Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава VIII . Дистанционное ментальное лечение
Обшие сведения Сознательное и Бессознательное ментальное лечение (МЛ) известно с незапамятных времен истории человечества. Имеется огромное множество способов и методов МЛ, существующих в самых разных странах мира, у многочисленных народов, народностей и даже малых этнических групп, населяющих нашу планету. По приблизительным подсчетам в мире известно на сегодня более 200 различных видов народных методов лечения, включая МЛ. Методы диагностики и лечения комплементарной и альтернативной медицины сейчас широко распространены и занимают определенное место в здравоохранении современных стран Запада и Востока [1—10]. По данным опросов в западных странах в 1970-1980 гг. психическим лечением пользовались от 5 до 38% людей, причем большинство из них были женщины (50-78%), возраст пациентов составлял 40-60 лет, симптоматика заболеваний различная: 50% — хронические заболевания: ревматические, неврологические, сердечно-сосудистые. Улучшение достигалось в 31-65% случаев, ухудшение в среднем 6%, а при онкологии — в 21% случаев [5]. Популярность комплементарной и альтернативной медицины среди населения выросла в Дании до 18%, в Бельгии — 38%, в США — 43-69%, в Великобритании около — 60%, во Франции — 75% и еще больше в России, Болгарии и Бразилии, где эти методы многие века являются традиционными [10]. В последние десятилетия проблема здоровья людей в современных развитых странах мира встала со всей остротой в связи с резким увеличением заболеваемости и по- Когнитивная Психофизика. Основы 187 явлением большого числа нетрудоспособного населения. В первую очередь это связано с ухудшением качества среды обитания — загрязнением питьевой воды, воздуха, почвы, продуктов питания, дефицитом витаминов и микроэлементов, промышленным и электромагнитным загрязнением. Кроме того, особый вклад в нарушение здоровья вносит привычка людей к бесконтрольному и длительному применению разного рода патентованных фармакологических препаратов, вызывающих побочные эффекты. Указанные обстоятельства приводят к срыву адаптационно-приспособительных реакций у человека, формированию различного рода обострений и появлению широкого спектра нервно-психических заболеваний, а также хронических болезней, имеющих торпидный характер в виде синдрома хронической усталости (СХУ). Все вышесказанное в равной мере относится к европейским странам, России и СНГ [7-9]. Как указывает один из авторитетных специалистов в области традиционной и народной медицины России А.А. Карпеев, «во всем мире усилилась тяга к методам и средствам лечения, в основе которых лежат многове ковые традиции народного врачевания, Определяя рейтинг причин, обусловивших это явление, многие аналитики ставят на первое место нарастающую неудовлетворен ность населения академической медициной. Не отрицая этого фактора, не следует, на наш взгляд, принижать ге нетически укоренившегося в нас доверия к народным ме тодам лечения, веры в их эффективность и безвредность [11]. Среди них центральное место занимают различные виды диет, поста, духовного целительства и психотерапевтического воздействия с учетом психологии верующего пациента, т. е. духовно-ориентированного лечения, основанного на христианских таинствах и любви [12, 13]. Очень точно и четко выразил значимость этого лечения профессор, доктор медицинских наук Б.С. Аникин, сказавший буквально следующее: «1. Духовное целителъство (мы ставим его на первое место и по значимости, и по 188 Дубров А. П. силе воздействия). Это не только благоприятное воздей ствие на верующего человека всей атмосферы церквей, монастырей, проходящей там службы, но и 1) лечебно- оздоровляющее влияние всего комплекса веры во все доб рое светлое, мудрое; 2) четкое следование всем традици ям и заветам Библии, в которых звучит вековая муд рость; 3) духовно очищающее, психологическое и психо терапевтическое воздействие образов святых, церковной- службы; 4) биоэнергетическое воздействие икон,церков- ного пения; 5) молитволечение» [14]. В фундаментальном трехтомном труде известного немецкого ученого, одного из самых видных специалистов по духовному целительству X. Визендангера последовательно рассмотрены все аспекты проблемы дистанционного ментального лечения — многочисленные используемые методы, проведенные и планируемые (глобальные!) экспериментальные исследования, практика лечения, возможные механизмы действия и другие вопросы [15]. Автор дает подробный анализ состояния здоровья населения Германии по основным видам заболеваний и обращает внимание на резкое увеличение количества людей, обращающихся в последние годы за помощью к лицам, практикующим духовное ментальное лечение. Основной причиной этой тенденции является массовое ухудшение состояния здоровья населения, связанное с различными социальными и экологическими причинами — увеличение плотности населения, проживающего в городских условиях, дороговизна медицинского обслуживания и лекарств, интенсификации труда на производстве, загрязнение воздуха, питьевой воды, продуктов питания и т. д. Приводимые автором статистические сведения из официальных правительственных отчетов сами свидетельствуют о масштабах заболеваемости: заболеваниями дыхательных путей (астма, бронхиты) страдают 8 млн человек, аллергией — 20-25 млн., кожными заболеваниями — 16,4 млн, психическими болезнями — 15-16 млн, онкологическими — 100 тысяч и т. д. Отсюда становится по- Когнитивная Психофизика. Основы 189 нятным стремление людей найти выход из создавшегося положения и воспользоваться проверенными веками традиционными народными методами лечения. Анализ сведений из социологических опросов по эффективности ДМ Л показывает следующее: перед тем как обратиться за помощью к целителям, пациенты страдали более 5 лет — 36%, менее 3 лет — 47% и менее года — 25%, причем 85% опрошенных лиц сообщили, что до этого 37% из них лечились у четырех врачей и 50% — у двух. Автор подчеркивает, что особенность молитвенного лечения состоит в том,что целитель использует свой дар для лечения любых видов заболеваний без всяких исключений. Используются различные методы и способы духовного лечения — молитва, групповое молитвенное лечение, рейки, лечение правой и по чакрам с длительностью одного сеанса от 10 до 30 минут. Опрос пациентов показал, что в результате дистанционного ментально-духовного лечения полное выздоровление отмечено в 5-16% случаев, при разного рода болевых синдромах — в 42% и четкое улучшение — в 40%, а ухудшение — 1—10 случаев. Указанное обстоятельство побудило Европейский Союз в Страсбурге провести исследования по проекту EUHEAL в 2001-2004 гг. по дистанционному лечению (на расстоянии не менее 100 км) больных синдромом хронической усталости и гипераллергией на химические вещества. В исследовании, проходящем как тройной слепой опыт, до окончания которого никто не будет знать результатов, участвуют 400 целителей из 21 европейской страны, у каждого из которых имеется не менее трех пациентов для лечения [15, 16]. В России, как традиционно религиозной стране в течение многих лет помощь больным людям оказывалась народными лекарями, включавшим ив свой арсенал многовековой опыт старших поколений в молитвенном и духовном лечении, связанный с заговорно-заклинатель-ским искусством восточных славян [17]. В Российском международном регистре комплементарной медицины за 190 Дубров А. П. 1999-2003 гг. приводится список лучших дипломированных народных целителей, включающий в себя 275 имен, 20 из которых (7,3%) заявляют о своей способности эффективно ментально лечить людей на больших расстояниях [18]. К сожалению, в России не проводились строгие научные исследования по влиянию молитвы на большие коллективы людей, как это было проведено в западных странах [19-26]. Влияние молитвы В данной работе из всех имеющихся методов МЛ рассматривается только одна группа — дистанционного мен тального лечения (ДМЛ), под которым следует понимать лечение, проводимое целителем (или молящимся) вне зависимости от расстояния и вида заболевания, не находящимся в каких-либо сенсорных контактах с пациентом (зрение, слух, осязание). Эти исследования трудно признать с позиций современной медицины, требующей объяснения, каким образом Сознание и человеческая мысль могут воздействовать на людей на удаленном расстоянии без сенсорных контактов целителя с пациентом. ДМЛ привлекает к себе внимание ученых в силу уникальности своего проявления: оно действует в соответствии с намерениями целителя на любых расстояниях, включая тысячи километров (!). Это самый удивительный в мире способ лечения людей, в котором используется сила молитвы, глубокой веры в исцеление и искреннего желания молящихся принести пользу больным людям. В разных странах оно имеет разное выражение: например, в Индии известны целители, которые на любом расстоянии избавляют людей от смертельных укусов ядовитых змей при условии, что им срочно сообщат имя и местонахождение укушенного человека. В западных странах это явление воспринимается как совершенно невероятное событие, а в странах Востока считается проявлением особого дара и силы ментального воздействия целителя. Когнитивная Психофизика. Основы 191 В многочисленных научных исследованиях в США и других странах мира на протяжении последних 30 лет изучались особенности дистанционного молитвенного лечения при двойном и даже тройном слепом контроле, что является свидетельством высокого уровня проводимых опытов. В этих исследованиях проводилась рандомизация, строгий подбор контрольных и опытных пар по полу, возрасту, ранжирование степени заболеваемости и выраженности симптомов, причем целители и их пациенты не знали друг друга, а медицинскому персоналу и пациентам не были известны точное время воздействия и лица, подвергаемые лечению [22-27]. У пациентов опытных и контрольных групп исследовались цитологические, биохимические и иммунные свойства крови и различные физиологические и функциональные показатели работы головного мозга, сердца, легких, зрительных анализаторов — ЭЭГ, ЭКоГ, ЭКГ, пульс, артериальное давление, дыхание, температура тела, электропроводность кожного покрова ладоней рук, плетизмография и другие. Для оценки медико-биологических данных, полученных в ходе исследований, применялись различные математико-статистические критерии и методы, причем эксперты, обрабатывая экспериментальные данные, не знали к какой группе — опытной или контрольной — они относятся. Молитвенное лечение начало активно исследоваться западными учеными начиная с 1970 гг. Но наиболее достоверные факты по изучению ДМЛ, которые можно привести в качестве итогов основополагающих исследований по этой проблеме, были получены в 1980-2002 гг. Из всего огромного массива данных по ДМЛ рассмотрим последовательно только две его важнейшие группы — влия ние молитвы и действие ки-гонг терапии. Первая группа имеет свои отличительные особенности: в ней используется коллективная или индивидуальная молитва верующих одной или разных конфессий о здравии больных или об исцелении их от конкретного заболевания. Результа- 192 Дубров А. П. ты по этой группе исследований были опубликованы в официальных американских научных и медицинских журналах, различных изданиях, содержащих обстоятельные метаобзоры, анализ и оценку достоверности выводов этих работ [1-5, 22-26]. Ки-гонг терапия и связанное с ней ментальное лечение развивалось на Востоке, и поэтому особенности их действия представлены главным образом в работах и обзорах китайских, японских и американских ученых. Авторы останавливаются прежде всего на результативности самой ки-гонг терапии, процедуре ДМЛ и анализируют возможные теоретические механизмы действия. Сам терапевтический эффект ДМЛ и в особенности большая удаленность пациента от целителя, требуют необычного научного подхода и объяснения [19-26]. В появившихся монографиях и метаобзорах подробно рассмотрены вопросы, касающиеся достоверности исследований ДМЛ как метода лечения [3, 5, 19-26]. В частности, в подробном критическом обзоре на основе детального математико-статистического анализа 14 исследований по ДМЛ, выполненных до 2000 г., было показано значительное дистанционное влияние молитв в 6 исследованиях (47%), отвечавших строгим критериям оценки достоверности различий между контрольными и опытными группами по таким заболеваниям, как гипертония, коронарные болезни, послеоперационное состояния, возбудимость, СПИД, но в 53% других исследований — по лейкемии, алкоголизму, психическим, ревматическим и другим заболеваниям — эффект воздействия получен не был. Общий вывод автора обзора состоял в том, что в настоящее время имеются «... умеренные научные свидетельства, проведен ные в медицине, указывающие на эффективность различного дистанционного лечения молитвами» [25]. Формулируя свои требования к работам по ДМЛ, автор отмечает, что необходимо учитывать много факторов, влияющих на конечный результат ДМЛ: степень мастерства целителей, роль веры и ожидания у пациентов и т. д. Когнитивная Психофизика. Основы 193 К этому списку необходимо добавить еще один важный критерий: следует учитывать индивидуальные функциональные различия людей и других живых организмов по отношению к любым видам внешнего воздействия, основанные на законах биологической симметрии [50]. Различия организмов в ответных реакциях на любое внешнее воздействие, в том числе при ментальном лечении, не видны простым глазом, а должны быть выявлены на основе предварительной оценки исследуемой группы пациентов, подвергающихся МЛ. Это связано с тем, что по своим функциональным ответным реакциям все живые организмы разделяются на три больших класса — условно «левые», «правые» и «симметричные», с разной ответной реакцией на любое воздействие, и поэтому восприимчивость людей к ДМЛ может быть совершенно различной и выявляется только экспериментальным путем. На это четко указывают исследования по действию молящихся и мастеров ки-гонга на людей, животных и микроорганизмы, в которых получены разноречивые (биомодальные) результаты у разных мастеров ки-гонга [26, 32]. Гипертония Один из первых двойных слепых опытов по изучению ДМЛ на больных гипертонией был опубликован в США в 1982 г. В исследовании участвовало 96 больных гипертонией и 8 целителей, молящихся за них. Было получено статистически значимое улучшение уровня систолического кровяного давления по сравнению с контрольной группой, но отсутствовали изменения в уровне диастоличес-кого кровяного давления, частоте пульса и весе испытуемых [27]. В обзорах 2003 года анализируются результаты рандомизированных контролируемых исследований по дистанционному влиянию молитв на гипертонию и обсуждаются вопросы количества и качества проведенных исследований. Авторы обзоров подтверждают реальность успешного дистанционного молитвенного лечения гипертонии в 7 А. П. Дубров
194 Дубров А. П. ряде работ, но делают вывод о необходимости разработки специальной методологии изучения ДМЛ в клинической практике, поскольку, по их мнению, современный уровень доказательств и свидетельств эффективности действия молитв можно расценить лишь как средний [24, 25]. Сердечно-сосудистые заболевания США Сведения о проведенных контролируемых исследованиях ДМЛ (131 исследование), из которых в 56% от всех случаев были получены существенные, статистически значимые результаты, были приведены в 1992 году. Появившиеся в последующие годы метаобзоры исследований по ДМЛ, опубликованные в ведущих медицинских журналах США, подтвердили эти сведения. В обзоре 1997 года отмечается эффективность дистанционного молитвенного лечения заболеваний, но одновременно указывается, что оно представляет собой очень сложный комплекс явлений и действующих факторов, оказывающих свое влияния на конечный результат лечения. В критическом обзоре 1999 года, проведенном группой ученых-специалистов организации «Кохрановское Сотрудничество» (The Cochran Collaboration) «по доказательной медицине» содержатся строгие требования, которым должны удовлетворять работы по дистанционному молитвенному лечению [19—26]. В последующем обзоре 2000, года были рассмотрены три группы проведенных исследований: молитвенное лечение, бесконтактное ментальное лечение («касание») и другие виды ДМЛ, соответствовавшие строгим критериям оценки: рандомизации, проведению двойных слепых опытов в клинических исследованиях, плацебо, публикации в реферируемых профильных журналах [24]. Сообщается, что из общего числа (100) проведенных исследований лучшими оказались 23 работы (2774 человека), из которых в 13 (57%) были получены положительные результаты дистанционного молитвенного лечения, в 9 (39%) не было эффекта и в (14%) результат был негативным. В Когнитивная Психофизика. Основы 195 качестве примеров приведем два исследования одной и той же группы заболеваний, высоко оцененных экспертами по своей достоверности, но с разным эффектом действия ДМ Л: в одном был получен положительный результат, а в другом — результат с очень небольшим эффектом. Лучшее рандомизированное с двойным слепым контролем — 10-месячное исследование с влиянием ежедневной молитвы о здравии было проведено в США в специализированной кардиологической клинике. Пациенты с заболеваниями коронарных сосудов сердца общим числом в 393 человека были случайным образом разделены на экспериментальную группу (192 чел.), за которую в христианской церкви вне госпиталя ежедневно молились о скорейшем восстановлении здоровья и предотвращении осложнений, и контрольную группу (201 чел). Участники исследования (врач, пациенты, медсестры) не знали условий опыта. Все пациенты были обследованы дважды: в начале исследования — по 33 показателям и в конце исследования — по 29 показателям, из которых 11 были и при первом обследовании [33]. В результате исследования было отмечено значительное улучшение здоровья пациентов в экспериментальной группе по 6 показателям: им требовалось меньше процедур интубации/вентилляции (р < 0,002), меньшее количество диуретиков (р < 0,05) и антибиотиков (р < 0,005). Отмечалось меньшее количество сердечных приступов и спазм (р < 0,02), пневмоний (р < 0,03). За период исследования в экспериментальной группе было отмечено 14% случаев плохого состояния, а в контрольной группе — 22%. Несмотря на существенные различия между группами, среднее время пребывания в больнице и длительность госпитализации были одинаковы. Аналогичное рандомизированное исследование с двойным слепым опытом было проведено в одной кардиологической клинике США на 990 пациентах с заболеваниями коронарных сосудов: контрольная группа состояла из 196 Дубров А. П. 524 человек, экспериментальная группа — из 466 больных, за которую молились в течение 28 дней. Никто из участников опыта не знал, когда проводилось исследование. В экспериментальной группе было отмечено улучшение состояния здоровья всего лишь на 10-11% (р < 0,04), но значительных различий между группами не было [34]. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы