Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Радха дасьям – лейтмотив жизни Сарасвати Тхакура



Бипая харикиртана мурти дхарам, он был словно олицетворением хари-киртана, самим Хари-киртаном. Хари-киртан – нечто, распространяющее себя посредством звука, распространение посредством звука, в форме звука - распространение, расширение. Олицетворением этого явления он был, он непрестанно говорил о Кришне и Махапрабху, Нитьянанде. Когда он говорил о Радхарани, то - конечно, с нашей точки зрения - он был полностью захвачен этим, погружен. Мы видели, он словно растворялся в некой иной субстанции. Очень близок к своей Госпоже, и он терял свою индивидуальность в Ней.

Иногда с великой гордостью он говорил о Ней. Но очень осторожно! Всякий раз, когда мы видели, что он говорит о Радхарани, он делал это крайне осторожно, очень-очень осторожно. Непрестанно, это всегда было его опасение, он опасался представить Ее ложным образом, в ложном свете, он всегда крайне переживал за это. Складывалось впечатление, что он говорит с людьми, которые недостойны слышать эти темы. И он словно сомневался, что будет благом говорить о Ней среди тех, к кому он обращался. В целом, лейтмотив всей его жизни во всех его беседах был вести в ту сторону, подводить к этому заключению из разных точек зрения; указывать в этом направлении; не говорить об этом положении как таковом, но где бы он не начинал - лейтмотив его речи - все это подводило к одному явлению, которое можно передать двумя словами – Радха-дасьям.

Он не имел дела напрямую, непосредственно с этой лилой, но подводил к этому, указывал в этом направлении. И во многих книгах можно увидеть это, в статьях всегда его заключения были направлены в ту сторону, все сводилось к этому. Это центр, и он чувствовал себя дома, когда указывал в этом направлении, шел в эту сторону.

Есть ещё один момент, так или иначе: пуджала рага-патха гаурава бханге. Все его попытки, усилия могут быть суммированы, совокупность всего этого в этом выражении, в этих строках. Многие великие явления в физическом и сознательном мирах: йога, гьяна, веданта и все остальное - божественные реалии, но заключение всегда рага-патха, это высочайшее явление.

Лейтмотив всех его речей, всех его движений был таким - пуджала рага-патха гаурава бханге. Гаурава – это знание и деятельность, карма-гьяна, ими не следует пренебрегать! Принимать их, но только как средство, ведущее к достижению цели, а никогда в качестве независимых целей. Все, что угодно может быть принято, но только с тем, чтобы воспользоваться преимуществом этого явления и доказать, утвердить, создать основание, фундамент для этого рага-патха, расы, любви. Любящее поклонение, любящее служение, любовь превыше всего.

И в особенности речь идет о том, забота о том, чтобы вожделение не спутать с любовью, всегда он оберегал нас. Это была одна из наиболее специфических черт его проповеди и деятельности – забота о том, чтобы вожделение не было по ошибке принято, ложно воспринято в качестве любви. И существуют всяческие возможности этого для падших душ. И таково положение многих, большинства тех, кто как будто бы следует пути Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Соприкасаясь с вожделением, они утверждают, что следуют пути любви. Особенно, баула-аула-карта-бхаджа, избегать особенно эти формы религиозной концепции, избегать их. И затем продолжать поиск.

 

«Явление Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады»

Шрила Бхакти Сундар Говинда Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Шрила Говинда Махарадж: Если бы Сарасвати Тхакур не пришел в этот мир, мы не могли бы понять религию Махапрабху, мы не могли бы понять, кто такой подлинный вайшнав, какова природа Имени Кришны, что такое слава Кришны, что такое игры Кришны, мы не смогли бы понять ничего. Жизнь Сарасвати Тхакура была жизнью проповедника. Проповедь была его существом, его сутью, проповедь была его сердцем и душой.

Голос за кадром: Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупадародился в Ориссе, в Джаганнатха Пури, 6 февраля 1874 года как седьмой сын Бхактивинода Тхакура и Шримати Бхагавати Деви.

Бхактивинод Тхакур был правительственным служащим и руководил храмом Джаганнатха в Пури. В своей духовной жизни Бхактивинод был великим пионером движения сознания Кришны.

Шрила Говинда Махарадж: Он хотел проповедовать сознание Кришны всему миру.

Поэтому Бхактивинод молился Махапрабху, и милостью Махапрабху к нему был послан Сарасвати Тхакур в качестве его сына. Когда Сарасвати Тхакур явился в этом мире, Джаганнатха-ратха, колесница Господа Джаганнатха, остановилась возле дома Бхактивинода и оставалась неподвижной на протяжении семи дней. Господь Джаганнатх увидел мальчика и затем отправился дальше в Гундича-мандир. Мы видим, как еще в детстве Сарасвати Тхакур являл множество удивительных игр.

Бхактивинод Тхакур передал ему эту ответственность: проповедовать концепцию Махапрабху. Сарасвати Тхакур глубоко изучал священные писания, он обладал светлым разумом. Он знал все шастры, к четырнадцати годам он прочитал все шастры. Как раз в это время в округе Миднапур в Бенгалии происходило традиционное собрание, центральной темой которого было «вайшнавизм и брахманизм». Миднапур — это центр санскритской учености. Там собрались сотни и сотни пандитов со всех концов Индии.

Бхактивинода Тхакура пригласили на это собрание, но он болел и не мог приехать. Он послал сына. Сарасвати Тхакур прибыл туда и стал прославлять брахманов, опираясь на священные писания. Вначале он прославлял брахманов на протяжении двух-трех дней. Каждый день он давал лекции, в которых прославлял брахманов. Брахманы были безмерно счастливы слышать хвалы в свой адрес. Но прославив брахманов, Сарасвати Тхакур стал прославлять вайшнавов. Услышав это, все присутствующие были в высшей степени счастливы.

Подлинную концепцию Махапрабху в этом мире проповедовал Сарасвати Тхакур. У Сарасвати Тхакура был печатный станок, и он проповедовал посредством публикаций, посредством общения с людьми. Он также печатал великое множество периодических изданий: газет, журналов (ежемесячных, еженедельных, ежедневных). В то время он печатал шесть газет и журналов. Он написал великое множество книг.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал проповедь сознания Кришны во всемирном масштабе.

Голос за кадром: 7 марта 1918 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, облачившись в монашеские одежды, принял уклад отречения от [мирской] жизни — санньясу. Затем он устроил в Шридхам Майяпуре Шри Кришна-санкиртану с караталами и мридангой, которую в конце концов услышат в каждом городе и деревне по всему миру.

Делая это, Сарасвати Тхакур привлек внимание людей к глубочайшим духовным концепциям сознания Кришны. Он объявил тотальную войну всем философским и атеистическим предрассудкам, что скрывали истинное духовное «я» человека. Согласно учению Сарасвати Тхакура, единственное, чего не хватает в этом материальном мире, — это сознание Кришны.

Шрила Говинда Махарадж: Он был резким противником, непримиримым оппонентом всех представителей майявады, шанкаризмаи сахаджия-вады (имитаторов, людей, которые легковесно и дешево воспринимают концепцию Махапрабху). Он крайне резко выступал против этих людей. И представители всех апа-сампрадай крайне его боялись. Сарасвати Тхакур был в высшей степени непреклонен и смел, он не боялся никого и ничего.

Таким образом, мы обрели великое множество разных сокровищ, мы получили эти сокровища от Шрилы Сарасвати Тхакура. Из высшего мира это трансцендентное богатство, сокровище, знание низошло сюда, в этот материальный мир. И мы можем обрести это сокровище по милости Нитьянанды Прабху, если будем поклоняться нашему Гуру. Такова суть проповеди.

Голос за кадром: Находясь в Гаудия Матхе на Багх Базаре, 1 января 1937 года в 5:30 утра Сарасвати Тхакур, пришедший в этот мир из личного окружения Шри Чайтаньи Махапрабху, завершил свои земные игры и вернулся в обитель Верховного Господа. К изумлению всех присутствующих, все часы в матхе остановились ровно в эту минуту.

Шрила Говинда Махарадж: Гуру, вайшнав, Бхагаван приходят в этот мир и уходят из этого мира, но мы не можем сказать, что они рождаются и умирают. Тиробхава и авирбхава — явление и уход. Тиробхава — уход Сарасвати Тхакура — произошел в Калькутте, в Багх Базар Гаудия Матхе. После этого его тело было отвезено в Майяпур. Целый день продолжалась санкиртана в Майяпуре. Отовсюду приходили люди, приходили его ученики и последователи.

Шрила Шридхар Махарадж: Из Калькутты до Кришнанагара отправили специальный поезд. Из матха на Багх Базаре мы отнесли его святое тело на [железнодорожную] станцию Силда [Sealdah], откуда отправился этот особый поезд до Кришнанагара. А оттуда на крыше автобуса мы привезли его в Сварупа-гхат. Мы пересекли реку Сарасвати, а затем на своих плечах мы перенесли его в матх, где находится его самадхи.

Мы выехали утром, дорога из Калькутты занимала целый день. Мы приехали в Чайтанья Матх около семи-восьми часов вечера. Затем мы начали копать яму для самадхи, мы сами это делали. Затем, рано утром, его туда поместили. Я до сих пор помню его величественную фигуру ачарьи: он сидел в очень благородной позе, его тело блестело, у него была светлая кожа.

Спустя двадцать четыре часа [после смерти] его усадили на асану в величественном положении ачарьи. Он был высоким и светлым, его тело было очень мягким. Пространство вокруг тела обсыпали солью, затем мы насыпали соль и землю до шеи. Я вышел. Я не мог видеть, как засыпают его голову. Я вышел. Затем я снова пришел. Туда уже поставили Туласи, и мы все обошли самадхи с пением, декламацией «Бхагаватам», стихов «Чайтанья-чаритамриты» о Харидасе Тхакуре. Я попросил того, кто пел, прочитать поэтическое заключение, комментарии к «Чайтанья-чаритамрите», написанное им самим, Сарасвати Тхакуром.

Прабхупада написал Ану-бхашью к «Чайтанья-чаритамрите», а в заключение он сочинил стихотворение, прекрасное стихотворение в настроении печали. Я попросил прочитать его поэму, ее прочли. Затем прочитали «Харидас Тхакур-нирьяну» о его [Харидаса Тхакура] уходе из «Чайтанья-чаритамриты». Затем мы обошли самадхи, где стояла Туласи, и один человек попросил меня спеть «Шри-Рупа-Манджари-пада». За два дня до этого он [Шрила Сарасвати Тхакур] попросил меня спеть ее, и я пел. Я спел эту песню, затем все завершилось.

Шрила Говинда Махарадж: Сегодня вначале мы пели песню «джайаре джайаре джайа парамахамса махашайа...» В этой песне описана вся его жизнь, вся его проповедь. Если вы внимательно будете слушать эту песню, вы поймете, что хотел проповедовать Сарасвати Тхакур, что он принес в этот мир. Вы поймете суть религии Махапрабху, вы поймете, какова наша цель, каким образом мы можем проповедовать. Вы поймете, каково положение, какова природа дживы-души. Все эти истины заключены в этой песне.

……………………………………

Переводчик: Муралишвар д.
Транскрипцию выполнила: Малика дд.
Редакторы: Динанатх дас, Традиш д.

«Последние наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады»

"Слуга Слуги" № 6 (5) от 27 декабря 2007 года
Вестник учеников Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Отрывок из лекции от 6 февраля 2007 года в США, Гавайи

шри-варшабханави-деви-дайитайа крипабдхайе
кришна-самбандха-вигйана-дайине прабхаве намаха

«Я склоняюсь к стопам Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. Он необычайно дорог Шри Кришне и Шри Варшабханави-деви, Шримати Радхике. Исполненный безграничного милосердия, он дарует нам осознание наших вечных отношений со Шри Радхой и Кришной».

Сегодня в высшей степени благоприятный день – день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Он безгранично дорог Шримати Радхике, дочери царя Вришабхану – Шри-варшабханави-деви-даита. Он также дорог Кришне (кришна-прештха) и спутникам Кришны (кришна-парикара). Среди них он занимает особое положение – палья-даси, доверенная служанка Шри Варшабнави-деви, Шримати Радхики.

мадхурйоджвала-премадхйа-шри-рупануга-бхактида-
шри-гаура-каруна-шакти-виграхайа намо ’сту те

«Снова и снова я кланяюсь Шриле Сарасвати Тхакуру, олицетворению милости Шри Гауранги Махапрабху, нисшедшего на землю, чтобы дать миру уджвала-расу, божественную мадхурья-прему, и путь последователей Шрилы Рупы Госвами, шри рупануга-бхакти».

Мадхурьоджвала-премадхья – в его сердце заключено несметное богатство унната-уджвала-паракия-расы, настроения служения сокровенным любовным играм Шри Шри Радхи и Кришны. Он дает это настроение. Он был первый, кто старался дать столь сокровенное и возвышенное настроение за пределами Индии, всему миру. Такова его милость.

Рупануга-бхактида. Что такое рупануга? Это следование стопам Шрилы Рупы Госвами, который также в облике Шри Рупы Манджари дает особое служение Шримати Радхике. Это называется радха-дасьям – служение лотосным стопам Шримати Радхики. Это то, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сделал доступным всему миру. Сегодня мы в почтении склоняемся к его лотосным стопам.

В Дхаганнатха Пури, недалеко от Сатасана Ашрама, находится место, где жил Шрила Бхактивинода Тхакур. Недалеко от его дома находится место, где жили Шрила Сварупа Дамодара и Шрила Рагхунатха дас Госвами. Шрила Бхактивинода Тхакур давал лекции, на которые собиралось много бабаджи и простых слушателей. Когда он отсутствовал, лекции давал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Однако его аудитория уменьшалась на глазах, потому что он с силой, убежденно и неопровержимо разбивал все доводы сахаджиев, сакхи-бекхи и других псевдо-духовных течений. Бабаджи были расстроены и уже не появлялись на его лекциях.

После того, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур принял посвящение от своего духовного учителя, Шрилы Гауракишоры даса Бхабаджи Махараджа, он приехал в Маяпур, откуда начал свою проповедь. Там до сих пор есть санкиртана-мандала, место, где он совершал санкиртану. Вскоре после этого он основал на всех девяти островах Навадвипы матхи, проповеднические духовные центры. Постепенно к нему пришло много юношей, которые стали брахмачари. Это были – мой гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, а также Шрипад Бон Махарадж, Шрипад Нанда-сута прабху, Шрипад Шридхара Махарадж, Шрипад Пури Махарадж, Шрипад Мадхава Махарадж, Шрипад Гири Махарадж, Шрипад Нарахари прабху, Шрипад Махананда прабху, Шрипад Парамахамса Махарадж и тысячи других преданных со всего мира.

Прошло много лет, Шрила Сарасвати Тхакур тяжело заболел и готовился оставить этот мир. В последнюю ночь накануне своего ухода рядом с ним были многие его ученики – его старшие санньяси, брахмачари и семейные преданные.

Он сказал им: «Я многим доставлял беспокойства ради проповеди миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. Но настанет день и они поймут, что это не было беспокойством и делалось ради их собственного блага. Они поймут это».

«Совершайте бхаджан Шримати Радхике и Кришне под руководством ашрая-таттвы, иными словами – под руководством духовного учителя. Кришна это вишая-таттва, наслаждающийся, а Шримати Радхика – ашрая-таттва, та, кто дарует Ему наслаждение. Те, кто под ее руководством служат Ей в этом мире в образе чистого преданного – тоже ашрая-таттва. Мы должны быть под их руководством».

«Материальное тело это тлен. Пройдет время и оно превратится в труху. Оно либо станет пеплом, либо его закопают и оно станет кормом для насекомых. И хотя это тело так ненадежно и никчемно, используйте его в служении Кришне. Я также настаиваю на том, чтобы вы никого не критиковали. Будьте сплоченными и проповедуйте мою миссию».

Он также объяснил различные виды знания: пратьякша (обретенное чувствами), парокша (знание о Сварге или Небесах), апарокша (знание об освобождении, мукти), адхокша (знание о Вайкунтхе) и апракрита (игры Шри Кришны во Врадже). Я пришел, чтобы помочь вам осознать игры Кришны во Врадже. Для этого вам нужно совершать бхаджан.

В конце Шрила Бхактисидданта Сарасвати Тхакур сказал: «Возможно будут страдания, но не думайте только о том, чтобы избежать их. Помните, в чем цель вашей жизни и вашего бхаджана, и всем сердцем, безраздельно служите Кришне». Это были его последние слова.

Сразу после его ухода мой гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, вместе с другими преданными организовал отдельный поезд, на котором они перевезли Шрилу Прабхупаду из Калькутты в Маяпур. Там мой Гуру Махарадж своими руками положил его в самадхи. Мемориал, который он возвиг на этом месте стоит посей день.

Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура случилось так, что некоторые из его старших санньяси решили не проповедовать и не отдавать Прабхупаде собранные деньги. Они были недовольны тем, что он отдавал их Кунджа-бихари, управляющему храма, а тот тратил их на свою семью.
Шрила Шридхара Махарадж пришел к Шриле Прабхупаде и описал ему ситуацию, добавив, что преданные хотят объявить бойкот.

Шрила Прабхупада сказал: «Тебе это непонятно и потому беспокоит? Мои ученики оставили все, что у них было – дома, родителей, деньги. До того, как прийти в храм они жили безбедно. Я плачу Кунджа-бихари жалованье для того, чтобы он управлял храмом, а мы могли полностью посвятить себя проповеди во всем мире. Теперь ты понял?»

Шрила Шридхара Махарадж понял Шрилу Прабхупаду и объяснил это остальным санньяси.
Слава Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру!

………………………………….

Пер. с англ. Расасиндху дас, 2007, Пермь

«Чистая линия вайшнавизма Сарасвати Тхакура»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь