Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ, НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ, ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЕ
Схимонах Николай (Монахов) (1876-1969)
Материалом для составления жизнеописания схимонаха Николая послужили его «Записки», которые хранятся в рукописи в архиве Валаамского монастыря; машинописный вариант имеется в Псково-Печерской обители. Впервые они были опубликованы в журнале «Русский паломник». Частично «Записки схимонаха Николая» опубликованы в труде «У “пещер Богом зданных”». Особую значимость для раскрытия служения и духовного подвига старца имеют воспоминания его келейника иеромонаха Кенсорина и других свидетелей подвижнической жизни о. Николая. Схимонах Николай (в миру Василий Павлович Монахов) родился 22 июля 1876 г. в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Когда мальчику исполнилось четыре года, его мать рассталась с отцом и вышла замуж во второй раз. В новой семье мальчику жилось очень плохо. «Хотя меня и обижали, и не любили, я все же не печалился. Моей жизнью кто-то руководил, удерживал меня от всего худого, — вспоминал о. Николай. — Когда мне было около шести лет, меня отправили в школу, в купеческий приют, что у Волкова кладбища. Там я учился, там и жил. Учился я плохо. В свободное время любил читать краткие жития святых и другие духовные рассказы. Разговор у меня был более о том, как бы спастись и жить на небесах». В приюте с мальчиком случилось несчастье. Однажды дети, с которыми он играл, втолкнули его в темную пустую залу, Василий взглянул на окна и увидел в каждом беса в полный рост. Вид их был так ужасен, что мальчик, закрыв глаза, закричал. После этого видения Василий стал сильно заикаться, и у него сошел с места левый глаз. «Заикание я просил у Господа исцелить, а глаз у меня так и остался навсегда. Господь не оставил меня, стало лучше, а сейчас и совсем мало заикаюсь. После этого видения я стал еще хуже учиться, так что учителю пришлось помучиться со мной. Я хочу сказать и знаю, что ответить, но перед учителем не могу. Скажу слово и опять молчу. Слова вертятся в голове, а сказать не могу. Скорбел я очень, что плохо учусь, и просил у Господа помощи на учение, но помысел говорил мне: “Читать про себя умеешь и писать, и довольно; в монастыре не нужно очень грамотному быть, так проживешь до смерти”. Меня эта мысль всегда утешала. <... > Ученье у меня не шло, в голове только и было, как бы уйти в монастырь, и спасаться, и молиться за всех». После второго класса мать забрала Василия из приюта. «Жить мне было очень плохо. Спал я на полу, был у своей матери как слуга. Не любила она меня. В это время было мне 12 лет. Питался я у них тоже плохо. Но вот знакомые пожалели меня и отправили в ученье в мальчики-портные; однако там не стали держать меня. Пришлось просить хлебца, а то голодный был». Достигнув совершеннолетия, Василий Монахов поступил на работу в Синодальную типографию. В эти годы он посещал духовные собеседования, проводившиеся по вечерам в храмах города, ходил в Андреевский собор на Васильевском острове. Чтобы Василий не уехал на Валаам, куда он с детства стремился, мать забрала у него паспорт и спрятала. Далее юноша устроился на завод «Сан-Гали», где проработал недолго. После увольнения с завода у Василия на руках оказался паспорт. Горячо помолившись перед чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Василий решил оставить мать и отправился туда, куда его душа стремилась больше всего. Об этом времени старец вспоминал: «Приехаля на Валаам... На душе у меня было так легко и весело, точно я вылетел из клетки, такое у меня было чувство тогда. Игумен отец Гавриил принял меня. Это было в 1900 году. Работать назначили на общих послушаниях, у нарядчика отца Саввы. Там выгружал я дрова и прочее. Потом отец Савва свел меня к игумену благословиться, одеть меня в послушники. Поставил меня в трапезную, при рабочем доме у конюшен». Спустя несколько лет Василий был отпущен домой в отпуск. Приехав к родственникам в Санкт-Петербург, он узнал, что мать его тяжело больна и находится в больнице. Он навещал ее вместе со своим братом Борисом. «Нашим посещением мать всегда утешалась. Наконец мать благословила меня идти в монастырь и взять с собой брата, но он не захотел». Примирившись с матерью и похоронив ее, Василий вернулся на Валаам. Как и все вновь прибывшие в монастырь, он исполнял тяжелые монастырские послушания: «Нарядчик отец Галактион послал меня на кухню мыть ложки при малой трапезе, затем назначил кубогреем при конюшенном доме. Это было уже при игумене Маврикии. От него я получил и рясофор. После этого я исполнял послушание столовщика при большой трапезе, каменщика при мастерской от иконной и книжной лавки и будилыцика». За сердечную чистоту и простоту Василий был удостоен от Бога многих видений, некоторые из них были описаны самим старцем: «Слыхаля, как в монастыре говорили и думали, что преподобных здесь нет, здесь пустая рака стоит для воспоминания их, а они сами неизвестно где находятся, может быть, в другом месте, а не под ракой. Я наслушался этого, и мне пришла такая мысль в голову во время всенощной, когда читали кафизмы. Я сидел на хорах на первой скамейке и думал: “Ведь, наверное, нет здесь, в этом храме, преподобных Сергия и Германа, а в другом, наверно, месте, Валаам велик. Раку поставили здесь, в церкви, а их самих нет”. Так размышлял я. Вдруг у меня умиление сердца и на глазах показались слезы. Я взглянул на Божию Матерь — образ, который висел на колонне напротив креста, — Ее называют Валаамской Божией Матерью. Около этой иконы увидел я преподобных Сергия и Германа, они стояли у ног Божией Матери: один по правую, другой по левую сторону. Одеты были они в мантии и схимы, на плечах и на груди было написано: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. В руках они держали свитки, лица у них были тощие, глаза голубые, вид был Божественный. Они смотрели на братию, а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам. <... > Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но преподобных Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что они во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас. Преподобные Сергий и Герман избавили меня от неверия». В 1913 г. инок Василий, как исправный послушник и известный начальству монастыря своей благочестивой жизнью, был направлен игуменом Маврикием в Москву на Валаамское подворье. Здесь в 1914 г. наместник монастыря иеромонах Павлин постриг Василия в мантию с именем Борис. Эконом подворья о. Иона назначил его пономарем и звонарем. На подворье в Москве о. Борис чудесно обрел список с чудотворной иконы Божией Матери «Споручни- ца грешных», о чем о. Николай рассказывал в своих «Записках»: «В воскресенье за поздней обедней народу было очень много. Я находился на хорах. Внизу продавали просфоры. Я сошел вниз и увидел около окна на столе против моей кладовки толстую доску, обернутую газетой и завязанную веревкой. Я подумал: “Наверное, кто-нибудь оставили придет взять” — и не обратил внимания. Богослужение кончилось, я закрыл церковь. Доска там все так и стояла. Я подумал: “Верно, кто-нибудь из братии забыл и придет взять потом”. Пошел я обедать. После обеда пришли убираться. На эту доску никто не обращал внимания. Я подошел к доске, а внутренний голос мне говорит: “Возьми это себе в кладовую”. Я развернул доску: она была толстая, черная-пречерная, по гвоздю я догадался, что это икона. На ней ничего не было видно. Хотел я снести доску на чердак, но внутренний голос сказал: “Зачем на чердак, ты промой и увидишь, что это такое”. Я взял тряпку, макнул в керосин и начал тереть; понемногу грязь с доски стала смываться, и я увидел корону и лик Спасителя, такой ясный; казалось, будто Он смотрел на меня». В своем дневнике о. Борис приводит множество чудесных знамений и исцелений от обретенной им иконы. «Монах Валаамского монастыря Ефрем (имеется в виду иеросхимонах Ефрем (Хробостов). — Авт.) одно время томился мрачным состоянием духа, задумчивостью и рассеянностью. Когда однажды он пришел к себе в келью, на него напал страх, ему представились бесовские чудовища. На другой вечер он вспомнил про святую икону Царицы Небесной, находящуюся у монаха отца Бориса, и пришел помолиться пред сим чудотворным образом. При этом как бы кто невидимый положил ему на душу идти к себе в келью и положить несколько поклонов Пресвятой Богородице. Возвратясь к себе, инок Ефрем помолился Царице Небесной, и к нему снова возвратилось спокойное состояние духа, страх прекратился. Заступница Усердная рода христианского его исцелила от постигшего томления и страха. <... > В ночь на 19-е ноября 1931 г. (по ст. стилю) два благоговейных инока на Валааме да еще одна боголюбивая душа тихо и благоговейно совершали всенощное бдение в своей келье по чину и уставу церковному. Молились они пред дивным глубокочтимым келейным образом Царицы Небесной, именуемым “Споручница грешных”. Сия святая икона уже не раз показывала свои милости тем, кто с верою молился пред нею. Так и в этот раз: в этот памятный вечер она явила верным рабам Божией Матери, благоговейно молящимся пред Ее святой иконою, дивную Свою милость. Спокойно и усердно молились иноки, и вот в половине службы, по обычаю, стали после “Хвалите имя Господне” прикладываться к святому образу. И как-то один из иноков своею мантией слегка, нечаянно, задел за подножку, на которой стояла большая стеклянная лампа, наполненная доверху керосином. Подножка покачнулась, и лампа упала на пол, разбившись на мелкие куски. Стекло от лампы далеко откатилось в сторону, но почему-то не разбилось. Огонь на фитиле каким-то непонятным образом загорелся с нижнего конца, а вверху погас. Молящиеся три человека нисколько этим происшествием не смутились и, видя, что керосин всюду разлился — и под стол, и под аналой с книгами, а в середине керосина ярко горит фитиль от лампы, — смотрели на это совершенно спокойно, словно это было самое обыкновенное и безопасное дело, и, не прерывая службы, продолжали неторопливо и благоговейно молиться. В келье воздух был совершенно чистый и не ощущалось ни малейшего керосинового запаха. Когда они уже кончали всенощную, фитиль, догорев, погас; причем сама светильня хотя и не сгорела, но сделалась вся белая и сухая совершенно. По окончании службы инок Борис собрал керосин с полу, которого было так много, что он две большие тряпки, совершенно мокрые от собранного керосина, вынес из кельи и бросил в огонь. Они с шумом и силой мгновенно вспыхнули и яркоярко загорелись пылающим пламенем. Уже после службы иноки как бы очнулись и, придя в себя, поняли, какой страшной опасности они подвергались, но заступлением Царицы Небесной произошло это чудо и спасение от многих бед. И стали они горячо воссылать свои молитвы и благодарения Царице Небесной, заступлением и помощью Которой были спасены от пожара, страха, потери монастырских вещей и вообще всякой неприятности и взыскания со стороны монастырского начальства». На Валаамском подворье в Москве о. Борис пробыл четыре года и перед Первой мировой войной вернулся в монастырь на Валаам. Во время «календарной смуты» на Валааме старец поддерживал ревнителей старого стиля. С этими событиями связано еще одно чудесное видение о. Николая: «1925 г. 10 сентября. На Валааме было разделение старого и нового стиля. Стали принуждать переходить на новый стиль. Многие из братий остались по-старому. Начались суды. Приехало церковное управление; во главе с нашим игуменом отцом Павлином был суд; стали призывать по одному каждого из братий. Многих уволили из обители. Пришла очередь и моя. Вошел я в комнату, там сидел игумен Павлин с прочими из Церковного управления. <... > Они спросили: “Признаешь ли игумена отца Павлина? Будешь ли ходить в собор по новому стилю?” На их вопросы я не мог ответить, у меня в это время точно отнялся язык. Они усомнились и сказали: “Ну, что же ты не отвечаешь?” Я не мог сказать ничего. Тогда они сказали: “Ну иди, раб Божий, и подумай”. Я начал молиться Божией Матери, Споручнице моей, в сердце моем: “Скажи мне и укажи путь жизни моей: на какую сторону идти, за новый или за старый стиль? В собор ходить или куда?” И молился я, грешный, Матери Божией во время своего послушания на кухне. Когда я свое послушание вечернее кончил, пошел к себе в келью и подумал в простоте сердца своего: “Что же Матерь Божия не извещает меня?” Но милость Божия не оставила меня, грешного. Она желает всем спасения. Вдруг в келье моей явился собор, такой же, как он и есть, высоты, длины и ширины. Удивился я чудному явлению. Как он вошел в мою маленькую келью? Но внутренний голос сказал: “Богу все возможно, нет ничего невозможного”. “Ну вот, надо ходить в церковь, в собор, по новому стилю”. В то время, когда я так размышлял, сверху спустилась завеса церковная, голубая, посредине завесы золотой крест. Собор остался за завесой. Я остался по другую сторону собора; собор стал мне не виден, и внутренний голос говорил: “Иди на старый стиль и держись его”. И слышу женский голос сверху: “Если хочешь спастись, держи предание святых апостолов и святых отцов”. И во второй раз то же самое повторилось, и в третий раз голос сей: “Если хочешь спастись, держи предание святых апостолов и святых отцов, а не сих мудрецов”. После этого чуда все скрылось, и я остался один в келье. Сердце мое возрадовалось, что Господь указал путь спасения по молитвам Божией Матери». На Новом Валааме он продолжал послушание помощника гостинника о. Луки, которое исполнял с 1917 г. после возвращения с московского Валаамского подворья. Весной 1957 г. монахам Валаамской обители была предоставлена возможность вернуться на Родину. О. Борис первым подал заявление о возвращении и 15 октября 1957 г. прибыл в Выборг, откуда был направлен в Псково-Печерский монастырь вместе с другими иноками Валаамского монастыря. Епископ Псковский и Порховский Иоанн, настоятель Псково-Печерского монастыря, постриг его в схиму с именем Николай. После принятия великого ангельского образа о. Николай не вел переписку, с мирянами общался редко. Однако своим жизненным примером и немногочисленными высказываниями он учил окружающих вершине добродетелей — любви. Протоиерей Александр Соловьев в своем труде «Старчество по учению святых отцов и аскетов» утверждает, что все служение старца выражается в проявлении любви, которая была присуща о. Николаю. О любви были почти все наставления схимонаха. Он часто говорил: «Бог есть любовь, без любви нет спасения». «Братию и паломников принимал с великой радостью. Даже многим целовал руки. Всех поучал смирению, послушанию и любви». Келейник старца, иеромонах Кенсорин, вспоминал, что встречал о. Николай его всегда как ребенок любящую мать, с радостью: «Эту радость его нельзя понять и передать словами. В нем было много детского: простота, смирение, послушание и необыкновенная, непостижимая любовь». Иеросхимонах Михаил (Питкевич) так говорил о схимонахе Николае: «Он благодатный старец. Благодать дается за великий подвиг, а ему дана за великое смирение и любовь». Старца Николая можно сравнить с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который всей своей жизнью показал пример самоотверженной любви к Богу и ближним. В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Евангелист ответил: «Это самая необходимая заповедь; если ее исполните, то весь Христов закон исполните». В продолжение всей своей жизни о. Николай сохранял жизнерадостность, всегда благодарил Господа за Его милости, чем исполнял апостольский завет: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5,16-18). Продолжая афонскую традицию, старец просил творить Иисусову молитву. Сам он особенно молился ночью: «С 11 часов садится в кресло и всю ночь до 5 часов утра сидит и молится, — вспоминал о. Кенсорин. — Я встаю, а он говорит: “Вот теперь мне пора отдохнуть. Господь любит ночную молитву”... Постоянно живя с ним, я чувствовал, как небесный свет озарял келью во время молитвы, душа моя также наполнялась неизреченной радостью. После полу- нощницы и церковной службы, напоив старца чаем, я уходил на послушание в пекарню, на просфорню или на общие работы, а он продолжал молиться за обитель, за братий, трудящихся во святой обители, и обо всем мире». О глубочайшем смирении старца Николая свидетельствует следующий случай. Однажды к иеромонаху Кенсорину приехала мама помогать ухаживать за старцами, и он в шутку сказал: «Сейчас я проверю смирение отца Николая схимонаха». Подойдя к нему, обратился: «Отец Николай, зачем ты обидел мою маму?» «Он тут же, безо всяких оправданий, пал ей в ноги и закричал: “Тетя Зина, прости меня, грешного, что я тебя обидел...” Ему было 93 года. С трудом поднял и посадил в кресло великого старца. И маме сказал: “Вот видишь, какое глубокое смирение у старца. Ведь у нас скажи какому-то послушнику, что он чем-то провинился, так он будет оправдываться целый час или тысячу слов скажет в свое оправдание”». Предчувствуя в 1969 г. Великим постом близкую кончину, схимонах Николай сказал своему келейнику иеромонаху Кенсорину, что это последняя Пасха в его жизни. Старец просил всех простить его и в молитвах не забывать, постоянно обращаться с сокрушенным сердцем к Царице Небесной, Покровительнице монашествующих, совершающих труды и подвиги во славу и спасение мира. На рассвете 7 мая, молясь со слезами и приобщившись в последний раз Святых Христовых Таин, схимонах Николай по окончании Канона на исход души тихо почил. «Он хотел умереть на Пасху — так Господь и сподобил преставиться в день Преполовения. Сорок дней было ему в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших». 9 мая почивший старец схимонах Николай при пении пасхального канона «Воскресения день...» был погребен в пещерах рядом с ранее преставившимися валаамскими старцами. Часть IV
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы