Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коронная поза» (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, В. Сатир, 2000)



 

Большинству людей очень трудно разглядеть те паттерны, которые связывают их вместе, пока их взгляд четко фиксируется на действиях их непокорных партнеров. Часть работы семейных терапевтов – дать людям импульс для пробуждения. Когда муж жалуется, что жена ворчит на него, и терапевт спрашивает, каков его вклад в ее действия, он бросает мужу вызов, чтобы тот разглядел этот маленький дефис в словосочетании он-она – продукт их интеракций.

Крайг Г., Бокум Д.

 

Цели:

• создать ситуацию, стимулирующую самооценку ролевого взаимодействия участников тренинга в их семьях и поощряющую эмоциональный и когнитивный анализ внутрисемейных отношений и связей;

• создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе;

• побудить участников к активному проявлению креативных качеств, основанных на собственном опыте семейной жизни.

Размер группы : не ограничен.

Материалы и оборудование : не требуются. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке.

Время : 20–60 минут.

 

Техника «скульптурирования», столь любимая знаменитым семейным терапевтом Вирджинией Сатир, представлена в этой книге упражнением «Коронная поза». Это одна из очень сильных и результативных методик, показывающих и достигающих перспективы методом перевода семейного процесса на язык тела и движений.

Разбиваем группы на подгруппы по 5–6 человек. В каждой подгруппе один-два игрока назначаются консультантами. Остальные члены команды включаются в работу по скульптурированию.

1. Каждый игрок сначала выбирает тех членов своей семьи, которых он хочет представить как действующих лиц. Затем – вспомнит их коронные позы, жесты, мимику, которые, как правило, характеризуют отношения этих людей к нему. В итоге, из товарищей по своей группе скульптор «лепит» своих близких в их «коронных позах».

2. Каждый из участников получает право по очереди взять в свои руки режиссерскую функцию и выстроить из товарищей по группе картины своей семьи, ее членов, замерших в коронных позах, отражающих их семейные роли. Последним место в «живой семейной картине» занимает сам режиссер-герой. На этом этапе к работе подключаются «консультанты». Они обращаются к каждому из «членов семьи» с расспросами о том, каковы причины их нахождения именно в данной позиции, что выражает их «коронная поза» по отношению к нашему герою. Понятно, что ответы персонажей – это некая попытка занятых в сцене участников группы предположить, предугадать, представить себе ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ позиций и отношений. Важно, чтобы режиссер-герой не вмешивался, не поправлял, а имел возможность услышать со стороны возможные «голоса» своих близких.

Затем «консультант» обращается уже не к персонажам, а к актерам, выступающим в конкретных образах, с просьбой прокомментировать свои чувства и мысли в связи с заданными позами. «Выйдя из образа» участники группы продолжают эмпатический поиск причин того или иного поведения.

1. Наш герой-«скульптор» делится с партнерами по группе своими впечатлениями от того, каковы скрытые в метафоре «скульптуры» ролевые подтексты, как он чувствует себя по отношению к другим участникам семейной композиции, удовлетворяет ли его собственная роль в ней?

2. «Консультанты» предлагают ведущему игроку выстроить на этот раз желаемую в его представлении скульптуру, в которой он вновь определит и свое собственное положение.

3. Обсуждается полученный результат с точки зрения «ведущего» игрока. Он смотрит еще раз на творение своих рук и при желании может высказаться по поводу того, что, на его взгляд, должно произойти, чтобы реализовать этот воображаемый проект в действительности.

Затем очередь и право скульптурирования переходит к следующему участнику группы.

Понятно, что этот вариант упражнения только выиграет, если его можно будет предложить реальной семье-команде. Тогда опыт обыгрывания знакомых ролей окажется многократно более значимым и ценным для участников, которые сыграют, по сути, самих себя, вскроют все «подводные течения», прояснят внутренние напряжения и связи…

 

Тексты-ключи

 

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

 

…В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации.

Полоролевые системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, видов деятельности, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом – работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину – за воспитание детей и ведение хозяйства…

 

…исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Ю. Е. Алешиной:

1. Ответственность за материальное обеспечение семьи.

2. Хозяин – хозяйка.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.

9. Роль «психотерапевта»…

Если в традиционной семье роли между мужем и женой по-прежнему распределяются по половому признаку, как это описывалось выше, то социальные изменения XX – XXI веков все больше делают популярным новый тип семьи.

Эгалитарная семья отличается тем, что в ней все роли между мужчиной и женщиной распределены поровну…

 

(Шнейдер, 2000, с. 139–140)

 

 

Парад стереотипов»

 

Цели:

• продемонстрировать участникам тренинга амбивалентность стереотипного мышления, имеющиеся в нем положительные черты и таящиеся опасности;

• проверить закономерности и границы зависимости поведения человека от ожиданий других людей;

• осознать влияние доминирующего мнения, предубеждений, заведомо принятых решений на проявляемые в семейной жизни ролевые модели поведения;

• способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии членов тренинга в ходе решения групповой аналитической задачи.

Размер группы : не играет роли.

Материалы и оборудование : доска/флип-чарт и маркеры.

Время : 40–60 минут.

 

Ход игры

 

На доске или большом листе бумаги плакатного формата записываются существующие у участников встречи представления о той или иной роли, которые, по их мнению (и в связи с принятым в обществе подходом), должны выполнять в семье муж и жена.

Абсолютно все записывается без цензурирования. Чтобы не обидеть присутствующих резкостью чьих-то формулировок, определяем заранее, что не стоит относиться к словам как к выражению личного мнения конкретного человека. Это – стереотипная установка – «так говорят». Записываем все прозвучавшие высказывания в два столбика: «женский» и «мужской».

Можно без труда предположить, что среди женских обязанностей будут фигурировать:

• хорошая хозяйка,

• заботливая мать,

• любящая и нежная жена,

• умение вкусно и разнообразно готовить,

• умение гладить мужу брюки и рубашки,

• уборка квартиры,

• создание дома уюта,

• необходимость заниматься здоровьем и воспитанием детей…

 

Среди стереотипных мужских ролей, скорее всего, проявятся следующие подходы:

• быть защитником семейного очага,

• обеспечивать материальную базу семьи,

• воспитывать детей сильными и выносливыми,

• уметь произвести дома элементарный ремонт,

• заниматься текущими делами по техническому обслуживанию домашней техники, уметь починить неисправность,

• отвечать за стабильность семьи…

Понятно, что приведенные выше примеры – типичные из звучащих на тренингах ответов. Подчеркнем еще раз, что участники встречи намеренно называют стереотипные, бытующие в обществе взгляды на распределение функций в семейной жизни.

Теперь просим группу высказаться по каждому пункту. Давайте проверим, а так ли представленный на доске список отличается от мнений участников тренинга!

Мы увидим, что многие стереотипы стали по-настоящему личными установками некоторых из нас.

Для установки характерно наличие трех компонентов: убеждение, эмоциональное отношение и поведение. Если наши убеждения в правоте или неправоте супруга/супруги будут формировать наше эмоциональное поведение (предположим, негативное), то финалом триады будет соответствующее поведение… Недовольство несоответствию нашего представления о том, что и как должно быть, приведет к конфликту.

Слово «предубеждение» пришло в русский язык из латинского (praejudicium – суждение, основанное на прошлом опыте). Источником предубеждения служит чрезмерно обобщенное представление в отношении чего или кого-либо. И как мы видим, от стереотипного мышления до состояния перманентного семейного конфликта – дистанция коротка.

 

Завершение

 

Вопросы, над которыми имеет смысл подумать после составления списка:

• Зачем нужны стереотипы? Можно ли обойтись без них? Всегда ли стереотипы плохи, может быть, существует в стигмах и положительная сторона?

• Как стигма или миф соотносятся с реальностью? Нужно ли со стереотипами бороться и как отличить стереотип от объективной реальности?

• Что произойдет, если до супружества и жених, и невеста не прояснят ожиданий друг от друга, если их союз будет основываться на взаимных стереотипных представлениях друг о друге?

• Проверьте, существуют ли несоответствия среди членов группы в их взгляде на роль мужчин в семье (а что по этому поводу думают сами мужчины? ) и на то, какие обязанности возложены на хрупкие женские плечи (согласны ли участницы тренинга с уготованной им ролью? )?!

• Какие трудности возникают перед мужчинами и женщинами в связи с принятыми в обществе взглядами на «традиционно мужское» и «традиционно женское» поведение в семейной жизни?

Приведите примеры, когда вы оказались «жертвой стереотипа»!

Так «Парад стереотипов» помогает нащупать болевые точки и в нашем восприятии, и в оценке тех или иных событий.

 

Лексикон

 

Стереотипы – упрощенные и стандартизированные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы.

Предубеждение –  это заранее сложившееся суждение, вера или точка зрения на то, что человек представляет собой, без достаточных на то оснований.

Дискриминация –  несправедливое обращение с людьми или причинение им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе.

 

(Вердербер Р., Вердербер К., 2003, с. 37–38)

 

 

Кстати! Материалы для тренера

 

Без стереотипного подхода к пониманию психологии, привычек, особенностей поведения, без ожидаемых семейных ролей для мужчин и женщин мы лишились бы огромного пласта литературного творчества – анекдотов, иронической поэзии и прозы, афоризмов.

 

Именно поэтому (и чтобы на юмористически-сатирической ноте закончить тяжелый разговор про то, что «все они такие! ») ниже приводится малая толика подобного рода произведений.

 

Женщины носят чулки и колготки,

И равнодушны к вопросам культуры.

Двадцать процентов из них – идиотки,

Тридцать процентов – набитые дуры.

Сорок процентов из них – психопатки,

В сумме нам это дает девяносто.

Десять процентов имеем в остатке,

Да и из этих-то выбрать не просто.

 

Игорь Иртеньев

 

Носят мужчины усы и бородки,

И обсуждают проблемы любые.

Двадцать процентов из них – голубые.

Сорок процентов – любители водки.

Тридцать процентов из них – импотенты,

У десяти – с головой не в порядке.

В сумме нам это дает сто процентов,

И ничего не имеем в остатке.

 

Тамара Панферова (ответ И. Иртеньеву)

Когда женщина говорит, что ей нечего надеть, – это значит, что закончилось все новое. Когда мужчина говорит, что ему нечего надеть – это значит, что закончилось все чистое.

• Мужчины желают секса, женщины – любви. А занимаются все одним и тем же!

• Идеальный мужчина не пьет, не курит, не играет на скачках, никогда не спорит и не существует.

• Настоящая женщина должна спилить дерево, разрушить дом и вырастить дочь.

• Если вы нашли женщину своей мечты, с остальными мечтами можете уже распрощаться!

• В жизни каждого мужчины настает период, когда чистые носки проще купить…

• Любое дело, даже приготовление пищи, становится для мужчины интересным, если оно связано с опасностью. Поэтому мужчины любят готовить шашлык на углях.

• Мужчины с серьгой в ухе лучше подготовлены для вступления в брак. Во-первых, они уже испытали боль, а во-вторых, приобрели опыт покупки украшений.

• Женщины относятся к одежде значительно более серьезно, чем мужчины. Представьте себе мужчину, который бы в отчаянии воскликнул на званом вечере: «О господи! Что делать?! Наверное, мне лучше уйти, Я вижу еще одного гостя в черном смокинге!!! »

• Если мужчина приготовил для вас обед и в салате больше трех ингредиентов, то можете быть уверены – у него серьезные намерения!

• Освободиться от мужчины, не покусившись при этом на его самолюбие и мачоизм, невозможно. Фразы типа: «Убирайся! », «Чтобы твоей ноги здесь больше не было! », «Ты мне надоел! » – лишены всякой силы. Если вы действительно желаете избавиться от мужчины, попробуйте прошептать: «Я люблю тебя…, я хочу за тебя замуж… я хочу, чтоб у нас был ребенок…» Иногда после этой фразы мужчины оставляют на паркете дымящийся след…

• Мужчины, в отличие от женщин, все время все забывают. Именно поэтому при трансляции спортивных состязаний часто показывают повторы.

 

Гайд-парк

 

На этот раз в рубрике «Гайд-парк» – возможность принять… или оспорить мнение американцев о нормах поведения мужчин и женщин.

Данный список из 118 черт характера предложен американским журналом «Омни». С его помощью можно проверить свои представления о характере и поведении, присущих людям разного пола.

Попробуйте выделить из предлагаемого списка мужские, женские и нейтральные (одинаково свойственные обоим полам) качества.

После того как вы закончите, можете сравнить свои представления о половых различиях с представлениями типичных американцев.

1. Агрессивность.

2. Активность.

3. Амбициозность.

4. Аналитичность.

5. Атлетичность.

6. Беззаботность.

7. Беспечность.

8. Бодрость.

9. Быстрота в принятии решений.

10. Великодушие.

11. Вера в себя.

12. Верность.

13. Восприимчивость.

14. Вспыльчивость.

15. Высокая мораль.

16. Готовность к действию.

17. Демократичность.

18. Дисциплинированность.

19. Доброта.

20. Доверчивость.

21. Дух соревнования.

22. Ехидство.

23. Жадность.

24. Жеманность.

25. Женственность.

26. Живость.

27. Жизнерадостность.

28. Забота о людях.

29. Задумчивость.

30. Застенчивость.

31. Зрелость.

32. Импульсивность.

33. Индивидуализм.

34. Инфантильность.

35. Искренность.

36. Искушенность.

37. Консервативность.

38. Культура поведения.

39. Лень.

40. Любовь к детям.

41. Следование моде.

42. Мужественность.

43. Мягкость.

44. Надежность.

45. Наличие собственной позиции.

46. Напористость.

47. Напряженность.

48. Нежность.

49. Независимость.

50. Нелюбовь к ругательствам.

51. Необычность.

52. Неорганизованность.

53. Непостоянство.

54. Непрактичность.

55. Непредсказуемость.

56. Общительность.

57. Оживленность.

58. Оптимизм.

59. Опытность.

60. Основательность.

61. Открытость ума.

62. Очаровательность.

63. Падкость на лесть.

64. Привлекательность.

65. Привязанность.

66. Прямота.

67. Пунктуальность.

68. Развитая интуиция.

69. Развитое воображение.

70. Расслабленность.

71. Ревнивость.

72. Резкость.

73. Самоуверенность.

74. Светскость.

75. Серьезность.

76. Сила.

77. Сильная личность.

78. Склонность вести за собой.

79. Склонность к доминированию.

80. Склонность к идеализму.

81. Склонность к обладанию.

82. Склонность к переменам.

83. Склонность к риску.

84. Скромность.

85. Сложность натуры.

86. Сострадание.

87. Способность к лидерству.

88. Способность защищать свои взгляды.

89. Способность утешать.

90. Тактичность.

91. Теплота.

92. Терпеливость.

93. Терпимость.

94. Манера тихо говорить.

95. Трудолюбие.

96. Уважительность.

97. Ум.

98. Умение полагаться только на свои силы.

99. Умение понимать других.

100. Умение пошутить.

101. Умение работать.

102. Умение развлечь.

103. Умение сочувствовать.

104. Умение убеждать.

105. Умение уступать.

106. Умеренность.

107. Упорство.

108. Упрямство.

109. Хитрость.

110. Честность.

111. Чистота.

112. Чувство ответственности.

113. Чувство юмора.

114. Широта взглядов.

115. Эгоистичность.

116. Экстравагантность.

117. Энергичность.

118. Яркость.

 

Ключ

 

Следующие черты характера американцы считают чисто мужскими:

1, 3, 4, 5, 9, 11, 21, 33, 42, 45, 46, 49, 76, 77, 78, 79, 83, 87, 88, 98.

Для женщин характерны, по мнению большинства, такие черты:

12, 20, 25, 27, 28, 30, 34, 40, 43, 48, 50, 63, 65, 86, 89, 91, 94, 99, 103, 105.

Остальные черты характера нейтральны.

Если ваш выбор совпал со списком, это означает, что ваши представления о нормах поведения мужчин и женщин совпадают с представлениями среднего американца. Если в тот или иной список у вас попали черты характера, считающиеся нейтральными, это может означать, что вы склонны придавать слишком много значения проявлениям пола в поведении человека (впрочем, это может означать и то, что наши представления о ролях мужчин и женщин не вполне совпадают с американскими). Если вы правильно выбрали больше мужских или больше женских черт, это означает, что вы верно представляете себе особенности того или иного пола (не обязательно своего).

 

Таблица силы»

 

Наши недостатки – суть продолжение наших достоинств.

Народная молва

 

Теперь я знаю, что питал иллюзии рационалистического свойства – будто знания ведут к преобразованию. Новое знание всегда ставит человека перед вопросом, как продержаться, делая то, чему он обучен? Это позиция обороны. Чтобы усвоить новые парадигмы, требуется поломать старые.

Сальвадор Минухин

 

Цели:

• поработать над осознанием важности определенных качеств характера для построения качественных, демократичных, укрепляющих семью партнерских отношений;

• проанализировать бытующие представления о гендерных различиях и их влиянии на формирование качеств личности индивидуума, на совместную семейную жизнь;

• ослабление стереотипов ожиданий и убеждений.

Размер группы : не важен.

Материалы и оборудование : доска/флип-чарт и маркер, листы для работы, ручка/карандаш для каждого участника.

Время : около 30–45 минут.

 

Ход упражнения

 

Ряд проблем семейной жизни могут быть связаны с вынужденными типами поведения – следствием навязанного традицией или общественным мнением взгляда на то, что «правильно или неправильно» для мужчин и женщин. «Женщина должна быть мила, нежна и застенчива. Так было в мои времена, это спасло бы семью и сегодня», «Большие мальчики не плачут! », «Что это за женщина, для которой работа важнее ребенка?! », «Это не отец! Он и сам ведет себя как маменькин сыночек, и сына научит быть такой же тряпкой! »

В течение жизни мы можем избавиться от навязанных нам типов и моделей поведения, отстаивая свое видение того, что является «женским» или «мужским» поведением или ролями. Важно разобраться с тем, что кроется за наименованием тех или иных качеств, увидеть их амбивалентность, возможность влияния на партнерские отношения, семейную жизнь, воспитание детей.

Упражнение «Таблица силы» поможет группе вынести все эти проблемы на обсуждение, рассмотрев не просто бытующие в обществе и семье расхожие взгляды на мужчин и женщин, но и то, в чем слаб «сильный пол», в чем силен «слабый».

В принципе, «Таблицу силы» можно применять для анализа качеств самых разных антагонистических взаимодействий или групп: родители – дети, начальники – подчиненные, учителя – ученики… В этом примере давайте рассмотрим именно гендерные различия!

Разделим доску на три столбца и в среднем напишем: «Мужчины и женщины». Левый столбец отведем для «женских», а правый – для «мужских» качеств.

Теперь вместе с участниками тренинга заполняем таблицу. Сперва эту работу каждый проделает на своем листе самостоятельно. Затем, предложив желающим «озвучить» их мысли, мы заполняем ту же таблицу на доске.

В ходе одного из тренингов участники предложили записать в «женские» и «мужские» столбики следующие качества.

 

Женщины:

• любовь;

• эмоциональность;

• красота;

• нежность;

• легкомысленность;

• гибкость;

• высокая эмпатичность;

• доверчивость;

• наивность;

• материнство;

• нестабильность в поведении;

• любопытство;

• сострадание.

 

Мужчины:

• физическая власть;

• деньги;

• влияние на принятие решений;

• индивидуализм;

• бесстрашие;

• доминантность;

• склонность к соревнованию и конкурентной борьбе;

• инициативность;

• мужественность;

• защитник;

• рациональный ум;

• склонность к технике;

• стремление к победе;

• амбициозность;

• стабильность.

 

Если посмотреть на приведенный выше список, уже можно представить себе, какие баталии развернулись почти вокруг каждого из «сильных качеств», записанных в таблице.

«С каких это пор наивность – показатель силы? », «Я не согласна, что мужчины – этакие “мачо”: и сильны, и мужественны, и решения принимают! Современная женщина ничуть не уступит таким…», «Это мужчины-то стабильны?! Не смешите меня, у меня дома двое детей – сын и… муж, а вы говорите о стабильности?!! »

Так что уже первый этап упражнения по составлению таблицы силы превращается в интенсивно работающий дискуссионный клуб, что является, несомненно, одной из задач упражнения.

На втором этапе под руководством тренера группа строчку за строчкой рассмотрит каждое из сильных качеств той и другой группы в преломлении к семейной жизни, родительству и попробует предупредить те негативные свойства, которыми может обернуться каждое из названных качеств. Скажем, доверчивость, которая может превратиться в инфантилизм, индивидуализм обернуться эгоизмом, бесстрашие – глупым риском, сила – агрессивностью, материнство – излишней мелочной опекой… Воистину, наши недостатки суть продолжение наших достоинств!

Последний этап работы – тренер предлагает совместными усилиями обсудить и заполнить среднюю, оставшуюся до сих пор пустой колонку. Что группа считает сильными качествами как «сильного» так и «слабого» пола?!

 

Гайд-парк

 

Очередной темой для жаркой групповой дискуссии может стать мнение Вадима Ротенберга , профессора, психиатра, автора теории поискового поведения:

Женщина ждет от мужчины вдохновения. Мужчина от женщины – веры в него.

Для мужчин любовь – это часть мира. Для женщин через любовь существует мир…

 

Ролевые цепочки»

 

Цели:

• познакомить участников тренинга с основами трансакционного анализа Эрика Берна;

• потренироваться в осознании собственных поведенческих моделей и различении внутрисемейных ролей;

• закрепить навыки диалогового стиля общения в семейных отношениях, развить эмпатические возможности игроков;

• потренироваться в «отзеркаливании» собеседника, пристройке.

Размер группы : роли не играет, но все же лучше камерный состав – 12–15 участников.

Материалы и оборудование : флип-чарт или доска для пояснений и записей ведущего по ходу встречи, а также распечатки работы Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» (Берн, 1996).

Время : 1–1, 5 часа.

 

Ход упражнения

 

Накануне этой встречи стоит раздать участникам тренинга распечатку страниц (15–22) работы Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» ( Берн, 1996 ) для самостоятельной домашней проработки. (Для пользующихся другими изданиями: эти страницы – параграфы «Структурный анализ» и «Трансакционный анализ», включая схемы 1–4, приводимые как иллюстрация к изложенному Э. Берном материалу.)

На самой встрече достаточно лишь напомнить о том, что трансакция – это единица общения, что в личности каждого из нас проявляются субличности – поведенческие стереотипы, роли Ребенка, Взрослого и Родителя. Каждая роль обладает своей содержательной характеристикой и проявляется в межличностной коммуникации в особой форме. Умея проследить трехкомпонентное проявление нашего «Я» в каждой из перечисленных ролей, мы гораздо полнее и глубже сможем понять свое поведение, регулировать его. Мы также откроем для себя множество нюансов, подтекстов, подсказок, объясняющих поведение наших партнеров в многообразных и многомерных контактах с другими людьми.

Закончив обсуждение основных позиций теории Э. Берна и убедившись, что группа поняла различие в поведенческих паттернах Взрослого, Родителя и Ребенка, приступаем к игре. Она начинается с того, что на сцену приглашаются два добровольца, которые хотят сыграть один – роль Родителя, другой – Ребенка. Когда добровольцы вышли на площадку, просим их разыграть импровизационно семейную ситуацию из ближайшего прошлого опыта. Как правило, с этим проблемы не возникает, и уже через минуту ваши актеры готовы представить публике театральную зарисовку. Но прежде чем начать этюд, объясняем команде, что игра будет развиваться по принципу «третий лишний». Это означает, что, как только Родитель и Ребенок сыграют завязку своей сцены и начнут развивать сценическое взаимодействие, любой игрок из публики сможет выйти на площадку. Для этого нужно лишь поднять руку и получить согласие тренера на выход, прикоснуться к одному из актеров (это сигнал, что его заменяют и он выходит из игры), а затем без паузы начать абсолютно другую сцену, с другим сюжетом. Кроме того, если сперва на площадке были представлены роли Родителя и Ребенка, то выходящий на площадку новый актер вводит и новую роль, в данном случае – Взрослого. Оставшийся на сцене из прошлого этюда актер должен включиться в новую сценическую ситуацию в подходящей роли (по его выбору). Новая сцена будет продолжаться до тех пор, пока новый актер не займет место одного из предшественников и вновь не введет в игру новую проблему, новые предлагаемые обстоятельства и новую (не существовавшую в предыдущем отрывке) роль из трансактной теории Э. Берна…

 

Завершение

 

Обсуждаем впечатления от игры, то, как удалось справиться со сменой ролей. Насколько явно проявлялся переход от роли к роли? Какими речевыми, невербальными особенностями характеризовалась каждая из трех ролей? Какие трансакции кажутся игрокам наиболее продуктивными, какие говорят о психологической зависимости и ограничивают свободу общения?

 

Тексты-ключи

 

Число свадеб падает в Британии на 3–4% ежегодно – и это притом, что непрерывно растет число тех, кто женится и выходит замуж не в первый раз. В 1960-м невесте было в среднем 23, 3 года, в 2000-м – 27, 3. Рожают преимущественно те, кому перевалило за 30. Рожают и на пятом десятке…

 

Союз мужчины и женщины как институт воспитания детей уходит в прошлое. Смысл его изменился: это больше не семья, а партнерство. Подсчитано, что на начало нового тысячелетия целых 70 % британских пар не было связано обетом перед Богом или людьми. Если взять наиболее благоприятный для родов возраст – от 16 до 29 лет, то здесь процент свободных пар составляет в Британии 38 %, во Франции – 46 %, в Нидерландах – 54 %, в Дании – 72 %.

 

…Говорят, что никогда половая жизнь не занимала людей так, как в наши дни. Историк в ответ только усмехнется.… Наше величайшее достижение, равенство полов, работает против пола, против секса.

Половые признаки стираются. В одежде, занятиях, поведении, образе мыслей разница между мужчиной и женщиной становится все меньше. Мужчина стал менее мужественным, женщина – менее женственной. Но природа устроена так, что для тока (берем это слово в широком смысле) необходима разность потенциалов, а для тяготения (влечения) – дистанция. Стало быть, и секс, которым мы сегодня одержимы, недорого стоит по сравнению с тем, что выпал нашим предшественникам, равенство отрицавшим. На сегодняшний день секс жидковат, дешев. Оттого-то многие и пытаются компенсировать количеством недостаток качества.

 

Если стирание половых различий не сбавит оборотов, дешевеющий час от часу секс может вовсе уйти из человеческого общества – за полной ненадобностью. Наука уже разделалась с его эволюционной ролью. Для воспроизводства он не нужен; дети из пробирки – повседневность. Клонирование в союзе с генной инженерией вообще обещает покончить с половой жизнью. Как? Путем элиминации мужчин. Если сперма для продолжения рода не нужна, то и мужчины не нужны. Ненужное отмирает. Легко вообразить общество будущего, состоящее из одних бесплотных женщин. Секс уйдет вовсе.… Уйдут ревность, семейные склоки, разводы, любовные трагедии. Каждая из амазонок сможет, если пожелает, вырастить и воспитать сколько-то своих копий, чистых и генетически скорректированных.

Вот наше светлое будущее. Одна беда: общество сильно поскучнеет. И перестанет быть человеческим.

 

Юрий Колкер. Семья угасает (Вести. 2004.27.05)

 

 

ФИНАЛ КВН–97. Команда «Новые армяне»:  

– Что такое секс?

– Поднимите правую руку. Представьте, что это – мужчина. Поднимите левую руку. Представьте, что это – женщина.

Чтобы понять, что такое секс, поаплодируйте вместе с нами!

 

Пять языков любви

 

– Какой человек самый важный?

– Тот, который сейчас с тобой.

Н. Лесков

 

«ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ» так назвал свою книгу, быстро ставшую бестселлером, ее автор – Гэри Чепмен (Gary Chapman) – консультант по взаимоотношениям. Он является руководителем Marriage and Family Life Consultants, Inc, ведет свою радиопрограмму по вопросам брака и взаимоотношений.

«С точки зрения лингвистики, – пишет Г. Чепмен, – существуют несколько основных языков: японский, китайский, испанский, английский, португальский, греческий, немецкий, французский и так далее. Большинство из нас в процессе своей жизни изучают язык, на котором говорят наши родители и ближайшие родственники. Этот язык становится нашим основным, или родным, языком. Позже мы, возможно, изучим и другие языки, но это потребует от нас много дополнительных усилий…

С точки зрения любви ситуация та же самая. Ваш эмоциональный язык любви может отличаться от языка вашего супруга подобно тому, как китайский отличается от английского. Не имеет значения, насколько старательно вы будете пытаться выразить свою любовь, говоря по-английски, но если ваша супруга говорит только по-китайски, вы так и не поймете, насколько вы любите друг друга.

Недостаточно быть искренним. Мы должны хотеть изучить основной язык любви нашего супруга, если хотим, чтобы наше общение в любви было успешным.

Исходя из своего двадцатилетнего опыта консультирования по проблемам брака и семьи, я пришел к заключению, что существует пять основных языков эмоциональной любви – пять способов, при помощи которых люди выражают и воспринимают эмоциональную любовь. С точки зрения лингвистики язык может иметь множество диалектов и наречий. Точно так же и у пяти основных языков эмоциональной любви есть много диалектов…» (Чепмен, 2003).

«Любовная лодка разбилась о быт…» В словах В. Маяковского – напоминание о том, что реальность нашей жизни часто очень отличается от той эйфории чувств, которую переживают понравившиеся друг другу люди и которую принято называть «влюбленностью».

Некоторые исследователи, например психиатр М. Скоп Пек и психолог Дороти Теннов, считают влюбленность чувством кратковременным. Проходит полтора-два года, и вчерашние «голубки» начинают предъявлять друг другу претензии:

– Я хочу повесить на окна занавески…/ – Что за глупая затея? Ты превратишь комнату в мещанский будуар!

– Ребята завтра зовут присоединиться к походу. Погода хорошая, давай проведем день с ними на природе! / – Во-первых, в выходной я хочу поспать, а во-вторых, ты можешь путешествовать сам со «своими ребятами»!

– Моя мама делала пирожки с капустой, картошкой и жареным луком…/ – Сколько можно рассказывать мне о кухне твоей любимой мамочки?!

– Эти деньги мы сможем отложить для покупки новой стереосистемы./ – Понятно, о покупке мне пары новых сапог речь уже не идет!..

Итак, влюбленность испаряется, что неудивительно, так как изначально речь шла именно о ВЛЮБЛЕННОСТИ, а не о ЛЮБВИ!

М. Скоп Пек и Дороти Теннов приводят три характеристики влюбленности:

• она не является следствием сознательного решения, выбора, не контролируема, спонтанна;

• не требует от нас никакой ответственности, обязательств или усилий;

• довольствуется тем, что уже есть, не направлена на личностный рост или изменение, так как является моментом «чистого счастья», радости, эйфорического восприятия партнера и личного пространства, в котором он существует.

Гари Чепмен проводит четкое разделение между влюбленностью и любовью: «…Мы можем признать влюбленность тем, чем она на самом деле является – временным эмоциональным взлетом – и вместе с супругом/супругой заняться поисками “истинной любви”. Эта любовь по природе эмоциональна, но не является наваждением. Это – любовь, которая объединяет причину и эмоции. Она включает в себя акт воли и требует дисциплины, а также признает необходимость роста личности. Нашей основной эмоциональной потребностью является не влюбленность, а истинная любовь со стороны другого человека, любовь, произрастающая из причины и выбора, а не из инстинкта. Мне необходимо быть любимым тем, кто избрал меня для того, чтобы любить, тем, который видит во мне нечто, достойное любви» (Чепмен, 2003).

Мы все знаем, что любовь может проявляться по-разному. Доктор Чепмен утверждает, что существует пять языков любви: «Слова поощрения и поддержки»; «Качественное время»; «Подарки»; «Акты служения, язык действий» и «Физические прикосновения».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-19; Просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.184 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь