Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тайна фамилии отца Афанасия
Хлопотьева Ольга, учащаяся 8 класса МАОУ г. Рязани. «Школа № 47» Научный руководитель: Енякина Елена Владимировна пед. доп. обр. МАОУ «Школа № 47» В моей школе реализуется проект краеведческий музей с.Аграпустынь. Несколько поколений учащихся занимались и продолжают заниматься поиском фактов по истории села, его жителей, храма и школы. Село связано с именами Рязанских князей. Последняя княжна Аграфена основала здесь Покровский монастырь и дола свое имя селу. Единственный рязанский ученик академика И.П.Павлова П.А.Арбеков родился в Аграфениной Пустыни. В селе родился и работал оформитель Ратной Палаты и галереи Георгиевских кавалеров в Царском Селе русский художник М.Г.Кирсанов. Здесь находится самая старая приходская школа в Рязанской области (более 150 лет) Здесь жили четверо Георгиевских кавалеров I Мировой и русско-японской войн. Здесь жила Г.П.Смолицкая - российский лингвист, доктор филологических наук, профессор. В с.Аграфенина Пустынь служил законоучителем, был настоятелем и строителем каменного Сергиевского храма просветитель протоиерей Афанасий Арбеков. Все эти интересные факты истории должны войти в экспозицию будущего музея (уже найдено здание). В процессе поиска, мы не только восстанавливаем биографии по документам, но и ищем потомков, свидетелей. Один из вопросов, до сих пор волнующий потомков священника Афанасия Арбекова – это странная, почти нерусская фамилия, а также генеалогия рода Арбековых. Мне показалось интересным заниматься именно фамилией, т.к. в школьном архиве имеется много документов, относящихся к семейству Арбековых. Цель моего исследования узнать происхождение фамилии рода Арбековых. Задачи: изучить и проанализировать имеющиеся документы из фонда ГАРО; изучить литературу по темам: происхождение фамилий, русские фамилии, священнические фамилии; проконсультироваться со специалистами по вопросу происхождения фамилий, проследить родословную о.Афанасия, подготовить результаты исследования для экспозиции. В ходе работы я пользовалась методами сравнения, сопоставления и анализа литературных и архивных источников. Я изучила следующую литературу: выборочные фрагменты из переводного труда Б.О. Унбегауна «Русские фамилии», статью В.В. Шереметьевского «Фамильныя прозвища Великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях» из журнала «Русский архив» за 1908 г., отдельные статьи из полного православного богословского энциклопедического словаря, главу книги Д.В. Донского «Рюриковичи», Исторический словарь. Работала с архивными документами XIX, XX вв. В результате сопоставления аналогичных фактов, я смогла выяснить время появления фамилии Арбеков, происхождение этой фамилии, определила степень родства нескольких людей с фамилией Арбеков. Тайна фамилии о. Афанасия. Фамилии в России. Фамилии в России люди имели не всегда и не везде. Как свидетельствуют исторические источники – берестяные грамоты, в XII в. в Новгороде, у жителей фамилии были. Правда, они больше походили на прозвища. Но давали возможность отличать горожан, особенно при постоянной переписке. В более позднее время, вплоть до отмены крепостного права фамилии в России были принадлежностью главным образом дворянства и купечества. Крестьяне именовались просто, например, Иван Петров сын. Если крестьянин попадал на военную службу, то мог получить фамилию, например фамилии стрельцов давались по роду занятий – пушкарь – Пушкарев. [Источник 1] Замечательный пример с фамилиями Рязанских князей. По мужской линии Рязанские князья носили прозвание (своего рода фамилия) Третные, от третьей части наследственного надела. А по женской линии последняя княжна Аграфена носила фамилию Бабич, от клички своего деда Князя Ивана Семёновича Большого Бабы-Друцкого (Дрютский-Баба 1385–1436) Все потомки Бабы стали прозываться Бабичами [Источник 14] Фамилии духовенства. Чтобы определить время появления фамилий у лиц духовного сословия, надо обратиться к истории церкви. Из школьного курса «Истории России», всем известно время принятия христианства на Руси – 988 г. н.э. Православная церковь помогла объединить славянские языческие племена в единое государство. В 1448 г. Русская православная церковь обрела автокефалию (самостоятельность и независимость от Константинопольского патриарха) В 1589 г. у Русской православной церкви появился первый патриарх. А уже в 1663 г. из-за реформ патриарха Никона, произошел раскол церкви. Старообрядцы подвергались гонениям на государственном уровне. В 1720 г., по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду. Священники становятся государственными людьми, и впервые получают паспорта для проезда с фамилиями [Источник 1] При императрице Анне Иоанновне (1730 г.) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии. С появлением семинарий появились и семинарские фамилии. До этого иереев обычно именовали о.Александр, о.Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась [Источник 15] Таким образом, почти все священнические фамилии происходят со времени сер. XVIII в. и носят искусственный характер. Почти сто лет фамилии давались «по церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхочет его преосвященство» (шутка семинаристов). Более того, у братьев из одной семьи могли быть разные фамилии. Только после Отечественной войны 1812 г. стало ясно, что такая практика неправильная. При потере документов невозможно доказать родство. В статье М.Извекова «Разнофамильность в духовенстве и практические неудобства от неё», опубликованной в журнале «Русский архив» в 1908 г., я прочла о множестве трудностей, порожденных такими искусственными фамилиями. В разных епархиях появились рассуждения епископов и рекомендации для руководства семинарий давать одинаковые фамилии родным братьям. [Источник 16] Работая в читальном зале областного архива, в фондах документов Рязанской Духовной семинарии в «Журналах заседаний правления» за 1816, 1834 и 1835 гг., я нашла много примеров семинарских фамилий и одновременно указание на способ образования. -Просьба вдовы пономаря села Кипчакова о выдаче пособия сыну Василию Кипчакову [Источник 1] -Прошение вдовы дьячка Покровской церкви г. Михайлова о принятии на полное содержание сына Якова Покровского [Источник 2] -Прошение села Ильинка дьячка Сергея Тимофеева о принятии в семинарию его сыновей Федора и Михаила Ильинских [Источник 3] -Решение о принятии сына умершего семинарского сторожа Тимофея Ильи Сторожева учителем в семинарию [Источник 4] Для начала XIX в. характерны фамилии, данные по названию деревень, церквей или штатному месту отца при церкви. Есть так же примеры, когда фамилии имели иное происхождение: у дьячка Касимовского с.Дубровок Степана Михайлова сын Иван Алфеев [Источник 5]; у дьячка Петрова Ивана сыновья Иван и Григорий Остроумовы [Источник 6] Фамилии семинаристов и выпускников в разные периоды времени отличались. Я сравнила по 54 фамилии из архивных документов разных лет. За 1816 г., списки семинаристов, окончивших разные курсы наук и за 1834 г., фамилии семинаристов, упоминаемые в журнале заседаний правления. Фамилии семинаристов в 1815-16 гг.: Кленский, Каральков, Дехтев, Гумилев, Поспелов, Можаров, Хрущев, Путилов, Хламов, Мышков, Твиритинов, Крылов, Орлов, Амарантов, Украинцев, Преображенский, Калинин, Сазонов, Березин, Салтыков, Бильдинский, Шумов, Пальмов, Ерлин, Путятин, Скопинов, Петелин, Борисов, Сарданов, Кельцов, Гагарин, Столпов, Екимецкий, Пеликанов, Ансеров, Челноков, Волков, Ершов, Рябцев, Фиалкин, Окуньков, Скворцов, Ушморов, Плаксин, Михеев, Стрепетов, Ибердусов, Волынцев, Цветков, Некрасов, Мамонтов, Урусов, Иванов, Левицкий…[Источник 7] Фамилии семинаристов 1834 г.: Лавров, Розанов, Соколов, Покровский, Рождествин, Срезнев, Новосельский, Васильков, Полотебнов, Доброхотов, Антизитров, Виноградов, Добромыслов, Озеров, Малинов, Безсонов, Боголюбов, Саков, Тихомиров, Кондаков, Стобников, Гиацинтов, Тардов, Архангельский, Клиров, Успенский, Спасский, Фебов, Богомолов, Жданов, Грацианский, Альбов, Фаворов, Гиляров, Ильдомский, Аквилонов, Капров, Гортинский, Ситковский, Дьяконов, Яблоков, Куницын, Маков, Аретинский, Кротков, Треиеров, Горностаев, Миролюбов, Доброумов, Внуков, Воинов, Сапчаков, Беневаленский, Шафранов [Источник 8] Так в более ранний период преобладают фамилии по месту рождения 14 фамилий в 1816 г. и 6 фамилий в 1834 г. так же в раннем документе больше фамилий, произведенных от названий животных – 11, в позднем – 3. В раннем документе 5 фамилий по отчеству, в позднем нет совсем. Таблица № 1. Сравнение признаков, от которых произведены фамилии семинаристов по годам.
Из таблицы видно, что со временем фамилии усложнялись и к 1835 г. появилось много фамилий произведенных латинских или греческих слов, например Аквилонов от лат. слова аквило (aquilo - северный ветер, Борей) Аретинский от древнегреч. слова арето (Ἀρετή - мужество) Треиеров от греч. слова триера (triera - трехвесельное судно) Гиляров от гилярис по-гречески - веселый. Альбов от лат. альба (alda - белый). Беневоленский от лат. беневоленте (Captatio benevolentiae — снискание расположения). В 1816 г. такая «латинская» фамилия встретилась одна - Ансеров от лат. ансер (Anser – древнеримский поэт) [Источник 24] Династия Арбековых. В с.Аграфенина Пустынь находится один из самых больших и красивых храмов Рязанского района Сергиевский. Здесь же располагается одна из первых приходских школ Рязанщины – ей 166 лет. Основал школу и построил каменную церковь священник Афанасий Арбеков (1829-1907) Исследование биографии о.Афанасия - отдельная тема краеведческого поиска, который выполнили учащиеся нашей школы до меня. Я интересовалась больше вопросами о происхождении фамилии и о времени появления фамилии. Я изучала разные документы из ГАРО. Самые информативные – клировые ведомости – документ, который оформлялся настоятелем храма в двух экземплярах и подавался в благочиние не позднее 15 января следующего за отчетным года. В ведомостях содержалась информация о времени постройки церкви, об имуществе храма, о служителях и их семьях. Обновленная форма клировых ведомостей была принята в 1829 г. [Источник 17] В более ранних клировых ведомостях было меньше сведений о священниках, как и в ревизских сказках. Исследование священнического рода Арбековых началось со знакомства со статьями из журнала «Епархиальные ведомости», экземпляры которых хранятся в научной библиотеке Рязанского кремля. Статьи посвящены празднованию пятидесятилетия пастырского служения протоиерея Афанасия Арбекова, освящению нового каменного здания Покровского (Сергиевского) храма. Третья статья – это некролог о смерти о.Афанасия. Афанасий Степанович Арбеков родился в 1829 г. у священника с.Подлипки, был настоятелем Сергиевского (Покровского) храма с.Аграфенина Пустынь более 50 лет. Был заведующим 2-х классного училища и законоучителем в нем. Скончался в 1907 г. [Источники 18,19,20] В ревизских сказках с.Подлипки за 1834 г. есть информация, что у священника Степана Никитина есть сын Дмитрий, обучается в Рязанской Духовной семинарии и сын Афанасий 4-х лет. Фамилий нет. [Источник 10] В клировых ведомостях с.Подлипки за 1836 г. записано, что священник Степан Никитин Арбеков 40 лет, сын священника села Шеино, окончил курс семинарии в 1813 году, с 1818 года назначен цензором касательно проповедей, с 1829 года утвержден благочинным по выбору духовенства, имеет двух Сыновей: Дмитрия Арбекова, семинариста, 20-ти лет, Афанасия, обучающегося грамоте, 6-ти лет и двух дочерей Анастасию и Елизавету [Источник 9] Видно, что фамилия появилась не ранее 1834 г. и не позднее 1836 г. Следовательно время появления фамилии – 1834-35 гг. К счастью в журнале заседаний правления духовной семинарии за 1834 г. прямо на 7-й странице я нашла запись о. Ректора о том, что на основании испытаний 1833 г. декабря месяца, Дмитрий Арбеков может быть включен в число учеников семинарии [Источник 11] Вот когда появилась фамилия Арбеков у Дмитрия (брата Афанасия Арбекова) – в начале 1834 г. В связи с известными трудностями, связанными с разнофамильностью священников, в разных епархиях постепенно приняли правило давать одинаковую фамилию членам одной семьи [Источник 4] Так, выбранная для сына фамилия Арбеков стала родовым именем и для отца и для потомков. Далее интересным был вопрос, как выбрали такую фамилию и что она означает. Ведь оказалось, что Арбековых много. В с.Шеино в клировых ведомостях за 1835 г., в штате Казанской церкви числился пономарь Иван Алексеев Арбеков (возраст не читается), сын дьячка, обучался в Зарайском духовном училище, определен в село в 1829 г. [Источник 12] В с.Архангельском (бывшее название Костино до 1732 г., бывшее название Погост Архангельский в 1850-58 гг., современное название Пышлицы с 1939 г.) в 5 км от с.Шеино в церкви в честь Архангела Михаила с 1794 по 1809 служил священник Никита Иванов. Здесь же в Архангельском священники Арбековы. [Источник 21] Согласно клировым ведомостям за 1835 г. в с.Архангельском в штате Архангельской церкви числились: священник Яков Иванов Процеров (46 лет); дьякон Алексей Никитин (50 лет) священников сын, вдов, его сыновья Федор (17 лет) и Семен (12 лет) Арбековы, обучающиеся в Зарайском училище (Алексей Никитин был посвящен в дьяконы в 1813 г. в с.Шеино); дьячок Стратоник Степанов Евров, дьячков сын, вдов, дети его: Афанасий Арбеков 21 г., Арина 20 л. (в графе «с кем состоит в родстве» приписка ни кому не родственник); пономарь Анисим Сергеев Пономарев. [Источник 22] Получается, что фамилию Арбеков в 1835 г. получили дети священников с.Архангельского в том числе не родственники, а так же священники и их дети с.Шеино и с.Подлипки - родственники. По именам, отчествам и по «должности» можно предположить родство следующих Арбековых. А именно Афанасий Степанович Арбеков сын Степана Никитина Арбекова, внук Никиты Иванова. Алексей Никитин, возможно брат Степана Никитина. Остальные Арбековы, согласно записям в ведомостях «сын дьячка», «ни с кем не в родстве» - не родственники. Почему же все они имеют одну фамилию? Тех, кто получил фамилию Арбековы объединяет с.Шеино Степан Никитин родился в с.Шеино, Алексей Никитин был определен в дьяконы в с.Шеино в 1829 г., Алексей Иванов назначен пономарем в с.Шеино. Возможно, фамилия просто понравилась священнослужителям села. Какой же принцип положен в основу образования фамилии Арбеков? В статье В.В.Шереметьевского «Фамильныя прозвища Великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях» указан способ производства семинарских фамилий «калькой» (копированием) латинских слов. Среди латинских афоризмов есть одно очень интересное выражение: сильная буря валит даже высокие деревья - Proceras deicit arbores procella vehemens. Словосочетание Proceras arbor - это высокое дерево на латыни [Источник 23] Если кто-то увидит клитровые ведомости, где перечислены – старший священник – Прцеров, дети младших священников (дьякона и дьячка) – Арбековы и пономарь – Пономарев, то тому станет понятна логика образования фамилий. Они произошли от латинских слов. Кстати в Архангельском с 1816 – по 1823 гг. служил священник Андрей Симеонов Алякринский от латинского алякр (aliacre) – быстрый. Результаты. В ходе работы была изучена литература и другие источники по темам: русские фамилии и фамилии духовенства. Найдено много примеров архивных документов, подтверждающих искусственность священнических фамилий, их происхождение от названий населенных пунктов, названий церквей, растений, животных, от латинских и древнегреческих слов. Точно установлена дата появления фамилии рода Арбековых – 1834 г. Установлено место, откуда пошли Арбековы – с.Шеино. Высказана гипотеза о признаке от которого происходит фамилия Арбеков – от латинского слова Arbor – дерево. Выводы. С помощью архивных документов можно установить время и место получения фамилии, особенно, если это фамилия лица духовного сословия. В Рязанской губернии появление фамилий священников связано с открытием Рязанской духовной семинарии после 1739 г. В истории семинарии были периоды, когда фамилии учащихся давались, то чаще по месту рождения, то по названиям флоры и фауны, то по значению иностранных слов, то по благозвучию. По некоторым признакам современных фамилий можно понять к какому сословию принадлежали предки рода. Материалы моего исследования можно использовать в экспозиции будущего краеведческого музея села Аграпустынь. Источники. 1. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1835 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.122. стр.99 2. Документ ГАРО. Журналы заседаний правления духовной семинарии за 1835 год Ф. 1280 Оп. 1Д.122. стр.119 3. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр. 22 4. Документ ГАРО. Дело об утверждении смотрителей подведомственных училищ. Ведомости. 1816 год. Ф 1280 Оп.1 Д.3 Стр.8 5. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр.72 6. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр. 76) 7. Документ ГАРО. Дело об утверждении смотрителей подведомственных училищ. Ведомости. 1816 год. (Ф 1280 Оп.1 Д.3) 8. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113). 9. Документ ГАРО. Клировые ведомости с. Подлипки за 1836 год. Ф. 632. Оп. 47. Д. 50 10. Документ ГАРО. Ревизских сказки с. Подлипки за 1834 год. Ф. 626. Оп. 64. Д. 48 11. Документ ГАРО. Журнал заседаний правления духовной семинарии за 1834 год. Ф. 1280 Оп. 1Д.113. стр.7. 12. Документ ГАРО. Клировые ведомости с. Шеино 1835 г. Ф. 627. Оп. 95. Д. 83. Стр. 159. 13. Астахова О.В. «Из истории русских фамилий» Лекция главного архивиста. ГАРО в РОУНБ 14. Донской Д.В. «Рюриковичи. Исторический словарь» М.: Русская панорама. 2008 г. 15. Шереметевский В. Фамильные прозвища великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях. // Русский архив. 1908, № 1, 2, 6, 9,11. Сайт: https://www.runivers.ru/bookreader/book435827/#page/1/mode/1up 16. Извеков М. «Разнофамильность в духовенстве и практические неудобства от нее» Русский архив, 1901 г № 7 журнал «. Сайт:https://dico-vobis.livejournal.com/887.html#cutid1 17. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Π.П. Сойкина. Типографія СПб. Отремяииая-12, собств. д..1913 г. Электронная библиотека Одинцовского благочиния. Сайт:http://www.odinblago.ru/pravosl_enciklop/ 18. Арбеков. Юбилейное торжество. Рязанские епархиальные ведомости № 9 от 1мая 1903 г. стр. 294 19. О. благочинный Ник. Добромыслов. Слово. По освящении новосозданного храма. Рязанские епархиальные ведомости» № 3 от 1 февраля 1892 г. стр. 83 20. Села Аграфениной Пустыни Священник Петр Белоусов. Протоиерей Афанасий Степанович Арбеков. Некролог. Рязанские епархиальные ведомости. Июнь 1907 г. стр. 359 21. Сельское поседение Пышлицы. Официальный сайт. https://mygorods.ru/1059986 22. Клировые ведомости села Архангельского за 1835 год. Ф. 627. Оп. 95. Д. 83. С.13 23.Латинские афоризмы, максимы, девизы, пословицы и поговорки. Сайт:http://www.kistine.ru/1756.htm 24. Академик. Словари и энциклопедии. Сайт: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1261514 Литература: 1. Донской Д.В. «Рюриковичи. Исторический словарь» М.: «Русская панорама» 2008 2. Иловайский И.Д. История Рязанского княжества» М. Издательский дом «Рубежи XXI» 2008 3. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Π.П.Сойкина. Типографія СПб. Отремяииая-12, собств. д..1913 4. Русскiй архивъ. Историко-литературный сборникъ. Москва. Издательство: Тип. Лазаревского института восточных языков. 1863-1917 5. Унбегаун Б.О. Русские фамилии пер. с англ. Общ. ред. Б.А.Успенского М.:Прогресс. 1989
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы