Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О человеческом достоинстве



Должно ли быть человеческое достоинство у человека? Нет! У христианина не может быть. Самоцен и самодостоинство чувствуется только у атеиста и у язычника. Маяковский был убежденнейший атеист и он восхвалял именно самодостоинство человека, потому что он не знал законов и основ христианства. Христианство, оно поглощает смирением самодовольство. Чем больше христианин имеет даров от Бога, тем больше он приписывает это, прежде всего, Богу и сам не сознает, что он носитель этих даров; он даже не замечает и не понимает этого. Это есть свойство смирения. А самодостоинство - это то, о чем Горький писал: "человек с большой буквы." Такой человек - это ученик дьявола, который гордится только собою, своим "я", своей гордостью. Эти люди, они бессмысленно живут.

 

О видах плач а

 

У нас был разговор по поводу тех, кто плачет от тщесла­вия, да? Они любуются собой, величаются, умиляются и довольны собой. Чем больше они умиляются, тем больше плачут. Это состояние чувственное, самообман. Не фа­рисейство, нет, фарисейство - это другое свойство. Но это обманное свойство, не христианское, требующее покаяния. Вот почему очень опасно молиться и уметь плакать. И по Феофану Затворнику, как мы только замечаем, что мы начинаем плакать, мы должны прекращать молитвенное дела­ние и переключиться, чтобы тут же заметить за собой свой­ство плача, характер слез: а вдруг я тщеславлюсь и плачу, любуясь собой, да? И это мне вменится в грех, в дружбу с дьяволом? Тогда это поругание образа Христа. А образ Христа - это есть смирение и кротость, да?

Вот на минуточку себе представьте Господа Спасителя вне абсолютного смирения и абсолютной кротости! Невозможно, да? А поэтому все, враждующее с этим состоянием абсолютного смирения, - оно относится к диаволу, Диавольское состояние самодовольства, самолюбования, умиления появляется на этой почве, да?

Ах, какой я хороший! Я умею плакать! Как у меня хорошо выходит, что я плачу! Да? И такой горько плачет, ему нужен утиральник. Но эти слезы все подбирает диавол. А когда угодники Божии плакали, они не замечали, что они плачут, а были настолько отдалены от земного, человеческого присутствия на земле, что не замечали, что их одежда была вся мокрая и под ними лужа. Вот это разное состояние слез и определяет христианство, православное христианство. В Католической церкви и Западных церквах, там слезы совершенно иначе объясняются, чем доказывается еретическое состояние христиан неправославных. Вот когда англичанин плачет или англичанка, - она приходит домой и делает у себя отметку добрых дел, ставит два крестика: я сегодня горько плакала, это, авось, мне вменится в добродетель, когда я буду уходить в вечность.

-Батюшка, а чем объяснить, что хочется иногда поплакать?

-Это состояние человеческое, чувственное - себяжаление. Когда у нас бывает физическая боль и нам бывает физически очень тяжело, у нас появляется естественная потребность плакать. Это я сам на себе испытал. Да и на днях было такое. Настолько мне было тяжело! Все спят, три часа ночи, а я верчусь, не могу себе найти места. Перитонит или не знаю, в чем дело, - такие страшные боли. Встать и прогуляться по комнате я попробовал - боли не утоляются. А это страшные боли перитонита, и невольно откуда-то появляется желание плакать.

Когда после ранения, после операции, меня разбудили на­сильственно, чтобы я не спал (причем, будили меня врачи, били по щекам как могли, так чтобы я проснулся, трясли меня, не давали спать) началась страшная боль в области, где меня оперировали, вынимали кости, нервные пучки и т.д. Была невыносимая боль, несмотря на два кубика морфия. Я помню, что меня успокаивала только дежурная сестра. Я лежал в одиночной палате на втором этаже, я могу показать сегодня окно, где я лежал год. И только она меня утешала, потому что никакой морфий не мог освободить меня от этих ужаснейших болей, а я был весь закован в гипс. Вот так, по пояс, весь в гипсе, без руки. Панцирь, да? Вот тогда я много плакал. Но это было до пострижения в монахи. Тогда мне было восемнадцать лет.

И вот такое состояние, как на днях было у меня, что места себе не находил, действительно, это ужасно. Но это опять-таки чувство человеческое, себяжаление и самолюбование.

-Батюшка, какое любование? Там терпение должно быть.

-Покойная Елена Александровна советовала мне часто плакать, когда у меня были невыносимые боли, она меня сама клала в клинику, я уже монахом лежал опять на операции, там же, у них. Мне опять вынимали осколки, чистили всю эту область, Она меня уговаривала плакать, что будет как бы отдача нервных потребностей. Что при этих невыразимых болях, душевных или телесных, полезно плакать, это как нервная разрядка. Это мы объясняем человеческим образом, не связанным с духовной жизнью. А истоки духовной жизни, они совершенно иначе объясняются - себяжалением, себялюбованием. Ведь угодники Божии причиняли себе физические страдания намеренно, наказывали себя или смиряли себя из-за каких-нибудь страстей. Преподобный Савва Крыпецкий уходил из монастыря и садился нагим на съедение комарам. Мы одного комара не можем терпеть, а он нагой уходил специально в эти болота на съедение комарам.

-Он боролся с какой-то страстью? Ему как-то нужно было себя наказать?

-Наказать. Он читал молитву, Иисусову большей частью. Кричал: "Вот тебе, Савво, за твои грехи!" Чтобы здесь получить страдание, лишь бы там, в вечности, избавиться от них. Получаю здесь от комара страдание - лишь бы Господь не наказал меня в геенне. Какая была сила веры, да? Или что делал живший в лавре со мной подвижник: он приносил пищу, ставил на стол, и не ел двое суток, стакана воды не пил двое суток! Самое страшное истязание - водой.

 

О поездке за границу

 

-Батюшка, а как вы считаете: сложнее с людьми заниматься или за границу ездить?

-За границу ездить - это болтологией заниматься. Ведь это ни к чему не годное занятие - биться с лютеранами, протестантами, англичанами, одна болтология только. Очень почтенные разговоры, за это получают звезды, ордена, митры получают. Это работа чиновническая, международная: "о мире всего мира".

-Надо кому-то ездить за границу?

-Надо кому-то беседовать и ругаться с католиками и англичанами? Болтология!

-А Православие отстаивать? - Нет! Они, эти ученые, не отстоят, если Небесная канцелярия не попустит. Святители отстаивают, а не эти маленькие ученые. Архиереи, большие архиереи. Надо быть архиереями с таким образованием, как владыка Василий Бельгийский. Такие решают судьбы Православия.

 

 

"Господи, во Свете Твоем узрим Свет" (Великое славословие).

Заключение

Закончилась земная жизнь Батюшки, украшенная, как драгоценными камнями, высокими подвигами и благодатными дарованиями исцеления, прозорливости, старчества. Окидывая взглядом всю его необычную, очень многосложную, святую, подвижническую жизнь, мы замечаем, что основная черта его духовного облика - исцелять от грехов и страстей сердце человеческое, то есть делать сердце христианским, способным воспринимать благодать Духа Святаго. В этом была вся его жизнь, вся суть - в работе над сердцем.

Кто хотя бы однажды в жизни встречался с Батюшкой, в том навсегда запечатлелся духовный облик его, и человек понимал всю силу благодати Батюшки. Он не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестким обличителем человеческих недостатков и немощей, ни отвлеченным богословом. Он был сама живая любовь, умевшая встать в непосредственную близость со всякой скорбящей душой, взять на себя все ее немощи и скорби, согреть, утешить и воззвать ее к новой, обновленной, чистой жизни.

Степень его смирения, терпения, кротости была неиссякаема. И потому-то он стал для очень многих духовным врачом и притягивал к себе не только простолюдинов, но и людей образованных, искавших в нем учителя жизни, который указывал путь к истинному счастью души - знать и любить Бога. На почве нашей Русской Православной Церкви и в наше время вырастают такие дивные старцы, как отец Кукша Почаевский, отец Серафим Белгородский, отец Таврион в Рижской пустыни, наш отец Сампсон и многие, многие другие. Они являются средоточием подвига старчества XX века. Находясь в бренной плоти, они были Храмом Живаго Бога, и Дух Божий жил в них. Сила их Благодати ограждала и ныне ограждает от всех ложных путей и хранит в чистоте наше Православие по апостольским преданиям.

Да будет вечная и благодатная память в русском народе о старце Сампсоне как чудесном явлении в наше время! Великая радость в том, что наша Восточная Греко-Вселенская Кафоли­ческая Православная вера взращивает и ныне дивных людей, которые освещают нам путь веры в чистоте Православия. Пожелаем, чтобы этот дух великой веры, святой простоты и искреннего братолюбия, которым был проникнут Батюшка, как и его великие наставники, не оскудевая, ярко горел среди верующих, чтобы они, напоенные этим духом, являлись бы истинными христианами.

Да будет вечная и благодарная память в русском народе о старце Сампсоне! Аминь. И Богу нашему слава!

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

жизнеописание

 

Предисловие ко второму изданию

Детские годы отца Сампсона

В обители Саввы Крыпецкого

Расстрел

В госпитале

Александро-Невская Лавра

Пострижение в монахи

Начало старчества

Соловки

Тюрьма

Побег

Годы скитаний. Ставрополь

Снова Борисоглебск

Мордовия

Полтава

Волгоград

Псково-Печерская обитель

Письма Батюшки из Печор

Москва

Молитва после Святого Причащения

Молитва в храме

Лествица в Небесное Царство

Письма, поздравления, телеграммы

О монашестве

Последний год в Москве

Из воспоминаний о Батюшке

 

беседы и поучения

 

О молитве

Беседа о праздности

О молитве во время Богослужения, о ночной молитве

Работа над формой молитвы

Вера просящего, девство, услышание

Об Иисусовой молитве

О мирности, послушании

Условия молитвенного делания

Почитание Ангела Хранителя

Память смертная

О богопознании и оправдании

О молитве в храме

Христианское сердце

Еще о христианском сердце

Слово на Прощеное Воскресенье

Праведность и благочестие

Исповедовать Христа

Поведение с окружающими

Простота и простость

Об исповедании веры

Еще раз о простости

Общая исповедь Батюшки

Об общей исповеди в церквах

Когда грех прощается

Записывание грехов

О покаянии и плаче

Любознательность и покаяние

О борьбе с грехом, милостыне

О совести, о слезах

Пути к совершенству

Методы исправления языка

Спасение мирских и монахов

Беречь здоровье как дар для покаяния

Как выйти из состояния нерадения

Беседа с духовником

Гордость, чревобесие, дух ревности

Пристрастие и любовь

Воспитание воли

Клиросное послушание

Три фазы жизни

Не осуди меня по деяниям моим

Об аккуратности и точности

Страсть стяжания

Любить неопрятных

Виды молчания

О смирении, вере и наитии

О милости

Мужество

Ревность о господе

О любви христианской, целомудрии, причастии

О милостыне

Жить пред лицем Божиим

Борьба со страстями

Закон кротости

Нерадивость, селение тартар

Воспитание сердца

О различии чтения молитв

Да святится Имя Твое

Монашество и монастыри

Суть и смысл монашества

Любовь и смирение

Исповедь за послушание

Беседа о жизни в монастыре

О Почаевской Лавре

О добродетелях

О совершении Литургии

О совершении Литургии детьми

О совершении Литургии на Небе

Получение Благодати

О католичестве

Папа Николай I

О Святом Причащении

Искупительная Жертва

Митрополит Вениамин

Сколько раз причащаться

Исповедь и старчество

О духовничестве

Пастырские скорби

О православном браке

О воскресении мертвых

О Вечной Вечности

Связь потустороннего мира снами

Явление покойницы

Кончина соседа

О бесах

О вечности, о дарах Святаго Духа

Кончина и возвращение из потустороннего мира

Свидетельство об Апостоле Петре

О митрополите Никодиме

Обновление иконы

Языческие обычаи у христиан

О Крещении

День Торжества Православия

О смущении, тоске

О человеческом достоинстве

О видах плача

О поездке заграницу


1 Справка из "Гербовника": Сиверсы - графский и дворянский род, происходящий из Дании, в конце XVII века переселившийся в Швецию и затем в Прибалтику.

2 М., "Искусство", с. 362, 1969 г.

3 Это старец говорил сестрам, в доме у которых жил в последние годы. Их отец был покойный иерей Виктор.

4 Узелки, т.е. четки, по которым Батюшка благословлял молиться всем своим духовным чадам, но держать их в кармане, втайне от всех.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь