кванто вой механике редукция волнового пакета (превращение волновой функции с той или иной вероятностью в собственную функцию оператора измеряемой величины) требует обращения к новой, не сводимой к обычным час-тицам и полям реальности, каким-то образом связанной с сознанием... Эта новая реальность, служащая предпосылкой существования сознания, при некоторых условиях способна, подобно полю, менять импульс и энергию частицы, производя редукцию волнового пакета и изменяя вероятности результатов измерения» [35; с. 335; выделено А.Д.]. После анализа он приходит к такому выводу: «Этой «новой реальностью» является субквантовое свойство уникальной целостности и неразложимости физического мира на множество элементов» [35; с. 335-337]. Итак, Сознание, существующее в мире, объясняется на основе понятия о субквантовой целостности, неразложимости физического мира реальности. Таким образом, идея «холопа» восторжествовала, но, к сожалению, эта замена понятий не проясняет многочисленные явления, показывающие созидательную силу Сознания, которые остаются необъяснимыми. При таком подходе Сознание становится как бы общим, единым, всеохватывающим определением сущности физического вакуума, то есть глубинной основой построения всей виртуальной физической реальности мира. И тогда становится понятным желание физиков рассматривать Сознание как неотъемлемую часть общей картины мироздания, в виде функци- Когнитивная Психофизика. Основы 121 онально независимого полевого механизма, действующего подобно физическому вакууму. Какие же тогда основания имеются у нас для заявления о нематериальной сущности сознания? Прежде всего, даже если допустить определенное сходство физического вакуума и Сознания как виртуальных образований, то аналогия, проводимая между ними, довольно условная, поскольку между ними есть, по крайней мере, одно очень существенное различие — наличие в психике человека созидательной, целенаправленной силы мысли] Сознание имеет особую силовую и энергетическую компоненту, способную выполнять мысленное желание человека, а физический вакуум не имеет такой составляющей. Кроме того, следует учесть тот факт, что за весь долгий столетний период развития современной науки никто и нигде (!) не смог изучить физические характеристики такого понятия, которое называется Сознанием. Поддерживая это утверждение, С. Прист говорит об этом так: «Относительно сознания — это его эфемерная и невиди мая природа. А также невыразимость данного понятия. Оба они объясняются тем фактом, что нет такой вещи, как сознание» [38; с. 272]. Философ И.З. Цехмистро отмечает: «...Отсюда вытекает, что сознание есть вполне реальная, хотя и не смешиваемая с физико-химическими состояниями мозга и поэтому не наблюдаемая физико-химическими средствами сущность», и добавляет: «...со знание существует как нечто четкое, обособленное и не смешиваемое со всей совокупностью физико-химических процессов» [35]. Как будет показано дальше, благодаря Сознанию и мысленному желанию, человек способен создавать de novo любые виды материи. В физике известны различные виды взаимодействия и превращения частиц, полей и энергий, но создание живого или косного вещества в результате мысленного действия является прерогативой только особого свойства Сознания человека. Отличительной чертой такого свойства Сознания человека явля- 122 Дубров А. П. ется также его уникальная и универсальная способность превращаться в любые известные в физике поля, частицы, энергии и принадлежать одновременно к микро-, макро- и мега-физическим системам. Из этого с неизбежностью следует логический вывод, что Глобальное Сознание является фундаментальным надструктурным ментальным образованием, не имеющим аналогов в физической реальности нашего мира. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы