Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИМИТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШЕЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ



ЦЕЛИ

1. Учить правильно играть с предметами;

2. Развивать зрительно-моторную координацию;

3. Развивать внимание и память;

4. Формировать у ученика навыки самоконтроля (например, не хватать кубики, не бросать их и т. д.);

5. Развивать мелкую моторику;

6. Учить смотреть на учебные материалы и следить за действиями учителя;

7. Учить действовать по очереди.

МЕТОДИКА

Эта программа выполняется с любыми видами мате­риалов для конструирования, в том числе с игрушечными строительными блоками (например, с блоками Дьенеша — Примеч. ред.), «Лего», «Домиком Линкольна» (Lincoln Logs, игрушечный разборный деревянный домик) или фи­гурами, вырезанными из цветной бумаги. Учитель сидит за столом напротив ученика. У каждого есть собственный набор материалов, который лежит на столе сбоку. Учитель собирает конструкцию из своих деталей в середине стола. Ученик должен построить такую же конструкцию из сво­их деталей на столе перед собой. Он должен скопировать постройку подобно тому, как копируют чертёж. Используйте части конструктора разнообразных форм и цветов. Начните с двух-трёх частей и постепенно увеличивайте их количество. 

Когда конструкции будут построены, их нужно вклю­чить в игру (например, провести машину под мостом). Нужно использовать различные конструкторы, такие как Duplo или Bristle28. В постройку можно ввести фигурки персонажей мультфильмов или животных.

ПОДСКАЗКИ

Используйте физические подсказки, моделирование (учитель показывает действие), вербальные (устные) под­сказки, подсказку указательным жестом или комбинации подсказок. Постепенно убирайте подсказки, чтобы ученик работал самостоятельно. В качестве подсказки сначала нужно дать ученику только те детали, которые ему пона­добятся. Позднее нужно давать и дополнительные части, которые не используются для сборки.

КОГДА НАЧИНАТЬ ПРОГРАММУ

Ученик освоил три элемента из программы «Невер­бальная имитация», этап 1.

КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА

Ученик демонстрирует правильную реакцию 8 раз из 10 без подсказок. Он должен повторить этот результат по крайней мере ещё с одним учителем.

ЭТАП 1

Построить башню. Дайте строительные блоки и ска­жите: «Построй башню». Начните с башни из двух дета­лей, постепенно увеличивая размер башни. Ожидается, что дети от полутора лет смогут строить башню из 4 частей, двухлетние дети — из 6 частей, в 2,5 года — из 8 частей

ЭТАП 2

Различение цветных фигур различной формы. Поло­жите два разных строительных блока на расстоянии при­мерно 25 см друг от друга (например, красный «квадрат» и длинный зеленый «треугольник»). Дайте ученику деталь, которая идентична одной из двух, и скажите: «Положи к такой же». Это покажет, умеет ли ученик различать детали.

ЭТАП 3

Последовательности. Положите лист бумаги, чтобы обозначить рабочую зону для учителя и ученика. Учитель заканчивает один этап строительства и ждёт, пока ученик за ним повторит. Затем учитель делает следующий этап. Записывайте количество выполненных этапов и количе­ство подсказок. Учите правильной имитации всех вари­антов расположения деталей, начиная с самых простых и переходя к более сложным:

a) сверху;

b) слева или справа;

c) спереди или сзади;

d) положить строительный блок определённой стороной. Обязательно чередуйте случайным образом формы и

цвета деталей в разных блоках обучения. Также меняйте расположение деталей. Цель — развить и закрепить на­вык обобщённой имитации, а не научить собирать опре­делённые конструкции.

ЭТАП 4

Заранее построенная конструкция. Учитель заканчи­вает модель конструкции прежде, чем ученик начинает строить. Если необходимо, учитель может строить не на виду у ученика, а за перегородкой, чтобы тот дождался, когда сборка будет завершена. Постепенно повышайте сложность задания. ЭТАП 5

Копирование конструкций из небольших (2,5*2,5*2,5 см) цветных кубиков:

a) горизонтально;

b) вертикально;

c) вместе горизонтально и вертикально;

d) и спереди, и сзади.

ЭТАП б

Копирование конструкций из одинаково окрашен­ных строительных блоков (например, сделанных из не­обработанного дерева или больших картонных «кирпичи­ков»).

ЭТАП 7

Копирование плоских форм (по фотографии или ри­сунку).

ЭТАП 8

Создание определённых построек и моделей: стол, стул, мост, гараж, машина, самолёт, поезд, кровать, дом, парусник и т. д. Соберите модель, похожую на что-то кон­кретное. Позже можно использовать фотографию, допол­ненную устной инструкцией. Постепенно уберите фото, и пусть ученик строит только на основании устной инструк­ции. В готовую постройку можно добавить фигурки, чтобы было ясно, что вы построили (например, положить фигур­ку на кровать). Добавьте в задание элементы игры (напри­мер, водить «машину»; загнать животных в загон и т. д.).

ЭТАП 9

Конструирование по памяти. Покажите постройку ученику в течение пяти секунд, а затем спрячьте её за пе­регородку. Ученик должен повторить постройку по памяти

МОТОРНЫЕ НАВЫКИ

ЦЕЛИ

1. Развивать навыки крупной моторики: равновесие, силу, координацию

2. Развивать навыки ориентации тела в пространстве

3. Развивать навыки мелкой моторики и визуально-моторной координации

4. Повышать осознание окружающей среды и обстановки

5. Обучать планированию движений

6. Учить выполнять последовательность действий

7. Расширять возможности для социального взаимодействия

8. Создать новые подкрепители Расширить возможности для игр

10.Готовить ученика к освоению предварительных академических навыков

11.Подготовить к освоению навыков самостоятельности.

МЕТОДИКА

Этим навыкам можно обучать в неформальной мане­ре. Выберите 3-5 элементов для одновременной отработ­ки. Некоторые элементы можно включить в программу невербальной имитации, другие лучше отрабатывать в процессе игры.

ПОДСКАЗКИ

Используйте физические подсказки, моделирование, вербальные подсказки или их комбинации. Постепенно убирайте подсказки, чтобы ученик выполнял задания са­мостоятельно.

СОПОСТАВЛЕНИЕ

(ПРОГРАММА НАПИСАНА В ОКТЯБРЕ 2012 ГОДА) 9

ЦЕЛИ

1. Учить класть рядом предметы, между которыми есть ассоциации;

2. Развивать у ученика внимание к деталям (например, разделение по группам: мальчики бегут или мальчики играют в мяч);

3. Развивать символические представления (например, картинка представляет предмет);

4. Обучать использованию материалов;

5. Развивать самостоятельность, используя сортировку множества предметов по группам;

6. Развивать навыки, часто используемые в игре;

7. Заложить основы для развития навыков различения названий и наименования (предметов, действий, и т. д.);

8. Развивать навыки, которые станут основой для обучения более сложным понятиям (например, «одинаковые или разные»).

МЕТОДИКА

Ученик сидит за столом, учитель садится рядом с ним или напротив. Положите на стол три предмета на неко­тором расстоянии друг от друга. Для простоты и ясности процесса обучения можно использовать несколько одина­ковых предметов, которые есть под рукой. Протяните уче­нику предмет, который идентичен одному из предметов на столе, и скажите: «Положи с таким же», («Куда это нужно положить?», «Найди такой же» и т. д.). Если предмет не удерживается на столе, рекомендуется подложить тарелку или поднос под каждый предмет. Правильная реакция — ученик кладет целевой предмет к соответствующему пред­мету на тот же поднос. Впоследствии можно увеличить ко­личество отвлекающих предметов (дистракторов) на столе.

Дети быстро схватывают смысл стратегии сопоставле­ния, и скоро вы сможете полностью отказаться от словес­ных сигналов. Тем не менее, когда вы готовы переходить к программам «Различение названий», или «Наименова­ние», рекомендуется выполнить блоки сопоставления, когда учитель называет объект (например, вместо «Поло­жи К ТАКОМУ ЖЕ» учитель говорит: «Положи К ШАРИКУ»). Таким образом, ученик знакомится с названием предме­та. Чтобы повысить мотивацию, используйте материалы и понятия, интересные ученику (например, любимая еда, игрушки, персонажи из фильмов и т. д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

Важно, чтобы инструктор установил цель, которую пред­полагается достичь в ходе работы над программой «Сопо­ставление». Разумеется, сопоставление можно использовать, чтобы научить ребёнка группировать одинаковые предме­ты. Важнее, однако, понимать, что основная цель при обуче­нии этому навыку — это стимулирование внимательности и сотрудничества (т. е. развитие навыков умения учиться). Достижению поставленных целей способствует выбор ис­пользуемых материалов и определение целевых реакций (т. е. ученик отвечает учителю, сидя на месте или встав с места). Например, как только ученик освоит сопоставление предмета предмету и/или картинки картинке, инструктор может попросить его найти сопоставляемый предмет, ука­зав на него. Для отработки этого навыка ученику показыва­ют предмет или картинку, но при этом учитель продолжает держать предмет в руках. Учитель даёт ученику инструкцию

«Найти такой же». Правильная реакция — указать на соот­ветствующий предмет. Когда этот этап будет отработан за столом, следует выполнить то же задание с поиском предме­тов по комнате. Этот метод обучения можно применить, что­бы помочь ученику развить внимательность, или же как ос­новной вводный этап в программу «Различение названий».

ПОДСКАЗКИ

Чтобы стимулировать нужную реакцию, старайтесь использовать подсказки с наименьшим уровнем вмеша­тельства (например, моделирование, указательные жесты, физические подсказки). Постепенно убирайте подсказки, пока ученик не начнёт выполнять задания самостоятельно.

КОГДА НАЧИНАТЬ ПРОГРАММУ

Проявления неприемлемого поведения сократились и не мешают процессу обучения. Ученик приобрёл основ­ные навыки умения учиться (понимает зависимость меж­ду причиной и следствием, сохраняет внимательность, не хватает учебные материалы). Ученик может сидеть на стуле и держать предметы. Если ученик плохо удерживает внимание, данная программа поможет развить этот навык, потому что для правильного ответа потребуется умение внимательно смотреть.

КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА

Ученик раз за разом демонстрирует правильную реак­цию без подсказок при выборе из трёх и более вариантов, делая мало ошибок. Нужно повторить этот результат как минимум ещё с одним учителем в разных условиях.

ЭТАП 1

Предмет к предмету (предметы, которые можно вло­жить друг в друга).

Оцените способность ученика понимать поставлен­ные цели. Решите, что будет эффективнее для лучшего освоения навыка: применить подсказки или разделить навык на более мелкие части для обучения. Если ученик хорошо обучается с применением стандартных методов подсказок, начните с этапа 2 и работайте с разными целе­выми предметами. Если ученик нуждается в более систе­матических инструкциях, начните с этапа 1.

Возьмите одинаковые наборы объектов, которые зна­комы ученику и легко вкладываются друг в друга (на­пример, миски, чашки, ложки, кубики и т. д.). Для начала выберите три предмета. Положите первый из них на стол (не кладите отвлекающие предметы). Дайте ученику со­поставляемый предмет и скажите: «Положи к такому же». Постепенно начинайте класть на стол второй незнакомый предмет в качестве отвлекающего. Когда ученик начнёт давать примерно три правильных реакции в присутствии отвлекающего предмета и без подсказок, повторите блок с предметом № 2. Выучив предмет № 2, снова повторите с предметом № 1 и затем с предметом № 2. Когда ученик начнёт давать примерно три правильных ответа в присут­ствии отвлекающего предмета и без подсказок, начните обучение с предметом № 3. В заключение положите все три целевых предмета на стол одновременно и просите ученика сопоставить с образцом в случайном порядке тот или иной предмет. Это называется «случайная ротация». Мы считаем, что использование трёх предметов поможет избежать случайного подкрепления угадывания. Когда каждый предмет будет освоен, выберите дополнительный предмет для тренировки. Как только новый предмет бу­дет освоен отдельно от других, нужно присоединить его к отработанным ранее и давать задания на сопоставление предметов в случайном порядке.

ЭТАП 2

Предмет к предмету (объёмные предметы). Снача­ла можно поместить на стол три предмета, дать ученику предмет, идентичный одному из них, и произнести ин­струкцию (например, «На такой же», «Положи к такому же» и т. д.). Помните: если предметы не удерживаются на столе, рекомендуется подложить под них тарелки или подносы. Правильная реакция — ученик кладёт целевой предмет к соответствующему предмету на поднос. Если ученик успешно осваивает материал, увеличьте количе­ство и разнообразие предметов.

ЭТАП 3 Картинка к картинке (одинаковые предметы, люди, животные). Этап 3 начинается после того, как ученик ос войт несколько предметов из этапа 2. Используйте одина­ковые комплекты картинок. Выбирайте целевые объекты, знакомые ученику. Для «начала выберите три картинки. Если необходимо, следуйте методике обучения различе­нию из этапа 1. Когда каждый предмет будет освоен, вы­берите дополнительную картинку для обучения.

Если ученик испытывает трудности с переходом от объёмных предметов к картинкам, возьмите набор пред­метов различной толщины (от объёмных к более пло­ским). Можно использовать такие предметы, как книги, тарелки, диски для просмотра объёмных картинок (view master disks), еду, подходящую для игры (например, хлеб или печенье), с постепенно уменьшающейся толщиной и текстурой.

ЭТАП 4

Картинка к картинке (одинаковые изображения дей­ствий). Этап начинается, когда ученик выучит несколько предметов из этапа 3. Методика та же, что и на этапе 3, только здесь используются картинки с изображением дей­ствий. Этот навык полезен, когда нужно научить ребёнка следовать подсказкам на картинках для выполнения са­мостоятельных заданий (таких как мытьё рук, одевание и другие задания на развитие навыка самообслуживания).

ЭТАП 5

Предмет к картинке, картинка к предмету (объёмные предметы к их точным изображениям и изображения к со­ответствующим объемным предметам). Начинайте, когда ученик освоил несколько предметов из этапа 3. Методика та же, что и на этапе 2, только ученик сопоставляет пред­мет с такой же картинкой или картинку с предметом. Этот элемент является общим для многих игр и поможет в раз­витии общих игровых навыков.

ЭТАП 6

Неодинаковые предметы (объёмные). Начинайте, когда ученик освоит нес1флько предметов из этапа 5. Со­ставьте наборы предметов, которые визуально похожи, но не идентичны. Пример — различные виды печенья. Пусть ученик соберёт предметы в разные кучки (например, ма­шинки обувь). Устная инструкция может быть такой: «По­ложи к [машинке]».

Идеи для сопоставления (неодинаковых предме­тов):

Еда   Машины  Собаки  Мячи

Обувь Рубашки  Цветы   Книги   Люди

ЭТАП 7

Неодинаковые картинки (плоские). Начинайте, ког­да ученик освоит несколько предметов из этапа б. Со­ставьте наборы картинок, которые визуально похожи, но не одинаковые. Пример — разные собаки. Пусть ученик соберёт картинки в разные кучки (например, собаки и ма­шины). Устная инструкция: «Положи к [собаке]».

ЭТАП 8

Цвет. Начинайте этот этап, если ученик показыва­ет неспособность к обучению данному понятию в рамках программы «Различение названий». Используйте пары или группы простых предметов, которые идентичны во всём, кроме цвета. Психологический возраст, для которого дан­ный навык в системе тестирования Brigance Inventory of Child Development обозначен как начальный, указан в скоб­ках в годах и месяцах (т. е. В: 2-0 — это 2 года и 0 месяцев):

a) красный, синий (В: 2-0);

b) зелёный, жёлтый, оранжевый, фиолетовый (В: 2-6);

c) коричневый, чёрный, розовый, серый (В: 3-0);

d) белый (В: 4-0).

ЭТАП 9

Сортировка. Начинайте, когда ученик выучит не­сколько предметов и? этапов 1 и 2. Дайте ученику два предмета одновременно, пусть он их рассортирует, а затем постепенно увеличивайте количество предметов. Устная инструкция — «Сортируй». В качестве подсказки можно сказать: «Сортируй, положи правильно». На заключитель­ном этапе нужно убрать устные инструкции. Развивайте навык, включая в его отработку обычные действия, кото­рые выполняются ежедневно.

ЭТАП 10

Предмет к картинке и картинка к предмету (неодина­ковые).

ЭТАП 11

Неодинаковые действия. Ученик сопоставляет кар­тинки с изображениями разных людей, выполняющих одинаковые действия.

ЭТАП 12

Различные наборы (одинаковые комбинации наборов различных размеров, цветов, свойств). Данный этап мо­жет оказаться полезным для некоторых учеников, нужда­ющихся в развитии внимательности и комплексного мыш­ления. Методика та же, что и на этапе 2. Отличие в том, что ученик проводит сопоставление по комбинациям качеств (например, высокий мальчик — невысокий мальчик или высокая девочка — невысокая девочка). Дайте ему кар­тинку с высоким мальчиком и скажите: «Положи к тако­му же». Правильной реакцией будет положить картинку к изображению высокого мальчика. Неправильный ответ — положить картинку к изображению высокой девочки или невысокого мальчика.

ЭТАП 13


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь