Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исследование истории Кадомского Милостиво Богородицкого женского монастыря



Чекаев Артем, 6 класс «Берестянской ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»

Научный руководитель: Чекаева Альфия Караматовна, учитель Берестянской ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»

Обоснование актуальности темы исследования. Каждое воскресение и по большим православным праздникам я со своей мамой хожу на службу в храм. Около двух лет назад мы попали с ней в Кадомский женский монастырь, этот монастырь очень мне понравился и заполнился и я решил узнать историю возникновения этого монастыря.

Цели и задачи. Объект исследования – Кадомский Милостово Богородицкий женский монастырь. Предметом исследования является изучение исторической судьбы данного монастыря, его культурно-исторической ценности.

Цель исследования: получение исторических сведений о прошлом и настоящем Кадомского женского монастыря определение его роли в жизни людей.

Задачи: изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории монастыря; выявить и оценить произошедшие изменения; развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Для достижения цели исследования автор использовал следующие формы работы: изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов; ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала; поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний; установление связей с настоятельницей и духовником монастыря для получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов; фотосъемка объекта исследования.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Выполняя данную исследовательскую работу, я смогу познакомить учащихся нашей школы с историей Кадомского монастыря.

Краткое описание Кадома и монастыря. Матушка-Россия богата удивительными местами, посещая которые, сразу ощущаешь Родину, или, если можно так сказать, начинаешь слышать зов предков. Состояние такое, как будто бы возвращаешься сюда после долгого утомительного странствия, а здесь, в этих малых провинциальных городах, все будто бы замерло, и жизнь течет, как прежде, тихо, спокойно и умиротворенно. Одним из таких уникальных мест стал Кадом, расположенный в живописных местах р.Мокши. Впервые пос.Кадом упоминается в 1209 г. в Никоновской летописи. Правда, основан он гораздо раньше. Надо отметить, что р.Мокша - это достаточно крупный приток Оки, поэтому очень важным торговым узлом и оборонительным пунктом в начале XIII в. стал именно пос.Кадом.

Происхождение названия города доподлинно неизвестно, версий много. Одна из них гласит, что слово это имеет арабские корни «ходим» или «кодим», которое переводится как «стража». В средние века этот поселок значился восточным форпостом, завоеванным славянами. Здесь находились оборонительные сооружения для отражения набегов татар и ногайцев. Некоторых местных поселенцев, которые относились к военному сословию, называли казаками. Их потомки и по сей день живут в Кадоме. Один из таких - священник Милостиво-Богородицкого монастыря о.Михаил, который способствует возрождению казачества в кадетской школе, где наряду с другими общеобразовательными и светскими дисциплинами изучается закон Божий и военная подготовка.

Холмы, на которых стоит городок, имеют свою таинственную историю. Вот на одном холме еще недавно стояла церковь Преображения Господня, поэтому он получил идентичное название в честь храма - Преображенский. Существует мнение, что в средневековье православная и мусульманская религии здесь существовали довольно мирно. Были известны случаи, когда татары становились христианами. Древние письменные источники указывают на тот факт, что в первой пол. XIV в. принял веру во Христа татарский князь Ширинский Беклемиш. При крещении он получил имя Михаил, и в связи с этим событием на одном из ранее упоминаемых холмов он построил деревянную церковь в честь праздника Преображения Господня и там крестил своих воинов. В XVIII в. на этом же месте был сооружен белокаменный храм. Известно, что внук князя - Юрий Федорович - стал настоящим храбрым воином и был участником Куликовской битвы, воевал на стороне князя Дмитрия Донского и мужественно пал в страшной сече. Постепенно на кадомской земле укрепилось православие. В 1875 г. священник Иван Кобяков записал слова о том, что Кадом - истинно православный город, все его жители набожны и усердны в молитве. Приезжающие в эти места паломники не обходят вниманием еще одно уникальное место – в лесах под дубом есть целебный источник, который называется Паника. По преданию прадедов, здесь была часовня в честь Иоанна Предтечи, куда приходили старцы-отшельники и служили всенощное бдение но ночам, а утром расходились для уединенной молитвы. Отец Серафим Саровский говорил, что Матерь Божья однажды видимым образом являлась в этом городе – благословила Кадом и доселе хранит его. Для поддержания благочестия основала здесь женский монастырь...» Иоанн Кобяков «Описание Кадомского монастыря».

В 1997 в Кадоме начинает восстанавливаться женский Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь. О его существовании было известно еще с 1793 г. Началось все с того, что несколько девиц из купеческих и мещанских семей решили стать монашками и жить по церковному уставу. Для этого они обратились в рязанский Богоявленский монастырь к игуменье Евгении, чтобы та нашла им мудрую наставницу. Через недолгое время игуменья прислала им дочь псаломщика - Екатерину Горскую, которая имела хороший духовный и монашеский опыт. Она смогла наладить в новообразованной общине иноческую жизнь по уставу Саровской обители, которую сразу же стали окормлять саровские старцы. Существует даже предание, что их монастырь однажды посетил сам преподобный Серафим. Благодаря слаженному и умелому руководству и единомыслию среди инокинь, община начала постепенно развиваться. Сначала ей были пожертвованы земли и некоторые строения, затем началось настоящее строительство. В 1857 г. был построен летний храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Милостивая», затем начали возводить второй храм и другие строения.

25 ноября 1868 г. община получила статус монастыря, при котором образовались церковная школа и приют для девочек-сирот. Перед революцией монастырь насчитывал 365 инокинь, но в 1917 г. его разорили, поселенцы были разогнаны, имущество национализировано, а вся церковная утварь и иконы сожжены. Священников, монахинь и детей-сирот (около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. В зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.

Главная святыня обители. Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), согласно преданию, написана самим святым евангелистом Лукой, а свое название получила от города Киккос (Кипр). Образ этот промыслом Божиим сменил несколько мест пребывания, однако чудесным образом в конце многовекового странствия через Египет и Константинополь возвратился в г.Киккос. Киккский образ чудотворной иконы Богоматери «Милостивая» неизвестно с какого времени чудесным образом был закрыт пеленой, располагающейся по диагонали с верхнего левого угла к правому нижнему. Пелена покрывает лики Богоматери и младенца Христа так, что никто не может их видеть. Список чудотворного образа, накрытого пеленой, и сегодня можно найти в Киккской обители, расположенной на вершине горы Киккос (Кипр). Сам чудотворный образ находится в монастыре, но закрыт для обозрения.

По молитвам у списков чудотворной иконы «Милостивая» и сегодня даруются Господом страждущим исцеления и утешения. Многочисленные факты свидетельствуют, что по молитвам у иконы Божией Матери «Милостивая» во время засухи посылается на землю благодатный дождь, получают исцеление болящие, страдающие различными внутренними кровотечениями, мигренями и головной болью, люди, находящиеся в расслаблении, обретают силы, бесплодным парам подается чадородие. Были случаи, когда немые вдруг обретали речь и говорили, выздоравливали почти уже мертвые, кого привозили к иконе.

С верой притекающие к Царице Небесной под благодатный покров Ее с молитвами пред чудотворным Ее образом всегда бывают услышаны. Кто-то получает помощь моментально, у некоторых изменения наступают спустя некоторое время, однако, сложно найти того, кто мог бы сказать, что молитва его не была услышана. Известны случаи, когда Пресвятая Богородица совершает нечто необычное для просящего, что, на первый взгляд, совсем не связано с тем, что просилось или ожидалось, однако, во всем чувствуется и ощущается просящими любовь Пресвятой Владычицы к Ее чадам, пришедшим и приехавшим издалека к образу Ее и возносящим от своих страждущих сердец искренние молитвы, наполненные верой и надеждой на всесильное заступничество «Милостивой». В 2003 г. по благословению архимандрита Афанасия (Культинова) и стараниями семьи Евгения Бондаренко (ныне иерей Евгений) и Таианы, в монастыре на острове Кипр была написан и освещен список с «Киккской» иконы Божией Матери, который впоследствии был привезен в Милостиво-Богородицкий женский монастырь.

Настоятельницы монастыря. Первой настоятельницею в Кадомской женской обители была Екатерина Варфоломеевна (Горская). Жизнь ее была строго благочестивая и добродетельная. Усердно занимаясь молитвой в течение всей своей жизни, и всей душою всегда преданная молитве, матушка Екатерина Варфоломеевна и за пределами всего земного обещала молиться за сестер и благотворителей обители. Второй начальницею была Акилина Алексеевна Волкова . Управление ее обителью было мирное и благополучное. Она была простая, кроткая, не стыдилась, состоя начальницею, отправлять самые низкие послушания. Шесть лет носила власяницу и была великой молитвенницей: иногда молилась целыми ночами. Третьей настоятельницею была игуменья Магдалина . Начальственное служение игуменьи Магдалины отмечено разными крупными приобретениями в пользу обители. Строгая к себе, она была строга и в отношении к подчиненным ей сестрам. Впрочем, ее строгость всегда растворялась любовью и благоразумием. Игуменья Магдалина отличалась даром покаянных слез. Четвертой настоятельницей была игуменья Филарета . Благодаря трудам настоятельницы и духовенства монастыря к 1875 г. в Духовном училище обучалось 25 девочек, которые жили в монастырском здании училища на полном монастырском обеспечении. Похоронена матушка на территории монастыря.
Пятую настоятельницу - игуменью Рафаилу старожилы вспоминают как добрую и справедливую. Она была кадомчанка. Игуменья Рафаила пользовалась в губернии большим авторитетом. Умерла игуменья Рафаила в 1923 г. уже после разгрома монастыря.

В настоящее время настоятельницей Милостиво-Богороицкого женского монастыря г.Кадома является игумения Иустина, в миру Евгения. Это самая молодая настоятельница ей нет еще и тридцати лет. Монашеский постриг приняла в 24 года.

Основные храмы монастыря. В Кадомском монастыре было четыре храма: три в самой обители и четвертый на Никиткинской даче. Сохранилось только два. Первый – главный каменный храм в честь иконы Милостивой Божьей Матери был построен на добровольные пожертвования в 1856 г., освящен 20 августа 1857 г. Преосвященным Макарием, Епископом Тамбовским. А с 1860 г. монастырь приступил к расширению, по проекту архитектора Четверикова составленному в русско-византийском стиле. К храму пристроили два придела: с южной стороны – во имя Преображения Господня, с северной – во имя Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.

Духовник монастыря Архимандрит Афанасий Культинов. С 1997 г. в Кадоме восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь, духовником которого уже много лет является архимандрит Афанасий (Культинов). Он внес огромный вклад в духовное возрождение монастыря. Родился о.Афанасий в 1937 г. в д.Большое Ляхово Ермишинского района. Мама его занималась крестьянским хозяйством, весь день работала, воспитывать детей ей некогда было. Церкви рядом тоже не было. Самый близкий храм - в Савватьме, за 8 километров. Соответственно, в храм не ходили, в душе веру содержали. Молиться тоже почти что не молились... Но вера была. И когда о.Афанасий учился в Торопове, мама ему сказала: "Не вступай ни в октябрята, ни в пионеры, ни в комсомол". И он не вступал, раз мама сказала. Никак особенно его за это не притесняли. Ведь мы в деревне жили, здесь за этим делом не так сильно следили. В детстве отец Афанасий облокотился на горячую печку и сильно повредил руку и из за этого его не взяли в армию, и он решил поступить в духовную семинарию, конечно все получилось не сразу, но вера в Бога помогла ему. И, наверное, по Божию Промыслу все сложилось так, что несмотря ни на что он стал священником. Уже в пятьдесят лет принял монашество. Отец Афанасий принимает всех желающих побеседовать с ним, решить насущные вопросы в наше нелегкое время, ему также можно оставить записки с просьбой для его келейной молитвы. Отцу Афанасию уже за восемьдесят, он очень прост в общении, но очень много знает. Сам прошел путь к монашеству тяжелый и сложный.

У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, а для меня – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать что именно: духовное наследие, православные ценности. В ходе исследования я пришел к следующим выводам: история Кадомского женского монастыря – это часть истории родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. В заключение хочется высказать мысль: школа - это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть способной учить людей.


Литература

1. РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422

2. Панков В. Иду мещерой. - М., 1984. - С. 60

3. Чумакова Ю. П. К происхождению некоторых топонимических легенд Рязанского края. // Этнографический вестник. - Рязань, 1996. - С. 87-91

4. Духовно-нравственная культура в школе: учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Под общей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко). Сб.I. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007. - 400с.: с ил.

5. Закон Божий для семьи и школы. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Изд. четвертое (репринтное). М.,1994г.

6. Официальный сайт Правительства Рязанской области

7. Устный рассказ духовника монастыря Архимандрита Афанасия Культинова.

8. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. №100 2010г.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь