Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Да, чайка на зановесе МХАТа :))



А как зовут писателя на пароходе?! : )) А что писал сам А.П. Чехов в письме о своей пьесе – «Пять пудов любви» - чем не верные слова о Поручике, постаревшим на десять лет после одной Ночи Любви - любовные пуды давят и на душу, и на тело! А чем комедия кончилась – гибелью героя и героини. Да и чайка – символ – утраченной женской любви и материнского плача по умершому ребёнку, и, если у А.П. Чехова в пьесе есть и утраченная женская любовь и материнский плач по умершому ребёнку, то у Н.С. Михалкова – это утраченная Любовь героев, которые Её проглядели и Плач по умершей России:

Детьми замученная мать,
И мы обречены судьбою
Тебя любить и понимать,
И плакать горько над тобою.
Россия – ты ещё жива?
Ты новой ждёшь войны и крови?
На помощь звать, но где слова,
И есть ли нынче сила в слове?!

Марианна Колосова – поэт «России в изгнании». Происходила из древнего рода кубанских казаков. Отец был священником. После революции убит «воинствующими безбожниками». Жених поэтессы - белогвардейский офицер, был расстрелян на её глазах…

Любовный шарф голубой у Поручика украли…А герой романса покончил собой -... утопился!

Волнуйся, волнуйся над свежей могилой,
Но ты не промокнешь страдальца слезой.
Я камнем холодным остался без милой…
Ты вейся, как смерть, надо мной…

Поручик тоже " камнем холодным остался без милой…" на дне Чёрного моря... Вместе с пароходом-Россией...
***

№ 160 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 19.10.2014, 08: 27
«Россия станет, как Грааль
Иль Атлантида для поэта».
«Люди, львы, орлы и куропатки…»

— Где лебеди? — А лебеди ушли.
— А вороны? — А вoроны — остались.
— Куда ушли? — Куда и журавли.
— Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались.
— А папа где? — Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
— Куда возьмёт? — На лебединый Дон.
Там у меня — ты знаешь? — белый лебедь...
Марина Цветаева, 9 августа 1918

[Птицы и люди > > ]

В начале фильма есть грандиозный кадр – развалины баррикады, гора мусора – и на всём этом трёхцветная тряпица –это всё, что осталось от Российской Империи! И на этом фоне – Павлин.
Я уже писала о троичности образов – здесь это три птицы – Павлин, Чайка и Ворон (плюс – оригами есаула).
Есть в начале ещё один блестящий кадр – трамвай – символ Революции, в спектакле Дэнни Бойла «Франкенштейн» Революцию, правда, научно-техническую символизирует поезд. Безупречная метафора. Если у Есенина – поезд и жеребёнок, то в фильме – трамвай и павлин. Техника победила Природу. Город Деревню.

«Павлин... Бродяга-павлин, теперь никому не нужный…

Кончились люди, только кроткие курочки, павлин - райская птица…

Я ни о чём не думал. Я хищно схватил его, вдруг отыскал в себе дремавшую, от далёких предков, сноровку - ловца-зверя. Он отчаянно крикнул трубой, страхом, а я навалился на него всем телом и вдруг почувствовал ужас от этой красивой птицы, от глазастых перьев, от её танца, раздражающего перед смертью, от пустынных, зловещих криков... Я вдруг почувствовал, что в нём роковое что-то, связанное со мной... Я давил его шёлковое синее, скользкое горло, вертлявое, змеиное горло. Он боролся, драл мою грудь когтями, бил крыльями. Он был силён ещё, голодный... Потом он завёл глаза, затянул беловатой плёнкой... Тут я его оставил. Он лежал на боку, чуть дышал и трепетал шеей. Я стоял над ним в ужасе... я дрожал... Так, должно быть, дрожат убийцы. Слава Богу, я не убил его. Я гладил его по плюшевой головке, по коронованной головке, по атласной шейке. Я поливал на него водой, слушал сердце... Он приоткрыл глазок и посмотрел на меня... и дёрнулся... Ты прав, Павка... надо меня бояться. Но он был слаб и не имел сил подняться. Мне теперь будет больно смотреть на него и стыдно. Пусть унесут его...

Я беру остатки моего - не моего - павлина и с тихим чувством, как нежный цветок, кладу на веранде - к усыхающему «кальвилю». Последнее из отшедших. Пустоты всё больше…

Разлетятся всюду блестящие пёрышки выщипанной российской птицы! Вещи находят руки, а человек могилу. Теперь человек и могилы не находит…» И.С. Шмелёв. «Солнце мёртвых», Март-сентябрь 1923 г., Грасс, где некоторое время жил у Бунина, там и написал свою эпопею.

Только в самом конце читатели понимают – Павлин – метафора России. И Герой душил Её – « Всё сами сделали, всё своими руками сделали », говорит нежный и циничный интеллектуал Кока в фильме Н. Михалкова.

В раннем христианстве «глаза» павлиньих перьев символизировали Всевидящую Церковь. Она является так же символом бессмертия и воскресения, так как эта птица обновляет оперение, становясь всё красивее. Позже эта символика усложнлась и дополнилась – по причине того, что павлин любит покрасоваться - символика греха тщеславия, гордыни и роскоши. Вот так и у Шмелёва, и в фильме Михалкова – Россия – райская птица, но гибель её – расплата за грехи. В литературном произведении – его убили и сожрали, в фильме – расстреляли.

К символике Чайки (№ 159) присоединяется очень тонкий момент – есаул смастерил птицу-оригами, которую он запускает в воздух из 1920 года, а она превращается в живую Чайку уже в 1907 году – вот так за одну секунду оживает мёртвая «бумажная» Россия, хотя бы в памяти! К слову сказать – чайка это ещё мятущаяся человеческая душа (пьеса Чехова) – у другого классика есть похожая метаморфоза – «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение?.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа», Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 год. Толи птица, толи тройка коней, толи мертвая бумажная, толи живая настоящая… Может быть – Россия – Феникс – сжигающая сама себя в огне и возрождающаяся?

Вороны в финальной сцене – свидетели гибели баржи-России – воплощение греха. Вороньё, окружающее Георгия Сергеевича. Чего один Кун стоит... Аллюзия на знаменитое стихотворение Цветаевой. Более того – лебединой песней умерщвлённых Белых Офицеров становится … песнопение из чина " Заздравной чаши в честь царя Алексея Михайловича", но известного больше, что естественно - КАНОН СВЯТОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ, Тропарь Кресту, глас 1:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь