Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 26. КАК СКРЫТЬ ПРАВДУ ?



О существовании в древности институтов разведки и контрразведки мы можем узнать хотя бы из Библии. Так Книга Иисуса Навина (Глава 2, 1) сообщает:

“...И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон... И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди... пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю”.

Сейчас историки полагают, что это событие имело место в 1250 году до нашей эры. К этому времени история города Иерихона уже насчитывала более шести с половиной тысяч лет.

Любопытно, что почти десять тысяч лет назад город Иерихон уже представлял собой внушительный комплекс сооружений. Прямоугольные дома возводились на каменных фундаментах из необожжённого кирпича. А сам город был окружён крепостной стеной в форме круга.

Но вряд ли даже Иерихон, второй, пожалуй, по древности (после Гандж-Даре) известный историкам город мира, может соперничать с древностью института разведки и контрразведки. В этом не возникает никаких сомнений у того, кто интересуется преданиями об Атлантиде, а тем более о Лемурии. Но вдвойне и втройне это так, если речь заходит о тайнах посвящённых. Естественно, что с древнейших времён вырабатывался особый язык, особый метод общения посвящённых между собой. Это был язык притч, иносказаний, язык, в основе которого лежал шифр, целью которого было сделать послание или документ абсолютно непонятным для случайных людей.

Возьмём, скажем, открытые исследователем Джеймсом Чергвардом в Индии таблички, которые он назвал “священным алфавитом Лемурии”. В своей книге “Вселенские тайны пирамид и Атлантиды” Н.Глазкова и В.Ланда сообщают о них вот что:

“Таблички... содержат уже более утончённые знаки, похожие на буквы. Среди них мы видим символ Солнца — точку в круге, древо жизни — крест, заключённый в круг, вращающийся крест — свастику и знаки, уже более утончённые, найденные в мёртвых городах Бразилии. Видимо, знаки Чергварда принадлежали поздним расам лемурийцев или первым расам атлантов...”

Я не стану сейчас приводить аргументы ни за, ни против такой точки зрения. Поскольку в настоящий момент более актуален другой вопрос: является ли этот набор знаков неизвестным алфавитом, которым пользовались многие, или мы имеем дело с незапамятной древности шифром, который предназначался для немногих?

Можно ли вообще сегодня представить, каким был уровень шифров, имевших хождение среди посвящённых? В своей книге “На перекрёстках Вселенной” я затронул этот вопрос, но осветил его недостаточно. В частности, я отмечал:

“История масонства переплетена тайнами. Самыми разными. Разумеется, среди них немало и просто тайн, и тайн высокой цены. Но что же тогда говорить о розенкрейцерах? Их тайны, без сомнения, можно условно разделить на тайны высокой цены и тайны высочайшей цены...”

Техника, стремящаяся скрыть само существование секретного сообщения, называется стенографией. Её разновидности — это симпатические чернила, радиотехнические устройства, спрессовывающие длинные сообщения в один короткий сигнал, а также жаргонные слова, в которых самые невинные выражения или словечки обладают своим тайным смыслом. Кроме того, системы записи, при которых только определённые буквы или слова сообщения что-то означают, в то время, как остальные служат всего лишь начинкой, превращающей весь текст в безобидную болтовню — с точки зрения непосвящённого, естественно.

Стенография отличается от криптографии тем, что пытается скрыть сам факт существования секретного сообщения. Напомним, что в криптографии исходный текст преобразуется двумя основными способами — подстановкой или перестановкой.

При подстановке буквы исходного сообщения заменяются другими буквами, числами или произвольными символами. А при перестановке буквы исходного сообщения перемешиваются или меняются местами. Конечно, оба эти способа можно сочетать.

В известном рассказе Конан-Дойля из цикла о Шерлоке Холмсе “Пляшущие человечки” дан блестящий пример элементарнейшей подстановки. При этом, очевидно с той целью, чтобы не доставлять Холмсу излишних хлопот, бандиты метили конец каждого слова своих сообщений маленьким флажком, который они “вручали” заканчивающему это слово человечку-букве.

В рассказе Эдгара По “Золотой жук” используется тот же метод. Но здесь герою произведения Леграну пришлось проявить несколько больше изворотливости. Поскольку определить пропуски между словами в зашифрованном тексте оказалось невозможно — весь текст был записан как непрерывный.

Не составляет секрета то, что элементарную систему подстановки нетрудно расшифровать, если в сообщении имеется хотя бы десяток слов. Дело в том, что различные буквы в каждом сообщении, записанном на том или ином языке, встречаются с постоянной частотой. При этом в любом достаточно большом отрывке, зная статистику частотности различных букв, шифровальщик может опознать буквы исходного текста по их “заместителям” в том тексте, который и предстоит расшифровать. Вот основная идея расшифровки подстановочной системы. В Европе этот метод практикуется уже более пятисот лет.

Естественно, есть и другие способы шифровки. В конце тридцатых годов любители фантастики и приключений в СССР увлекались приключениями героев романа Ю.Долгушина “Генератор чудес”. Там был подробно описан способ так называемого текучего ключа. Персонажам романа потребовалось расшифровать сообщение, переданное по радио. В сущности, они получили некоторый набор цифр, смысла в которых не усматривалось никакого. Но, как это и принято в романах, одному из героев пришло в голову стихотворение, начальные буквы слов которого соответствовали набору из семи букв, который был передан ранее.

Затем цифрами от “0” до “28” были последовательно помечены буквы исходного стиха. При этом каждая новая буква, конечно же, соответствовала определённой цифре. После подстановки букв вместо цифр получился уже буквенный ряд, который и представлял собой искомый текст, хотя и записанный в непрерывной форме, то есть без разделения на слова.

Надо заметить, что авторы всех упомянутых детективов, где описана подобная тайнопись, вряд ли смогли бы поразить или даже просто удивить своими потрясающими знаниями в этой области специалистов. Нет, не современных, а хотя бы тех, кто жил в XV веке.

Итальянский архитектор Лео Баттиста Альберти в 1466 году опубликовал небольшой трактат с описанием нового криптографического принципа, который и по сей день лежит в основе очень многих шифров. Подробно останавливаться на этом мы не станем, упомянем только, что принцип получил наименование многоалфавитного.

К шифрам Альберти уже неприменим обычный “частотный” метод прочтения шрифтов, поскольку исходные шифровальные эквиваленты для букв непрерывно меняются. Три столетия в армиях и дипломатических миссиях многих стран применяли методику Альберти. Пока в 1863 году немецкий майор Фридрих Касиски не додумался до общего метода прочтения шифров Альберти и не опубликовал его.

После этого криптографы стали отдавать предпочтение обычной книге или стихотворению, Один из примеров я привел, упомянув роман Ю.Долгушина, А ещё одним является описание расшифровки записи в шпионском детективе 50-х годов «Погоня за “Призраком”» Н.Томана.

Разумеется, ко всему этому вполне можно подойти с юмором, как это сделал незабвенный Ярослав Гашек в своих “Похождениях бравого солдата Швейка”. Помните, как маялись австрийские офицеры в тщетной попытке расшифровать сообщение, пользуясь для этого первым томом классического романа Новалиса? И невдомёк им было, что вся путаница возникла “благодаря” Швейку, который, получив приказ раздать офицерам второй том, искренне удивился. Поскольку считал, что читать книгу следует с начала, а не с середины. А посему и отправил назад прибывшие в штаб полка вторые тома, ибо и понятия не имел (а может, только делал вид? ), что роман нужен в штабе отнюдь не для чтения.

Однако любители детективного жанра помнят и другие методы шифровки. Конечно, эзотерическая криптография, во всяком случае то немногое, что о ней известно, показывает гигантскую разницу в подходах к этому вопросу.

Пожалуй, будет нелишним и в данном случае прибегнуть к определённой аналогии. Многие помнят увлекательные повести для детей и юношества конца 50-х годов. В частности, книги А.Рыбакова, которого знают сейчас как создателя " Детей Арбата" и “Тридцать пятый и другие годы”. Но тогда, в далёкие пятидесятые, он был известен как автор повестей “Кортик” и “Бронзовая птица”. В обеих книгах персонажи имели дело с таинственными шифрами. Но последнюю повесть мы упоминаем далеко не случайно...

Конец двадцатых годов. Где-то в Подмосковье, в бывшей помещичьей усадьбе, расположился отряд пионеров. Дело было летом, занятий в школе не было. И вот изнывающим от скуки пионерам вдруг неслыханно везёт: они узнают о “страшной тайне” местности, в которой расположена усадьба. Оказывается, где-то здесь закопан клад, который уже лет десять ищет вся округа.

Сначала ребята полагали, что карты с указанием тайника с кладом не существует вообще. Но по ходу дела оказалось, что план, раскрывающий местонахождение тайника, имеется чуть ли не в каждом доме. Местные жители буквально перелопатили весь лес, луг и болото и... ничего не нашли! Но вот карта с указанием заветного места, где закопан клад, попала в руки ребят. Всё на ней было понятно: вот лес, вот болото, вот деревня с дорогой... Вот крестики проставлены — не иначе как заветное местечко! Отправная точка и та имеется — старая графская усадьба. И птица на карте изображена — орёл. В точности такой, как тот, который из бронзы отлит и установлен на втором этаже усадьбы.

По этому плану и перерывали местные жители окрестности, сил и собственных рук не жалея. И невдомёк им было, что весь план ничего не значил. Точнее — почти ничего. Потому что дело было вовсе не в крестиках, которые были проставлены на плане, а в изображении птицы! И ведь никто за все годы поисков не удосужился внимательно рассмотреть, как изображена птица на плане и что это за пернатое...

Нас в этой ситуации привлекает только то, что это был, в сущности, план второго уровня рефлексии. То есть, истинная информация была в нём замаскирована информацией отвлекающей, в качестве которой и использован подлинный план местности с фальшивыми крестиками.

Очевидно, старый граф, который и прятал клад, был знаком с оккультной литературой, потому что подобный способ шифровки сообщений был характерен для посвящённых средневековья. Хотя и древние времена им в этом отношении не уступали нисколько, поэтому следует хоть немного коснуться истории символики и криптографии Древнего Кеми.

Сейчас уже установлено, что к моменту восшествия на престол первого фараона Древнего царства Джосера (того самого, в период правления которого была построена самая первая пирамида), иерофанты уже использовали несколько различных способов шифровки сообщения.

Египтологи до самого недавнего времени не учитывали, что помимо языка иероглифов, иначе говоря литературной формы записи, существовали и иные возможности фиксировать информацию. Это может быть, скажем, язык чисел или также музыка. Есть и ещё один способ — язык геометрии. Вот что считает исследователь этого вопроса И.П.Шмелёв:

“Хотя геометрическая характеристика объектов не всегда попадает в поле зрения исследователей, тем не менее сказанное сохраняет силу. К сожалению, такими языками... египтологи не всегда владеют в достаточной степени... Если в Древнем Египте жезлы были инструментами фиксации знания, то не указывает ли их геометрия на шифр, заключённый в самих жезлах? ”

Смысл сказанного состоит в том, что среди многочисленных изображений, доставшихся нам в наследство от древнего Кеми, имеются особые фигуры. Они отличаются от прочих тем, что нарисованы с жезлами, соотношение геометрических размеров которых и даёт исходные данные для нахождения ключей к некоторым ещё не расшифрованным жреческим документам.

Встречается и такой способ, когда для правильного прочтения или понимания документа совершенно недостаточно просто расшифровать информацию, которая в нём заключена. Необходимо ещё и в определённый момент быть в определённой геометрической точке или пункте.

Вспомним в этой связи замечательный американский фильм “Золото Маккены”. Шериф великолепно умел читать старинные индейские карты. И место, указанное индейцами, знал хорошо. Но до этого он никогда не был в указанном месте (Качающаяся скала) в нужное время. Только одновременное сочетание этих двух факторов обеспечивало успех поисков!

Следует заметить, что советскому фильму “Ларец Марии Медичи”, поставленному по мотивам повести Е.Парнова, повезло много меньше. Режиссёр решил соригинальничать и напрасно. Но даже в фильме есть потрясающая сцена. На объёмной натурной макет-карте, принадлежавшей розенкрейцерам, в определённых её точках устанавливались некоторые предметы, которые удалось найти по ходу развития сюжета. И тогда световые лучи, сложным образом отражаясь от этих предметов, высвечивали нужную точку на карте.

Понятно, что если иметь только карту и не иметь предметов (или наоборот), то эту точку не отыскать никогда.

Но все приведённые выше случаи так или иначе можно квалифицировать как разновидности криптографии, поскольку сам факт наличия некоторого тайного сообщения налицо. Однако сколько-нибудь действительно важная информация, которой обменивались между собой посвящённые, зашифровывалась совершенно иначе.

В 1926 году в одном из парижских издательств вышла книга одного из самых легендарных и таинственных людей Земли — Фулканелли, которая называлась “Тайна готических соборов”. Она посвящена тайному символизму, который скрыт в пропорциях и скульптурных изображениях готики. Фулканелли считал, что эти скульптурные группы иллюстрируют, в частности, весь процесс получения “красного льва”.

Книга великого алхимика современности не просто содержит великолепнейший анализ архитектуры и скульптурных изображений готических храмов. Этот труд написан с использованием уровней рефлексии явно выше второго! Поэтому исследователи считают, что “Тайны готических соборов” — криптографическое произведение.

А вот что пишет об эзотерической криптографии в своём капитальном труде “Энциклопедическое изложение... символической философии” такой общепризнанный знаток этого вопроса, как Мэнли П. Холл:

“Если бы искусство дешифровки криптограмм сделалось популярным, стало бы ясным, что существует до сих пор неизвестная и неподозреваемая мудрость, которой обладали древние и средневековые философы. Стало бы ясным, что многие кажущиеся многословными и странными отрывки из сочинений многих авторов были на самом деле способом скрыть определённое слово...” И верно, шифрованные сообщения скрывают весьма тонкими и изощрёнными способами: могут использоваться, например, водяные знаки на бумаге, на которой напечатана книга; шифр скрывают в переплёте книги, используют непоследовательную нумерацию. Сообщения могут быть зашифрованы посредством первых букв или слов предложений, в математических уравнениях или же в как будто абсурдных и непостижимых выражениях.

В своей интереснейшей и очень поучительной книге “Аквариум” В.Суворов упоминает о том, как, чтобы скрыть сверхсекретные контрольные фотографии советского шпиона, был применён следующий способ. Пленка, которая использовалась для этой цели, имела особое двойное фотоэмульсионное покрытие. В случае попадания в руки контрразведки при проявлении сработает первый слой, и на плёнке возникнут изображения самолётов, заводов или документов. А второй, главный, слой при этом уничтожается. То есть в данном случае секретным обстоятельством является наличие на фотоплёнке второго, слоя.

Между тем, самой идее, которая лежит в основе упомянутого метода, уже, как минимум, две с половиной тысячи лет! Когда греки, проживавшие в Персии (в V веке до нашей эры), узнали, что царь Дарий хочет осуществить вторжение в Элладу, они нацарапали на деревянной дощечке это известие, а сверху покрыли её ровным слоем воска. На нём был написан и послан в Спарту текст самого невинного содержания. Жена героического спартанского царя Леонида догадалась (или просто знала заранее), что истинный текст нанесён не на воске.

Об этом предании упоминают нередко. Но как-то забывают упомянуть ещё одно обстоятельство: небывалую активность греческих “купцов” и “путешественников”. Именно в этот период все они вдруг стали испытывать удивительную потребность сообщить в Элладу о ценах на различные восточные товары — пряности, благовония, срочно захотелось им также поделиться своими планами на будущее, выразить восторг могуществом и роскошью персидского двора... Иными словами, дощечка с двойным текстом, посланная в Спарту, затерялась среди колоссального количества подобных ей сообщений. Таким образом, всё это может расцениваться как отлично задуманная и осуществленная операция прикрытия, организованная разведкой Эллады.

Стоит напомнить, что иерофанты и вовсе считали абсолютно недопустимым обсуждение священных истин на том языке, который используется всеми. Они применяли секретный язык, в основе которого лежал секретный алфавит, имевший, заметим, непривычную частотность повторения букв.

Тем не менее, все эти замечательные методы и способы не являлись оптимальными для нужд орденов, поскольку наличие секретного алфавита всё равно раскрывало сам факт сокрытия информации. А именно этого-то и не должен был знать посторонний, а тем более враг. И не просто враг, а очень умный враг.

Но ведь и сами посвящённые, а это прежде всего касается братьев Розы и Креста, были весьма умными людьми. Они практиковали высокие уровни рефлексии, у них получили распространение такие системы шифрования текста, в которых скрывалось не только наличие шифра, но и наличие самого послания.

Зашифрованные в подобных документах сообщения не вызывали подозрений и не привлекали внимания непосвящённых. Вот каким образом средневековые философы и распространяли свои сообщения по всей Европе.

Литература XV-XVII веков скрывает в себе немало зашифрованных сообщений, из которых лишь немногие были раскрыты. Мэнли П. Холл замечает:

“Интересно отметить, что многие служители церкви также использовали криптограммы, боясь, что их научные поиски принесут им серьёзные неприятности или даже несчастье.

Только недавно был раскрыт весьма тонкий шифр Роджера Бэкона, из которого стало ясно, что этот учёный муж уже тогда многое знал о клеточном строении живого”.

Напомним, что Роджер Бэкон жил в XIII веке.

В криптографии, которую считают принадлежностью розенкрейцеров сравнительно невысокой степени посвящения, встречается так называемый двухбуквенный шифр. Но он не имеет ничего общего с диграфом, или комбинацией двух букв, скажем английских. Это совершенно разные вещи.

Розенкрейцерский двухбуквенный шифр подразумевает использование двух типов печатания. При этом один из них — обычная печать. Зато для шрифта второго отлит специально. Разница между двумя используемыми шрифтами очень незначительна. Настолько, что без мощного увеличительного стекла её не заметить...

Многие средневековые печатные книги, если проанализировать внешний вид текста, которым они набраны, содержат в себе значительное количество слов, выделенных курсивом. Нередко курсивом выделены не только слова, но и целые предложения. Вообще курсивные буквы — практически идеальны для введения малозаметных изменений. Иногда применялось варьирование букв по величине или толщине. В книге “На перекрёстках Вселенной” об этом сказано:

“Двухбуквенный шифр появляется во многих книгах, опубликованных при жизни лорда Бэкона. А также в течение почти ста лет после его смерти. Любопытно, что шифр мог быть использован во всём тексте и даже внесён в него уже при печатании книги, так что сам автор даже не подозревал об этом”.

Исследователи, надо заметить, проверяют некоторые фолианты XV-XVIII столетий на возможную принадлежность их авторам из ордена Розы и Креста именно по этому или подобным признакам. Фальшивки, как правило, не содержат в себе вышеупомянутых криптографических “тестов на разумность”.

Итак, первая известная на сегодня разновидность розенкрейцеровской криптографии — буквенный шифр и, в частности, двухбуквенный. Некоторые исследователи утверждают, что есть определённые признаки использования орденом розенкрейцеров трёхбуквенных шрифтов, но говорить об этом подробно мы уже не будем.

Вторым видом криптограммы считается так называемый картинный шифр. Любая картина, имеющая в дополнение к очевидному для всех зрителей некий иной смысл, может рассматриваться как картинная криптограмма. Об этом очень образно рассказал Густав Майринк в своём произведении “Ангел Западного окна”.

Рисованное изображение хранит в себе грандиозные возможности для маскировки информации, которая может крыться в числе камней в стене, в том, как изображено крыло летящей птицы, в размещении шахматных фигурок на доске, как на одной известной средневековой картине.

Формы и пропорции изображённых зданий, число перемычек в окнах, облака в небе, детали одежды и позы — всё это довольно успешно может использоваться для сокрытия определённых букв или фигур.

Именно самый элементарный картинный шифр и послужил основой сюжета “Бронзовой птицы”.

Удивительно удобными для использования картинных шифров являются и средневековые географические карты с их непременными и многочисленными рисованными рыбами, животными и монстрами.

Случалось и так, что картинные криптограммы снабжались ключом, необходимым для дешифровки. Например, на начальную букву шифра указывала рука, шпага, нога или копыто лошади. Некоторые криптограммы намеренно искажались. У фигуры мог быть щит не в той руке и т.д.

Имелась и третья разновидность кодирования — так называемый акроматический шифр, в котором используется язык аллегории, иносказания. Вот, скажем, отрывок из “Химической свадьбы”: “Он спросил у меня письмо и приглашение. С какой радостью я представил его! Когда страж услышал моё имя и узнал, что я брат Розы и Креста, он удивился и, казалось, очень обрадовался. Он обошёлся со мной с большим уважением и сказал:

— Войди, брат мой, желанный гость ты для меня! ”

Особенностью акроматического кода является тот поразительный факт, что документ может быть переведён на другой язык или перепечатан, но при этом никакого искажения криптограммы не произойдёт!

Акроматическая криптограмма является картиной с шифром в словах. Например, произведение Дюрера “Меланхолия” — прекрасный тому пример. Или, скажем, рисунок Питера Брейгеля (1558 год), где изображён алхимик, который лихорадочно ищет рецепт приготовления золота, не лишне обратить внимание на изображение алхимического пергамента, прикреплённого на вытяжном горне. А вот загадочные фигуры из книги Николая Фламеля...

Заявления некоторых исследователей о том, что подобные изображения наконец расшифрованы окончательно, являются весьма и весьма спорными.

Правда заключается в том, что подавляющая часть средневековой документации, имеющей алхимический или просто оккультный характер, равно как и то, что в ней было скрыто, до сих пор не прочитана людьми. А значит, пока что не понята.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь