Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наш Храм. От истоков к современности.



Панкин Даниил, 9 класс МБОУ «Выжелесская ООШ»

Научный руководитель: Панкина С.И., заместитель директора по ВР МБОУ «Выжелесская ООШ»

 

Навевает мне полые воды

Образ давний родного села:

За плетнями сады, огороды,

Двух церквей в синеве купола.

М. Шабатин

    Кому, из живущих в России, неизвестны слова песни «С чего начинается Родина»? Для каждого из нас она начинается с родной улицы, села, города. А в истории каждого населенного пункта, как в капле воды, отражается история страны. Есть в истории и такие страницы, которые называют «белыми пятнами». Много ли их? Много. Но все больше и больше тайн, которые некогда скрывались, становятся достоянием общественности. Корни моей семьи связаны с с.Выжелес. Чем жили мои родные в далекие-далекие времена? Какими они были? Такие вопросы постоянно волнуют меня и манят вглубь истории села. Изучая историю села, я узнал не только много интересного, но и открыл для себя много нового.

    История села всегда начинается с рождения храма. Все великие праздники, которые отмечали всем селом, были церковные. Первым сельским учителем был священник. Самое ценное, что сохранилось с той поры у многих односельчан, - это иконы, которые передавались из поколения в поколение. Почему? Ответ на этот вопрос не отыщешь в учебниках. Значит, нужно узнать самим. Так появилась тема для исследовательской работы: мой храм: история и современность.

    Объект исследования: хроника событий, связанных с церковью от возведения до настоящего времени.

    Предмет исследования: влияние церкви на жизнь села и его жителей.

    Проблема исследования: роль церкви в жизни села.

    Гипотеза: церковь связана с жизнью села и людей.

    Цель работы: показать историческую роль церкви в духовной и общественной жизни села.

    Задачи: собрать информацию о церкви с.Выжелес и ее роли в жизни села; донести собранную информацию до односельчан.

    Использованные источники: архивные материалы из школьного краеведческого музея; архивные документы;

    Методика исследования: работа с летописью с.Выжелес; опрос жителей с.Выжелес об отношении к церкви и возрождению духовности; работа с сайтами сети Интернет.

    Зарождение церкви. Внешнее и внутреннее убранство церквей. Село Выжелес, как говорят архивные данные, в письменных источниках упоминается с 1676 г. Прошло более 300 лет с того времени, как появился и храм. Ясно, что никаких очевидцев, как происходило строительство церкви нет. Но есть архивные данные, из которых удалось узнать, что в селе было две церкви: церковь Господа Бога Спаса нашего и Иисуса Христа Нерукотворного Образа да церковь Великого Чудотворца Николая. Церковь Великого Чудотворца Николая кирпичная – была построена в 1676 г. В справочнике о.Иоанна (Добролюбова) «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных» указано, что с 1676 г. в с.Выжелес существует Никольская церковь. Вторая церковь построена в 1753 г. Она была деревянная, с каменной оградой. Церкви стояли почти рядом, в центре села: одна на месте магазина, другая – на месте здания правления колхоза. Старожилы села утверждают, что церкви были не только архитектурным украшением села, но и духовным центром. По рассказам очевидцев легко представить чудесную картину: высоко в небо уходят золоченые купола с золотыми крестами, а над селом разливается малиновый звон. Все это делало панораму села праздничной и красивой. Помнят, как много было в церкви икон, ярко горело множество свечей. Особенно красиво и торжественно было в праздничные дни.

    Служители храма. Кто служил в церкви? Чем занимались эти люди? Как относились к ним сельчане? Такие вопросы задавались нашим респондентам, изучались данные сети Интернет. Рассмотрев «Алфавитный список приходских священников Рязанской епархии», выяснил, что священниками церквей с.Выжелес в разное время были: Жданов Иоанн Исаев (1815-36 гг.), Сапфиров Иоанн Григорьев (1836-83гг.), Соловьев Дмитрий Романов (1861-98 гг.), Сапфиров Григорий Иоаннов (с 1898 г.)., и последний священник – Дмитрий Иоаннович Путятин. Священники были людьми, уважаемыми на селе. Они знали «изнанку» жизни любой семьи и были всегда силой примиряющей. Крестили. Венчали. Отпевали. Наставляли духовно. Жили в таких же условиях, как и сельчане, не имея особого материального богатства. Сохранился дом, в котором жил последний священник (ныне в нем проживает Г.В.Кузнецова). Готовы были помочь словом и делом. Служители церкви несли духовную и нравственную культуру в массы, их уважали, им доверяли. Например, священник Д.И.Путятин был избран односельчанами в 1914 г. председателем Выжелесского общества потребителей. Дмитрий Иоанович был очень грамотным, образованным человеком. Его сын Михаил Дмитриевич Путятин (1902-85 гг.), уроженец нашего села, стал доктором технических наук, профессором РСХИ.

    Церковь – центр духовной и общественной жизни села. Жизнь любого села нашей страны неразрывно связана с церковью. Мы видим это и на примере нашего села. Самые главные вехи в жизни человека: его рождение, крещение, брак, смерть – официально фиксировались ею. Отношение к участию в таинствах было серьезным. Первой школой для детей была церковно-приходская школа при храме, которая действовала вплоть до 1909 г., когда было построено здание ныне действующей школы. В это время для многих сельчан она была единственным источником грамотности, центром нравственного воспитания молодежи, местом, где формировались нормы мировоззрения и поведения. Отношение к храму, посещение богослужений было уважительным, обязательным. Воспитание нравственности, культуры, в том числе и этических норм, шло через православные праздники. Особенно любимым, по воспоминаниям старожилов, был Престольный праздник – Спас. На праздник съезжались гости из окрестных сел. В храме – торжественная служба, множество свечей, освящение яблок. В душе – ощущение радости, обновления. После службы веселились всем селом: пляски, песни под гармошку, но пьяных не было. Отсюда следует вывод: церковь была центром духовной, общественной и культурной жизни.

    Трагические 30-е гг. в жизни церкви и села. Религия под запретом. 30-е гг., пожалуй, самые трагические страницы истории нашей страны. Религия под запретом. Репрессии. Разрушение и разорение храмов. В 1922 г. из храмов Спасского уезда были изъяты ценности. А в 1935 г. в церквях Спасского уезда был запрещен колокольный звон.

    Закрытие церквей. Отношение жителей села к этому событию. Закрыли храмы и в с.Выжелес. Сняли кресты, колокола. Каменная церковь была разобрана: нужны были кирпичи для строительства. Деревянную церковь приспособили под склад. Все имущество куда- то вывезли. Рушились вековые традиции, рушились храмы, уничтожались иконы, но даже в такие трагические моменты истории люди старались сохранить душу, не утратить свои духовные нормы. Ценою своей жизни спасали священные образа, хранили и передавали из поколения в поколение. Достоверно известно, что некоторые иконы из храмов с.Выжелес и сейчас занимают почетное место в домах сельчан. Верю, что когда-нибудь они займут прежнее место – в храме. Но не все так бережно относились к духовным ценностям. В 80-е гг. здание деревянной церкви было уничтожено полностью. Стерто с лица земли. Ломали здания, а бревна, доски вывозили на свалку. Одна жительница нашего села топила печь досками от храма. На месте разрушенной церкви возвели двухэтажное строение – административное здание, в котором располагается контора ООО «Урожай». В настоящее время сельхозпредприятие совсем пришло в упадок. Я уверен: не то место выбрано для строительства такого объекта. Когда копали котлован, сколько косточек наших предков пришлось потревожить! Сердобольные женщины собрали останки предков, захоронили на местном кладбище. На кладбище построена и небольшая часовня, где жители села могут зажечь свечу, помолиться об умерших, да и просто постоять и подумать о жизни нашей.

    Возвращение к духовным истокам. Потребность к возрождению духовности. Времена запретов прошли, и вновь возникает потребность возвращения к духовным истокам. Год назад не было на территории нашего села храма. Но было место, где когда-то он устремлял свои купола в небо. Люди помнят это и верят в его возрождение. А жительница нашего села А.М.Еремина не только верит, но и действует. Именно она «выпросила» у руководства хозяйства одну комнату в здании правления для прихожан. Обустроили ее: иконы, свечи, лампады. Почетное место занимает Икона Спасителя, переданная в молельную комнату жительницей нашего села Г.Н.Лаптевой. Эту икону спасла и сохранила её бабушка Елена Васильевна Михалева. Теперь у прихожан есть место, где проходят службы, которые проводит иерей Константин Михайлов. Великим событием для прихожан было посещение нашего села владыкой Павлом. 23 августа митрополит Рязанский и Михайловский Павел посетил молельную комнату в честь Спаса Нерукотворного Образа. Владыка Павел внимательно выслушал просьбы прихожан, выступил с напутствиями и пожеланиями. В завершение встречи всем присутствующим было преподано Благословение. Дал владыка Павел и благословение на строительство храма в нашем селе. Даже было выбрано место – между магазином и правлением колхоза, между двух церквей, разрушенных в советское время, будет возвышаться один храм – храм Спаса Нерукотворного Образа. А 21 сентября, в день великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное богослужение. Благочинный протоирей Константин Колесников после службы провел собрание прихожан, на котором был избран приходской совет, утвержден Устав прихода Спаса Нерукотворного Образа церкви. Начало есть. Пусть медленно, но возвращение к духовным истокам происходит. Тянутся к этому не только пожилые, но и дети. Как приятно было присутствовать на богослужении, посвященном началу учебного года. 2 сентября Благочинный церквей Спасского Северного округа протоирей Константин Колесников и иерей Константин Михайлов дали Благословение всем желающим ученикам и учителям, вручили каждому иконы и молитвы. Ведь недаром говорят: «Все дороги ведут к храму». Велика надежда, что тяга, возвращение к духовным истокам, отвратят молодежь от современных пороков.

Давайте все попросим Бога –

Господь, село благослови!

Дай больше веры между нами,

Прямых наследников времен.

Пусть возродятся люди, храмы

И колокольный перезвон.

    И Господь услышал наши молитвы, молитвы наших родных, односельчан. В начале текущего года приходской совет обратился к владыке Марку за благословением на установку церковного сруба и получил его. А до обращения в епархию женщины села провели большую работу по сбору средств на строительство..Большинство отнеслось к этой просьбе с понимаем. А затем за дело взялись мужчины – жители села и глава поселения Г.М.Панкин. Сруб заказали в с.Калиновка Зубово-Полянского района Мордовии, привезли его в село, и жители принялись за строительство. Депутат областной Думы С.Р.Подоль пообещал оказать помощь, а именно, выделить средства на установку крыши церковного здания. Депутат районной Думы А.Б.Андреев тоже пообещал помочь с возведением фундамента строящейся церкви. Помог с пиломатериалами спасский предприниматель Михаил Воронцов. Как гласит святая мудрость: «Доброе дело легко не делается, а все с трудом и терпением» (Преподобный Моисей Оптинский). Вот и все мы, жители с.Выжелес надеемся, что наш Храм, Храм во имя Спаса Нерукотворного скоро распахнет свои двери для всех прихожан. Сейчас в Храме уже сделаны полы, вставлены пластиковые окна, добротные двери, фундамент. В начале июня директор МБОУ «Выжелесская ООШ» Л.И.Панкина награждена юбилейной медалью Русской Православной церкви «В память 100-летия восстановления Патриашерства в Русской православной Церкви». Людмила Ивановна говорит, что эта медаль не ее личная заслуга, что она – награда всех, кто имеет непосредственное отношение к строительству храма в селе. На основе собранного материала можно сделать вывод, что церковь играла значимую роль в духовной и общественной жизни села и его жителей от возникновения и до наших дней. Все больше и больше строится и восстанавливается храмов. Люди с большим трепетом и надеждой посещают храмы, святые места. А это значит, что происходит духовное очищение народа, его тяга к духовным истокам.

Литература:

1. Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. — 1888 г. том 4

2. http://ryazpressa.ru/в-селе-выжелес-спасского-района-строи/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Выжелес

4. http://sobory.ru/article/?object=17844

5. https://zabveniyunepodlezhit.jimdo.com/выжелес-отряд-тимуровец/и-края-в-мире-нет-дороже-где-довелось-родиться-нам/

6. http://severspasskblag.firef.ru/index.php?id=139&page=newsone

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь