Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ментальный пространственно - временной комплекс
Исследователи, отмечая особенности дистанционной связи человека с объектом любой природы, подчеркивают важность четкой направленность мысли на объект: «Со здавая четкий мысленный образ предмета, можно таким образом построить его ментальное тело, а затем «вло жить» в него определенную информацию, сосредоточив в нем соответствующую мысль, посланную в форме прика за» [76], и тогда, как заключает психолог Р. Уилсон, «...в результате субъект и объект становятся одним целым» [3; с. 239]. Самое интересное, что на такую же связь обращает внимание ученый-физик высокой квалификации Н.Р. Галль, долгое время работающий с приборами, и делает важный обобщающий вывод: «Можно предполо жить, что схожие механизмы взаимодействия между исследователем и изучаемым объектом должны иметь место и в других естественных науках» [5; с. 77]. Человек взаимодействует с окружающим его миром на основе сверхслабого интегрального ментального взаимодействия. Поскольку СИМВ основано на взаимодействии оператора-человека с живыми или косными объектами, то для понимания этой связи очень важным является вводимое нами понятие о ментальном пространственно-временном комплексе (МПВК). Под этим подразумевается создание человеком ментального комплекса с пространственно-вре- Когнитивная Психофизика. Основы 137 менными характеристиками того объекта, с которым оператор связан или будет иметь связь на основе двух ментальных состояний — установки и интериоризации, о которых будет рассказано ниже. Но прежде всего следует сказать, что идея об особом ментальном (информационном) комплексе, создаваемом человеком с окружающей его средой, давно была поставлена в науке [7-11, 37-41]. В развиваемой нами гипотезе о МПВК все без исключения психофизические явления, феномены и эффекты, чего бы они ни касались, выполняются только при условии создания оператором внутреннего МПВК «Человек — Объект», в котором их характеристики психофизическо го пространства и времени становятся едиными. При образовании МПВК в человеке-операторе происходит глубокая, внешне незаметная трансформация пространственно-временных отношений с внешним миром, которых нет в обычной «сознательной» жизнедеятельности, за исключением сна и трансперсональных состояний. Человек-оператор или экстрасенс отличается от большинства людей тем, что он произвольно или непроизвольно способен перестроить свой МПВК под любой живой и неживой объект. Свойство образовывать МПВК присуще сознательной и бессознательной мозговой деятельности человека, и поэтому человек способен создавать два различных, но тесно связанных между собой ментальных комплекса: Со знательный ПВК (С-ПВК) и Бессознательный (БС-ПВК). Для правильного понимания сущности СИМВ необходимо прежде всего рассмотреть, что представляет собой МПВК и остановиться на восприятии человеком Пространства и Времени в обычном и измененном состоянии Сознания. В обычном бодрствующем состоянии Сознания человек находится в четырехмерном ПВК с трехмерным пространством, обладающим евклидовой геометрией и линейным поступательным ходом времени. Этот ПВК для человека настолько привычен, что он не осознает ни мет рических свойств Пространства — длительности, изотропности, гомогенности, кривизны, ни его топологичес- 138 Дубров А. П. ких свойств — трехмерности, непрерывности, протяжен ности, а для Времени — одномерности и однонаправлен ности, непрерывности, линейной упорядоченности и не придает им значения в повседневной жизни. Исследования нейрофизиологов и нейроэндокринологов выявили изменения характерных особенностей параметров внутреннего и внешнего пространственно-временного континуума и механизмы восприятия человеком реального времени. Решающее значение в динамическом развитии и сложной смене пространственно-временных параметров принадлежит гормональной системе при тесном взаимодействии с нервной и иммунной системами [47], определяющими информационно-энергетические изменения внутреннего пространства, связанные с его структурно-функциональной асимметрией [19, 72-74]. На основе проведенных работ показано большое значение феномена неравномерности хода собственного времени человека в условиях стресса, когда определяющим параметром становится соотношение эндо-и экзогенного времени, связанное с объемом, новизной и скоростью поступления информации во время стрессорных реакций и состояний [47]. Между тем современные исследования в физике и трансперсональной психологии показывают, что Пространство-Время в нашем реальном мире не линейное, а многомерное и может быть таким по своему содержанию, как оно видится человеку, находящемуся в трансперсональном состоянии [14-25, 32, 38, 41]. Многочисленные исследования показали, что в этих состояниях у человека наблюдается необычное восприятие Времени и его динамики: остановка и быстрые перемещения во Времени и Пространстве, изменение темпа и обратное течение Времени. И само Пространство может быть как необычайно широким, так и сжиматься до точки, разряженным или сверхплотным и даже изменить свою размерность, т. е. быть плоским (двухмерным), многомерным или иметь причудливую конфигурацию. Метафизические исследования приводят к выводу, что в окружаю- Когнитивная Психофизика. Основы 139 щем нас мире реальности имеют место такие взаимосвязи и свойства ПВК, которые ощущает и видит человек, находящийся в трансперсональном состоянии Сознания, и, следовательно, такое восприятие реально существует и является причинно обусловленным психическим явлением [28-36]. Это четко выразил К.Г. Юнг: «.„Суще ствует биологическая связь между бессознательными процессами и активностью сознательной мысли...суще-ствует бессознательная психическая реальность, которая вполне ощутимо воздействует на сознание и его содержимое... Все это известно, но из этого факта не сделано практических выводов. Мы по-прежнему продолжаем думать и действовать, как прежде, словно мы являемся simplex , а не duplex » [41; с. 102]. Вышесказанное означает, что одно из составляющих («симплекс» по К.Г. Юнгу) принадлежит С-ПВК человека, находящегося в обычном бодрствующем состоянии Сознания с привычной ему нейрофизиологической деятельностью, а второе составляющее относится к «дуплексу», то есть к Бессознательному (БС), и составляет основу условно называемого нами БС-ПВК. Вот лишь при такой постановке вопроса можно с единых позиций понять и объяснить различия обычных и необычных психических явлений у человека. Многочисленные исследования в психофизике показали способность человека взаимодействовать со Временем и Пространством при переходе из С-ПВК в БС-ПВК: благодаря такому переходу возникает новая топология психики — быть вне головного мозга, в результате чего человек получает возможность войти в многомерное Пространство окружающего мира с его удивительной структурой и динамикой взаимоотношений и, как резюмирует Э. Де Боно, «в результате субъект и объект становятся одним целым» [1; с. 23]. Идея о новом взгляде на взаимосвязь человека с окружающим миром хорошо выражена Э, Де Боно: «Предпо лагается, что если предмет и проблема одновременно со относятся в сознании, то постепенно вырисовывается 140 Дубров А. П. ситуация, которая их свяжет... Значение предмета не есть нечто находящееся в самом объекте, а является описа нием способа воздействия объекта на разум — способа, каким он подгоняется к структуре мышления. Струк тура же мышления либо уже существует, либо может быстро сформироваться вокруг предмета, придав ему тем самым содержание, и, следовательно, смысл» [1; с. 100]. К сожалению, пока нам не известен механизм перехода и трансформации Сознательного в Бессознательное и образование С- и БС-ментальных комплексов, а тем более реализации мысленного намерения, ибо оно происходит на подсознательном уровне [75]. Можно предположить, что в основе этих переходов и трансформации лежат два специфических состояния Бессознательного: одно, называемое термином «Установка», открытое грузинским психологом Д.И. Узнадзе [7, 11], обозначающее целостное состояние Сознательного и Бессознательного субъекта, направленное на определенную активность, и второе состояние— «Интериоризация», обоснованное в работах французского психолога Ж. Пиаже, обозначающее перенесение структуры и схем внешних физических действий во внутренний план Сознания человека [12, 13]. Как указывает Д.И. Узнадзе, «...для возникновения этой последней (установки — А.Д.) достаточно двух эле ментарных условий — какой-нибудь актуальной потреб ности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает уста новка к определенной активности. То или иное состоя ние сознания, то или иное, из его содержаний вырастает лишь на основе этой установки», и далее, что очень важно для нашего анализа, поясняет: «Установка сама, ко нечно, не представляет собой ничего из этого содержания, и понятно, что характеризовать ее в терминах явлений сознания не представляется возможным» [7; с. 334, выделено А.Д.]. Установка рассматривалась Д.И. Узнадзе как готовность к осуществлению той или иной деятельности, как Когнитивная Психофизика. Основы 141 источник психической энергии и «... представляет собой особую сферу модификации личности» [7; с. 28]. Известный психолог А.Е. Шерозия, творчески развивая учение Д.И. Узнадзе, дает такое общее определение установки «...Установка —- это такая принципиально не осоз наваемая, целостно-личностная модификация психики, в соответствии с которой происходит вероятностная орга низация и вероятностное регулирование индивидом своих «сущностных сил», выражающихся в той или иной его конкретной деятельности, вплоть до полной реализации их через сознание» [10; с. 126]. Далее он отмечает: «Уче ние об установке принимает прежде всего тезис о каче ственном отличии сознания от всего остального мира и от всего остального ряда явлений» [10; с. 66], и продолжает пояснять особую сущность установки: «Одновремен но установка служит принципом двусторонне опосредую щей связи и не только между сознанием и бессознатель ным психическим, но и между ними и транспсихическим миром, поскольку этот мир выступает как предмет на шего познания и переживания вообще... Это обстоятель ство выделяет установку из трехчленной системы пси хического: установка — сознание — бессознательное и из трехчленной системы отношений Я: личность — другой — суперличность. Она определяет психическое как некую систему отношений между указанными образованиями, лежащую в основе жизнедеятельности человека в целом» [10; с. 72; выделено А.Д.]. Теория установки Д.И. Узнадзе покоится на твердо выверенных положениях, которые могут быть основой С-ПВК и БС-ПВК, поскольку «...возникновению сознатель ных психических процессов предшествует состояние, ко торое ни в какой степени нельзя считать непсихичес ким, только физиологическим состоянием... Установка представляет собой первичное, целостное, недифференци рованное состояние. Это не локальный процесс — для него скорее характерно состояние иррадиации и генерализации» [7; с. 131; выделено А.Д.]. На наш взгляд, бле- 142 Дубров А. П. стящим подтверждением этих слов могут быть работы физика Н.Р. Галль по изучению невоспроизводимости результатов в физическом эксперименте [5], нейрофизиолога О.И. Коекиной по проявлению Сознания в управляемом мыслью пространственно-временном структурировании активной среды мозга у экстрасенсорноодаренных испытуемых [45, 46], а также работы И. Игнатова и X. Дро-зинакиса по дистанционному воздействию на энергетические свойства молекул воды [50-53]. В работе О.И. Коекиной показано, что в результате психологической установки и целевого направленного усилия на образ «энергетического луча» (или «экрана»), а также концентрации внимания и медитации, распределение биоэлектрической активности соответствовало образу луча или экрана. У испытуемых проявлялись специфические изменения биопотенциалов головного мозга и функциональное структурирование пространственно-временного распределения дипольных энергетических источников в головном мозге. Указанное исследование является наглядным подтверждением идеи установки, проявляемой у человека в нормальном состоянии сознания или при особых измененных состояниях Сознания, включая трансперсональный опыт [26-31] и т. д. Физик Н.Р. Галль, изучая взаимоотношение «человек — прибор» в физическом эксперименте, приходит к выводу: «..Ла наш взгляд, мы наблюдаем здесь процесс тонкого взаимодействия между тремя объектами: производящим измерения ученым, экспериментальным прибором и собственно физической системой, подлежащей изучению. Это взаимодействие можно назвать притир кой...», и далее уточняет: «...Скорее всего, это означает, что именно звено «человек — прибор», а не «прибор — физическая система» является тем тонким местом, ко торое требует взаимной настройки для эффективного функционирования. С психологической стороны процесс «притирки» носит сугубо бессознательный, но глубоко интимный характер» [5; с. 77; выделено А.Д.]. Когнитивная Психофизика. Основы 143 В совместной работе болгарского физика И. Игнатова и сверходаренного греческого целителя X. Дрозинакиса, живущего многие годы в Германии, удалось показать способность целителя дистанционно влиять на энергетический спектр молекул воды на основе тщательно спланированных научных экспериментов. Исследования с X. Дро-зинакисом были проведены между городами Франкфурт, София, Москва, Токио, Санкт-Петербург и другими [50-53]. О дистанционном ментальном взаимодействии свидетельствуют также многолетние (18 лет!) исследования американских ученых по изучению удаленного видения [49], влияния людей на расстоянии [63], дистанционного действия человека на различные живые организмы [64] и другие работы, выполненные в последние десятилетия [36, 40, 56-68]. Таким образом, согласно гипотезе СИМВ, в основе многообразных психофизических явлений лежит создание человеком различных С-ПВК и БС-ПВК «человек — чело век» (или животное, растение, бактерия и т. д.) или «че ловек — прибор», или любой другой объект, или «чело век — вещество» как единых целых образований в много мерном пространстве. Основанием для такого заключения могут быть строгие экспериментальные многолетние исследования ученых, выполненные на высоком методическом уровне с математической оценкой вероятностей полученных результатов, проверкой нулевых гипотез и т.д., позволившие значимо подтвердить наличие связи между двумя группами животных (кролики), удаленными друг от друга на значительные расстояния (3 и 7 км) и не имеющими обычной сенсорной связи [47]. В указанном исследовании для стимуляции поведенческого состояния кролика-индуктора был выбран метод раздражения переменным электрическим током латеральных ядер переднего гипоталамуса, а информативным параметром функционального состояния кролика-перципиента, служившим для оценки взаимодействия между жи- 144 Дубров А. П. вотными, была взята текущая средняя частота переходов через нулевой уровень электроэнцефаллограммы проекционных соматосенсорных зон коры обоих полушарий. Проведенные исследования (36 опытов, включавшие 535 циклов, подлежащие математической обработке) показали, что при высоком уровне значимости критерия проверки нулевой гипотезы число положительных опытов составило 90%. В предыдущей нашей работе было сообщено о результатах исследований по психокинезу и телепатической связи кроликов и цыплят с механическим роботом, имеющим программу действий, запускаемую генератором случайных чисел [48]. Эти исследования показали, что живые объекты способны оказывать влияние на хаотично движущийся робот, т. е. реально существует дистанционная взаимосвязь между живыми и косными системами. Для понимания этих явлений следует признать решающую роль квантово-коррелированных взаимодействий и способность человека благодаря Сознанию осуществлять редукцию волновой функции на любом уровне организации живой материи. Именно это явление лежит в основе СИМВ и независимости эффектов действия от расстояний, отсутствия любых видов экранировки, направленности и моментальности передачи мысленных усилий и всей когнитивной психофизики в целом. Для того, чтобы развиваемые нами положения о МПВК и СИМВ были лучше понятны, приведем мнения о сущности окружающей нас реальности и роли Сознания, высказанные в работах ученых, имеющих большой исследовательский трансперсональный опыт в области экспериментальной психофизики — А.И. Солодина и С. Грофа [14-18]. Предлагаемые нами выше схемы МПВК и дистанционного ментального психофизического взаимодействия человека на основе СИМВ с любыми объектами и процессами, происходящими в живой или косной природе, уже давно были выдвинуты, теоретически обоснованы и pea- Когнитивная Психофизика. Основы 145 лизованы на практике вышеуказанными учеными, а также их предшественниками и последователями [8-23, 28— 44, 56-68]. В основе теоретических подходов физика и философа А.И. Солодина по аппаратной реализации психофизического воздействия (в том числе и дистанционного!) на любой вид материи положен принцип бинарности, в котором определяющим является специальная подготовка оператора к тесной взаимосвязи с генераторами особой конструкции. При этом, как отмечает автор, «... генератор необходим для опосредованного взаимодействия человека с объектами, он выступает в качестве «рычага в воздействии на объект», но для него, в свою очередь, необходимо вещество или процесс, которые легко реагируют на психоменталъное усилие коллектива операторов» [15, с. 138]. Генератор основан на взаимодействии с человеческой психикой, в результате чего существенно изменяются его физико-технические характеристики и появляются функциональные возможности, которых у него до этого не было, поскольку специально подготовленный оператор вносит в него особую психофизическую программу действий [17, с. 4]. Выделено три группы приборов и объектов, чувствительных к прямому психическому воздействию человека: 1. Электрические схемы с накоплением заряда, нелинейные генераторы электромагнитного излучения, сверхточные хронометры, кулоновские весы; 2. Магнитометры Джозефсона (СКВИД), кольцевые лазеры; 3. Вода как один из сверхчувствительных объектов, коллоиды, эмульсии, пересыщенные растворы. После программирования генератор работает без оператора, но между ними сохраняется дистанционная психофизическая связь. Автор подчеркивает, что чрезвычайно важным моментом всей психофизической технологии является духовное очищение и нравственное совершенствование оператора [17, с. 5]. 146 Дубров А. П. Практика работы обоснована теоретическими воззрениями автора методики на самую глубинную природу любого объекта и определяющую роль психики человека в системе онтологической реальности: «В основу положена возможность влияния на объекты и процессы реальнос ти путем специально организованного коллективного психоменталъного усилия», ибо «...деятельность оператора нашей школы возможна только в коллективе единомыш ленников... коллектив нужен как микросоциум, как соци альная среда» [15, с. 124]. Указанная связь оператора-индуктора с объектами воздействия может быть осуществлена при использовании универсальных объектов целевого психофизического воздействия, каковыми являются вода и живые клетки для решения самых различных практических задач. В теоретической концепции А.И. Солодина акцентируется внимание на том, что в ее основе лежит следующее положение: «...Психика не может знать что-либо, психи ка может только быть или не быть чем-либо, кем-либо... Психика — онтологически первичная субстанция чело веческого существования... и отождествление человека с кем-либо, с чем-либо — не ментальная, а психическая опе рация, она культурно-генезисно первична» (с. 166). Иначе говоря, работа операторов по предлагаемой методике требует коренной перестройки их психики, их онтологического и гноселогического знания и соответственного отношения к окружающему нас миру реальности, а не простого ментального воображения, поскольку основанием психофизического воздействия является, как отмечает автор, «свободная психическая энергия» (с. 182), и далее он указывает: «...Человек имеет возможность об- ращатъся к универсальному существу, стоящему за лю бым индивидуальным (эмпирически данным) объектом» (с. 189), и резюмирует: «..Лтак, основной источник транс формационной энергии — универсализация сознания индивидуального человеческого существа до осознания себя родовым человеком, с внутренним аспектом» (с. 191).
Когнитивная Психофизика. Основы 147 Автор обращает внимание на специфику связи работы возглавляемого им коллектива с пространственно-временными особенностями: «Мы работаем в зоне связи будущего с настоящим, а они (другие коллективы — А.Д.) в зоне связи прошлого с настоящим, точно так же, как это делает наука» (с. 227). Указанная особенность работы психофизиков находит свое подтверждение в теоретических подходах специалистов математической физики К. Мхитаряна и М. Саниги к проблемам связи экстраординарных способностей и измененных состояний людей с внутренним и внешним временем (гл. 3, № 87-92). • Выдающийся исследователь измененных состояний сознания С. Гроф отмечает в своей работе: «...Еще одной важной характеристикой психоделических состояний является трансценденция различия между материей, энергией и сознанием» [14, с. 52]. Он особенно подчеркивает ключевую роль психики человека в мире квантовой реальности, что приводит, по его мнению, к радикальному изменению научного понимания природы человека и окружающего нас мира физической реальности: «Наблюде ния показывают, что сознание существует и функционирует независимо от тела и физических чувств» [15, с. 250]. С. Гроф находит поддержку своим идеям в работах знаменитого физика Д. Бома по теории «скрытого», «свернутого» порядка, господствующего в мире [15, 16]. В основе его теории лежат процессы свертывания и развертывания, играющие важнейшую роль в Сознании, включающем мысль, чувство, желание, волю, побуждение к действию: «Мысли и чувства также свертывают в себя номе рения. Те оттачиваются до определенного желания и наме рения сделать что-то. Намерение, желание и стремление развертываются в большое количество действия, которое, при необходимости, будет включать в себя больше мысли. Поэтому аспекты разума являют себя как свертывающие друг друга и трансформирующиеся друг в друга посредством свертывания и развертывания». И далее заключает: «Здесь мы скажем, что как разум, так и материя обладают реаль- 148 Дубров А. П. ностъю, или, возможно, что они оба возникают из некой более великой общей почвы или же, возможно,что они на самом деле не сильно друг от друга отличаются. Возмож но, они сплетаются воедино» [58, с. 13]. Такой взгляд приводит Д. Бома к тому, что он вводит новое понятие в связь физического и ментального и называет его «сома-значимость» (примерный эквивалент психосоматики — А.Д.): «Сома-значимость подразумевает, что фи зическое и ментальное не существуют раздельно: «поня тие сома-значимости подразумевает, что сома (или физи ческие) и ее значимость (которая ментальна) ни в коем случае не существуют раздельно, но скорее, что это — два аспекта одной всеохватной реальности» [60, с. 37]. Он иллюстрирует это свое положение нераздельностью двух полюсов магнита и отмечает: «Мое предположение, следова тельно, заключается в том, что реальность обладает дву мя дальнейшими ключевыми аспектами — тонким и яв ным, которые тесно связаны с сомой и значимостью» [60, с. 38], и продолжает: «Некоторые из простых видов сома- значимой и значимо-соматической деятельности — просто рефлексы, встроенные в нервную систему, или инстинкты, выражающие накопленный опыт биологического вида. Но они продолжаются до все более утонченных и разнообраз ных реакций... На этих более высоких уровнях сома-значи мая и значимо-соматическая деятельность показывается наиболее непосредственно» [60, с. 40]. Здесь теоретические подходы Д. Бома получают большую поддержку от современных нейрофизиологов, изучавших проблему стресса, хотя вне прямой связи с рассматриваемой нами глобальной роли Сознания в психофизике: «Итоги анализа комплексов гормональных, вис церомоторных и эмоциональных реакций на разных ста диях стресс-ответа безусловно свидетельствуют о взаи мосвязи информации, энергии, энтропии и времени, что сформулировано в виде информационно-энергетической концепции стресса. Она согласуется с выведенной в дан ной работе концепцией об информационно-энергетичес- Когнитивная Психофизика. Основы 149 кой природе времени, основанной на представлениях ряда авторов об информации как энергии. Это соответству ет современным представлениям о кодах информации в нервной и гормональной системах» [61, с. 205]. Следует отметить, что, помимо нейрофизиологических и психологических работ, этот вопрос исследовался детально специалистами по математической физике профессором Ю.В. Готовским и К.Н. Мхитаряном с позиций взаимодействия двух человеческих организмов, где авторы рассматривают биоэнергетические связи индуктора и перципиента, основанные на активности «ки» («ци») энергии в обычном масштабе времени и пространства и исследовании внут реннего времени человека. Структура этого времени включает в себя как структуру взаимодействия прошлого времени организма, так и его текущего и будущего состояний, но основная часть содержания внутреннего времени не находится в Сознании человека, а проявляется на уровне Бессознательного или Внесознательного. Указанное положение данной хроносемантической модели сближает ее не только с основами трансперсонального опыта С. Грофа и В.В. Налимова и концепцией Ж. Пиаже об интериоризации, но и с установкой Д.И. Узнадзе, считавшего, что «...есть основания полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности... Психика включает в себя два больших компонента явлений — компонент сознательных и компонент бессоз нательных психических переживаний» [7; с. 7]. Можно предположить, что на основе начальной установки мысль оператора направляется на объект-мишень (объект, предмет, вещество) и становится с ним объединенным комплексом с едиными модами и гармониками собственных колебаний, выполняя задуманную цель действия. В результате этого человек-оператор и вещество объекта становятся одной целостной структурой и обра- 150 Дубров А. П. зуется единый МПВК, после чего в объекте неизвестным пока нам образом происходят изменения, привнесенные мыслью человека. Как уже неоднократно подчеркивалось выше, ни один оператор при выполнении психофизических заданий не знает электронной, атомной или молекулярной структуры вещества того объекта, с которым ему предстоит работать, а лишь настраивает себя и дает себе установку на точное (большей частью образное) исполнение поставленной перед ним задачи [44]. Дистанционный механизм связи СИМВ не следует понимать аналогично тому, что происходит в радиотехнике при передаче сигнала на большие расстояния, ибо здесь имеются иные закономерности. Все дистанционные психофизические изменения происходят благодаря тому, что образуется особый МПВК в многомерном пространстве и времени, объединяющий в единую систему оператора и объект-мишень воздействия или целителя и пациента, если лечение проводится на расстоянии. Наглядными примерами могут быть все приведенные выше дистанционные психофизические явления и ментальное лечение. Заключение Исследования в психофизике помогают по-новому оценить роль и сущность Сознания и Бессознательного во всех проявлениях человеческой деятельности. Они выявляют значение этих глобальных категорий, способных активно взаимодействовать с живой и косной материей в окружающем нас реальном мире. В области изучения Сознания усилия должны быть направлены в первую очередь на изучение мысли как уникального фактора, изменяющего природу вещества и влияющего на любые виды реакций и процессов в живой и неживой природе. После всестороннего изучения сверхслабого ментального взаимодействия человека с элементарными физическим процессами станет ясной подлинная сущность мысли как действующей силы Сознания, без которой невозможно создание Общей теории Когнитивная Психофизика. Основы 151 поля и Великого объединения взаимодействий. Из сказанного выше следует вывод, что если когда-либо будет построена единая теория поля, то это будет Общая теория Сознательного и Бессознательного. На это прозорливо указывал В.В. Налимов: «Настало время говорить о везде сущности сознания. Иными словами, нужно готовиться к тому, чтобы подойти к построению сверхъединой теории поля, описывающей как физические, так и семантические проявления Мира» [38, с. 272]. Необходимо еще раз подчеркнуть, что сложность изучения всей проблемы СИМВ состоит в смысловой составляющей мысли, осуществляющей определенное направ ленное действие при выполнении задачи опыта. До сих пор остается загадкой тот факт, каким образом реализуется дистанционное мысленное желание, проявляемое человеком сознательно или бессознательно, в чем смысл запускающего импульса Сознания, который реализуется в полевое, силовое, энергетическое или материальное воплощение в структуре вещества, производя в нем необходимое направленное действие и изменение. Поскольку психофизические явления изучались авторитетными учеными на протяжении многих лет в различных университетах и институтах мира в ходе строго поставленных научных опытов и созданы феноменологические и теоретические модели, объясняющие их возможную природу, то они должны быть включены в современную научную парадигму естествознания [19-22]. В своем историческом очерке по трансперсональной психологии философ В.В.Майков и психолог В.В. Козлов дают сжатый анализ основополагающих работ и достаточно полное описание самых различных взглядов на трансперсональный опыт [30]. При этом они отмечают, что трансперсональная психология «...это метафизика, признающая Божественную Реальность субстанциональной для мира вещей, жизней и умов, а также психология, обнаруживающая в душе что-то схожее или даже идентичное с Божественной Реальностью; этика, видящая ко- 152 Дубров А. П. печную цель человека в знании имманентной и транс цендентной первоосновы бытия» [30, с.74]. В XX веке вопрос о первооснове бытия встал со всей остротой в связи с переменами в мировоззрении ученого сообщества на основе развития квантовой физики, приведшей к смене научной парадигмы [36, 54, 56-68]. Большинство физиков-исследователей и теоретиков, изучавших эту проблему, считают, что это либо особое поле или энергия, т. е. действие, деятельность, совершение. Особую роль в этом признании сыграл основатель аналитической психологии К.Г. Юнг, признававший психическое как реальность, данную в виде субстанции, сущности с очень сложной структурой, динамикой развития и действия [42, 43]. Один из глубоких мыслителей нашего времени Дж. Кришн амурти в своих работах так рассматривал этот вопрос: «Человеческий организм представляет собой поле энергии...», и продолжал: «...Суще ствует ли такая энергия, которая никогда не истощается, куда бы вы не двигались; вверх, вниз, горизонтально, вертикально?.. В ней заключен иной фактор... И теперь я спрашиваю: существует ли такая энергия, которая пребывает вне времени? Да, уважаемый, она существует» [34]. Этот взгляд близок к тому, какой развивал в своих работах большой друг Дж. Кришнамурти профессор теоретической физики Лондонского университета Д. Бом — основатель теории «скрытого порядка» [33]. В одной из своих лекций он спрашивал: «Вопрос таков: находим ли мы скры тый порядок в сознании?». И в дальнейшем, показывая правоту поставленного вопроса, пояснял: «...Скажем, что как разум, так и материя, обладают реальностью, или, воз можно, что они оба возникают из некой более великой почвы, или же, возможно, что они на самом деле не сильно друг от друга отличаются. Возможно, они сплетаются во едино и... разум каким-то образом скрыт в неодушевленной материи и... что ментальная и материальная — это две стороны одной реальности» [33, с. 12-14]. Когнитивная Психофизика. Основы 153 Далее Д. Бом вводит в своей теории новое понятие значения, называемое «сома-значимость», которому придается ключевая роль в целостности бытия, и подытоживает: « „.Мое предположение, следовательно, заключается в том, что реальность обладает двумя дальнейшими ключевыми аспектами — тонким и явным, которые тесно связаны с сомой и значимостью... При таком подходе возникают три основных аспекта: Сома — Значи мость — Энергия... Современная физика уже показала, что материя и энергия — два аспекта одной реальнос ти..? Энергия и материя могут преобразовываться друг в друга... Поэтому в наиболее общем виде, энергия свертывает материю и значение, в то время как материя свертывает энергию и значение... Но также и значение свертывает как и материю, так и энергию... Активность сознания определяется значением» (с. 50-74). Приведенная выдержка из работы Д. Бома показывает взгляд прогрессивно мыслящего ученого на сложное взаимоотношение материи, сознания и энергии. Выдвинутая Д. Бомом концепция находит свое подтверждение в работах доктора физ.-мат. наук, богослова С.С. Хо-ружего, оперирующего тоже определенной триадой: Возмож ность (потенциальность) через посредство Энергии претворяется в Энтелехию (сущность) на основе синергии, со-деятельности [15, с. 54; 16, 17]. Но автор триады придает понятию энергии более глубокий смысл — она сопричастна с силой воли и открыта для связи с другими энергиями высшего плана и существует лишь в действии, а не как отдельная сущность [15, с. 57]. В свою очередь метафизик Тайнов Э.А. предлагает различать два вида энергии личности — гомогенные и гетерогенные — в зависимости от того, что они выявляют — субстанцию или самостоятельно существующий конкретно-индивидуальный субъект сознания, обладающий мышлением, волей, памятью и чувствами [18]. Из приведенного выше следует, что физики, психологи, философы, богословы приходят к единому мнению о важнейшей, определяющей роли Энергии в Мироздании. 154 Дубров А. П. Представленные выше сведения о необычайных возможностях человеческой психики свидетельствуют о том, что дальнейший прогресс в изучении фундаментальных основ физической реальности может быть достигнут на основе тесного сотрудничества психофизиков с прогрессивными учеными разных областей науки. Примеры такого плодотворного сотрудничества уже имеются в виде многочисленных совместных научных работ по изучению различных направлений психофизики. Многие психофизические явления, которые не находили долгое время своего объяснения, как, например, дистанционное лечение, влияние молитв, ясновидение, предвидение, экстрасенсорное восприятия, первичная перцепция, биокоммуникация, биолокация и многие другие явления и феномены могут быть поняты и объяснены теперь, благодаря использованию понятия о СИМВ. В их основе лежит главный наш постулат — о наличии Сознания в каждом электроне и атоме, молекуле и клетке живой и косной материи, как особой сущности и его глобальной роли в развитии окружающего нас мира. Сказанное выше приводит к двум важным следствиям: во-первых, оно указывает на связь психики человека с фундаментальными природными процессами и в виде виртуальных частиц, полей и энергий физического вакуума; во-вторых, оно показывает роль Глобального Сознания и его универсальную связь с любыми объектами материального мира. Это выражается в свойстве СИМВ, которое было нами названо интегративностью, т. е. способностью Глобального Сознания иметь сродство со всеми известными в физике взаимодействиями, полями, частицами, энергиями и одновременно принадлежать по масштабу своего действия к любым системам от микро- (атомы, молекулы), макро- (организм) до мегауровня. Ученые А.В. Московский и И.В. Мирзалис, анализируя проблемы психофизики, отмечают: «...Становится ясным, что парапсихо логия — это не столько учение о резервных возможностях человеческой психики, сколько своего рода экспери- Когнитивная Психофизика. Основы 155 ментальная метафизика, источник уникальной информа ции о свойствах мира в целом» [57; с. 35]. К этим глубоко справедливым словам следует добавить, что психофизические исследования во всем их широком диапазоне являются единственным источником познания психических свойств человека, свойств его Сознательного и Бессознательного и роли Глобального Сознания в окружающем нас мире физической реальности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы