Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


XIV областного конкурса по школьному краеведению



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

 

 

Сборник работ участников

XIV областного конкурса по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»

 

СЕКЦИЯ

«ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ»

Рязань -2019


© Сборник работ участников X I V областного конкурса по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» секция «Духовное наследие» Рязань, ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК», 2019

Составитель Третьяков М.Ф., методист ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»


Публикуется по решению методического совета ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»

Работы участников публикуются в сокращённом варианте.

Тираж 100 экз.



Храм в Митино

Дудукина Вероника, 9 класс МБОУ «СШ №6» г.Касимов

Научный руководитель: Крайнова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ «СШ №6» г.Касимова

По дороге на святой источник, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радосте стоит храм, который называют Митинским, но вблизи нет никакого с.Митино. Меня заинтересовало происхождение названия храма и его история. Для этого я изучила карты XVIII-XIX вв., пообщалась с настоятелем храма о.Александром (Паршиным).

Храм в Митино в XVII - XIX вв. На картах XIX в. значилось с.Митино. В Писцовых книгах оно упоминается с 1648 г. Располагалось оно недалеко от д.Залесное Касимовского района. В селе насчитывалось 87 дворов, 250 человек мужского пола. Первоначально в нем была деревянная Спасская церковь, время постройки которой неизвестно. Зимой 1798 г. церковь сгорела. Точная причина пожара неизвестна. На месте сгоревшей церкви была устроена часовня, а с.Митино в 1803 г. было приписано к Троицкой церкви г.Касимова. Однако это вызывало определенное неудобство, так как располагалась она довольно далеко, примерно в 7 км от села. В 1806 г. жители села написали прошение к владыке с просьбой о строительстве нового храма. Управляющий Рязанской епархии архиепископ Лагов выдал благословенную грамоту, по которой началось строительство церкви в честь святителя Николая Чудотворца. В 1816 г. строительство завершили и освятили Никольский престол. Есть сведения о том, что кирпич на строительство церкви пожертвовали Баташовы. Однако, настоятель храма, о.Александр, предполагает, что это было не так, ведь на строительство потребовалось примерно 4 миллиона кирпичей (толщина стен 1м 20 см, толщина свода 70 см). Возить кирпич на подводах пришлось бы очень долго, и неудобно. Возможно, Баташовы пожертвовали лишь какую-то часть кирпичей. А церковь крестьяне построили из местной самородной глины. Недавно недалеко от церкви о.Александр нашел фрагменты керамики, угли, скорее всего остатки печи для обжига. Первоначально церковь была в виде своеобразного «кораблика»: алтарь, дверик, трапезная. К ним примыкала колокольня. При церкви в 1858 г. была заведена библиотека, в которой насчитывалось до восьмидесяти изданий. В 1884 г. в селе открыли церковно-приходскую школу. Постепенно храм начали расширять. Сделали четырехстолбную трапезную и колокольню внесли внутрь храма, пристроили клирос. В конце XVIII в. – нач. XIX в. Митино относилось к Владимирской губернии. На старых картах Менделя село обозначалось как Митино-погост Гусской волости Меленковского уезда Владимирской губернии. Митинские крестьяне жили бедно, страдали от малоземелья. Генерал-губернатор Владимирской губернии М.И.Воронцов, выполняя царский указ, уговорил крестьян получить довольствие в 50 рублей, лошадь, корову и пешком уйти в Низовые губернии (Азовскую, Херсонесскую, Одесскую, Таврическую, Николаевскую). Большинство крестьянских семей согласились на переезд, и в Митино осталось всего несколько домов. Несмотря на уход крестьян, в храме продолжались службы. Сюда приходили крестьяне из Лощинино, Крысино и Баженово, хотя Баженово относилось к приходу Маковеево. В храме находилась особо почитаемая икона Божией Матери под названием «Забытая». Ее история такова: крестьянка Владимирского уезда везла в тележке своего семилетнего сына, не владевшего ногами с самого рождения, в касимовский Казанский женский монастырь на богомолье. Недалеко от с.Митино крестьянка остановилась для отдыха и уснула. Во сне ей явился благообразный старец и сказал: «Иди в Никольский храм (так тогда называлась Митинская церковь), перед «Забытой» иконой Богородицы отслужи молебен, и сын твой будет здрав». Женщина пошла в храм, объяснила батюшке свое намерение, но он ответил, что такой иконы нет. Тогда псаломщик предложил подняться на колокольню и принести оттуда несколько старых икон. В одной из них женщина опознала ту, на которую ей указал старец (Николай Чудотворец). Отслужили молебен, после омовения на источнике ребенок стал совершенно здоровым. В церкви с.Митино хранилось несколько письменных уведомлений об исцелениях, полученных после молебных пений перед этой иконой. В основном они были среди детей и, преимущественно, касались костно-мышечного аппарата.

Храм в ХХ в. После революции большевики хотели сжечь все иконы и снять с них дорогие ризы, но не смогли даже приблизится к иконе Божией Матери. Староста храма Параскева Александровна Нелина подошла к иконе, завернула её в передник и вынесла из храма. Ей никто не помешал. Долгое время икона хранилась у неё дома. А после ее смерти была перенесена в Никольскую церковь г.Касимова. В настоящее время в Митинской церкви находится её чтимая копия. До 1965 г. в храме находилась сельхозтехника, в нём же хранили зерно. В 1971 г. церковь была в удовлетворительном состоянии, только в 3-х местах протекала кровля. Это подтверждал священник Николай Бобров из с.Ардабьево, который в то время работал пчеловодом в совхозе «Касимовский». В Митино у него было несколько ульев. Отец Николай заходил в церковь и утверждал, что всё было в сохранности: книги и облаченье лежали в ящиках. В 1972 г. недалеко от храма построили пионерский лагерь «Ласточка». Для строительства лагеря стали использовать церковные ограды, камень. За 12 лет произошло полное разорение церкви. В 1983 г. уже ничего не осталось: ни ограды, ни кровли, даже в стенах зияли огромные просветы. С 1999 г. под руководством о.Александра началось восстановление храма. Дело оказалось не простым. Необходимо было разобрать завалы, составить проект. Восстановить храм в точности не удалось. Восстановленный храм немного изменен. Прежний храм имел уникальную систему обогрева: стены были двойными. Теплый воздух подавался в пространство между стенами. Таким образом, стены были теплыми и обогревали весь храм. 7 ноября 2010 г. настоятель Троицкого храма п.Гусь Железный протоиерей Серафим Правдолюбов освятил святой источник «Всех скорбящих Радость», который находится недалеко от храма, близ детского лагеря «Ласточка». Тогда же состоялось открытие купели, благоустроенной по эскизу, утвержденному Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. 2 октября 2013 г. епископ Касимовский и Сасовский Дионисий освятил кресты на купола, которые затем были установлены.

Сегодня храм не узнать: восстановлен его внешний облик, произведен полный ремонт внутри. В 2016 г., в год 200-летия храма, освящен главный придел в честь святителя Николая Чудотворца. Каждый год в престольный праздник день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», 1 июня, осуществляется крестный ход от храма к источнику. Так же дни памяти этой иконы отмечаются 5 августа и 6 ноября.

В ходе исследовательской работы я узнала очень много интересного. История храма – часть истории родного края, знание которой помогает лучше узнать и понять историю своей страны. Изучив историю Никольского храма я узнала не только о его судьбе, но и о том, почему исчезло с.Митино, а также о чудотворной иконе Божией Матери Всех Скорбящих Радость, которая и в наши дни является особо почитаемой.

Список используемой литературы

1. Интервью с отцом Александром.

2. Сайт Касимовской епархии http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4671:2016-08-11-20-47-48&catid=1:kasimovnews&Itemid=27

3. Карты Рязанской губернии и Касимовского района https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=http%3A%2F%2Fstarye-karty.litera-ru.ru%2Fuezd%2Fpic-ryaz%2Fryaz-kasimovsky-1792-2.jpg&text

 

Тайна фамилии отца Афанасия

Хлопотьева Ольга, учащаяся 8 класса МАОУ г. Рязани. «Школа № 47»

Научный руководитель: Енякина Елена Владимировна пед. доп. обр. МАОУ «Школа № 47»

В моей школе реализуется проект краеведческий музей с.Аграпустынь. Несколько поколений учащихся занимались и продолжают заниматься поиском фактов по истории села, его жителей, храма и школы. Село связано с именами Рязанских князей. Последняя княжна Аграфена основала здесь Покровский монастырь и дола свое имя селу. Единственный рязанский ученик академика И.П.Павлова П.А.Арбеков родился в Аграфениной Пустыни. В селе родился и работал оформитель Ратной Палаты и галереи Георгиевских кавалеров в Царском Селе русский художник М.Г.Кирсанов. Здесь находится самая старая приходская школа в Рязанской области (более 150 лет) Здесь жили четверо Георгиевских кавалеров I Мировой и русско-японской войн. Здесь жила Г.П.Смолицкая - российский лингвист, доктор филологических наук, профессор. В с.Аграфенина Пустынь служил законоучителем, был настоятелем и строителем каменного Сергиевского храма просветитель протоиерей Афанасий Арбеков. Все эти интересные факты истории должны войти в экспозицию будущего музея (уже найдено здание).

В процессе поиска, мы не только восстанавливаем биографии по документам, но и ищем потомков, свидетелей. Один из вопросов, до сих пор волнующий потомков священника Афанасия Арбекова – это странная, почти нерусская фамилия, а также генеалогия рода Арбековых. Мне показалось интересным заниматься именно фамилией, т.к. в школьном архиве имеется много документов, относящихся к семейству Арбековых.

Цель моего исследования узнать происхождение фамилии рода Арбековых.

Задачи: изучить и проанализировать имеющиеся документы из фонда ГАРО; изучить литературу по темам: происхождение фамилий, русские фамилии, священнические фамилии; проконсультироваться со специалистами по вопросу происхождения фамилий, проследить родословную о.Афанасия, подготовить результаты исследования для экспозиции.

В ходе работы я пользовалась методами сравнения, сопоставления и анализа литературных и архивных источников. Я изучила следующую литературу: выборочные фрагменты из переводного труда Б.О. Унбегауна «Русские фамилии», статью В.В. Шереметьевского «Фамильныя прозвища Великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях» из журнала «Русский архив» за 1908 г., отдельные статьи из полного православного богословского энциклопедического словаря, главу книги Д.В. Донского «Рюриковичи», Исторический словарь. Работала с архивными документами XIX, XX вв.

В результате сопоставления аналогичных фактов, я смогла выяснить время появления фамилии Арбеков, происхождение этой фамилии, определила степень родства нескольких людей с фамилией Арбеков.

Тайна фамилии о. Афанасия. Фамилии в России. Фамилии в России люди имели не всегда и не везде. Как свидетельствуют исторические источники – берестяные грамоты, в XII в. в Новгороде, у жителей фамилии были. Правда, они больше походили на прозвища. Но давали возможность отличать горожан, особенно при постоянной переписке. В более позднее время, вплоть до отмены крепостного права фамилии в России были принадлежностью главным образом дворянства и купечества. Крестьяне именовались просто, например, Иван Петров сын. Если крестьянин попадал на военную службу, то мог получить фамилию, например фамилии стрельцов давались по роду занятий – пушкарь – Пушкарев. [Источник 1]

Замечательный пример с фамилиями Рязанских князей. По мужской линии Рязанские князья носили прозвание (своего рода фамилия) Третные, от третьей части наследственного надела. А по женской линии последняя княжна Аграфена носила фамилию Бабич, от клички своего деда Князя Ивана Семёновича Большого Бабы-Друцкого (Дрютский-Баба 1385–1436) Все потомки Бабы стали прозываться Бабичами [Источник 14]

Фамилии духовенства. Чтобы определить время появления фамилий у лиц духовного сословия, надо обратиться к истории церкви. Из школьного курса «Истории России», всем известно время принятия христианства на Руси – 988 г. н.э. Православная церковь помогла объединить славянские языческие племена в единое государство. В 1448 г. Русская православная церковь обрела автокефалию (самостоятельность и независимость от Константинопольского патриарха) В 1589 г. у Русской православной церкви появился первый патриарх. А уже в 1663 г. из-за реформ патриарха Никона, произошел раскол церкви. Старообрядцы подвергались гонениям на государственном уровне. В 1720 г., по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду. Священники становятся государственными людьми, и впервые получают паспорта для проезда с фамилиями [Источник 1]

При императрице Анне Иоанновне (1730 г.) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии. С появлением семинарий появились и семинарские фамилии. До этого иереев обычно именовали о.Александр, о.Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась [Источник 15] Таким образом, почти все священнические фамилии происходят со времени сер. XVIII в. и носят искусственный характер. Почти сто лет фамилии давались «по церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхочет его преосвященство» (шутка семинаристов). Более того, у братьев из одной семьи могли быть разные фамилии. Только после Отечественной войны 1812 г. стало ясно, что такая практика неправильная. При потере документов невозможно доказать родство. В статье М.Извекова «Разнофамильность в духовенстве и практические неудобства от неё», опубликованной в журнале «Русский архив» в 1908 г., я прочла о множестве трудностей, порожденных такими искусственными фамилиями. В разных епархиях появились рассуждения епископов и рекомендации для руководства семинарий давать одинаковые фамилии родным братьям. [Источник 16]

Работая в читальном зале областного архива, в фондах документов Рязанской Духовной семинарии в «Журналах заседаний правления» за 1816, 1834 и 1835 гг., я нашла много примеров семинарских фамилий и одновременно указание на способ образования. -Просьба вдовы пономаря села Кипчакова о выдаче пособия сыну Василию Кипчакову [Источник 1]

-Прошение вдовы дьячка Покровской церкви г. Михайлова о принятии на полное содержание сына Якова Покровского [Источник 2]

-Прошение села Ильинка дьячка Сергея Тимофеева о принятии в семинарию его сыновей Федора и Михаила Ильинских [Источник 3]

-Решение о принятии сына умершего семинарского сторожа Тимофея Ильи Сторожева учителем в семинарию [Источник 4]

Для начала XIX в. характерны фамилии, данные по названию деревень, церквей или штатному месту отца при церкви. Есть так же примеры, когда фамилии имели иное происхождение: у дьячка Касимовского с.Дубровок Степана Михайлова сын Иван Алфеев [Источник 5]; у дьячка Петрова Ивана сыновья Иван и Григорий Остроумовы [Источник 6]

Фамилии семинаристов и выпускников в разные периоды времени отличались. Я сравнила по 54 фамилии из архивных документов разных лет. За 1816 г., списки семинаристов, окончивших разные курсы наук и за 1834 г., фамилии семинаристов, упоминаемые в журнале заседаний правления. Фамилии семинаристов в 1815-16 гг.: Кленский, Каральков, Дехтев, Гумилев, Поспелов, Можаров, Хрущев, Путилов, Хламов, Мышков, Твиритинов, Крылов, Орлов, Амарантов, Украинцев, Преображенский, Калинин, Сазонов, Березин, Салтыков, Бильдинский, Шумов, Пальмов, Ерлин, Путятин, Скопинов, Петелин, Борисов, Сарданов, Кельцов, Гагарин, Столпов, Екимецкий, Пеликанов, Ансеров, Челноков, Волков, Ершов, Рябцев, Фиалкин, Окуньков, Скворцов, Ушморов, Плаксин, Михеев, Стрепетов, Ибердусов, Волынцев, Цветков, Некрасов, Мамонтов, Урусов, Иванов, Левицкий…[Источник 7]

Фамилии семинаристов 1834 г.: Лавров, Розанов, Соколов, Покровский, Рождествин, Срезнев, Новосельский, Васильков, Полотебнов, Доброхотов, Антизитров, Виноградов, Добромыслов, Озеров, Малинов, Безсонов, Боголюбов, Саков, Тихомиров, Кондаков, Стобников, Гиацинтов, Тардов, Архангельский, Клиров, Успенский, Спасский, Фебов, Богомолов, Жданов, Грацианский, Альбов, Фаворов, Гиляров, Ильдомский, Аквилонов, Капров, Гортинский, Ситковский, Дьяконов, Яблоков, Куницын, Маков, Аретинский, Кротков, Треиеров, Горностаев, Миролюбов, Доброумов, Внуков, Воинов, Сапчаков, Беневаленский, Шафранов [Источник 8]

Так в более ранний период преобладают фамилии по месту рождения 14 фамилий в 1816 г. и 6 фамилий в 1834 г. так же в раннем документе больше фамилий, произведенных от названий животных – 11, в позднем – 3. В раннем документе 5 фамилий по отчеству, в позднем нет совсем.

Таблица № 1. Сравнение признаков, от которых произведены фамилии семинаристов по годам.

Признак 1816 г 1834 г.
Место рождения 14 6
Растение 7 9
Название церкви 1 4
Животное 11 3
Качество личности и благозвучие 3 9
Культовые и библейские термины 3 4
Отчество 5 -
Название водных объектов 0 2
Должность при церкви - 2
Предмет 3 1
Неизвестные признаки 8: Гумилев, Твиритинов, Сарданов, Гагарин, Екимецкий, Ансеров, Волынцев 15: Антизитров, Тардов, Фебов, Грацианский, Альбов, Гиляров, Аквилонов, Капров, Гортинский, Ситковский, Жданов, Аретинский, Треиеров, Беневоленский

Из таблицы видно, что со временем фамилии усложнялись и к 1835 г. появилось много фамилий произведенных латинских или греческих слов, например Аквилонов от лат. слова аквило (aquilo - северный ветер, Борей) Аретинский от древнегреч. слова арето (Ἀρετή - мужество) Треиеров от греч. слова триера (triera - трехвесельное судно) Гиляров от гилярис по-гречески - веселый. Альбов от лат. альба (alda - белый). Беневоленский от лат. беневоленте (Captatio benevolentiae — снискание расположения). В 1816 г. такая «латинская» фамилия встретилась одна - Ансеров от лат. ансер (Anser – древнеримский поэт) [Источник 24]

Династия Арбековых. В с.Аграфенина Пустынь находится один из самых больших и красивых храмов Рязанского района Сергиевский. Здесь же располагается одна из первых приходских школ Рязанщины – ей 166 лет. Основал школу и построил каменную церковь священник Афанасий Арбеков (1829-1907) Исследование биографии о.Афанасия - отдельная тема краеведческого поиска, который выполнили учащиеся нашей школы до меня. Я интересовалась больше вопросами о происхождении фамилии и о времени появления фамилии. Я изучала разные документы из ГАРО. Самые информативные – клировые ведомости – документ, который оформлялся настоятелем храма в двух экземплярах и подавался в благочиние не позднее 15 января следующего за отчетным года. В ведомостях содержалась информация о времени постройки церкви, об имуществе храма, о служителях и их семьях. Обновленная форма клировых ведомостей была принята в 1829 г. [Источник 17] В более ранних клировых ведомостях было меньше сведений о священниках, как и в ревизских сказках.

Исследование священнического рода Арбековых началось со знакомства со статьями из журнала «Епархиальные ведомости», экземпляры которых хранятся в научной библиотеке Рязанского кремля. Статьи посвящены празднованию пятидесятилетия пастырского служения протоиерея Афанасия Арбекова, освящению нового каменного здания Покровского (Сергиевского) храма. Третья статья – это некролог о смерти о.Афанасия.

Афанасий Степанович Арбеков родился в 1829 г. у священника с.Подлипки, был настоятелем Сергиевского (Покровского) храма с.Аграфенина Пустынь более 50 лет. Был заведующим 2-х классного училища и законоучителем в нем. Скончался в 1907 г. [Источники 18,19,20]

В ревизских сказках с.Подлипки за 1834 г. есть информация, что у священника Степана Никитина есть сын Дмитрий, обучается в Рязанской Духовной семинарии и сын Афанасий 4-х лет. Фамилий нет. [Источник 10]

В клировых ведомостях с.Подлипки за 1836 г. записано, что священник Степан Никитин Арбеков 40 лет, сын священника села Шеино, окончил курс семинарии в 1813 году, с 1818 года назначен цензором касательно проповедей, с 1829 года утвержден благочинным по выбору духовенства, имеет двух Сыновей: Дмитрия Арбекова, семинариста, 20-ти лет, Афанасия, обучающегося грамоте, 6-ти лет и двух дочерей Анастасию и Елизавету [Источник 9]

Видно, что фамилия появилась не ранее 1834 г. и не позднее 1836 г. Следовательно время появления фамилии – 1834-35 гг. К счастью в журнале заседаний правления духовной семинарии за 1834 г. прямо на 7-й странице я нашла запись о. Ректора о том, что на основании испытаний 1833 г. декабря месяца, Дмитрий Арбеков может быть включен в число учеников семинарии [Источник 11] Вот когда появилась фамилия Арбеков у Дмитрия (брата Афанасия Арбекова) – в начале 1834 г. В связи с известными трудностями, связанными с разнофамильностью священников, в разных епархиях постепенно приняли правило давать одинаковую фамилию членам одной семьи [Источник 4] Так, выбранная для сына фамилия Арбеков стала родовым именем и для отца и для потомков.

Далее интересным был вопрос, как выбрали такую фамилию и что она означает. Ведь оказалось, что Арбековых много. В с.Шеино в клировых ведомостях за 1835 г., в штате Казанской церкви числился пономарь Иван Алексеев Арбеков (возраст не читается), сын дьячка, обучался в Зарайском духовном училище, определен в село в 1829 г. [Источник 12] В с.Архангельском (бывшее название Костино до 1732 г., бывшее название Погост Архангельский в 1850-58 гг., современное название Пышлицы с 1939 г.) в 5 км от с.Шеино в церкви в честь Архангела Михаила с 1794 по 1809 служил священник Никита Иванов. Здесь же в Архангельском священники Арбековы. [Источник 21] Согласно клировым ведомостям за 1835 г. в с.Архангельском в штате Архангельской церкви числились: священник Яков Иванов Процеров (46 лет); дьякон Алексей Никитин (50 лет) священников сын, вдов, его сыновья Федор (17 лет) и Семен (12 лет) Арбековы, обучающиеся в Зарайском училище (Алексей Никитин был посвящен в дьяконы в 1813 г. в с.Шеино); дьячок Стратоник Степанов Евров, дьячков сын, вдов, дети его: Афанасий Арбеков 21 г., Арина 20 л. (в графе «с кем состоит в родстве» приписка ни кому не родственник); пономарь Анисим Сергеев Пономарев. [Источник 22] Получается, что фамилию Арбеков в 1835 г. получили дети священников с.Архангельского в том числе не родственники, а так же священники и их дети с.Шеино и с.Подлипки - родственники. По именам, отчествам и по «должности» можно предположить родство следующих Арбековых. А именно Афанасий Степанович Арбеков сын Степана Никитина Арбекова, внук Никиты Иванова. Алексей Никитин, возможно брат Степана Никитина. Остальные Арбековы, согласно записям в ведомостях «сын дьячка», «ни с кем не в родстве» - не родственники. Почему же все они имеют одну фамилию? Тех, кто получил фамилию Арбековы объединяет с.Шеино Степан Никитин родился в с.Шеино, Алексей Никитин был определен в дьяконы в с.Шеино в 1829 г., Алексей Иванов назначен пономарем в с.Шеино. Возможно, фамилия просто понравилась священнослужителям села.

Какой же принцип положен в основу образования фамилии Арбеков? В статье В.В.Шереметьевского «Фамильныя прозвища Великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях» указан способ производства семинарских фамилий «калькой» (копированием) латинских слов. Среди латинских афоризмов есть одно очень интересное выражение: сильная буря валит даже высокие деревья - Proceras deicit arbores procella vehemens. Словосочетание Proceras arbor - это высокое дерево на латыни [Источник 23] Если кто-то увидит клитровые ведомости, где перечислены – старший священник – Прцеров, дети младших священников (дьякона и дьячка) – Арбековы и пономарь – Пономарев, то тому станет понятна логика образования фамилий. Они произошли от латинских слов. Кстати в Архангельском с 1816 – по 1823 гг. служил священник Андрей Симеонов Алякринский от латинского алякр (aliacre) – быстрый.

Результаты. В ходе работы была изучена литература и другие источники по темам: русские фамилии и фамилии духовенства. Найдено много примеров архивных документов, подтверждающих искусственность священнических фамилий, их происхождение от названий населенных пунктов, названий церквей, растений, животных, от латинских и древнегреческих слов. Точно установлена дата появления фамилии рода Арбековых – 1834 г. Установлено место, откуда пошли Арбековы – с.Шеино. Высказана гипотеза о признаке от которого происходит фамилия Арбеков – от латинского слова Arbor – дерево.

Выводы. С помощью архивных документов можно установить время и место получения фамилии, особенно, если это фамилия лица духовного сословия. В Рязанской губернии появление фамилий священников связано с открытием Рязанской духовной семинарии после 1739 г. В истории семинарии были периоды, когда фамилии учащихся давались, то чаще по месту рождения, то по названиям флоры и фауны, то по значению иностранных слов, то по благозвучию. По некоторым признакам современных фамилий можно понять к какому сословию принадлежали предки рода. Материалы моего исследования можно использовать в экспозиции будущего краеведческого музея села Аграпустынь.

Источники.

1. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1835 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.122. стр.99

2. Документ ГАРО. Журналы заседаний правления духовной семинарии за 1835 год Ф. 1280 Оп. 1Д.122. стр.119

3. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр. 22

4. Документ ГАРО. Дело об утверждении смотрителей подведомственных училищ. Ведомости. 1816 год. Ф 1280 Оп.1 Д.3 Стр.8

5. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр.72

6. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр. 76)

7. Документ ГАРО. Дело об утверждении смотрителей подведомственных училищ. Ведомости. 1816 год. (Ф 1280 Оп.1 Д.3)

8. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113).

9. Документ ГАРО. Клировые ведомости с. Подлипки за 1836 год. Ф. 632. Оп. 47. Д. 50

10. Документ ГАРО. Ревизских сказки с. Подлипки за 1834 год. Ф. 626. Оп. 64. Д. 48

11. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр.7.

12. Документ ГАРО. Клировые ведомости с. Шеино 1835 г. Ф. 627. Оп. 95. Д. 83. Стр. 159.

13. Астахова О.В. «Из истории русских фамилий» Лекция главного архивиста. ГАРО в РОУНБ

14. Донской Д.В. «Рюриковичи. Исторический словарь» М.: Русская панорама. 2008 г.

15. Шереметевский В. Фамильные прозвища великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях. // Русский архив. 1908, № 1, 2, 6, 9,11. Сайт: https://www.runivers.ru/bookreader/book435827/#page/1/mode/1up

16. Извеков М. «Разнофамильность в духовенстве и практические неудобства от нее» Русский архив, 1901 г № 7 журнал «.

Сайт:https://dico-vobis.livejournal.com/887.html#cutid1

17. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Π.П. Сойкина. Типографія СПб. Отремяииая-12, собств. д..1913 г. Электронная библиотека Одинцовского благочиния. Сайт:http://www.odinblago.ru/pravosl_enciklop/

18. Арбеков. Юбилейное торжество. Рязанские епархиальные ведомости № 9 от 1мая 1903 г. стр. 294

19. О. благочинный Ник. Добромыслов. Слово. По освящении новосозданного храма. Рязанские епархиальные ведомости» № 3 от 1 февраля 1892 г. стр. 83

20. Села Аграфениной Пустыни Священник Петр Белоусов. Протоиерей Афанасий Степанович Арбеков. Некролог. Рязанские епархиальные ведомости. Июнь 1907 г. стр. 359

21. Сельское поседение Пышлицы. Официальный сайт. https://mygorods.ru/1059986

22. Клировые ведомости села Архангельского за 1835 год. Ф. 627. Оп. 95. Д. 83. С.13

23.Латинские афоризмы, максимы, девизы, пословицы и поговорки. Сайт:http://www.kistine.ru/1756.htm

24. Академик. Словари и энциклопедии. Сайт: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1261514

Литература:

1. Донской Д.В. «Рюриковичи. Исторический словарь» М.: «Русская панорама» 2008

2. Иловайский И.Д. История Рязанского княжества» М. Издательский дом «Рубежи XXI» 2008

3. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Π.П.Сойкина. Типографія СПб. Отремяииая-12, собств. д..1913

4. Русскiй архивъ. Историко-литературный сборникъ. Москва. Издательство: Тип. Лазаревского института восточных языков. 1863-1917

5. Унбегаун Б.О. Русские фамилии пер. с англ. Общ. ред. Б.А.Успенского М.:Прогресс. 1989

 

Святые места

Грачева Анастасия, 7 класс, МБОУ «Дом детского творчества»

Научный руководитель: Жаркова Татьяна Васильевна, ПДО «Дом детского творчества»

 

Обоснование актуальности темы исследования: Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишен памяти о своём наследии? Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Даже в Государственном гимне РФ автор называет нашу Родину «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой РПЦ. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Вся отечественная культура держится на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

Город Скопин расположен на крайних склонах Алаунской возвышенности. Самой высшей точкой её является гора, на которой расположен Дмитриевский монастырь, входивший прежде в состав Ряжского уезда. Отсюда его первоначальное название – Ряжский-Дмитриев монастырь. Трудно переоценить роль памятников истории и культуры, в которых отражено прошлое Рязанского края. Одним из них является Димитриевский монастырь. Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры.

Объект исследования: Свято-Димитриевский мужской монастырь Скопинско-Шацской епархии.

Цель исследования: получение исторических сведений о прошлом и настоящем монастыря, определение его роли в жизни людей и ознакомления с ним жителей Скопинской земли.

Задачи: изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие историю монастыря; выявить и оценить произошедшие изменения; пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей Скопина; развивать навыки исследовательской работы в области православной культуры; проводить беседы с информаторами, создавать опросные листы.

Для достижения цели исследования я использовала следующие формы и методы исследовательской работы: изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов; ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала; поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний; установление связей с работниками библиотеки, музея, уточнения сведений, проверки достоверности фактов; фотосъемка объектов исследования.

История возникновения монастыря . Первое упоминание. Свято-Димитриевский мужской монастырь по преданию основан великим князем Димитрием Донским после победы им над Мамаем на Куликовом поле в 1380 г. Монастырь был назван во имя его ангела-великомученика Димитрия Солунского. На месте основания монастыря стояла часовня и келья отшельника, где перед Куликовой битвой Александр (Пересвет), облекся в воинские доспехи и оставил свой дорожный посох. В настоящее время он хранится в ФГБУК РИАМЗ. Из работы Ивана Васильевича Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии» (том 2) я узнала, что раньше, вокруг монастыря была каменная ограда, в которой были встроены двое святых ворот. На них в главки вставлены кресты. Ограда имела вид неполного квадрата, без башен.

Церквей в монастыре две: первая церковь названа во имя св. вкм. Дмитрия Солунского – каменная, холодная. Вторая получила свое название в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца – каменная, тёплая. До середины XVIII в. обе церкви в исторических документах значатся как деревянные. Святые Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский, в честь которых воздвигнуты храмы на территории монастыря, почитаются как в Рязанской области в целом, так и в Скопинском районе отдельно. В честь Дмитрия Солунского воздвигнуты Дмитриевские храмы в сёлах: Горлово, Ермолово, Чулково, Муравлянка, Хворощёвка. В с.Чулково правый придел церкви Никольской построен в память святого великомученика Дмитрия Солунского Мироточивого, в с.Никольское стоит церковь Сергиевская, а в с.Сергиевское – церковь Сергия Радонежского.

Участь монастыря в советское время. В 1924 г. Свято-Димитриевский монастырь упразднили, а в конце 30-х гг. XX в., территорию монастыря и его постройки занял колхоз «Красная новь». Храмы были закрыты, кресты и главы снесены, замечательная настенная роспись уничтожена. Настоятельский корпус был отдан под школу. В монастырских церквях были клуб, правление, склады. В алтаре церкви Дмитрия Солунского располагалась столярная мастерская, в храме – склад сена, в трапезной – механизаторская мастерская. Колокольня у храма Дмитрия Солунского использовалось колхозом под трансформаторную подстанцию. Корпуса келий и стены монастыря были разобраны, пол в свинарнике был выложен осколками фресок с изображением святых.

Использование культовых сооружений не по назначению в течение длительного времени – в России было широко распространено.

Возрождение монастыря. С середины 90-х гг. Свято-Димитриевский монастырь восстанавливался из руин. Первыми радетелями восстановления монастыря были жители сел: Дмитриево, Ермолово, Чулково, деревень Козловка и Свинушки. 21 октября 1995 г. архиепископом Рязанским Касимовским Симоном был освящен Свято-Димитриевский монастырь. 4 января 1996 г. на основании Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода приход Дмитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевский мужской монастырь. Для возобновления в нём монашеской жизни наместником был назначен иеромонах Амвросий (Калабухов).

11 июня 1996 г. в обители был совершён первый постриг в иночество трёх послушников, а через год – ещё двух. Возрождение обители с первых дней легло на плечи о.Амвросия. Сам он – удивительный человек. Несмотря на многочисленные заботы о монастырском хозяйстве, братии, прихожанах, восстановлении храма в пос.Побединка, где также служит о.Амвросий, настоятель успевает учиться и совсем недавно защитил магистерскую диссертацию по педагогике, а всего в его арсенале пять дипломов об образовании.

Сегодня, как и много веков назад, монастырский комплекс включает в себя два храма – Преподобного Сергия Радонежского (раньше он назывался «тёплым», то есть пригодным для зимнего богослужения) и храм Димитрия Солунского (расположен рядом). В последнем службы велись на протяжении четырнадцати лет, теперь он реставрируется. Ещё одна составляющая монастырского комплекса – колокольня. На ней девять колоколов, приобретённые на средства прихожан. Братский корпус с трапезной и складами (здесь сегодня живут работники), дом наместника (он расположен на том же месте, что и в начале XX в.), ещё один корпус, где живёт братия, небольшая постройка, в ней находится иконная лавка и библиотека, плюс подсобное хозяйство завершают имущественный комплекс монастыря.

Подсобное хозяйство в обители немаленькое 63 головы крупного рогатого скота, из которых 30 дойных коров, и 320 овец. Большую часть работы по хозяйству монахи выполняют сами, конечно, без работников с таким хозяйством не обойтись. Выживать, строиться получается именно благодаря подсобному хозяйству. Постоянных спонсоров у монастыря никогда не было. Доходы от продажи молочной продукции – молока, творога, сметаны (кстати, за ней приезжают не только из разных районов области, но и из других регионов, например, из Москвы) – идут в том числе, на помощь прихожанам. Каждый монастырь, в какой бы епархии он не находился, старается помогать нуждающимся. В монастыри приходят и за лекарством, и за продуктами, за помощью в лечении и трудоустройстве. Немалую нагрузку несут монастыри по реабилитации нарко – и алко- зависимых. Сегодня среди друзей Свято-Димитриевской обители есть те, кому она помогла вернуться к жизни, обзавестись семьями, испытать родительское счастье. Они живут в разных городах, но связь с монастырём не прерывается.

Монастырь посещают туристы не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Они восхищаются необыкновенной красотой монастыря. Действительно, всё здесь кажется необыкновенным, красота расположения монастырского комплекса, окружающей его природы продолжается в созданной стараниями насельников и прихожан обители. А летом, когда двор между двумя храмами украшают пальмы, доставленные сюда из монастырского зимнего сада, плещется вода в небольшом открытом пруду, благоухают выращенные настоятелем розы, расстаться с обителью трудно даже случайному гостю.

У каждого человека есть своё достояние. У многих на первом плане материальные блага, а у большинства духовно-нравственные. Завершая исследование, хочу сказать, что к ним я отношу и себя. В ходе работы я пришла к следующим выводам: история Свято-Дмитриевского монастыря – это первоначальная и сегодняшняя история нашего родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить свою землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их разрушать. История убедительно свидетельствует, что деятельность Свято-Димитриевской обители имеет огромное значение, в деле духовно-нравственного и культурно-просветительского воспитания общества. Она по сей день учит людей тому, что духовный мир человека есть хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста населения нашей страны. Знакомясь с историческими фактами из жизни Свято-Димитриевского монастыря, с его подвижниками, которые большим трудом восстанавливали порушенную обитель, понимаешь связь всех времён, преемственность поколений, ощущаешь причастность к историческим событиям. Историю монастырской культуры, национальных святынь нужно, изучать, знать. В заключение хочется высказать мысль: школа - это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть священной, способной учить людей всему высоко-духовному. По итогам моего исследования получился фильм о Свято-Димитриевском монастыре «Святые места». Работа в данном направлении продолжится, и мы планируем снять серию видеорепортажей о храмах. В городе Скопине их насчитывалось более 14.

Список литературы:

1. Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии. Т.2. Рязань, 1996

2. Соболев, Владимир Алексеевич. Скопин: историко-краеведческие очерки / Владимир Соболев. - Рязань: Рязанский изд. дом, 2007. - 183 с.: ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-902137-15-3 (В пер.)

3. Максимова Светлана. Двадцать лет спустя/ С. Максимова// Рязанские ведомости 01.04.2016

4. Епархиальные ведомости за 1891 №1, №2,

 

Литература:

Храмы Рязанщины http://www.ryazan-hram.ru/node/71

Древо Открытая православная энциклопедия http://drevo-info.ru/articles/24282.html

Церковь святителя Николая Чудотворца в с.Устье http://www.homutovo.ru/social/hram-sv-nikolaya-ustje.html

История, культура и традиции Рязанского края archive.is›FgtN

Касимовская епархия http://kaseparh.ru/

Ермишинское благочиние http://ermishblag.cerkov.ru/

Рязанские Ведомости rv-ryazan.ru›Рязанские ведомости›5784.html

Сайт Единой России по Рязанской области ryazan.er.ru›Новости›…-georgievskomu-kavaleru

 

История Вослебовского храма

Игнатова Мария, 8 класс МБОУ «Вослебовская СОШ», Скопинский район

Научный руководитель: Титкина Елена Алексеевна, учитель истории МБОУ «Вослебовская СОШ»

 

Поводом для написания работы послужил случай в начале этого учебного года, когда на уроке истории от учителя я узнала, что в 2019 г. будет 20 лет, как восстановили нашу церковь. Все мои одноклассники были удивлены: оказывается, что в истории нашей церкви было два дня рождения. Тогда выяснилось, историю храма я тоже не знаю, хотя часто хожу туда. Заинтересовавшись данной темой, я решила провести опрос среди учащихся 6-8 классов моей школы в виде анкетирования. Результаты опроса показали, что никто не знает истории храма, но 93% хотели бы её узнать. Поэтому темой моей работы является История Вослебовского храма.

Цель работы заключается в изучении хроники исторических событий храма Рождества Пресвятой Богородицы в с.Вослебово. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: найти сведения о строительстве первоначального храма в с.Вослебово; выяснить, при каких обстоятельствах храм был разрушен; что послужило поводом для восстановления храма; узнать, кто восстановил храм; описать современное состояние храма и раскрыть его значение для жителей села.

Объектом исследования являются события, связанные с храмом от первого упоминания и по настоящее время.

Предметом исследования: храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Вослебово Скопинского района.

Актуальность работы заключается в том, что в моем селе до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные факты из истории храма.

Практическая значимость работы: считаю, что материалы работы могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях.

В работе я использовала воспоминания жителей села, архивные документы, материалы из книг, пригодилась информация из Интернета. При написании работы были использованы методы: поисковый, опросный, работа с документами, беседа с жителями, систематизация и анализ собранной информации.

Село Вослебово Скопинского района относится к числу наиболее старых поселений Рязанской области наряду с такими городами, как Рязань, Пронск, Коломна и другие, возникших еще в XII в. Расположено село в 5 км от г.Скопина. Платежные книги 1594-97 гг. сообщают, что с.Вослебово входило в Пехлецкий стан и принадлежало к вотчинам крупнейших бояр Александра и Василия Никитичей Романовых, которым Михаил Федорович приходился племянником [3]. Существуют несколько версий объяснения названия села. Согласно первой версии, «село названо в честь русского богатыря Осляби, который участвовал в Куликовской битве. По дороге на Куликово поле он отдыхал на этом месте, где сейчас расположено село, с другим легендарным участником битвы Пересветом. А со временем слово трансформировалось в Вослебово [4,177]. По второй версии, «название дала речка Вослебка, в верховье которой и расположено село» [5,182].

Точная дата возникновения села неизвестна. По сведениям местных жителей, дату образования села относят к 1380 г., исходя из версии объяснения названия села. Но краеведы считают это «местной легендой», так как информация о существовании села в документах XIV-XV вв., к сожалению, отсутствует, поэтому она не имеет исторически достоверных оснований. «Первое упоминание о поселении относится лишь к 1522 г. Поэтому датой с.Вослебово правильно было бы считать начало XVI в., а именно 1522 г.» [7]. До 1640 г. сведений о церкви в селе не было. Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Вослебово в архивных документах впервые упоминается в 1640 г. в переписной отказной книге Василия Фатьяновича Неретина 1640 г. о владениях вдовы боярина Ивана Никитича Романова Ульяны Федоровны и ее сына, стольника Никиты Ивановича Романова: «…к тому острожку Скопину в вотчине село Вослеба, в селе деревянная церковь Рожества Христова, древена клецка, а в церкве Божия милосердия образа и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение, боярское и мирское…»[2]. Из документа мы узнаем, что первое здание было деревянным и носило название Рожества Христова. В деревянном здании церкви служили следующие священники: Афанасий Петров (упом. в 1683 г.), Иродион Васильев (упом. в 1700 г.), Алексей Силин (упом. в 1703 г.), Петр Климентов (упом. в 1756 и 1762 гг.) [6,89].

В 1801 г. на месте деревянного здания была возведена новая кирпичная церковь с Богородице-Рождественским приделом и колокольней. Освящен храм был как храм Рождества Пресвятой Богородицы. От местного жителя села, Алексея Николаевича Черных, я узнала, что церковь была так названа потому, что первой иконой, которую занесли в здание, была икона Рождества Пресвятой Богородицы. Строили храм на средства и пожертвования прихожан и богатых купцов. Строительство осуществлялось двумя мастерами под руководством архитектора, имена которых остались, к сожалению, неизвестными. «Хорошую глину нашли для стройки недалеко от берегов Вёрды и изготовляли кирпичи на яичном растворе».[4,178].

В новом здании служили священники Иоанн Семенов (ок. 1802–23 гг.), Иоанн Михайлов (ок. 1823–29), Георгий Яковлев Соколов (1829–47) и Георгий Васильевич Славянов (1847–84 гг.) [6,91]. В 1870 г. к церкви был пристроен Никольский придел. Новый придел, также, как и Богородице-Рождественский, строили на средства прихожан. Об участии населения в строительстве церкви рассказала дочь жительницы села Нина Алексеевна Карназеева: «Свидетельницей стройки стала моя мама, которой на момент строительства было 7 лет. Она поведала, как по воскресеньям она вместе с матерью ходила к церкви, чтобы помогать мастерам. Людей всегда было видимо–невидимо, и все, как муравьи, рабочим подносили кирпичи. Особенно тяжёлой была работа, когда поднимали колокол на колокольню. Сначала мужики тащили его на деревянных санях и катках. Одни тянули сани спереди, другие толкали сзади, третьи то и дело меняли катки и подливали воду под сани, чтобы они лучше скользили по каткам. И подъём колокола на колокольню производили без всякой техники. С помощью канатов поднимали его на звонницу. И никто не ленился, а наоборот, каждый хотел зацепиться за верёвку и хоть чуточку помочь. Мы этот храм строили всем миром!» Благодаря названию церкви, в селе утвердился престольный праздник во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который приходился на 8 (21) сентября. Местные жители называли это день «наш праздник». По их объяснению это значило, что все в этот день работают, а они отдыхают. Особенностью празднования этого дня было то, что в одном доме собирались все родственники разной степени родства. Широко был распространен обычай устраивать свадьбы. По воспоминаниям старожилов с.Вослебово, в престольные дни во имя Рождества Пресвятой Богородицы проходили почти все сельские свадьбы, бывало по 70 свадеб в день. «На праздник Рождества Богородицы много свадеб у вослебовцев, и зараз они справляют и то, и другое» [8].

«К концу XIX в. церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Вослебово становится главным архитектурным зданием» [5,184]. День захвата власти большевиками в октябре 1917 г. положил начало одному из самых трагических периодов в истории церкви. Особенно тяжелыми для храма были З0-е гг., когда против служителей церкви применялись различного рода политические репрессии. Принятый 23.01.1918 г. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который «устанавливал не только отделение церкви от государства и школы, но и запрещение церкви владеть собственностью, лишение её прав юридического лица» [1], положил начало закрытию храмов. К церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс. В 30-е гг. XX в. храм с.Вослебово постигла та же участь, что и большинство церквей по всей стране. 27 сентября 1937 г. Вослебовский храм был закрыт. «Купола были сброшены, церковные ценности изъяты и сожжены, все священники были арестованы, от храма осталось только здание» [4,178]. По воспоминаниям жителей села, после закрытия храма представители власти ходили даже по домам и заставляли снимать и уничтожать иконы.

В начале 1942 г. здание церкви стали использовать в качестве склада, где хранили зерно. В качестве зернохранилища храм использовали недолго, всего 7 лет, так как помещение не было приспособлено для таких целей. И с 1950 г. кирпичное здание оставляют на произвол судьбы. Местная жительница Татьяна Дмитриевна Ушакова вспоминала, что в то время, когда храм пустовал, многие местные жители, проходя мимо, плакали, глядя на здание. И каждый надеялся на то, что когда-нибудь их родной храм восстановят. Таким образом, церковь Рождества Пресвятой Богородицы пережила тот этап, когда разрушались вековые традиции, но даже в такие тяжёлые моменты жители села не утратили свои духовные корни. Начало 90-х гг. в селе было ознаменовано возрождением церковной жизни. Генеральный директор ООО «Альфа» А.Н.Люлюкин, посоветовавшись со своим коллективом, решил восстановить сельский храм. В его возрождение внесли вклад администрации г.Скопина и Скопинского района, руководитель скопинского лесничества А.И.Гришаев, директор ЗАО «Ремонтник» В.Э.Николаев, директор АО «Скопинский хлебопродукт» В.В.Строганов, а также жители села Е.И.Жирков, В.В.Ульянов, А.В.Найдин и многие другие. Задав вопрос Александру Николаевичу о том, почему для реставрации был выбран именно храм с.Вослебова, он ответил: «Мне мои родители рассказывали, как они при посещении храма восхищались его мощью и красотой. А моему поколению он достался разрушенным. И я поставил для себя цель воссоздать величественный облик храма. Сейчас я помогу храму, а это значит, помогу себе».

В декабре 1999 г. храм был восстановлен и вновь освящен как храм Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение храма проводил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Приход возрожденного храма возглавил священник о.Павел. Освящение храма стало настоящим праздником для всех жителей с.Вослебово. В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы успешно функционирует, её посещают не только жители села, но люди из других сел и городов. Храм состоит из двух приделов: Богородице-Рождественского, главный придел, и Никольского. Первый придел, основной, был освящен, как уже было выше сказано, 31 октября 1999 г. Второй придел был освящен 27 ноября 2017 г. Церковь располагает колокольней, звонницу которой составляют 3 колокола. Крупнейший из них весит 5,2 тонны, остальные - от нескольких десятков кг до 2 тонн. Настоятелем храма является архимандрит Пимен. Здесь чтят традиции прошлого, о которых знает вся Рязанская епархия: ведутся службы в честь церковных праздников, читаются молебны, совершаются крестные ходы. Одним из главных для села праздников остается престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Любой коренной житель подтвердит, что именно в этот день в селе царит какая-то своеобразная атмосфера. Все кажется родным, дорогим. В этот день в церкви особенно много прихожан и это связано не только с тем, что это сам по себе очень великий праздник, а с тем, что он для всех жителей по-настоящему любимый. В церкви, как обычно, проходит богослужение, литургия и молебен. После службы батюшка вместе с прихожанами проводит трапезу, где все едят угощения и ведут сердечные разговоры. Традиционным блюдом на праздник считается «курник» - пирог с мясом, который обязательно в этот день пекут в каждой семье. По сей день продолжается и реставрация храма. С 2010 г. при храме действует детская православная Воскресная школа, в которой дети получают первый опыт христианской жизни, получают знания о Священном писании, выучивают первые молитвы и заповеди. 5 октября 2016 г. церковь стали украшать новые купола. Освящение куполов возглавил епископ Скопинский и Шацкий Матфей. Особое внимание стоит уделить новому центральному иконостасу, по-своему уникальному в своей композиции, который делает храм еще более величественным. Иконостас строили жители с.Вослебово: Николай Праслов, Алексей Савёлов, Николай и Иван Алныкины. С помощью пожертвований прихожан были приобретены иконы самых разных святых земли Русской. Освящен иконостас в 2000 г. В августе 2018 г. храм был обнесён железным забором. Таким образом, из всего сказанного можно прийти к выводу, что в наши дни церковь приобретает совершенно другой, более изящный и величественный вид.

В своей работе мне удалось проследить последовательность событий, связанных с историей храма с.Вослебово. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов села мне удалось воссоздать историю храма и рассказать о его буднях. Для того, что раскрыть значение церкви в жизни моих односельчан, я, по окончании воскресной службы, прихожанам церкви задала такой вопрос: Какие чувства испытывают они после посещения храма? Нина Алексееевна Карназеева: «Я испытываю чувство легкости и радости. Прихожу домой в приподнятом настроении».

Галина Владимировна Титкина: «После посещения Храма мне хочется многое сделать. Мне так легко, что хочется летать». Людмила Николаевна Тюрина: «Я забываю о неприятностях, болезнях, они сами уходят. Легко на душе». Николай Николаевич Праслов: «Для меня в церкви наступает благоденствие, мне спокойно, а воздух Храма меня просто лечит». На основе материала работы можно прийти к выводу, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы всегда играла значимую роль в духовной и общественной жизни и села, и его жителей от момента возникновения до настоящего времени.

Список использованных источников:

1. ДЕКРЕТ от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [Электронный ресурс] URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_181.htm

2. РГАДА Ф. 1209, Оп. 1, Ч. 1, Д. 937 [Отказная книга вотчины боярыни У.Ф. Романовой и ее сына А.И. Романова отказчика Вас. Неретина, 1640 г.]

3. ГАРО Ф. 6713, Оп. 1, Д 15. Л. 16, 222 [Платежные книги 1594-1597 гг.]

4. Добролюбов Иоанн, священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII И XIX ст. и библиографическими указаниями. /Иоанн Добролюбов. Т. II. - Рязань, 1885.

5. Соболев В. А., Егоров В. Н., Крылов А. Ф. Скопин: Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района/ В.А.Соболев, В.Н.Егоров, А.Ф.Крылов.- Скопин, 1996.

6. Писцовые книги Рязанского края. XVI век/ под ред. В.Н. Сторожева. - Рязань: издание Рязанской ученой архивной комис., 1898-1904. Т. 1, вып. 1. - 1898.

7. Коростелев В.А.Российский М.А. Вослебово село (Вослебовское сельское поселение) [Электронный ресурс] URL: https://62info.ru/history/node/15424

8. История названий населенных пунктов района[Электронный ресурс] URL: https://skopin-adm.ru/istoriya-nazvaniy-naselennyih-punktov/

 

Литература

1. РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422

2. Панков В. Иду мещерой. - М., 1984. - С. 60

3. Чумакова Ю. П. К происхождению некоторых топонимических легенд Рязанского края. // Этнографический вестник. - Рязань, 1996. - С. 87-91

4. Духовно-нравственная культура в школе: учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Под общей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко). Сб.I. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007. - 400с.: с ил.

5. Закон Божий для семьи и школы. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Изд. четвертое (репринтное). М.,1994г.

6. Официальный сайт Правительства Рязанской области

7. Устный рассказ духовника монастыря Архимандрита Афанасия Культинова.

8. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. №100 2010г.

 

Третьяков М.Ф.

Храм в Митино

Дудукина Вероника, 9 класс МБОУ «СШ №6» г.Касимов

Научный руководитель: Крайнова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ «СШ №6» г.Касимова

              Электронный текст работы не выверен, встречаются опечатки.

 

Тайна фамилии отца Афанасия

Хлопотьева Ольга, учащаяся 8 класса МАОУ г. Рязани. «Школа № 47»

Научный руководитель: Енякина Елена Владимировна пед. доп. обр. МАОУ «Школа № 47»

 

              Электронный текст работы не вычитан, встречаются опечатки и орфографические ошибки. Есть и серьезные ошибки в хронологии. Так, например, автор пишет: «В 1140 г. Русская православная церковь обрела автокефалию (самостоятельность и независимость от Константинопольского патриарха)». РПЦ получила автокефалию в 1448 г., когда совет епископов выбрал митрополитом рязанского архиепископа Иону. Дату «Духовного регламента» Феофана Прокоповича правильней указывать не под 1720 г., как это в работе у автора, а 25.01.1721 – время его официального утверждения. Указ императрицы Анны Иоанновны о создании духовных школ при епархиях датируется 1730 г., а не 1739, как это ошибочно указано у автора. Список литературы оформлен с ошибками.

 

Святые места

Грачева Анастасия, 7 класс, МБОУ «Дом детского творчества»

Научный руководитель: Жаркова Татьяна Васильевна, ПДО «Дом детского творчества»

 

              В электронном варианте текста масса лишних пробелов. Есть в тексте и орфографические ошибки. Список литературы оформлен не по ГОСТу.

 

История Вослебовского храма

Игнатова Мария, 8 класс МБОУ «Вослебовская СОШ», Скопинский район

Научный руководитель: Титкина Елена Алексеевна, учитель истории МБОУ «Вослебовская СОШ»

 

Электронный текст работы не вычитан, много лишних пробелов, слова в предложении не согласованы. Есть и просто «ляпы», например: «Село Вослебово Скопинского района относится к числу наиболее старых поселений Рязанской области наряду с такими городами, как Москва, Рязань, Пронск, Коломна и другие, возникших еще в XII в.» Во-первых, когда же это Москва относилась к «старым поселениям Рязанской области»? А во-вторых, приведенные вами данные дают возможность датировать основание села концом XVI в. Как же можно сравнивать Москву (1147 г.), Коломну (1177 г.), Рязань (1095 г.), Пронск (1131 г.) с селом, возникшим во времена Бориса Годунова?

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

 

 

Сборник работ участников

XIV областного конкурса по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»

 

СЕКЦИЯ

«ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ»

Рязань -2019


© Сборник работ участников X I V областного конкурса по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» секция «Духовное наследие» Рязань, ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК», 2019

Составитель Третьяков М.Ф., методист ОГБУДО «Рязанский ЦДЮТК»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.181 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь