Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жизненный путь матушки Георгии
Акимов Максим, 11 класс, МБОУ «СОШ №4» г. Скопин Научный руководитель: Морозова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» г. Скопин
Почему люди идут в монахи? Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков («монах» - от греческого слова – «монос», то есть один). Монахами становятся разные люди, разного возраста и социального положения. Чтобы избрать монашеский образ жизни необходимо, в первую очередь, решительность и мужество. И не всегда бывает так, что монах живет в монастыре, он может принять этот чин и продолжать свой жизненный путь в миру среди обычных людей. Таких не очень много, но они все же есть. В нашем городе таким примером является монахиня Георгия (Нестерова). Цель работы - рассказать о долгом и трудном пути матушки Георгии в монахини. Храм в честь св. Георгия Победоносца . В г.Скопине когда-то было много храмов. В гг. лихолетья все было уничтожено, в том числе и храм Святого Георгия Победоносца в с.Старые Кельцы. В 1937 г. храм был закрыт и разорен. Расстрелян настоятель церкви – архимандрит Василий (Цветков). В 1992 г. по инициативе протоиерея Иоанна (Звонова) началось восстановление храма. Разруха была столь удручающей, что не верилось в возрождение храма. Но духовный подъем в душах людей достиг небывалых высот. По крупицам приносили в церковь спасенные святыни: возвращались иконы, были обретены колокола, снятые во время репрессии и растащены по всему Скопинскому району. В 1994 г. храм был полностью восстановлен и освящен. Настоятелем был назначен протоиерей Иоанн (Звонов). Меня привела в эту церковь моя прабабушка, когда я был ещё совсем маленьким. Дома она часто рассказывала о своей хорошей знакомой тёте Зине, которая работала в церковной лавке храма и вела хозяйственную работу на всей его территории. Приходя в церковь, я часто обращал на нее внимание. В этом человеке много тепла и доброты. Она всегда могла поддержать, утешить, помочь в любом деле. К детям у неё был, какой-то особый подход. Жизненный путь матушки Георгии . Зинаида Егоровна Нестерова родилась 20 апреля 1941 г. в глубоко верующей семье. В семье было двое детей: старшая - Анна, Зина - младшая. Отец – Егор Павлович Рыбин окончил церковно-приходскую школу, знал церковно-славянский язык, знал церковные службы наизусть. Часто читал Псалтирь и приобщал к этому всю семью. Также в семье почитались церковные праздники и строго соблюдались посты. Отец смастерил деревянную тачку и возил дочерей на службу в храм с.Казинка. Егор Павлович работал на железной дороге. Мать – Елена Яковлевна Рыбина - работала в колхозе. Жизнь семьи была нелёгкой, обрабатывали огромные участки земли, держали скотину, чтобы прокормить семью. Дедушка по линии отца долгое время прислуживал в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с.Лопатино, похоронен рядом с храмом. В семь лет Зинаида начала учёбу в начальной школе пос.Крыжи. В первом классе она научилась читать Псалтирь. По окончании начальной школы окончила семилетку в с.Лазинка, а дальнейшее обучение продолжила в г.Скопине. Жизнь православных христиан была тяжелой: заставляли снимать кресты, убирать иконы в доме, запрещали ходить в церковь. Храмы разрушали. Отец Зинаиды был свидетелем взрыва Никольского, Покровского и Храма Спаса Преображения (нынешний Дворец Культуры). Во времена гонений на Церковь верующие ходили молиться к святому источнику Пророка Илии в пос.Крыжи. В дни двунадесятых праздников туда приезжали священники и служили молебны. Много чудес происходило в том месте. Тогда еще совсем маленькая девочка придавала этому большое значение, она с трепетом подходила к этому святому источнику. Путь в школу лежал через источник. Зина, идя в школу с подружками, старалась отстать от них, быстро подбежать и помолиться. Вера в Бога была такой пламенной, что она, находясь там, забывала про школу, иногда даже опаздывала. После окончания школы поступила работать на фабрику «Рязанские узоры». Проработала там до пенсии. В 1965 г. вышла замуж за Анатолия Нестерова. В браке родилось двое детей – сын Валерий и дочь Галина. С мужем прожили долгую и счастливую жизнь. Он тоже был глубоко верующим человеком. Несколько лет назад он ушел из жизни вследствие тяжелой болезни. В годы перестройки стали открываться монастыри. Всё было в состоянии полной разрухи. Монахам и трудникам нужны были продукты питания, одежда. Было очень тяжёлое время. Тётя Зина оказывала им большую помощь. Она организовывала сбор продуктов по предприятиям, колхозам, у населения, нанимала грузовые машины и отвозила в монастыри. Также помогала учащимся духовной семинарии, собирала для них продукты питания. Уже в то время уклад монашеской жизни был ей близок. В 1992 г. началось восстановление Георгиевского Храма. С самых первых дней тётя Зина принимала участие в самой тяжёлой работе, была избрана членом «двадцатки», до сих пор там состоит, назначена казначеем храма. Во время, когда открывались храмы и монастыри, нужны были наставники. Таковой стала схимонахиня Феодосия, тогда - матушка Наталья Косоротихина. Тётя Зина часто привозила к ней людей, брала к себе на ночлег. Приезжали священники, монахи. С особым теплом она встречала всех, кто у неё останавливался. В доме велись беседы на духовные темы, молились, читали Псалтирь и Евангелие. Она присутствовала при постриге матушки в схиму, провожала её в последний путь, читала по ней Псалтирь. За крепкую веру Господь многое ей открывал. В пос.Крыжи возле святого источника Пророка Илии ей дважды являлась Божья Мать. В последние годы сюда ходят с крестным ходом. Многие приезжают сюда, чтобы окунуться в источник, набрать святой воды и полюбоваться красотой природы этого места. Зинаида много лет обустраивала территорию близ святого источника. В 2017 г. в нашем храме и в жизни тёти Зины произошло знаменательное событие. Епископ Скопинский и Шацкий Матфей благословил её принять монашеский постриг. Состоялся постриг 10 июля 2017 г. в храме Георгия Победоносца. Совершил его игумен Феофан – наместник Свято-Никольского Чернеевского монастыря Шацкого района Рязанской области. Также на постриге присутствовала игуменья Фекла с сёстрами с подворья Троице-Сергиевой Лавры. Были священники из других храмов Скопина и Скопинского района. В этот день в храме собралось много людей. Это были близкие родственники, знакомые. Волнение переполняло и будущую монахиню, и всех присутствующих в храме. В тот момент, когда о.Феофан читал молитвы и хор тихо пел, все находящиеся там ощутили необъяснимую Божественную благодать. На глазах людей были слёзы. Это были слёзы радости за такого светлого человека. Она достойно жила в миру, а теперь Господь призвал её стать монахиней. На аналое перед алтарём лежали Крест, Евангелие, ножницы и конверт с именем, которым должна быть наречена будущая монахиня. Рядом на столе лежали чётки, свеча, крест, новая монашеское облачение и обувь. После совершения полного обряда пострига игумен Феофан вскрыл конверт и назвал новое имя в духовной жизни - монахиня Георгия. Услышав наречённое имя, люди плакали. Никто не мог сдерживать слезы, даже дети. Все понимали, как близка наша матушка к Богу, что за её благочестивую жизнь Господь в монашеской жизни дал ей имя святого, во имя которого она приносила свой труд и молитву. После полного отречения от своей воли матушка приняла ангельский чин. Приняв монашеский образ, она засияла неземной красотой. Чувство волнения отступило. В её глазах было столько радости, любви и благодати, что это коснулось всех, кто разделял с ней трогательный момент её жизни. После пострига матушка Георгия три дня и три ночи молилась в церкви возле алтаря. Некоторые из близких ей людей оставались молиться рядом с ней. Матушка рассказывает, что в её сердце произошло что-то непонятное для неё самой, таинственное и необъяснимо прекрасное. Храм – это дом Божий. После такого события здесь стало ещё уютнее и теплее. Много людей приходят в храм, обращаются к матушке, и она всегда готова помочь каждому. Монахиня Георгия пишет стихи. В её стихах отражается вся чистота, и глубина её души. Пишет она о людях, о природе, о животных. Пообщавшись с таким светлым человеком, понимаешь, насколько она предана Господу. В её глазах нет уныния, тоски, только покой и радость, которые она несёт людям. Монашество – это один из ответов на главный вопрос: в чем смысл жизни? Матушка Георгия нашла этот ответ.
Святые места Грачева Анастасия, 7 класс, МБОУ «Дом детского творчества» Научный руководитель: Жаркова Татьяна Васильевна, ПДО «Дом детского творчества»
Обоснование актуальности темы исследования: Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишен памяти о своём наследии? Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Даже в Государственном гимне РФ автор называет нашу Родину «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой РПЦ. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Вся отечественная культура держится на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца. Город Скопин расположен на крайних склонах Алаунской возвышенности. Самой высшей точкой её является гора, на которой расположен Дмитриевский монастырь, входивший прежде в состав Ряжского уезда. Отсюда его первоначальное название – Ряжский-Дмитриев монастырь. Трудно переоценить роль памятников истории и культуры, в которых отражено прошлое Рязанского края. Одним из них является Димитриевский монастырь. Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Объект исследования: Свято-Димитриевский мужской монастырь Скопинско-Шацской епархии. Цель исследования: получение исторических сведений о прошлом и настоящем монастыря, определение его роли в жизни людей и ознакомления с ним жителей Скопинской земли. Задачи: изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие историю монастыря; выявить и оценить произошедшие изменения; пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей Скопина; развивать навыки исследовательской работы в области православной культуры; проводить беседы с информаторами, создавать опросные листы. Для достижения цели исследования я использовала следующие формы и методы исследовательской работы: изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов; ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала; поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний; установление связей с работниками библиотеки, музея, уточнения сведений, проверки достоверности фактов; фотосъемка объектов исследования. История возникновения монастыря . Первое упоминание. Свято-Димитриевский мужской монастырь по преданию основан великим князем Димитрием Донским после победы им над Мамаем на Куликовом поле в 1380 г. Монастырь был назван во имя его ангела-великомученика Димитрия Солунского. На месте основания монастыря стояла часовня и келья отшельника, где перед Куликовой битвой Александр (Пересвет), облекся в воинские доспехи и оставил свой дорожный посох. В настоящее время он хранится в ФГБУК РИАМЗ. Из работы Ивана Васильевича Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии» (том 2) я узнала, что раньше, вокруг монастыря была каменная ограда, в которой были встроены двое святых ворот. На них в главки вставлены кресты. Ограда имела вид неполного квадрата, без башен. Церквей в монастыре две: первая церковь названа во имя св. вкм. Дмитрия Солунского – каменная, холодная. Вторая получила свое название в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца – каменная, тёплая. До середины XVIII в. обе церкви в исторических документах значатся как деревянные. Святые Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский, в честь которых воздвигнуты храмы на территории монастыря, почитаются как в Рязанской области в целом, так и в Скопинском районе отдельно. В честь Дмитрия Солунского воздвигнуты Дмитриевские храмы в сёлах: Горлово, Ермолово, Чулково, Муравлянка, Хворощёвка. В с.Чулково правый придел церкви Никольской построен в память святого великомученика Дмитрия Солунского Мироточивого, в с.Никольское стоит церковь Сергиевская, а в с.Сергиевское – церковь Сергия Радонежского. Участь монастыря в советское время. В 1924 г. Свято-Димитриевский монастырь упразднили, а в конце 30-х гг. XX в., территорию монастыря и его постройки занял колхоз «Красная новь». Храмы были закрыты, кресты и главы снесены, замечательная настенная роспись уничтожена. Настоятельский корпус был отдан под школу. В монастырских церквях были клуб, правление, склады. В алтаре церкви Дмитрия Солунского располагалась столярная мастерская, в храме – склад сена, в трапезной – механизаторская мастерская. Колокольня у храма Дмитрия Солунского использовалось колхозом под трансформаторную подстанцию. Корпуса келий и стены монастыря были разобраны, пол в свинарнике был выложен осколками фресок с изображением святых. Использование культовых сооружений не по назначению в течение длительного времени – в России было широко распространено. Возрождение монастыря. С середины 90-х гг. Свято-Димитриевский монастырь восстанавливался из руин. Первыми радетелями восстановления монастыря были жители сел: Дмитриево, Ермолово, Чулково, деревень Козловка и Свинушки. 21 октября 1995 г. архиепископом Рязанским Касимовским Симоном был освящен Свято-Димитриевский монастырь. 4 января 1996 г. на основании Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода приход Дмитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевский мужской монастырь. Для возобновления в нём монашеской жизни наместником был назначен иеромонах Амвросий (Калабухов). 11 июня 1996 г. в обители был совершён первый постриг в иночество трёх послушников, а через год – ещё двух. Возрождение обители с первых дней легло на плечи о.Амвросия. Сам он – удивительный человек. Несмотря на многочисленные заботы о монастырском хозяйстве, братии, прихожанах, восстановлении храма в пос.Побединка, где также служит о.Амвросий, настоятель успевает учиться и совсем недавно защитил магистерскую диссертацию по педагогике, а всего в его арсенале пять дипломов об образовании. Сегодня, как и много веков назад, монастырский комплекс включает в себя два храма – Преподобного Сергия Радонежского (раньше он назывался «тёплым», то есть пригодным для зимнего богослужения) и храм Димитрия Солунского (расположен рядом). В последнем службы велись на протяжении четырнадцати лет, теперь он реставрируется. Ещё одна составляющая монастырского комплекса – колокольня. На ней девять колоколов, приобретённые на средства прихожан. Братский корпус с трапезной и складами (здесь сегодня живут работники), дом наместника (он расположен на том же месте, что и в начале XX в.), ещё один корпус, где живёт братия, небольшая постройка, в ней находится иконная лавка и библиотека, плюс подсобное хозяйство завершают имущественный комплекс монастыря. Подсобное хозяйство в обители немаленькое 63 головы крупного рогатого скота, из которых 30 дойных коров, и 320 овец. Большую часть работы по хозяйству монахи выполняют сами, конечно, без работников с таким хозяйством не обойтись. Выживать, строиться получается именно благодаря подсобному хозяйству. Постоянных спонсоров у монастыря никогда не было. Доходы от продажи молочной продукции – молока, творога, сметаны (кстати, за ней приезжают не только из разных районов области, но и из других регионов, например, из Москвы) – идут в том числе, на помощь прихожанам. Каждый монастырь, в какой бы епархии он не находился, старается помогать нуждающимся. В монастыри приходят и за лекарством, и за продуктами, за помощью в лечении и трудоустройстве. Немалую нагрузку несут монастыри по реабилитации нарко – и алко- зависимых. Сегодня среди друзей Свято-Димитриевской обители есть те, кому она помогла вернуться к жизни, обзавестись семьями, испытать родительское счастье. Они живут в разных городах, но связь с монастырём не прерывается. Монастырь посещают туристы не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Они восхищаются необыкновенной красотой монастыря. Действительно, всё здесь кажется необыкновенным, красота расположения монастырского комплекса, окружающей его природы продолжается в созданной стараниями насельников и прихожан обители. А летом, когда двор между двумя храмами украшают пальмы, доставленные сюда из монастырского зимнего сада, плещется вода в небольшом открытом пруду, благоухают выращенные настоятелем розы, расстаться с обителью трудно даже случайному гостю. У каждого человека есть своё достояние. У многих на первом плане материальные блага, а у большинства духовно-нравственные. Завершая исследование, хочу сказать, что к ним я отношу и себя. В ходе работы я пришла к следующим выводам: история Свято-Дмитриевского монастыря – это первоначальная и сегодняшняя история нашего родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить свою землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их разрушать. История убедительно свидетельствует, что деятельность Свято-Димитриевской обители имеет огромное значение, в деле духовно-нравственного и культурно-просветительского воспитания общества. Она по сей день учит людей тому, что духовный мир человека есть хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста населения нашей страны. Знакомясь с историческими фактами из жизни Свято-Димитриевского монастыря, с его подвижниками, которые большим трудом восстанавливали порушенную обитель, понимаешь связь всех времён, преемственность поколений, ощущаешь причастность к историческим событиям. Историю монастырской культуры, национальных святынь нужно, изучать, знать. В заключение хочется высказать мысль: школа - это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть священной, способной учить людей всему высоко-духовному. По итогам моего исследования получился фильм о Свято-Димитриевском монастыре «Святые места». Работа в данном направлении продолжится, и мы планируем снять серию видеорепортажей о храмах. В городе Скопине их насчитывалось более 14. Список литературы: 1. Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии. Т.2. Рязань, 1996 2. Соболев, Владимир Алексеевич. Скопин: историко-краеведческие очерки / Владимир Соболев. - Рязань: Рязанский изд. дом, 2007. - 183 с.: ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-902137-15-3 (В пер.) 3. Максимова Светлана. Двадцать лет спустя/ С. Максимова// Рязанские ведомости 01.04.2016 4. Епархиальные ведомости за 1891 №1, №2,
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы