Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Измененные состояния Сознания
Трудности становления психофизики как науки были в свое время связаны не только с неординарностью изучаемых ею явлений и феноменов, неизвестностью их приро- 174 Дубров А. П. ды и действующих механизмов, но и с тем, что они проявляются в человеке во время так называемых особых измененных состояниях Сознания (ИСС). Проблема хро-нотопологических особенностей при ИСС давно интересовала исследователей, рассматривавших различные ее стороны, включая связь с обычным Сознанием, разного вида пограничными состояниями психики, психопатологией и психофизическими явлениями. Необходимо отметить, что все исследователи ИСС в своих работах подчеркивали условность их классификации, поскольку в силу многообразия состояний сам термин является весьма расплывчатым. Нормальным состоянием можно назвать условно только состояние активного бодрствования, а все остальные состояния Сознания являются, по сути дела, особыми измененными состояниями сознания. Последний термин, на наш взгляд, вообще лучше подходит для объяснения того, с чем сталкиваются исследователи в трансперсональной психологии, потому что каждое изученное психическое явление или состояние, будь то транс, медитация, камлание, гипноз или различные другие психические явления и феномены («астральная проекция», «выход из тела»), имеют общие черты измененной психики с характерными для них признаками. В психофизике имеются особые состояния измененного Сознания, поскольку они отличаются от всех других как физическим контактным, так и дистанционным пси хокинетическим действием человека на живые и косные объекты, а также наличием разного рода физических явлений, обычно не наблюдаемых в известных ИСС. В истории психофизики известны случаи, когда во время ИСС проводились полостные операции в состоянии транса, устранялась катаракта или бельмо в результате камлания, происходило излечение после сеанса гипноза. Такие случаи физических действий во время ИСС, естественно, сближают их с психофизическими особыми состояниями. Каждый исследователь, изучающий различные аспекты деятельности Сознательного и Бессознательного, при- Когнитивная Психофизика. Основы 175 водит свою классификацию возникающих психических состояний и изменений функциональных систем организма человека — дыхания, мышечного тонуса, пульса, аути-зации сенсорной сферы, гипермнезии, ЭЭГ, ЭкоГ, ЭКГ и т. д. В частности, трансперсональный психолог В.В. Козлов вводит понятие расширенного состояния сознания и отмечает по этому поводу: «В настоящее время в европей ской психологической традиции нет общепринятой клас сификации состояний сознания. Определения состояния сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними» [58; с. 19]. Психолог С. Кардаш, рассматривая феноменологию ИСС, упоминает суженное состояние Сознания и подчеркивает: «...Спектр и глубина различных ИСС очень разнообразны», и добавляет: «...феноменология ИСС невероятно слож на и изучена далеко не полностью... Поэтому все классификации ИСС, которые известны на сегодняшний день, либо ограничены, либо носят условный характер» [59; с. 20, 42]. Подобные высказывания ученых понятны, ибо сам термин ИСС настолько же широк по своему содержанию и определению, как и другие общечеловеческие понятия — Космос, Вселенная, являющиеся мегапонятиями, не поддающимися однозначному определению и классификации. Но на наш взгляд, лучше обратиться к древнему индийскому учению йоге или китайскому дао — и все становится предельно просто, ибо в этих учениях вопрос об уровнях Сознания был давно развит до совершенства [61]. В индийской мифологии и древнем памятнике «Йога-сутра» (IV век до н. э.) различаются 8 ступеней раджа-йоги и соответствующие им ступени развития Сознания. Три из них являются основой развития моральных принципов и тела в норме, а четвертая (пранаяма, «ки» в китайском учении о дао) — обеспечивает контроль над праной, играющей глобальную роль в любом действии во Вселенной. Человек получает возможность выполнить свои любые желания путем дистанционного действия, лечение, мате- 1 76 Дубров А. П. риализацию и т. д. Последующие четыре ступени — пра-тьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — высшие ступени развития Сознания человека — его пути в Сверхсознание и возможности слияния с любым объектом в мире. Однако общим характерным свойством всех известных особых состояний Сознания человека является изменение вос приятия Пространства и Времени. С. Гроф в своей фундаментальной работе, посвященной трансцендентной психологии, приводит формальные характеристики неординарных состояний Сознания, возникающих при трансперсональных сеансах, и отмечает: «Психоделические состояния предлагают множество эмпирических альтернатив линейному времени и трехмерному пространству, которые характеризуют наше повседневное существование... время кажется замедленным или необычайно ускоренным или ...течет в обратную сторону... Восприятие пространства может претерпевать аналогичные изменения... Размер воспринимаемых объектов покрывает весь возможный диапазон — от атомов, молекул и отдельных клеток до гигантских небесных тел, солнечных сис тем и галактик» [64; с. 50-52]. Интересно отметить, что к аналогичным выводам приходят исследователи, изучающие хронотемпоральные изменения при психопатологических состояниях. Известный немецкий психиатр К. Ясперс в своей работе сообщает детальные сведения о восприятии пациентами пространства и времени при самых разных психопатологических заболеваниях. При описании больными пространства объекты могут казаться меньше или больше своего истинного размера, быть многомерными, бесконечными, эмоционально окрашенными и т. д. Он отмечает также особенности восприятия времени: осознание течения времени данного момента или утрата этого реального переживания; прерывистость, огромная скорость, ускорение, замедление или остановка хода времени, осознание настоящего в соотношении с прошлым («уже виденное») и будущим [65; с. 114]. Когнитивная Психофизика. Основы 177
Из приводимого выше описания одинакового восприятия Пространства и Времени людьми, находившихся в разных ИСС, можно сделать следующие выводы: во-первых, основой такого сходства может быть наличие в психике человека единого особого качества, проявляющего такое восприятие, как бы его не обозначали — Бессознательное, психе, тень, экзосома, второе Я и т. д.; во-вто рых, проведенные исследования свидетельствуют о том, с какими свойствами и особенностями хронотопологии имеет дело измененное Сознание человека, находясь в мире своей особой реальности; в-третьих, из вышесказанного следует сделать вывод о двойственной природе окружающего нас мира: мир Бессознательного постоянно соседствует с Рис. 33. Роза— как символ многомерности мира, лента Мёбиуса как символ единства Сознательного и Бессознательного [гл. VIII, 69] 178 Дубров А. П. тем миром, который человек видит и ощущает в активном бодрствующем состоянии Сознания. Мы приводим рисунки ленты Мебиуса и торроидов из работ знаменитого голландского художника-графика М. Эшера, в которых очень точно, и главное образно, представлено это проникновение друг в друга двух видов психического состояния человека — Сознательного и Бессознательного. Оба они составляют собой неделимое единство, тесно связанное и переходящее незаметно одно в другое в таинственной хронотопологии человека (рис. 33). Об этом единстве Сознательного и Бессознательного можно сказать, что оно представляет собой «действительность иллюзорной реальности» или «реальность нереального» [5], в которой Сознательное и Бессознательное неразрывно связаны друг с другом, но каждое живет своей особой жизнью, и этот скрытый, таинственный образ жизни не виден простым взглядом, поскольку на авансцене в нашем мире всегда главную роль играет обычное Сознание. Сон Необходимо подчеркнуть, что обычное, «нормальное» состояние психики человека не существует обособленно, отдельно от ИСС. Наоборот, оно тесным образом связано с разными так называемыми пограничными состояниями психики человека. Самыми наглядными примерами этого являются стрессовые ситуации, наблюдаемые в повседневной жизни, или даже обыкновенный сон, в котором человек проводит более трети всей своей жизни (!). Следует отметить, что в организме человека в течение всей его жизни все функциональные системы работают непрерыв но, безостановочно, днем и ночью, и лишь только головной мозг категорически требует ежедневного пребыва ния (не отдыха!) во сне. Известно, что сон и сновидения сопровождаются различными изменениями нейрофизиологической активности головного мозга [53—57, 68-73]. По- Когнитивная Психофизика. Основы 179 казано, что нейроэндокринная система является основным фактором цикла «сон — бодрствование, и выявлена природа сна, как стресса [74, 75]. Анализируя проблему в целом, авторы отмечают, что «...Сложность структуры сна и очевидная многофакторность генеза каждой из фаз затрудняют понимание их функций и сна в целом как физиологического состояния организма» (75, с. 109). Но для нашего рассмотрения вопроса самыми значимыми являются широко известные факты, указывающие на то, что в состоянии сна, и особенно при сновидениях, у человека прослеживаются изменения восприятия ПВК, отличающиеся от обычного, присущего ему в состоянии бодрствования. Многочисленные исследования психологов, психиатров, нейрофизиологов, гипнологов показывают, что во время сна у человека наблюдается необычное восприятие Времени: чувство полета, отсутствие времени, остановка и быстрые перемещения во времени и пространстве, прерывистость и обратное течение времени, изменение его темпа, состояние вечности. Заметим, что это подтверждается даже прямыми психофизическими экспериментами, проведенными с электронными часами: квантовый микрорезонатор ускорял свои показания при волнении человека и замедлял их при его засыпании [71]. Аналогично вышесказанному изменяется восприятие Пространства — оно может сжиматься вплоть до точки или необычайно расшириться, становиться разреженным или сверхплотным и даже изменить свою размерность — быть плоским (двухмерным), многомерным или иметь причудливую конфигурацию и т. д. Метафизические исследования Пространства-Времени приводят ученых к выводу, что в нашей реальности имеют место именно такие взаимосвязи и свойства хронотопологического комплекса, которые видит и ощущает человек во время сна и других трансперсональных состояний, и, следовательно, сновидения есть не только реально существующие, но и при чинно-обусловленные психические явления [62—66]. Естественно, такой взгляд на сон и сновидения, как на пси- 180 Дубров А. П. хические процессы, отражающие особенности индивидуальной хронотопологии человека, вызывает много вопросов — каковы физические основы реальности ПВК сновидений и чем они обусловлены? Почему вообще так категорически необходим ежедневный сон человеку? Его нельзя объяснить обычной усталостью, которая бывает после тяжелой физической работы человека, поскольку он в своей основе связан с Бессознательным.
При рассмотрении этих вопросов необходимо прежде всего обратить внимание на то, что сон как одно из основных психических состояний человека принципиально важен для последующего пребывания человека в нормальном бодрствующем состоянии Сознания. В многочисленных научных исследованиях показано, что нарушение (депривация) сна приводит к тяжелым нарушениям в организме и прежде всего в психике человека [68, 69]. Когнитивная Психофизика. Основы 181 Насколько тесно связана индивидуальная хронотопо-логия организма человека с окружающим его временем и пространством, хорошо видно из анализа ряда его необычных состояний и заболеваний — прогерии, летаргии, сомнамбулизма, рассмотренных ранее. В связи с вышесказанным, можно предположить, что «второе Я» (alter ego)— «психе», «тень», «двойник», «экзосома» — существует в человеке как особая сущность с присущими ей психофизическими закономерностями и связью с ПВК внешнего мира. Именно это означают слова знаменитого психиатра К.Г. Юнга, когда он подчеркивает, что человек представляет собой не «simplex, a duplex» [52; с. 102]. Если стать на такую точку зрения, то будут понятными многие психофизические явления у людей и прежде всего кажущиеся на первый взгляд странными хронотопологи-ческие отношения во время сна, ясновидения или предвидения, а также различного рода изменения топологии и метрики пространства и времени при их восприятии человеком, приводимые в многочисленных работах по трансперсональной психологии и психофизике. Известно, что реальность чего-либо проявляется в восприятии окружающего мира разными органами чувств — зрительными, слуховыми и т. д. Раз это происходит во время сна и сновидений, то, следовательно, должно быть что-то связанное с восприятием окружающего мира во сне и ИСС. Оно получило название «Бессознательное» [64—67]. Можно сказать, что Бессознательное есть выражение состояния «психе», «экзосомы» в особом ПВК, который является очень важным и ценным для человека, как ощущения и восприятия, проявляемые Сознанием «тела», «сомы», находящегося в обычном трехмерном пространстве. Итак, основным выводом из приводимого выше рассмотрения особенностей бодрствующего психического состояния, сна и сновидений, трансперсонального опыта является признания двух видов активной психической деятельности — сознательной и бессознательной, что давно известно науке. 182 Дубров А. П. Но тогда логически можно связать ИСС и психофизические феномены с Бессознательным, а деятельность человека в активном бодрствующем состоянии с проявлением всех реакций и свойств с обычным Сознанием и высшей нервной деятельностью и нейрофизиологией. В этом случае Бессознательному состоянию будут присущи все особенности и закономерности связи ПВК человека в психофизических явлениях, во сне и в различных других ИСС, подробно описанных в многочисленной научной литературе по этим проблемам. Если в широких научных кругах психологов и психиатров не будут признаны эти глубокие различия в восприятии психофизических явлений Сознательным и Бессознательным состояниями как двумя основными равноправ ными составляющими единства психики человека, то наука никогда не продвинется в понимании сущности нормальных и измененных состояний Сознания. Конечно, такой вывод бросает вызов современной парадигме естествознания, признающей активно действующим в человеке лишь одно «обычное» Сознание, без учета решающей роли Бессознательной компоненты в их совместной деятельности. Необычные феномены Взаимодействие человека со временем и пространством имеет самые различные проявления, известные в медицине под разными названиями, но смысл их остается одним — внутреннее и внешнее время тесно связаны друг с другом, и это ярко выражено в ряде заболеваний, рассматриваемых ниже. Выше, при рассмотрении прогерии, сомнамбулизма и летаргии, уже приводились примеры необычных пространственно-временных феноменов, проявляющихся во время этих заболеваний. Известные в психиатрии специалисты Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина при изучении хронотопологических особенностей у людей с патологией полушарий головного мозга обнаружили уникальные феномены, и среди них два особенно важных Когнитивная Психофизика. Основы 183 хронотопологических явления: предвосхищение событий и расширение зрительного пространства. Клинические исследования выявили способность некоторых левшей видеть, слышать или иным образом «чув ствовать события, которых еще нет сейчас, а которые состоятся в будущем». Авторы подчеркивают: «...Самое поразительное заключается, пожалуй, в чувственном ха рактере предвосхищения... больные не предсказывают и не предполагают оценочно, а чувствуют в ощущениях (зрительных, слуховых) будущее с теми событиями, ко торые должны в нем состояться». И далее продолжают: «..Лредвосхищение левшей — сенсорный феномен, фор мируется при участии органов чувств. Больной как бы непосредственно видит, слышит будущие события, а не думает о них или не предполагает их. Но феномен предвосхищения возникает далеко не у всех левшей и наблюдался нами только в патологии мозга» [56; с. 253, 254, 259]. Здесь следует заметить, что явления предвидения, предвосхищения событий вне всякой патологии головного мозга давно известны в психофизике среди одаренных экстрасенорных людей. Сведения о таких феноменах имеются в многочисленной психофизической литературе и о них подробно сообщается даже в массовой печати. Расширение зрительного пространства детально было рассмотрено при описании клинических случаев проявления таких способностей у левшей и значительно меньше у правшей. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина сообщают следующее: «У левшей возможны: 1. Видение близкого, однако, недосягаемого нормальными полями зрения про странства. 2. Происходящего очень далеко. 3. Близкого, но закрытого преградой. Второй вариант обозначается как дальновидение, ибо больные выглядят способными «видеть», «чувствовать» события и ситуации, происхо дящие за сотни или тысячи километров, но в том же времени, в котором реализуются эти события, ситуации» [57; с. 100-101]. 184 Дубров А. П. Как видно из сказанного выше, исследователи-психиатры приводят характеристики больных, способных к классическому явлению, известному в психофизике под названием ясновидения или удаленного зрения [1—12]. Лица, обладающие такими феноменальными свойствами, могут предвосхищать будущие события, реально их ощущать и быть как бы непосредственными участниками описываемых событий, причем у таких людей это не болезненное воображение или фантастическое воспоминание, а реальное осоз нание их непосредственного присутствия в качестве соучастника происходящих удаленных событий. Благодаря ИСС становятся возможными необычайные способности людей к ясновидению (удаленное видение), предвидению, ретроспекции, многообразным явлениям психокинеза, материализации и дематериализации [1-12, 56-59]. Психофизические и трансперсональные психологические исследования таких феноменов в ИСС позволяют проверить и подтвердить гипотезу ученых о многомерности пространства и времени окружающего нас мира. Из сказанного выше можно сделать вывод, что благодаря исследованиям в психофизике становится возможным проверять гипотезы и теории современной физики о глобальной роли Сознания и мысли в мире. Анализ взаимодействия живых систем со временем и пространством показывает, насколько они сложны и какие фундаментальные вопросы современной психологии и физики затрагиваются при изучении проблемы связи Сознания человека с окружающей его физической реальностью. Как видно из приведенного выше, в изучении этой проблемы важное место занимают психофизические явления и феномены и так называемые измененные состояния Сознания (ИСС), возникающие при различных условиях воздействия на психику человека. В этих состояниях люди оперирует такими понятиями пространства и времени, которые противоречат повседневному опыту и не согласуются со сложившимися современными представлениями о взаимоотношении человека с окружающим его реальным физическим миром. Когнитивная Психофизика. Основы 185 В научном плане пси-явления и ИСС интересны не только сами по себе как экстраординарные факты психического состояния людей и резервных возможностей, заложенных в психике человека, но также как уникальный источник необычайно ценной информации об окружающем нас мире, П-В отношениях человека с физической реальностью и важной роли во всем этом Бессознательного и Сознательного. Полученные за истекшие десятилетия результаты научных исследований в психофизике имеют чрезвычайно важное гносеологическое и онтологическое значение, поскольку их осознание может существенно изменить современную парадигму в естествознании, в частности, в физической картине мира. Благодаря проведенным исследованиям в психофизике и трансперсональной психологии изменилось понимание научной роли, которую имеет изучение пси-явлений и ИСС. Прежде всего укрепляется мнение, что субъективный опыт людей, находящихся в ИСС, является научно-значимым фак том, важным для его рациональной оценки в современной науке, в особенности в психологии и психофизике. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы