Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Произволение наше и Божия помощь
За ранней литургией читалось поучение святого Иоанна Златоуста на Бытие о покаянии. Между прочим предлагалась мысль: «Бывает, представляется какое-либо дело, и оно кажется в помысле неудобоисполнительным, но когда возьмешься за него, станешь делать, и с Божией помощью оно сделается удобно без особенной тягости». Внимая этим словам, не нужно предаваться недоумению, малодушию при начинании какого-либо дела, послушания, молитвы, борьбы со страстями, но возложивши твердую надежду на Божий Промысл, смело и бодро идти по пути добродетели, испрашивая смиренною молитвою помощи Божией. Когда с нашим произволением соединится Божия помощь, то все преграды разрушатся, все препятствия устранятся, и что казалось невозможным, устроится прекрасно. «Ибо Бог, действуя в нас, еже хотети, и еже даяти», но без Его помощи не может быть успеха по слову Христову: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5). [12 июля 1910 г.] Продолжим мысль святого Златоуста. Человеку, преданному греховным страстям, привычкам, которые, как мучительные деспоты, наложили на его волю крепкие цепи греховного рабства, думается, что от них никогда и никак не освободиться. Когда человек, истомленный тиранством их, взывает с Церковью: «от юности моея мнози борют мя страсти» (антифон гласа 4 на воскресной утрене), «от юности моея враг мя искушает, сласть- ми палит мя». Но все это, как бы ни льстило нам, как бы ни вязало нашу слабую волю, может быть побеждено усилием, стремлением к добру, с помощью благодати Христовой, «немощная врачующей, и оскудевающая исполняющей». Сколько есть примеров в Писании, в истории, как величайшие грешники соделывались великими святыми. Итак, оставивши маловерие и леность, с верою поспешим в объятия спасительного покаяния, взывая: «объятия Отча отверзти ми потщи- ся: блудно иждихмое житие» (неделя о блудном сыне, на утрени, седален, глас 1). [12 июля 1910 г.]
Учись терпению
Неприятно, горько терпеть укоризны, выговоры и упреки, тем более от младших, но что же делать? Вступать с ними в борьбу? Этим сам расстроишься и их более расстроишь. Не лучше ли, сознавая в смиренном духе свою немощь, свои недостатки, свое неразумие, по учению Отеческому, предаться в волю Божию, в Его спасительный, пекущийся о нас Промысл. Сознавать: верно, так угодно воле Божией за мои грехи, мне нужно это понести и не роптать на оскорбляющих, но считать их орудиями Божия Промысла, чрез них меня наказу- ющего, чтобы я видел, насколько я преуспел в незлобии, терпении и смирении, без которых очень жить тяжело с людьми противными и немирными. Господи! Тебе все ведомо, что полезно мне, даруй мне терпение, благодушие и смирение. [15 июля 1910 г.]
Юный, блюди, как опасно ходишь
Бойся греха, да не умертвит тебя! Берегись и от малых грехов (вино — причина), да не впадешь в большие грехи. Смотри, как малая искра, не погашенная вовремя, производит большой пожар, сжигает целые села, города. Разодранная одежда, не починенная, вся разрывается. Крыша не поправленная весь дом приводит к гниению. Так и грех по нерадению, по бесстрашию Божию допущенный, разрушает весь дом добродетелей. Хотя сила святого покаяния восстановляет падшего, но сколько придется понести душевной тревоги, упреков совести, страданий, не дни, но целые годы. Как блажен, счастлив человек, который хранит себя в непорочности, душа его всегда в мире и спокойствии. Зная это, попечемся, братия, о себе, будем блюсти себя от всякого греха, ограждаясь страхом Божиим. [16 июля 1910 г.
Вражья злоба
Бесовская злоба не дает мирно успокоиться сном безмятежным, но, как разбойник, нагло нападает, смущая и обольщая душу блудными и нечистыми мечтаниями и желаниями, но и днем всегда нужно трезвится и стоять на страже. Здесь бывает видимая брань от людей противных, наводящих на душу скорбь словами язвительными, укоризненными, подвигающими к гневу. Нужно молиться и терпеть, смиренно прося Господа даровать смирение, кротость, великодушие и сознание своей немощи. [18 июля 1910 г.] Искание чести первенства, зависть к другим имеющим преимущества, подвигает таких желателей к поношению, к злословию на тех, кто сие имеет или через кого сие получается. Язык их, как бритва изощренна! Избави, Господи, от человек некоторых и бесов, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи! Избави мя от всякого искушения. Господи! Не введи мене в напасть. [1910 г.]
Божия сила и наша немощь
Святой Божий пророк молитвою небеса затворил, дождь с небес свел, сына вдовицы воскресил, студныя пророки заклал, огнь с небес на жертву свел, на небеса вознесся, но убоялся злобы Иезавели, грозящей смертью, убежал в пустыню, дав место гневу. Что это? После таких дивных дел, совершенных благодатью Божией, пророк убоялся жены злобной? Не для того ли, чтобы не подумал о себе высоко, что страх слабой жены привел в страх, что без Божией помощи и не мог ничего сделать. Из этого научимся не надеяться на свою силу, премудрость, но во всем надеяться на Бога и глубоко смиряться, сознавая, что если Бог не поможет, то не можем совершать великого и славного, но даже от единой тени страха убоимся и вострепещем. [20 июля 1910 г.]
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы