Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877-1962)
Источниками к составлению жизнеописания о. Михаила (Питкевича) послужили архивные материалы Псково-Печерского монастыря, а также опубликованные материалы о жизни и старчестве иеросхимонаха Михаила Младшего, среди которых особое место занимает жизнеописание старца, составленное его духовной дочерью монахиней Марией (Стахович). Впоследствии ее записи были изданы отдельной книгой, а также опубликованы по частям в «Русском паломнике», фрагментарно — в книгах «У “пещер Богом зданных”» и «Любовь покрывает все: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского». Поучения о. Михаила цитируются по его беседам с писателем С.Большаковым, а также по воспоминаниям иеромонаха Кенсорина (Федорова); впоследствии архимандрита, монахини Марии и других духовных чад подвижника. Иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Иванович Питкевич) родился в Латвии, в г. Двинске, 24 июля 1877 г… «Отец был православный, мать — католического вероисповедания». С детства крещенный в Православии, Михаил стремился посвятить свою жизнь на служение Богу, много паломничал по монастырям. Среднее образование получил в своем родном городе. По достижении совершеннолетия он был призван на военную службу, по окончании которой в 1902 г. смог осуществить свою заветную мечту: поступил в Валаамский монастырь. Только в 1914 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Тимон, в честь одного из 70-ти апостолов. Вскоре послан в Санкт-Петербург на Калашниковское подворье, где исполнял послушание певчего. В 1917 г., по возвращении в Валаамскую обитель, монах Тимон рукоположен в сан иеродиакона, а в 1921 г. — в сан иеромонаха. Любимым местом подвига о. Тимона был Гефсиманский скит, где он долгое время ежедневно служил литургию. Во время «календарной смуты» на Валааме иеромонах Тимон, будучи духовным сыном старца Михаила (Попова), был на стороне старостильников. По смерти своего учителя он стал духовником братии, которая не приняла новый стиль. В декабре 1939 г. старец вместе с братией монастыря был вынужден покинуть Валаам и поселиться в Финляндии. Желая всецело отдать себя подвигам поста, молитвы и совершенного уединения, в 1947 г. он был пострижен в великую схиму с именем Михаил и, «получив по болезненному состоянию разрешение пребывать в келье и совершать Божественную литургию, горячо молился не только за себя, но и за весь род человеческий». Имеются сведения, что «им поминалось до 8000 имен. И это были не только имена, но живые души, каждая со своим ликом, около каждого имени была сделана его рукой заметка, по которой он знал, кто тот, за кого он молится». Строгая, подвижническая жизнь схимника не могла остаться скрытой от людей. Многие, как монашествующие, так и миряне, обращались к нему за духовным назиданием, и каждому он уделял время и внимание для наставления и беседы. Чувствуя свою оторванность от матери-Родины, о. Михаил молился, чтобы Господь хотя бы на закате жизни сподобил вернуться в Россию. Он был готов «хоть на крест, на мучения, но умереть на своей страдающей Родине». 7 мая 1957 г. было восстановлено молитвенно-каноническое общение между Русской и Финляндской Православными Церквами. Московская Патриархия признала юрисдикцию Константинополя над Финской Православной Церковью. В том же году в Финляндию приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и заявил, что Русская Православная Церковь возвращает Ново-Валаамский монастырь Православной Церкви Финляндии. Желающим переехать в монастыри Русской Православной Церкви, находящиеся на территории СССР, была предоставлена такая возможность. Семь валаамских монахов, среди которых был и 80-летний иеросхимонах Михаил, были определены для проживания в Псково-Печерский монастырь, где «о. Михаил пребывал в простоте и незлобии, проводя время в непрестанной молитве. Около двух лет совершал он ежедневное служение Божественной литургии, прекратив его только тогда, когда наступило общее недомогание и ослабление зрения». Б Псково-Печерском монастыре старец также продолжал принимать приходящих к нему за советом. «Кто приезжал к нему со своими горестями и тяжестями, хорошо знал его силу, силу любви старца. Придя в убогую келью, каждый чувствовал: будто все растает и уйдет без следа — как не бывало, а если что и останется — старец это сразу увидит и легко, наводящим вопросом, вскроет язву или, даже без вопроса, строго скажет: “Гони, гони от себя этого беса... — назовет то, чем страдает душа, — гони именем Иисусовым”». Несмотря на то что с начала своего иноческого пути старец имел склонность к отшельничеству, он в условиях общежития стал духовным наставником, двери кельи которого были открыты для каждого, кто искал мудрого совета на пути ко спасению. Таким образом, «оказался он, как и Оптинские старцы». Старческое служение иеросхимонаха Михаила началось еще на старом Валааме. Уже в то время к о. Тимону обращались за советом его собратья-монахи, приезжие священнослужители и миряне. Иногда «укоряли его, что он мирян принимает: “Ты все мирян принимаешь?” — “Да, принимаю, а вы не хотите их принимать и не принимайте. А я буду!”» Так проявлялась любовь старца к людям, которая, как он часто повторял, покрывает все и может спасти и большого грешника. Старец Михаил «был исихастом-безмолвником в истинно древнеаскетическом понимании исихии, то есть не как просто внешнего “молчальничества”, безмолвия, но “молчания внутреннего” — как мирного бесстрастного устроения души и ничем не обуреваемого ума человеческого, погруженного во внутренне звучащие слова» Иисусовой молитвы. В утешение согрешающим, но кающимся старец говорил, что «какое бы ни произошло поползновение, падение — надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать — труд и труд нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование...» В подтверждение своих слов о. Михаил привел пример, как «один брат, впадавший в грех прелюбодеяния, горько каялся, сокрушался всем сердцем — и было так до семи раз, и так он каялся и боролся, что было ему прощено, и старцу было открыто, что ради сокрушения и борьбы был этот брат увенчан венцами. Он не допустил отчаяния». Основой всех добродетелей иеросхимонах считал смирение, которое рождается из осознания собственной немощи: «Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это- то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся, опять согрешил — опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение». По мысли о. Михаила, «смиренного человека можно научить всему» и только смиренные могут стать великими старцами. В наставлениях о посте старец подчеркивал важность «поста духовного», рассуждая: «А я смотрю так на пост: это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте — это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением... сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Надо тебе работать, живешь в миру, нужны силы — не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишества, и если по необходимости придется съесть тебе и в пост яйцо или молоко — Господь не взыщет, не вменит во грех... Какой бы ты ни соблюдала пост, даже самый строгий, если без истинного покаяния, то Господь не приемлет его. Такой пост не приведет ни ко спасению, ни к утешению. Главное — внутрь очищай сердце». Особого внимания заслуживает поучение старца относительно общения с окружающими людьми. По его мнению, для ведения правильной духовной жизни необходимо прекратить все знакомства, не ходить в гости и к себе не пускать, бежать от всех, но, главное, любить всех, не входить в чужие дела и не судить никого — тогда будет мир в сердце. Если же «поведешься со многими — все вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опустошают и рассеивают». Однако «кто-то должен быть, с кем поделиться, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это необходимо даже. Но выбрать надо очень осторожно, надо быть уверенным в человеке — не поймут того, что для тебя ценно... Более молчи... Близкого друга не ищи — не найдешь... Быть одному — лучше, имея только Господа пред собой, — Он все устроит и поведет как надо... Никому о себе не рассказывай, не делись — могут не понять, а спорить и доказывать — нет ни смысла, ни нужды, только лишнее словопрение без пользы... Все, что нарушает мир, — отрезай, избегай, отходи — это необходимо». Как и другие валаамские старцы, о. Михаил с особым благоговением относился к молитве Иисусовой. Но «с Иисусовым именем, с этой молитвой должен быть вопль из глубины сердца — тогда и будет молитва». В одной из бесед с писателем С.Большаковым старец называет умное делание главным стражем помыслов: «Как появился прилог, отсекай его сразу молитвою Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом — вот и грех... Взывай ко Господу непрестанно: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”... Упражняйся, как можешь, в молитве Иисусовой и постепенно придешь в умиротворение, а знаком будет тебе глубокий мир души, необуреваемое спокойствие». «Когда враг досаждает, — поучал старец, — хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать — похитить мир сердца, — скажи только: «Христос Воскресе. Христос Воскресе. Христос Воскресе». Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя». Однажды монахиня Мария (Стахович) приехала к о. Михаилу и стала жаловаться на грубое по отношению к прихожанам поведение священника: «Как так, такими словами священник может говорить во время службы? Должна же быть правда!» В ответ старец рассказал ей «сказочку»: «Жила Правда на земле. Плохо ей было: где ни появится, куда ни придет — везде ее гонят, везде ей нет места, всем она мешает... “Пойду, — думает Правда, — поближе к храму Божию, пойду в храм”. Пришла, встала, но и в самом храме ее стали толкать: “Тут не стой, это мое место”; “Туда не иди — там для почетных, для богатых...” Придвинулась Правда к амвону, но и здесь ей не нашлось места... Поднялась она, вошла в самый алтарь, стала у Престола... Один говорит: “Я — старше”, другой говорит: “Я — саном выше, я заслуженный; я — ученый — здесь я должен стоять, а тут — ты...” И вот даже там Правда не нашла для себя места... Не ищи правды на земле... ищи ее в себе... Царица Небесная... разве не видела кругом Своего Божественного Сына неправду, клевету, ложь, несправедливость, которыми платили Спасителю за Его бесчисленные благодеяния и чудеса, — но Она молчала! Она никого не упрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к неправде этого мира!» Далее о. Михаил делает назидательный вывод: «Священника не суди — бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком Таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи». За две недели до кончины, в конце Великого поста 1962 г., о. Михаил почувствовал резкое ухудшение здоровья и просил соборовать его и ежедневно приобщать Святых Таин. В этот период к старцу был близок иеромонах Кенсо- рин, который стал очевидцем последних дней и кончины подвижника. «Вот он (о. Михаил. — Авт.), — вспоминает о. Кен- сорин, — и говорит мне: “Вот бы сейчас стаканчик молока, я бы еще пожил”. Я обрадовался и тут же говорю: “Я сейчас принесу”. А он мне: “Не надо, сейчас Великий пост”. Вот так наши старцы и старые люди совершали пост... Смерть старца была тяжелая. Во-первых, он за несколько дней чувствовал удушье, нехватку кислорода. Ему приносили в подушке кислород. Выносили его на террасу. Но все это мало помогало. Перед смертью его посещали монахи, читали Евангелие... Старец умирал тяжело, видимо, потому, что был духовником всю жизнь. Все эти грехи, что разрешал, принимал к сердцу, как бы искуплял своими страданиями». В воскресенье утром, 15 апреля, причастившись Святых Христовых Таин, старец скончался. Вечером его тело перенесли в Сретенский собор. Как в келье, так и в храме над гробом непрерывно читалось Евангелие. Во вторник, 17 апреля, было совершено отпевание иеросхимонаха Михаила по монашескому чину, которое возглавил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов), после чего гроб с телом почившего, при пении ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель» был обнесен вокруг Сретенского храма. Погребен старец в пещерах Псково-Печерской обители.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы