![]() |
Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887-1952)
Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Толстухин) родился 1 января 1887 г. в Епифани Тульской губернии. Окончил городское училище, в возрасте 15 лет 5 ноября 1901 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. официально зачислен в послушники; 29 апреля 1910 г. посвящен в стихарь. В обители Василий «с терпением и кротостью обучался монашеской жизни...» Еще «в 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский... прикомандировал его к своему Архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором». Целью миссии было распространение и утверждение Православия среди карел. Особым духовным авторитетом для молодого послушника на Валааме был старец схимонах Онуфрий (Герасимов), подвизавшийся в скиту Всех святых. «Благоговея перед этим старцем, юноша... скоро созрел для принятия иночества». 15 сентября 1910 г. Василий пострижен игуменом Маврикием в монашество с именем Варсонофий. Близкими духовными друзьями монаха в то время были будущие валаамские старцы иеросхимонахи Ефрем (Хробостов) и Михаил (Попов), иеромонах Иустиниан (Серебряков). В сан иеродиакона о. Варсонофий был рукоположен архиепископом Сергием (Страгородским) 21 ноября 1910 г., а в сан иеромонаха — 14 января 1922 г. На своем жизненном пути о. Варсонофий встретил «немало весьма замечательных людей. Среди них: отец Иоанн Кронштадтский, Святейшие Патриархи Тихон и Сергий, — и воспитанный ими церковно, с большим мужеством и подлинно христианским достоинством нес тяготу». Известен также факт, что, будучи иеродиаконом, он ездил в Оптину пустынь и встречался там со знаменитым старцем архимандритом Варсонофием (Пли- ханковым). От Бога о. Варсонофий имел дар составлять богослужебные гимнографические тексты. В 1923 г. архиепископ Серафим (Лукьянов) наградил его грамотой за составление акафиста прп. Арсению Коневскому. В сложные послереволюционные годы иеромонах Варсонофий «за отстаивание в Финляндии юрисдикции патриарха Тихона был сослан на Коневец в 1922 г. и оставался там до 1926 г.». 21 мая 1926 г. был вынужден оставить Коневец и отправился в Болгарию1322, в Софию, к проф. Н.Н.Глубоковскому, с которым был хорошо знаком. Душа подвижника искала молитвенного уединения, поэтому он в скором времени устраивается в монастыре Преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя почитаемого им прав. Иоанна Кронштадтского. В обители о. Варсонофий пишет акафист Рыльскому чудотворцу. Известно о духовной связи о. Варсонофия и о. Ни- кандра (Белякова): «Был у о. Варсонофия верный друг и товарищ по изгнанию — иеромонах Никандр, ставший многолетним духовником женского Леонинского монастыря во Франции, который поддерживал связь с о. Варсонофием долгие годы». Из Болгарии иеромонах Варсонофий был вызван митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париж, где посещал лекции в Свято - Сергиевском богословском институте. Некоторое время он также служил при женской обители-приюте в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Гарган-Ливри. В 1927 г. иеромонах «был послан в Марокко ради основания православного прихода в Рабате»1329. Проживавшие там русские люди нуждались в священнике, они создали временную комиссию по организации прихода и подысканию средств на содержание священника. Комиссия уполномочила топографа А.Ф.Стефановского обратиться к митрополиту Евлогию. Переписка Стефановского сначала с викарием митрополита — епископом Вениамином (Федченко- вым), а позже и с самим митрополитом Евлогием, жившим в Париже, увенчалась успехом. 23 августа 1927 г. последовал указ за № 1725 следующего содержания: «Иеромонаху Варсонофию, настоящим командируетесь Вы с 15 августа с.г. в Марокко для организации там прихода, о чем и посылается Вам настоящий указ». «Я внял призыву о помощи из далекого Марокко, — пишет митрополит Евлогий в своей книге «Путь моей жизни», — и послал туда своего человека — самоотверженного отца Варсонофий (Толстухина), иеромонаха Валаамского монастыря, старостильника, покинувшего родную обитель из-за разногласия со сторонниками нового стиля». В октябре 1927 г. священник прибыл к новому месту служения. О. Варсонофий воспринимал свой приезд в Африку как миссионерское служение. «Страна эта, — писал он впоследствии, — место апостольских подвигов евангелиста Марка, священномученика Киприана, епископа Карфагенского и великого святителя христианской Церкви блаженного Августина; орошенная кровью множества мучеников в первые века христианства, она представляла собой до времен ислама цветущую церковною жизнью и культурой христианскую страну с многочисленными епархиями, с развитой церковной жизнью, следами которой остались постановления Карфагенских Соборов Православной Церкви, сохранившие и до сих пор свою каноническую силу и руководящее значение. Все это величественное здание христианской церкви и жизни в Северной Африке было сметено волною ислама и разрушено до основания, не оставив никаких следов, кроме материалов для археологических раскопок. Только берберы, потомки римских ссыльных и прежнего населения, ныне уже давно мусульмане, татуируют по местному обычаю на лбу знак креста, а их женщины носят крестики, в виде украшения, бессознательно свидетельствуя о прежней принадлежности предков их... христианству...» Будучи талантливым организатором и человеком глубокой веры, иеромонах Варсонофий взялся за организацию церковной жизни. Местные власти передали для совершения богослужений временный деревянный барак, в разных городах собирались пожертвования. Чтобы жизнь нового русского прихода на территории Александрийского Патриархата была с церковно-канонической стороны устроена правильно, о. Варсонофий послал патриарху прошение, в котором просил благословения совершать богослужение и духовно окормлять русских, проживавших в Марокко. В ответ с благословением была получена грамота от патриарха Мелетия из Александрии. Несмотря на это обстоятельство, как вспоминал о. Варсонофий, «успех... возбудил зависть в нашем единоверце греческом архимандрите Евангелосе, прибывшем в Марокко, в г. Касабланку, от патриарха Александрийского для устройства греческого прихода». В один из воскресных дней о. Варсонофий служил в барачном храме литургию. Во время литургии архимандрит Евангелос вошел в алтарь в мирских одеждах и держал себя во святой момент ниже достоинства своего сана. А по окончании литургии вышел на амвон и начал говорить по-гречески, с переводом на русский язык одной женщиной, прибывшей с архимандритом. Его речь была насыщена завистью, с антиканоническим требованием подчиниться Александрийской Патриархии и передать церковь и ее имущество в ведение архимандрита Евангелоса. «По окончании этой речи я кратко ответил, что поднятый вопрос подлежит решению высших церковных властей, а посему обоим и следует к ним обратиться. Через три месяца вопрос был разрешен переводом отца Евангелоса из Марокко в Александрию...», а о. Варсонофием получена грамота от патриарха Александрийского, где тот просил присылать подробные отчеты, списки прихожан и вступать в сношения с Патриархией по каждому конкретному случаю крещения, брака и смерти. На эту просьбу русский подвижник дипломатично ответил, что послан в Африку митрополитом Евлогием, в чьей канонической зависимости состоит, и что ему «и доношу о течении нашей приходской жизни... а равно от него же получаю всякие распоряжения, касающиеся православной русской церкви в Марокко. Православные греки, живущие в Марокко, обращаются со своими духовными нуждами к греческому архимандриту... в Касабланку. Примите, Ваше Святейшество, уверение в том, что канонические устои Церкви мною блюдутся, как соблюдались устои Церкви греческими священнослужителями на Святой Руси, где были национальные греческие храмы и подворья под непосредственным управлением греческих Первосвятителей». Уладив таким образом все вопросы внешние, русский приход во главе со своим пастырем приступил к важному делу строительства церкви. В русских заграничных газетах появилось следующее воззвание: «Православные русские люди! К вам, находящимся в рассеянии, взываем о помощи на постройку Храма Божия в Африке, в Марокко. Скитаясь в пустынях и в вертепах, часто превращенных в храмы, и в пропастях земных, мы оценили потерянное величие и благолепие наших богослужений. Мы, заброшенные в Марокко, приступаем к устройству из деревянного барака пока временного храма. Средств к сему нет никаких. Помогите нам, русские люди и все сочувствующие этому святому делу, помогите зажечь лампаду христианства — выстроить православный храм в стране магометанства. Если Христос обещает награду за чашу студеной воды, то какова же награда ожидает помогающих создать храм во славу Его славного Воскресения...» И откликнулись соотечественники. Из разных стран в Рабат стали поступать письма и переводы. Чудесным образом был предоставлен земельный участок под строительство храма: «Житель города Рабата, знатный араб Шериф Хусейн Джебли, был женат на россиянке. Екатерина Алексеевна Джебли родилась в польской семье в Саратове, затем во время учебы в Европе познакомилась с молодым арабом и уехала в Марокко. От этого брака у них родились два сына и одна дочь. Семья была сплоченная, и в ней не было недостатка ни в чем. Но часто при изобилии благ земных отсутствие здоровья печалит и не веселит сердце человека. Так случилось с Шерифом Хусейном Джебли. Он заболел каким-то недугом и долго лечился. Изверившись в лечении лекарствами, он решил позвать к себе для совещания и духовной беседы русского священника, успевшего уже познакомиться с его женой и знавшего о болезни». Придя в дом к больному, о. Варсонофий сказал: «Часто Бог болезнями и скорбями в этой жизни стучится в наше сердце, дабы мы открыли его Ему и приняли бы Его к себе. Вот вы решили пригласить меня, служителя Христа Бога, к себе, и может быть, ваше решение произошло оттого, что Христос стучится в ваше сердце, откройте Ему вашего сердца двери, и Он исцелит вас... апостол Христов Петр уверил нас, что во всяком народе боящийся [Бога] и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35)». Больной заплакал и сказал: «Ну, вот что — прошу вас, вы служитель Христа, попросите Его, чтобы Он дал мне здоровье, и если Он услышит молитву вашу, то я в долгу перед вами не останусь». Хусейн Джебли поправился. «Выздоровление приписали молитвам. Возникло горячее желание вознаградить православного священника. — Мне ничего не надо, — сказал о. Варсонофий, — но если хотите сделать что-нибудь для нас, дайте нам кусочек земли для построения храма. — С радостью... сколько вам нужно? — Хоть бы 300 метров... — 300 мало, бери 500. Араб велел принести карту владений и указал, какой кусок он может отдать. Участок оказался большой: 800 метров. — Что же, хочешь ты ее у меня купить или хочешь, чтобы я его подарил? — спросил араб. Отец Варсонофий сообразил, что дарственная запись ненадежна, наследники могут ее оспаривать, сказать, что он написал ее, будучи якобы не в своем уме... — Я хочу землю купить, — заявил о. Варсонофий. — За сколько? — За один франк. — Хорошо, бери за франк!» В тексте купчей сказано, что подписавшийся господин Шериф Эль Хусейн Сиди Ахмет Джебли Элялями принимает цену в один франк, «признает и считает плату сию доброй и надлежащей, заплаченной в звонкой монете, имеющей ход... Продажа совершена на особом условии, что приобретатель воздвигнет на означенном участке православный храм и что ни в коем случае названный участок не может служить никакой другой цели». О. Варсонофий был возведен в сан архимандрита 31 октября 1932 г. митрополитом Евлогием, в день великого освящения Воскресенского храма. Трудами о. Варсонофий были также открыты храмы в марокканских городах: Курибге, Танжере и Касабланке, богослужения для русских совершались тогда в Фесе и Мекнесе. С 1946 г. архимандрит Варсонофий являлся благочинным русских церквей в Алжире и Марокко. На склоне своих лет архимандрит Варсонофий желал вернуться на родину, о чем свидетельствует его прошение, направленное на имя митрополита Рижского и Латвийского Вениамина (Федченкова), с которым о. Варсонофий познакомился на Валааме и встречался в Париже. «Через всю свою жизнь пронес о. Варсонофий любовь к родной Валаамской обители и к России; надеялся на возможность возвращения туда. Но, увы, Бог судил иначе». Подводя жизненный итог, архимандрит писал в своем завещании: «В мире дух мой предаю Господу, сердцем моим служил Православной Русской Церкви и родному народу, а прах мой предайте марокканской земле». Перед смертью о. Варсонофий был очень слаб, почти все время лежал. После исповеди и причастия он бодрился и пытался вставать и ходить по комнатам. В 1.30 ночи 27 ноября 1952 г. он закашлялся, изо рта вытекла струйка крови, и он попросил отвезти его в церковь; это было исполнено, но в дороге он тихо скончался. Архимандрита облачили и, завернув в мантию, положили в храме на «рогознице», то есть на циновке. Гроб привезли к вечеру. Были литии, затем парастас при многих молящихся. Ночью читалось Святое Евангелие. В 10 часов утра началась литургия, а в 11.30 отпевание. На литургии и отпевании было очень много молящихся разных юрисдикций, православные и католики. Во французских газетах всех направлений появились сочувственные отклики; получен ряд телеграмм и писем.0. Варсонофий погребен в русской часовне на европейском кладбище в Рабате.
ЗА СВЯТОЕ ПОСЛУШАНИЕ... |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы