Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Благодушествуй совершая покаяние
«Бездна последняя грехов обыде мя, и волнения не ктому терпя, но яко Иона Владыце вопию Ти: от тли мя возведи» (Великий Четверг, ирмос канона, глас 6, на утрени). Вся жизнь моя переполнилась грехами, нет сил терпеть их бурного волнения, и я, подобно Ионе, ниспустившемуся даже до ада во чрево китово, в котором он задыхался от чрезмерного жара и тесноты, изнемогаю, томимый грехом, но, уповая на Твое великое милосердие, никакими грехами не преодоленное, взываю смиренно с ним: «Владыка! От тления страстей возведи мя, как и Иону возвел от кита, преобразуя Свое тридневное воскресение, в нем же и в пречистых, животворящих Твоих Тайнах да обрящу спасительные залоги спасительного Твоего всепрощения, в них же весь мир, верующие души обретают примирение и спасение. Слава Тебе, всемилостивый Господи Иисусе, грешников кающихся спасительное примирение и спасение. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, посетивший нас Своею милостью. [15 апреля 1910 г. Великий Четверток]
Скорбящий! Ищи утешения во Христе
Господь Иисус Христос молился в саду Гефсиманском о пронесении чаши [страданий], возложенных на Него правдою Божией. Спаситель, обремененный грехами всех людей, изнемогает, тужит, скорбит, возглаголит: «Прискорбна душа Моя даже до смерти». Так тяжек наш грех! Трикратно молился до кровавого пота о пронесении чаши и не получает ответа, токмо посылается Ему Ангел для Его утешения и подкрепления! Когда и малые скорби будут удручать тебя, молись о помощи ко Господу, прося у Него избавления и утешения. Сын Божий, опытно испытавший страдания скорби, ведый человеческого существа (природы) немощь, дарует тебе утешение и подкрепление, как и Сам, был утешен Ангелом по Своей человеческой природе, преискрен- не приобщившийся с нашею, но по Божеству и Своей Божественной силе не требующий подкрепления, Сам всем подающий силы, жизнь, разум и утешение. [15 апреля 1910 г. Канон Великой Пятницы]
Христе, Свете Божий
«Богоявления Твоего, Христе, к нам милостиваго быв- шаго... воскреснут мертвии и восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (Великая Суббота, ирмос канона, глас 6). Святая Великая седмица и благословенная Суббота, в ней же возлежит во гробе Божественный Мертвец, вземляй грехи мира. Весь православный христианский народ, чада Православной Церкви, многие бедные грешники исповедью и причащением Святых Пречистых Христовых Таин днесь видят в душевных своих храминах Свет Христова Богоявления, милостиво просветившего их души, бывши мертвыми, они восстают от падения и воскресают духовно, мрачное их состояние делается светлым и радостным. И ты, брат, если был далеко от благодати Божией, ходя в дружбе страстей, отселе обратившись Спасительным покаянием и причащением, береги тщательно этот милостивый Христов свет, ходя во страхе Божием, благоговении, целомудрии и смирении, от души возглашая: «Слава Тебе, Боже! Да возрадуется душа моя о Господе, яко призрел на мое смирение и помиловал душу мою». [17 апреля 1910 г. Великая Суббота, после литургии]
Сила Божией благодати
«Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона» (Великая Суббота, ирмос канона, глас 6). Дивное чудо всемогущества и благости Божией. Вместо того чтобы окончательно истлеть в утробе кита, пророк Иона извергается из ада смерти живым и невредимым, преобразуя тридневное воскресение Спасителя. И ты, брат! Быть может, от ранней юности, будучи ят мысленным китом — диаволом — и долгое время подпадая мучительству греховных страстей, был горько томим мысленным амаликом и всею его блудогубительною силою. Не унывай, не бойся! Возложи всю надежду на Сына Божия, «вземлющаго грех всего мира». Спасительное покаяние, данное грешником до последнего издыхания, Христова благодать, подадут тебе крепость и силу, чтобы злой грех не удержал над тобою власти, как кит не мог удержать пророка Ионы силою Христа Иисуса, тридневно от гроба воссиявшего. Итак, брат, дерзай о Господе, обновляясь живоносным воскресением. [17 апреля 1910 г. Канун Святой Пасхи, в храме читали деяния св. Апостол]
Скорби — виновны радости
Господь как человек принял смерть, пострадавши от Своего народа. Все было исполнено сетования, страха и печали. Апостол Петр, трикратно отвергшись Господа, горько плачет; прочие апостолы, исполненные и потрясенные ужасом, скрываются; Иосиф погребает Иисуса, плача с Никодимом; жены, сострадая любящему Мертвецу, приносят дорогое миро, чтобы помазать Его Святое Тело на погребение. В страдании Господа вся неодушевленная природа содрогалась, сострадая неповинному Страдальцу: воздух омрачился мраком, церковная завеса раздралась, солнце померкло, камни распались. Но вот молниеносно Ангел отвалил камень, тридневный Божественный Мертвец воскресает. Ангел пришедшим на гроб женам говорит: «Не плачьте, не бойтесь, радуйтесь! Господь восстал!» Господь явился Симону Петру, обрадовав его Своим воскресением и прочих Апостолов; неверующему Фоме дозволяет вложить руки и персты в про- боденное ребро и пронзенные руки и ноги; Господь нисходит во ад, низводя из него души, верующие Его пришествию; вся тварь веселится и радуется, потому что воскрес Христос и снята вечная клятва за грех со всего человечества. Адам и Ева ликуют в Твоем, Христе, воскресении; и мирстии вселенные все концы (пределы) торжествуют: Слава, Господи, Святому Твоему воскресению, потому что нас от ада и смерти и греха избавил еси. Днесь ликуют патриархи, пророки, яко их про образования и пророчества во Христе исполнились, ибо душа Его [Христа] не оставлена во аде и плоть Его (Пречистая) не видела тления, потому что Он, как от кита Иона, восстал тридневен от запечатанного гроба. О Христовом воскресении не убойся, верующий, отныне смерти, но, уповая на залог Христова воскресения, веруй, что и ты хотя умрешь, но со Христом воскреснешь, веруя слову Христову: Веруй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. И, 25). Сыне Божий, умерших нас грехом еще в сей жизни, воскреси спасительным покаянием и Сподоби вечного Небесного Царствия. [19 апреля 1910 г. Понедельник. Пасха]
Ищи мира и следуй за ним
Бывает, что брат в чем-либо погрешил, и любезное кроткое с ним объяснение могло бы все это исправить и водворить любезный мир, но вместо этого чувствуется, что этим оскорблено мое самолюбие, попрано мое я. При этом видится какая-то ревность, что погре- шение брата, нарушенное им послушание, приносит вред, приводит к соблазну других. Далее рождается, развивается на него подозрение как самочинника, похищающего себе право, на которое не было от старших благословения и соизволения, и вместо любви чувствуется к нему неудовольствие. Это чувство может действовать на брата, может смущать его (кто-то из св. отцов сказал: «Душа душе вместе падает»). Если он, как более мудрый, мог бы обвинить себя, сознаться в своей ошибке, испросить прощения, но самооправдание, своя воля, собственный разум омрачают душевные очи его, он не может прийти к самообвинению. Господи Боже наш, мир Твой даждь нам, Иисусе, мудрости недомысленная! Дай истинный разум, чтоб из-за маловажных дел не терять мир с братом, покрывая все любовью и всепрощением. [21 апреля 1910 г.]
Благодать обновляющая
20-23 апреля. Пасха. Стоит теплая погода, деревья распускают почки и листья. Зима ныне была очень теплая, санный путь чрез озеро был ненадежный по случаю тонкого льда. Являлась мысль: «Появившаяся комета Галлея с хвостом, не она ли, заимствуя лучи от солнца, сообщает их более земле, планете согреваемой и всегда солнцем, не так или еще более в большей мере?» Мысленное Солнце — Христос, изольет духовные Свои лучи благодати в Таинстве покаяния и причащения на хладную и грешную душу, и она, воспринявши ее, соделывается из хладной — горячею, из темной — светлою, из скверной — нескверною, из грешной — святою, как огонь благодати, коснувшийся преподобной Марии Египетской во храме Иерусалимском, соделал ее равноангельною. Слава многому милосердию Божию, спасающему кающихся грешников, жаждущих милости Божией. [23 апреля 1910 г. День праздника в честь Живоносного Источника]
Милость Божия к грешным
«Увижду язву, от неяже исцеле великий струп человеческий» (из стихиры на Господи воззвах, в неделю Фомину). Какое великое благодеяние оказано человечеству спасительными страданиями нашего Спасителя! Все люди начиная с праотца Адама были поражены великою язвою греховною, которая, как, сросшись в общий смрадный струп греха, умертвила все человечество. Насколько этот смрад усвоился, нравился людям, что они даже не ощущали смрада, а признавали, что так и должно быть, таково свойство греха, омрачающего душу! Зная, что Господь исцелил эту нестерпимую всемирную болезнь, будем совершать спасительное покаяние, будем всегда удаляться содействием Божией благодати от всякого греха, взывая в смирении сердца: «Иисусе, Ангче непорочный, вземляй грех всего мира, возьми наши тяжкие согрешения, покрой и очисти их Твоим милосердием и силою Твоего живоносного Воскресения, воскреси души наша грехом умершия». [25 апреля 1910 г.]
Божия милость
Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала (Пс. 32,1). Пророк, созерцая все великие благодеяния, как к нему относящиеся, так и ко всему его роду, чрез многие поколения в чувстве признательности к Божией благости сказал эти слова: и ты, душа моя, благодари, прославляй Господа, от юности твоей даже до старости хранящего, милующего и утешающего: что если бы не благий Промысл Божий хранил меня доселе, не сошла бы душа моя во ад? Несмотря на то что ты (душа) многими грехами оскорбляла Господа, Господь все терпит, ожидая твоего обращения и покаяния. Не медли же, спеши в объятия спасительного покаяния, пока еще двери милосердия Божия для тебя совсем не затворились. Милосерд Господь твой, Он говорит пророкам Своим: Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Из. 33,11). Слава, Господи, многому Твоему о мне милосердию! [25 апреля 1910 г.]
Божия истина
«Иисусе, истино, лесть отгонящая» (слова из акафиста Иисусу Сладчайшему). Всякую бесовскую лесть, всякое лукавство, всякое злое мудрование, всякую неправду, «Иисусе, истино», отгони далече от душ наших, просвети ум наш светом Твоих спасительных заповедей, утверди в истинной вере, чтобы непоколеблемо быть выше всякого ложного человеческого мудрования. Без Твоего, Иисусе, просвещения многие бедные люди заблуждаются в истине правой веры, увлекаясь всякими ложными мнениями и расколами. Иисусе, «мудрость недомыслимая», просвети умы наши Божественною мудростью, чтобы ясно познавали пути Твоих законов и веры святой, Кафолической Православной. Без Твоего вразумления, «Свете истинный», мы легко заблуждаемся во мраке лжи, сомнения и неверия. «Во свете Твоем узрим свет!» Просвети очи наши, да некогда уснем в смерть, да не речет враг наш: «Укрепихся на них». [26 апреля 1910 г.]
Господь — наша надежда
«Возверзи на Господа печаль твою», все заботы ваши возложите на [Господа]: ибо Он печется о вас (1 Пет. 5, 7). Все, что касается до тебя, и в телесном, и духовном отношении, возлагай на Божественный благий Промысл Божий. Если, по Писанию, и «малая птица не упадет на землю без воли Отца Небесного», то тем более Промысл Божий печется о человеке, существе разумно-духовном. Все помыслы малодушия, многозаботливости, докучающие тебя даже во святом храме на молитве, гони далеко от себя силою веры и молитвы в помощь Божию. Познавай, если Господь хранил, хранит тебя доселе, от дней младенчества даже до старости, веруй, что и впредь, и всегда сохранит и поможет, утешит и успокоит не только в этом маловременном житии, как «тень преходящем», но даже на целую вечность. Господь говорит: Не оставлю тебя, не покину тебя (Нав 1,5). Посему и мы скажем: Господь просвещение мое и спаситель мой, когоубоюся? (Пс. 26,1). [30 апреля 1910 г.]
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы