Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Окаянство на Руси, «Как дальше жить, капитан?»



 

…Я знаю, куда мы плывём.
Капитан, я пришёл попрощаться с тобой…

Матросы продали винт эскимосам за бочку вина,
И судья со священником спорят всю ночь,
Выясняя, чья это вина.
И судья говорит, что всё дело в законе,
А священник - что дело в любви.
Но при свете молний становится ясно -
У каждого руки в крови
…©

«7 ноября 1920 года...Потерялся в полях русского окаянства...», М. М. Пришвин

«Плодовитый был всё-таки наш Елецкий чернозём: я был в первом классе, а из четвёртого тогда выгоняли Бунина», М. М. Пришвин

А преподавателем в той гимназии был тогда … В. В. Розанов.

«Страшно сказать: но я не хочу такой России, и она окаянна для меня. Для меня «социал-демократическая Россия» – проклята», В. В. Розанов, осень 1917

«Окаянные дни», И.А. Бунин, 1925

Поручик летом 1907 года цитирует А.П. Чехова (что не удивительно, с таким колличеством аллюзий на последнего в фильме) в разговоре с Егорием о Боге и «обезьянах» -«Человек - это то, во что он верит» отмахивается молодой человек от отрока…

Однако, есть изумительная реминисценция, отрадно, с характерным названием – «На дне» - сначала -: )), затем -: ((

«Пепел: Бог есть?
Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет… Во что веришь, то и есть
…»

Максим Горький

«Егорий: Значит от обезьяны?
Поручик: Человек - это то, во что он верит
…»

А Подпоручик осенью 1920 года (как нарочно 13 лет спустя! ) сначала -: )), затем -: (( в разговоре с Капитаном, до которого дорос тот Поручик:

«Ненавижу русскую литературу. Сами себя столет г-ном поливали…»

«Всё-таки русская литература как-то несравненно колоритна.Какие характеры, какое чудачество. Какая милая чепуха. Не вернусь ли я когда-нибудь к любви литературы? Пока ненавижуЗагаженность литературы, её оголтело-радикальный характер, её кабак отрицания и проклятия - это в России такой ужас, не победив который нечего думать о школах, ни даже о лечении больных и кормлении голодных… Пришёл вонючий «разночинец». Пришёл со своею ненавистью, пришёл со своею завистью, пришёл со своею грязью. И грязь, и зависть, и ненависть имели, однако, свою силу, и это окружило его ореолом «мрачного демона отрицания»; но под демоном скрывался просто лакей. Он был не чёрен, а грязен. И разрушил дворянскую культуру от Державина до Пушкина. Культуру и литературу...», В. В. Розанов, ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ, 1915

Вот здесь самое интересное – Розанов имеет в виду конкретного «разночинца» - Николая Константиновича Михайловского. Во-первых, он известен своей статьёй – «Теория Дарвина и общественная наука» из названия легко понять что, с кем и как, зачем он связывал. Во-вторых, сначала популяризировал в матушке России Маркса, потом до конца жизни боролся со всеми мастями русских марксистов. В-третьих, именно он редактировал письмо террористов Исполнительного комитета Александру III после терракта, в ходе которого убили Александра II. Близко дружил с Некрасовым, были близки идейно. Оно и понятно. Революционеры, коих Некрасов воспевал, не простили ему его знаменитую оду, где он требовал … расправиться… с революционерами… Прям как с Михайловский с Марксом… С кем поведёшься…

...За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупречно.
Умрёшь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Вещал «Поэт и гражданин» революционерам и …«Ваше сиятельство, не щадите виновных! » - Муравьёву (Вешателю! ) публично! Несколько раз! Выбешивал «поэт и гражданин» даже полицейских!

«Подлец, вредный иезуит. Из-за него столько народу сидит в казематах, а он катается в колясках, как ни в чём не бывало» - вспоминал один жандарм по сему поводу.

«Поёт о нужде крестьян, а сам довёл своих бывших крепостных до того, что те приходили жаловаться на него к княгине Белосельской-Белозерской», Гончаров.

«Браво, Некрасов… браво!.. Признаёмся… этого и мы от Вас не ждали, а ведь Вам известно, как интимно мы знаем Вашу биографию и как многого могли от Вас ждать. Браво, Некрасов, браво! », Герцен

О скандале с похоронами Некрасова я уже писала.

Нежного убийцу Коку, в принципе, понять можно… «картёжник и пьяница»… «дорогу грудью»…
Михайловский был тоже «загадочный» - приветствовал убийство Александра II, редактировал письмо террористам, однако … ответственности с ними за это не разделял! С кем поведёшься…

«— Конечно, не без вмешательства; только вряд ли это вмешательство будет решающим.
— А... террор?
Михайловский несколько мгновений помолчал.
— Террор? Да, вряд ли минует и эта чаша новое революционное поколение. В терроре есть что-то роковое, неизбывное... Как проклятие...
— Значит — Вы против террора? Или я не так понял? Конечно, кровь — есть ужас; но ведь и революция — кровь. Если террор роковым образом неизбежен, то значит — он целесообразен, он соответствует жизненным условиям. А тогда...
Михайловский с какой-то особенной, горькой интонацией перебил меня:
— Не будем об этом говорить. Я не революционер. Всякому своё. Есть такие пути — кто сам ими не идёт, тот не может на них указывать.Неизбежность того, чему не можешь быть сопричастником, — это... это трагедия... Я слишком много видел таких трагедий и не желал бы никому — того же...
», 1891, В.М.Чернов явно «был в шоке».

Всё это явно и косвенно подразумевал Подпоручик Лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка - барон Николай Александрович Гульбе-Левицкий…

Ну и напоследок снова его любимый Розанов:

«Как всё произошло (Кажется, я это где-то слышала: )) – прим. моё ).Россию подменили. Вставили на её место другую свечку. И она горит ЧУЖИМ пламенем, чужим огнём, светится не русским светом и ПО-РУССКИ НЕ СОГРЕВАЕТ КОМНАТЫ. Русское сало растеклось по шандалу. Когда эта чудная свечка выгорит, мы соберём остатки русского сальца. И сделаем ещё последнюю русскую свечечку. Постараемся накопить ещё больше русского сала и зажечь её от той маленькой. Не успеем – русский свет погаснет в мире» - сказал перед смертью философ-литератор… «Н е о б о ш л о с ь! »

«Я очень люблю Некрасова, и часто перечитываю его с большим удовольствием. Это большой и яркий талант: возьмите хотя бы некрасовский «Мороз, Красный нос» — какое это ослепительное великолепие! Как хороши в нём картины русской природы, как пленительны образы русской женщины. Я положительно удивляюсь, как Толстой, этот великий художник, почти со сладострастием изображающий картины пластичного мира — вспомните, например, его описание царскосельских скачек — не оценил поэтического дарования Некрасова. После Пушкина и Лермонтова, Некрасов не пошёл за ними, а создал свою собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон — между тем, как и Ал. Толстой, и Майков, и Полонский, Некрасов далеко ещё не отжил своего времени; и не скоро ещё потеряет интерес, так как это был искренний и настоящий художник», ИВАН БУНИН

Вот так живётся на Руси…


 

***

№ 415 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 1.11.2014 16: 46

Созерцатель,

№414
" Ничего не понимаю..." : ))
Михалков говорит, что Поручик -это его alter ego. Лукавит? Может хотел сказать, что на вопросы с которыми Капитан ко всем обращается, и он не знает ответов?
" Я тут Маркса почитал, С Каутским посоветовался, к Ленину заглянул..." : ))
получается- alter ego Михалкова и есть подпоручик?


Насчёт понимания / непонимания фильма - могу лишь поделиться своими личными мыслями и впечатлениями, истину, разумеется не вещаю: ))

Для меня, как я уже говорила, сцена " исповеди" Подпоручика в финале - ключевая. В моём понимании - Николай (кстати - у него единственного есть имя) - alter ego Поручика, так сказать, каким он мог быть, если бы не «солнечный удар», когда Далила обессилила Самсона... С точки зрения логики, Вы - абсолютно правы, если Кока - alter ego Поручика, а тот по интервью - близок позиции режиссёра, то вывод - Подпоручик тоже близок автору: )) Но, если серьёзно, то мне представляется, что здесь эти два героя - " двойники", как у Достоевского - эдакий один главный персонаж. Я об этом тоже уже писала. Именно это я имела в виду, когда я упоминала, что " он" (двойной персонаж) есть выражение мировозрения режиссёра - когда лучшие воины Добровольческой Армии главные выводы сделали слишком поздно! Один решил поговорить с Егорием только на пути к смерти, а Подпоручик, совершив единственный, вроде бы, стоящий мужской офицерский поступок (история с Полковником), но, ведь по сути - всё это - уже бессмысленно и не нужно - Дорого яичко к Христову дню - в другие дни - это не подарок, так и эти офицеры. А в том многострадальном стихотворении, коим оно стало на этом форуме, Волошин говорит верные слова - " С Россией кончено... На последях /
Её мы прогалдели, проболтали" и призывает кары он на себя, а не на Россию, более того, я же выделила место, где оно было написанно, что очень важно!

№ 297
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

Максимилиана Волошина 23 ноября 1917 г. в Коктебеле


В Коктебеле - у Волошина собиралась творческая элита, которая несла ответственность наравне с армией, предавшей императора и народ. Когда Волошин в стихе пишет " родину народ / Сам выволок на гноище, как падаль" - этот " народ" собирательный образ множества людей, а не народ в смысле -русский народ. И это, действительно, Иудин грех определённой части интеллигенции и армии - можно вспомнить того же Бунина " Окаянные дни":

" 2 марта.
" Развратник, пьяница Распутин, злой гений России". Конечно, хорош был мужичок. Ну, а вы-то, не вылезавшие из " Медведей" и " Бродячих Собак"? Новая литературная низость, ниже которой падать, кажется, уже некуда: открылась в гнуснейшем кабаке какая-то " Музыкальная табакерка" - сидят спекулянты, шулера, публичные девки и лопают пирожки по сто целковых штука, пьют ханжу из чайников, а поэты и беллетристы (Алешка Толстой, Брюсов и так далее) читают им свои и чужие произведения, выбирая наиболее похабные. Брюсов, говорят, читал " Гавриилиаду", произнося всё, что заменено многоточиями, полностью. Алёшка осмелился предложить читать и мне, - большой гонорар, говорит, дадим.
" Вон из Москвы! " А жалко".

Или же:

9 марта.
Нынче В. В. В.- он в длинных сапогах, в поддёвке на меху, - всё ещё играет в " земгусара", - понес опять то, что уже совершенно осточертело читать и слушать:
- Россию погубила косная, своекорыстная власть, не считавшаяся с народными желаниями, надеждами, чаяниями... Революция в силу этого была неизбежна...
Я ответил:
- Не народ начал революцию, а вы. Народу было совершенно наплевать на все, чего мы хотели, чем мы были недовольны.
Я не о революции с вами говорю, - пусть она неизбежна, прекрасна, всё, что угодно. Но не врите на народ - ему ваши ответственные министерства, замены Щегловитовых Малянтовичами и отмены всяческих цензур были нужны, как летошний снег, и он это доказал твёрдо и жестоко, сбросивши к чёрту и временное правительство, и учредительное собрание, и " всё, за что гибли поколения лучших русских людей", как вы выражаетесь, и ваше " до победного конца".

Разве не про этих литераторов говорил нежный и циничный Подпоручик? И разве это - не ненависть Бунина к этой литературе? К слову сказать, огромное большинство " поэтов и беллетристов" воспевали войну, а в действующей армии были только Гумилёв и Лившиц... (Евгений Лукин: два фронтовика – Шарль Пеги и Бенедикт Лившиц)

Разве не про этих " революционэров" говорил нежный и циничный Подпоручик? И разве это - не защита Бунина народа и признание своей вины, он же и про себя говорит " мы, наша", имея в виду творческую интеллигенцию (к которой себя таким образом причисляет), оппозиционную литературу вообще?

Кока тоже самое говорит - " Сами... своими руками" - дело не в плохих иноземцах, не в русском народе, не в большевиках, а в конкретном человеке в его конкретных поступках. Я так поняла мысль Михалкова. Когда уже поздно - даже лучшее оборачивается худшим или ничем. Но я ни в коей мере не осуждаю Николая - в его безвыходном трагическом положении с этим Полковником - он был ЕДИНСТВЕННЫЙ кому было не всё равно!... Кто, узнав об участи Ротмистра, взял ответственность на себя... Ротмистр тоже за того единственного говорил, помните?..

***

№ 416 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 1.11.2014 19: 39

«Россия станет, как Грааль
Иль Атлантид а для поэта». «Малые сии» в фильме " Солнечный удар"

…В детях рай, но в детях все пороки, —
Потому надменны эти строки.
Кто из них доволен дележом?
Кто из них не плачет после ёлки?
Их слова неумолимо-колки,
В них огонь, зажжённый мятежом.
Кто из них доволен дележом?
Есть, о да, иные дети — тайны,
Тёмный мир глядит из тёмных глаз.
Но они отшельники меж нас,
Их шаги по улицам случайны…М. Цветаева, 1910

[" Есть, о да, иные дети — тайны" > > ]

В заметке № 198 «Колыбель и коляска» я уже писала, что тема детей ключевая в этом фильме. О главном мальчике Егории я написала, но там и другие детишки интересны.
Например, Девочка Оля. В каюте она читает газету, причём выбрала, что ей интересно, а интересно ребёнку о Тифлисской экспроприации. Именно о ней она расспрашивает Незнакомку, тётя, как и её будущий возлюбленный от Егория - она отмахивается от отроковицы – «Экспроприация – это когда у тебя что-то есть, а потом – нет» и вообще – «Читай лучше объявления»… Сама она занята тоже чтением, к сожалению, не разглядела книгу, роман, наверное. Вот из таких нежных девочек и вырастают те «фиалки и розочки», что после террактов, приговорённые к смертной казни, фотографируются… на память.. Потому что взрослые с ними не разговаривают о главном – девочка Олечка, в отличие, от Незнакомки жила «на земле» - В России 1907 года. Революция. Самое скандальное и крупное ограбление - 13 июня 1907 года - Тифлисская экспроприация (по одной из версий, руководил этой операцией будущий Сталин)…

Та же Розалия из купеческой семьи и образование хорошее…
Та же знаменитая Верочка – дворянка…
Та же упоминаемая в фильме Ревека Моисеевна Фиалка имела хорошую профессию…

«Женский тип революционной героики, а точнее - восприятие этой героики современники сравнивали не просто с религиозным культом, но с особой, наиболее экзальтированной его разновидностью - хлыстовством. В. Розанов усматривал хлыстовский элемент в почитании " живых богородиц" революции, Вера Фигнер в его глазах была " явно революционной " богородицей", как и Екатерина Брешковская или Софья Перовская..." Правда, в отличие от представления о хлыстовских " богородицах", актуального для культурной элиты " серебряного века", экзальтированное преклонение перед женскими инкарнациями революционного героя в рамках мифологии подполья было лишено эротических коннотаций. Даже авторы антиреволюционной литературы, в описании революционных героинь следовавшие перевёрнутому с ног на голову канону (то, что в контексте радикальной субкультуры оценивалось однозначно положительно, они оценивали безусловно отрицательно), позволяли своим женским персонажам отдаваться чувству к мужчине, выходить замуж и рожать детей только после того, как те отказывались от революционной карьеры, переставали быть Героинями. Постепенно канон совершенно лишался плоти, оставалась одна словесная оболочка - выхолощенный знак, лишённый человеческого содержания:
Моих сестёр надеждой золотой
Озарены страдальческие лица...
В огонь к тебе моих сестёр я кину...
Отправляя страдальческих " сестёр" в огонь, а главное, публикуя это стихотворение в сборнике революционно-демократического характера, поэт явно рассчитывал, что публика и без его помощи поймёт, кто такие " сёстры" и в какой огонь они брошены (конечно, в огонь борьбы). Вне контекста субкультуры Подпольной России это стихотворение выглядит бессмысленно
». М. Могильнер, «Мифология " подпольного человека": Радикальный микрокосм в России начале XX века»

Не могу удержаться – «Что первично: жизнь или литература? Странный вопрос, казалось бы... Странный, но не в России. У нас " новую жизнь" делали именно писатели, не только, так сказать, посредством внедрения идей в массовое сознание, сидючи за письменным столом да выдумывая всяческих " лишних" и " подпольных" героев, но нередко действуя и собственным практическим примером. Вспомним: Радищев, Рылеев, Достоевский... Степняк-Кравчинский, Савинков и многие-многие другие. Названных последними смело можно считать главными героями чрезвычайно интересного исследования Марины Могильнер, посвящённого " академической истории дореволюционной российской интеллигенции, которая естественным образом находится в зависимости от влиятельных мифологем, созданных интеллигенцией в порядке самоописания". Это исследование радикальной мифологии, созданной радикальной интеллигенцией, исследование от Степняка до Савинкова, то есть от пафоса до развенчания, от возникновения понятия " Подпольная Россия" (которое само, кстати, " изначально возникло как название литературного произведения: в широкий обиход его ввёл террорист и писатель С. Степняк-Кравчинский в серии одноимённых беллетристических " революционных профилей" в 1882 году", с. 7 - 8) до 1913 г., когда " интеллигенция... в массе своей всё меньше походила на рыцарский орден... начинала идентифицировать себя с " общественностью" … Закончу следующим размышлением. Помимо исторического, культурного и литературоведческого аспектов, на мой взгляд, сегодня исследование Марины Могильнер приобретает особый, современный и футурологический, интерес, ведь в большинстве своём мы живём, с одной стороны, как всегда в пространстве куда более мифологическом, нежели реальном (пусть наша извечно революционная история, действительно, повторилась в виде фарса), а с другой - во время нового, пожалуй, более страшного, чем когда-либо, витка терроризма» Распопин В.Н. рецензия на выше названное исследование.

Есть там и две девочки-подростка – копии чеховских героинь («Каникулярных работах институтки Наденьки N» (1880)) Они подходят к пейсателю Тригорину, чтобы «Напишите нам, пожалуйста, в альбом о Любви! Для Веры и Надежды» Вера, Надежда о Любви… А этот пошляк что-то такое написал, что у девчонок лица изменились и они даже поинтересовались –писатель ли он?!

Это уже который обман детей – Егорий, Ольга, Вера, Надежда –одни имена чего стоят!..

Был и ещё один Мальчик – Пётр. Вот, пожалуй, единственный Рыцарь и Победитель. Он пристально в бинокль рассматривал Героиню-Незнакомку! Единственный – так смотрели на Главного Героя – сама Возлюбленная и в лагере для военнопленных! Дальше он учавствует в дуэли с Поручиком за шарфик, который здесь символ знаменитой «голубой мечты» - здесь и Генрих Новалис и весь русский Серебряный век – маленький Петечка выиграл у взрослого Поручика – и шарфик Прекрасной Дамы, и Будущее, которое ещё подёрнуто голубой дымкой. И кто знает, станет ли он офицером и не окажется ли подобно Егорию у Красных среди Победителей, как многие дворяне и чины императорской армии...

Теперь, если вспомнить все значения этого шарфа в фильме, то выйдет, что Поручик-Капитан проиграл вчистую – пароход-Россия, баржа-Русская Императорская Армия и Мальчик, что Даме принёс её потерянный шарф. 3/0 – снова все параллели сошлись. Чистая математика.Троичная гармония золотого сечения (у Пушкина в романе «Евгений Онегин» как заметил великий Валентин Семенович Непомнящий - стол имеет туже символику – стол за которым Женечка прихорашивается, стол за которым он ест и как итог – стол, на котором он находит хладный труп дядюшки – после чего Женечка решился изменить образ жизни, но «не обошлось! »…)

И ещё один Мальчик – помощник Фокусника, тот который «сало сожрал», только вот мальчик, плача кричал что-то в духе – «Обещали … бульон…»…

Такие вот 3 мальчика и такие вот 3 девочки в фильме «Солнечный удар». «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Кто там в фильме на дне морском оказался…

***

***

№ 476 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 00: 37

где аристократизм, где " порода"?


Так и хочется ответить - у классика! : ))

" Мы знаем дворян Тургенева, Толстого, по ним нельзя судить о русском дворянстве в массе, так как и Тургенев и Толстой изображают верхний слой, редкие оазисы культуры", И. А. Бунин

" У господ было в характере то же, что у холопов: или властвовать или бояться " - " Суходол"

проклятые краснюки - птичку застрелили, все белыми нитками шито


" Мужики, разгромившие осенью семнадцатого года одну помещичью усадьбу под Ельцом, ощипали, оборвали для потехи перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, летать, метаться, тыкаться с пронзительными криками куда попало.
Но что за беда! Вот Павел Юшкевич уверяет, что " к революции нельзя подходить с уголовной меркой ", что содрогаться от этих павлинов -- " обывательщина ". Даже Гегеля вспомнил: " Недаром говорил Гегель о разумности всего действительного: есть разум, есть смысл и в русской революции ".
Да, да, " бьют и плакать не велят ". Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? С какой меркой, кроме уголовной, могут " подходить к революции " те священники, помещики, офицеры, дети, старики, черепа которых дробит победоносный демос? Но какое же дело Павлу Юшкевичу до подобных " обывательских " вопросов! "
Окаянные дни

но нет, у нас задача Некрасова обхаять была..


" Обхаять" Некрасова больше чем он сам себя своей знаменитой одой в 1866 году никому не получиться...

А вот Землячка мне очень напомнила Ксю, да ещё и очёчки в тему, видимо, бесогон to be continued...

 

***


№ 492 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 01: 52

№490 КАШ
А как вам тип человеков, которые часов не своруют, но спокойно и расчетливо убъют сотни людей?


Мне кажется, здесь дело не только в них... так сказать - в танго всегда двое...

"... Так как мы... имели сообщников не только по губернским городам, но и по провинциальным закоулкам, ( и все эти сообщники имели друзей и близких ) и были окружены целым слоем так называемых сочувствующих, за которыми обыкновенно следуют ещё люди, любящие просто полиберальничать, то и выходило, в конце концов, что мы встречали повсюду одобрение и нигде не находили нравственного отпора и противодействия", Вера Фигнер

***

№ 500 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 02: 38

[" Ненавижу русскую литературу! Сами себя сто лет поливали..." > > ]
" Ненавижу русскую литературу! Сами себя сто лет поливали..."


" Люди из бумажки; от лакейства мысли всё это". Ф.М. Достоевский, " Бесы"

"...По словам Владимира Карповича Дебагория - Мокриевича, пример Нечаева подтолкнул его к принятию тезиса цель оправдывает средства. " Так, мало-помалу, - вспоминает Дебагорий-Мокриевич, - мы приблизились к революционному мировоззрению, и нужно сказать, что в этом вопросе... большую роль сыграла наша литература. Благодаря цензуре, прямой проповеди революции, конечно, не было, но было другое: сочувствие к революционным методам борьбы сквозило между строк у многих русских писателей"...

...Парадоксально, что не размышления над несправедливостью режима, а литературные впечатления часто выступали как изначальные стимулы к революционной борьбе. В указателях и программах для чтения, составленных в среде народнических кружков в 1880-х годах, " раздел беллетристики стоит на первом месте, а затем идут другие разделы знания, позволяющие знакомиться " с общими историческими социальными законами" "...

..." Я читала о Нечаевском процессе, меня влекло к этим лицам, но было в этом влечении много книжного, образы их не имели реального оформления и были для меня такими же любимыми героями, как Рахметов, Лео из романа Шпильгагена " Один в поле не воин", тургеневский Базаров" В. И. Дмитриева

Е. Н. Чириков вспоминал о годах своей гимназической юности (1880-е): " В старших классах мы уже группировались в " кружки саморазвития" и, подчиняясь революционному духу того времени, читали Михайловского, Шелгунова, Миртова, Чернышевского, Писарева и обязательную, так сказать, для всякого мыслящего гимназиста беллетристику: Омулевского Шаг за Шагом, Мордовцева Знамения времени, Что делать? Чернышевскогоу Эмма Швейцера, Между молотом и наковальней Шпильгагена, Кто виноват? Герцена и др"

Н. Я. Абрамович, который, судя по его списку, моложе Чирикова лет на десять: " Что знала наша молодёжь? На чём она воспитывалась?.. Что делать? Чернышевского, тенденциозные романы Омулевского, Шеллера, статьи Михайловского, затрёпанные томики западных утопистов-социалистов да еще Дубинушка и Вставай, подымайся. Теоретика подпольных изданий, романы Степняка, брошюрки эмигрантов" "

Фрагменты книги М. Могильнер, «Мифология " подпольного человека": Радикальный микрокосм в России начале XX века»

***

№ 513 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 04: 11

Существовал ли реальный подобный факт о затоплении белогвардейцев?


Маршал СССР В. И. Чуйков

Некоторое время спустя к поселку Усть - Сарапулка течением прибило к берегу горящую баржу. Это был белогвардейский « плавающий крематорий ». В нем в запертых трюмах находились сотни борцов за Советскую власть. Днем 3 июня на Каме вниз по течению проплыли два плота с виселицами. На первом плоту было четыре, на втором — пять повешенных.


http: //militera.lib.ru/memo/russian/chuykov_vi4/index.html

В фильме - в первую очередь - это метафора, как и финал фильма " Русский ковчег", 2001 А. Сокурова.

***

№ 515 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 04: 24

Климова Екатерина разочаровала меня в этом плане(


А причём здесь эта актриса?

Вообще эротическая сцена в фильме это - реминисценция на рассказ " Визитные карточки" из цикла " Тёмные аллеи", антураж с пароходом так же: ))

[" Визитные карточки" > > ]

"...бежал по опустевшей Волге пароход " Гончаров"... И бесцельно и скучно провожала пароход единственная чайка - то летела, выпукло кренясь на острых крыльях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой реки и осеннего серого неба...

Она покорно и быстро переступила из всего сброшенного на
пол белья, осталась вся голая, серо-сиреневая, с той
особенностью женского тела, когда оно нервно зябнет, становится туго и прохладно, покрываясь гусиной кожей...
и победоносно пьяно взглянула на него, берясь за волосы и
вынимая из них шпильки. Он, холодея, следил за ней. Телом она оказалась лучше, моложе, чем можно было думать. Худые ключицы и ребра выделялись в соответствии с худым лицом и тонкими голенями. Но бедра были даже крупны. Живот с маленьким глубоким пупком был впалый, выпуклый треугольник темных красивых волос под ним соответствовал обилию темных волос на голове. Она
вынула шпильки, волосы густо упали на ее худую спину в
выступающих позвонках...

...И он заставил ее испытать то крайнее бесстыдство, которое так не к лицу было ей и потому так возбуждало его жалостью, нежностью, страстью...

Потом он ее, как мертвую, положил на койку. Сжав зубы, она лежала с закрытыми глазами и уже со скорбным успокоением на побледневшем и совсем молодом лице...

5 октября 1940"

" Визитные карточки"


"...бежал по опустевшей Волге пароход " Гончаров"... И бесцельно и скучно провожала пароход единственная чайка - то летела, выпукло кренясь на острых крыльях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой реки и осеннего серого неба...

Она покорно и быстро переступила из всего сброшенного на
пол белья, осталась вся голая, серо-сиреневая, с той
особенностью женского тела, когда оно нервно зябнет, становится туго и прохладно, покрываясь гусиной кожей...
и победоносно пьяно взглянула на него, берясь за волосы и
вынимая из них шпильки. Он, холодея, следил за ней. Телом она оказалась лучше, моложе, чем можно было думать. Худые ключицы и ребра выделялись в соответствии с худым лицом и тонкими голенями. Но бедра были даже крупны. Живот с маленьким глубоким пупком был впалый, выпуклый треугольник темных красивых волос под ним соответствовал обилию темных волос на голове. Она
вынула шпильки, волосы густо упали на ее худую спину в
выступающих позвонках...

...И он заставил ее испытать то крайнее бесстыдство, которое так не к лицу было ей и потому так возбуждало его жалостью, нежностью, страстью...

Потом он ее, как мертвую, положил на койку. Сжав зубы, она лежала с закрытыми глазами и уже со скорбным успокоением на побледневшем и совсем молодом лице...

5 октября 1940"

" Визитные карточки"

 

В фильме даже сохранили синеватые оттенки и " странное выражение лица" героини в " интересный момент" - по-моему - всё по Бунину: ))

***

№ 517 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 04: 31

№512 iz goroda K
" офицеры, (в предсмертной тоске, по мемуарам и воспоминаниям многих) а они у него на роликах катаются! Никитка! ты офанарел? "

Не надо так буквально примитивно воспринимать этот эпизод. Катание на коньках - это только образ, символ. А художник мыслит образами. Страна исчезла, " укатилась", - в смысле ушла в небытие. И офицеры тоже несут ответственность за это. Вот поэтому и возник этот образ молодого, ещё даже где-то счастливого /поэтому и катается/, не понимающего до конца трагизма ситуации и думающего что он вот-вот без проблем окажется в Париже в тёплом гнёздышке родителей, из которого он, видимо, совсем недавно выпорхнул.

Абсолютно согласна с Вами - более того - эта сцена идёт в смысловой связке со сценой с коляской, где Есаул рассматривает мальчишеские игрушки - этот парень-юнкер давно ли от этих забав сам отстал - он даже до конца не осознаёт, что происходит - веселится - катается... Да, кто-то взрослеет раньше, но кто-то вот так " на позитиве" всю жизнь... Тем более - папа с мамой уже у Парижу... Можно вспомнить в " Неоконченной..." где все вот так же веселятся, а там за доктором пришли - женщине плохо... а все мычат и свистят под " фортепиану"...

***

№ 519 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 04: 42 48 часов

№514 Евгений второй
508 yaroslav, прочитал Ваше мнение и задумался. Спрашивает этот офицер " С чего всё началось? " С чего начался этот развал страны. А ведь ответ налицо - с прелюбодеяния, которое он сам же и совершил в 1907 году. Не думаю, что Михалков задумывал этот ответ, но по сценарию так вполне можно подумать.


Я уже об этом писала - «Россия станет, как Грааль
Иль Атлантида для поэта». «Ah! reponds a ma tendresse»

«Тёмные аллеи»... К слову сказать – в сборнике - любовь или страсть снисходит на героев в летнюю пору – 18 раз! Упоминание остальных времён года – от 5 до 8 раз. Разница велика – у писателя любовь и страсть – это всегда «солнечный удар» в той или иной степени! Так что – главная книга писателя о русском Эросе – лето – знойное и жаркое. В фильме разыгрывается именно такая обобщённая летняя любовная услада по Бунину. Его хорошо известные мысли на этот счёт – любовь не может быть полной без плотской близости, но и последняя, лишённая духовного родства и близости – просто проявление зверя в человеке. В фильме мотив грандиозной единственной любви, осознаной далеко не сразу, а лишь после ночи «дорожного приключения» - непосредственно из рассказа «Солнечный удар», что лишь усиливает драматизм любовной истории Поручика. Что примечательно – каждый 3 рассказ сборника заканчивается трагично! И чаще всего подобной причиной становится супружеская измена или запретная страсть. Так что этот фильм - не столько экранизация конкретного рассказа Бунина, сколько бунинского представления о любви.

***

№ 523 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 05: 30

№ 520 Евгений второй,

название Солнечный удар в фильме не упоминается. Но очевидно, что это 1907 год - на пароходе. Фильм начинается с вопроса " С чего всё началось? " и когда показывают этот летний яркий пароход - тут же ассоциация с солнечным ударом - и ответ - всё началось с того солнечного удара - с неблагословенной любви.


По большому счёту - да. Только у самого Бунина с Любовью всё очень интересно в теории и творчестве... Любовь, что в фильме, что в рассказе " Солнечный удар" - запретная, как Вы выразились - " неблагословенная" - но она Единственная настоящая у героев. В его цикле за это карается, но автор всё-таки даёт героям эту любовь прожить: ))) Тут не мудрено голову сломать: )))) Помните как в романе " Обрыв" - " Боже, прости ее, что она обернулась!.." - вот у Бунина примерно так же.

название Солнечный удар в фильме не упоминается


Так, ведь, Героиня произносит - " Это был солнечный удар - а это надолго нельзя - от этого сгорают" : ))

Или у Бунина Героиня - " На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара..." : ))

Тут, я думаю, писатель лично читателю предлагал решить этот вопрос без морализаторства, а честно себе ответить - что бы сделал я, кабы " солнечный удар"...

Опять же библейская аллюзия в фильме - Самсон спит на коленях у Далилы - она его предала - " священные кудри" его обрезали, но она понимает только сейчас - этот Мужчина - Единственная её любовь (трактовка оперы). В фильме - тоже самое - пока он спит - " коварная филистимлянка" забирает нательный крест (вместо волос) - но она же его полюбила! " Така удруг заковыка " - как выражается герой Бунина в другом рассказе из цикла: )) Этот же лейтмотив проходит сквозь всю картину-фильм и в музыке, и в сюжете. Разумеется -моё имхо - но я именно так воспринимаю фильм: ))

Трагический конец самоубийства Самсона тоже начался с того, что он-воин не справился с " солнечным ударом"... Имя же Самсон - переводится - солнечный...: ))

***№ 527 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 5.11.2014 06: 22

№ 513 Дополнение - о использовании белыми барж я процитировала, теперь красные

[Спойлер > > ]

Август, 1920 год

«После прихода красных в феврале 1920 г. все офицеры должны были зарегистрироваться. Часть их расстреляли на Мхах. Другую часть погрузили на 2 баржи, погнали их к острову Ельники, напротив Верхней Койдукурьи. Те, кто были в первой, – сами выкопали себе могилы и тут же были расстреляны из пулемётов. Находившиеся во второй – взбунтовались, некоторые бросились вплавь, но спастись вряд ли кому удалось. Сейчас остров подмывается, обнажая человеческие черепа и кости».

Отметим, что в фондах ГААО сохранились списки офицеров, служивших у белых и оказавшихся в плену и зарегистрировавшихся у советских властей. Указаны 2 028 человек. Их чины и должности. У осужденных – за что и кем осуждены. Среди пленных встречаем известные фамилии: командующий войсками Архангельского железнодорожного фронта генерал-майор Б. Н. Вуличевич, начальник снабжения Северной области генерал-лейтенант П. А. Баранов, начальник Онежского района генерал-майор В. И. Замшин, а также бывший врид. начальника оперативного отдела штаба БВО полковник Генштаба К. К. Витковский".

Памятная книжка: Красный террор в советской Арктике, 1920–1923: (документальные материалы) / Юрий Дойков. – Архангельск, 2011. – 212 с.

***

№ 554 Ола, @e-mail (Самара) 5.11.2014 09: 18

А Землячка-по фильму-смотрелась убого и ненатурально, гротескно.......: -)

М. С. Султан-Галиев (политический деятель периода становления советской власти) оставил о Розалии Самойловне крымского периода следующие воспоминания: " тов. САМОЙЛОВА (Землячка) — крайне нервная и больная женщина, отрицавшая в своей работе какую бы то ни было систему убеждения и оставившая по себе почти у всех работников память «Аракчеевских времён». Не нужное ни к чему нервничание, слишком повышенный тон в разговоре со всеми почти товарищами, чрезвычайная требовательность… незаслуженные репрессии ко всем, кто имел хотя бы небольшую смелость «сметь своё суждение иметь» или просто «не понравиться»… В бытность тов. САМОЙЛОВОЙ в Крыму буквально все работники дрожали перед ней, не смея ослушаться её хотя бы самых глупых или ошибочных распоряжений".

Сейчас широко доступны мемуары участников, почему бы ими не воспользоваться? Они передали бы настроения тех дней, их трагизм. А здесь снова ощутимо отдаёт новоделом.
Землячке вложили несколько реплик-слоганов откровенно современного содержания:
- Оно вам надо?
- Здесь и сейчас!


Мне тоже современные реплики резанули слух. А по поводу мемуаров: в Крыму вроде уничтожили практически весь офицерский состав в годы, т.н. красного террора с 1918 по 1921, кому мемуары-то писать?

***

№ 555 Робеспьер, @e-mail 5.11.2014 09: 19

№550 Олег_32

Должен разочаровать, но к началу Первой Мировой русское офицерство уже давно было непрестижной службой для образованного человека, а к 1917 году младший офицерский состав были те же самые мужики. Генерал Н. Н. Головин свидетельствовал, что из 1000 прапорщиков, прошедших школы усовершенствования под его командованием (7-я армия), около 700 происходило из крестьян, 260 из мещан, рабочих и купцов и 40 из дворян. Подавляющая масса офицерства к 1917 году была просто непрофессиональна с военной точки зрения, что приводило к бездарному командованию и бессмысленной гибели солдат. Естественно, солдаты стали ненавидеть офицеров во всей массе и только и мечтали с ними физически расправиться, что и сделали при первой возможности. Михалков даже не попытался разобраться в том, что творилось, а подсунул зрителю очередную лакейскую агитку.


Говоря о высшей касте офицерства я не о 17 годах говорил, но и тогда многие продолжали " держать планку", не ронять честь

" Держи себя с достоинством, просто, без фатовства.
Береги репутацию женщины, которая тебе доверилась, кем бы она ни была.(Это ГГ у нас " пробивает" а кто эта дама? )
Постоянно будь начеку и не распускайся.
Офицерам не принято танцевать на публичных маскарадах.(а уж тем более на пристанях, плясуны вы мои! )" все это выдержки из кодекса чести Русского офицера! Но согласен с вами, спритоком разночинства в этот закрытый доселе " круг" началось разложение еще большее, хотя и сами офицерики уже тоже подразложились, плюс война развратила жутко по воспоминаниям..Но тем не менее, почему мы с вами это понимаем, обсуждаем, а в это время Никитка Сергеич свою клюковку продает..да еще и как высококультурное произведение

***

№ 566 Т - татьян @, @e-mail 5.11.2014 10: 05

№ 553 Дьячков А.Б.,
Ну зачем нужна длинная сцена с фокусником? Что она дает для понимания той эпохи?

Мне эта сцена напомнила " Ночи Кабирии" Феллини. Там в роли фокусника снимался А. Сорди. Почему-то у меня ассоциации возникли с этим.

А вот интересное объяснение о факире

№263 RKatya
Взаимодействие факира и поручика – прообраз отношений России и Запада. Запад ломает все российское как факир сломал часы поручика, обещая показать чудо восстановления, но фокус не удался – часы остались сломанными. Тогда факир предлагает свои часы поручику со своей мелодией и с брачком. Так и России подсовывают до сих пор «национальные идеи».

Надо же. А я и не поняла.

***

№ 586 Юнкер Ничволодов (Москва) 5.11.2014 12: 32

Да-с! Тут я с Робеспьером соглашусь. Ротмистр настоящий. А то что? Рассопливившиеся шпаки вместо офицеров. Да у людей душа выжжена ненавистью, будут они на тему " не убий" философствовать...
Кого не убий-то? Тех, кто младенчиков на штыки поднимал да десятилетних гимназисточек насиловал?

Хорош и есаул, да только он расслабленно-мягковат. Год у нас какой? 1920-й. В то время как в 19-м Лейба Троцкий-Бронштейн уже вовсю упивается казачьей кровью:

Из Директивы Реввоенсовета 8-й армии № 1522 от 17 марта 1919 года «о быстром и решительном уничтожении казачества»: «Все казаки должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое-либо отношение к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы… Нет жалости… Всем частям приказывается пройти огнём и мечом местность..."
И дальше:
«Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно… Это своего рода зоологическая среда, и не более того… Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас… Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…».

И скажите после этого, какой же подхорунжий - хорунжий - сотник - есаул (а это все одно что ротмистр в кавалерии) будет предаваться сентиментальным воспоминаниям в концлагере, да еще голубей бумажных пускать? А где сынок его Митя? Если он жив, так отец от него в спокойную жизнь так тебе и уедет? А если нет, так он зубами будет рвать убийц, а не Монтеня вспоминать.

Мальчик Егорий. Вот спрашивают, как из хорошего парнишки вежливый людоед вырос, да кто его таким сделал. Как дети, честное слово. Нам же и показывают КТО. А то мы не знали...
Землячки и надули дуракам в уши. И землячек этих на нашу голову хватило с избытком. И сейчас можем поделиться, если у кого в них большая надобность.

А смотрите, вот я не я буду, если мой пост не потрут, ну хоть модеры прочитают... Раввин Михаил Финкель покаянные письма пишет, признавая вину еврейских комиссаров в истреблении русского народа. Достойнейший мужик, так свои же его и заклевали. Леонид Канегиссер в предсмертном письме писал: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он — отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев".
И его любой русский братом назовет и помянет, и перед памятью его голову склонит.

Так Леонид один! А ненавидящих, обхаркивающих, презирающих русский народ было много. И не князья-графья народ быдлом считали, не фига сумасшедшую Салтычиху поминать в разных ветках, а те, кто и по сей день ратует за " общемировые ценности", да интеграции с глобализацией.

И поэтому, поэтому в том числе, последний из могикан, могучий, сильный, красивый русский барин, певец России и втолковывает, и зовет: остановиться, оглянуться, сохранить хотя бы то, что осталось. Не соблазняться лукавыми речами о народном благе, о свободе хрен знает от чего (от жизни, надо думать), о толерантности к мерзости. Он-то прекрасно знает, " как это случилось". До нас никак не допрет.

Как пойдем руками махать, на митингах орать, в сети бузить про социальное расслоение - а вы чего хотели? Во всеобщую бедность? Взять все и поделить? А до того, как взять, опять устроить кровавую баню? А поработать? На своем месте, не оглядываясь на соседа? Счастлив тот не у кого много, а тот, кто рад тому, что имеет.

Браты, все ж просто как апельсин. Живи по заповедям. " Сегодня и сейчас", но по заповедям. Не зарься на чужое. Не бегай с дрекольем. Почитай родителей. Ходи в Храм. Нет веры - а все-таки заповеди для всех есть.

Синее море, белый пароход. Под большим шатром голубых небес вижу даль степей зеленеется... И Прекрасная Незнакомка вам явится не во снах, а наяву. И дети будут учится в гимназии. Если не будем идиотами и не попремся власть скидывать да как тот рыжий пес-студентишка у Шульгина: царский портрет из рамы выдрал, рожу свою просунул и заблажил: " Теперь я царь! "

А вот им хрен!

****

 

№ 604 Владимир Крылов, @e-mail 5.11.2014 15: 42

[quote]№586 Юнкер Ничволодов
«Все казаки должны быть поголовно уничтожены..."
Вообще-то, самозваный юнкер, текст директивы №1522 имеется в такой вот редакции:
" Реввоенсовет 8-й армии приказывает в наикратчайший срок подавить восстание предателей, воспользовавшихся доверием красных войск и поднявших мятеж в тылу. Предатели донцы еще раз обнаружили в себе вековых врагов трудового народа. Все казаки, поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое либо отношение к восстанию и к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу. Нет жалости к предателям. Всем частям, действующим против восставших, приказывается пройти огнем и мечом местность, объятую мятежом, дабы у других станиц не было бы и помысла о том, что путём предательского восстания можно вернуть красновский генеральско-царский режим. "
Не совсем по-твоему, верно?
Ну, и вот ещё, публикуемое, в общем-то, антисоветчиком, только не жуликом:
" Донбюро РКП(б) просило ЦК партии удержать войска от эксцессов, предупреждая, что казаки боятся " повторения тех неладов, безответственных выступлений, хаотического хозяйничания всяких проходимцев, что имело широкое место на Дону". В части направлялись такие, например, предостерегающие указания:
271I-19 [от] имени Реввоенсовета и Политотдела армии циркулярно приказываю всем политработникам принять категорические меры [по] устранению при занятии территории Дона явлений, влекущих недовольство населения советвластью: массового террора, незаконных реквизиций, вообще бесцельных насилий. Завполитотделарм 9 Поволоцкий.
В защиту казачества с докладом о невыполнимости " Постановления ЦК о казачестве" на Оргбюро ЦК выступил член ЦК РКП Г. Я. Сокольников, заявивший, что часть донских, оренбургских и иных казаков не выступала против революционной власти и боролась за неё с оружием в руках.

Немногим позже В.Ленин признал ошибочность ряда революционных мероприятий, когда сложнейшие вопросы решались " непосредственными велениями пролетарского государства в мелко крестьянской стране".
16 марта 1919 года с участием В. И.Ленина состоялся пленум ЦК РКП(б), который по заявлению ответственного за исполнение январской дерективы члена Реввоенсовета Южного фронта Г. Я. Сокольникова, принял решение о приостановке намеченных мер беспощадного террора " по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью". Основанием было заявление Сокольникова о том, что, в частности, " в Донской области есть резкая разница между Севером и Югом, которая делает излишним вмешательство наше", возможно под этим он имел в виду восстания казаков против режима Краснова на севере Донской области в начале 1919 года. Данное положение дел подтверждалось и с белоказачей стороны. По свидетельству начальника штаба Донской армии генерала Полякова: " Северную половину области пришлось с боем очищать от большевиков и от казаков, причём " порыв" последних выразился... в том, что они пополнили собой казачьи красные дивизии и с необыкновенным ожесточением защищали от нас свои станицы и хутора".
Не так всё просто, юнкер.
Но врать всяко не надо. Это не по-дворянски.

***

№ 726 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 6.11.2014 19: 48

даже намека на ответ на вопрос, почему же случилась революция

 

" Не беллетристы должны решать такие вопросы, как Бог, пессимизм.

Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем.

Щеглов - Леонтьев ставит мне в вину, что я кончил рассказ фразой: « Ничего не разберёшь на этом свете! » По его мнению, художник - психолог должен разобрать, на то он психолог. Но я с ним не согласен. Пишущим людям, особливо художникам, пора уже сознаться, что на этом свете ничего не разберёшь, как когда - то сознался Сократ.

Толпа думает, что она всё знает и всё понимает; и чем она глупее, тем кажется шире её кругозор.

Для специальных вопросов существуют у нас специалисты; их дело судить об общине, о судьбах капитала, о вреде пьянства, о сапогах, о женских болезнях...

В « Анне Карениной » и в « Онегине » не решён ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены в них правильно.

Суд обязан ставить правильно вопросы, а решают пусть присяжные, каждый на свой вкус".

А.П. Чехов

Думать самостоятельно должно стать привычкой ©...

 

***

№ 731 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 6.11.2014 21: 34

Янн,

Прошу заранее прощения у буниноведа Евгении за то, что посмела свое низкое мнение высказать о Бунине- но что делать, так сложилось с юности. Солнечный удар от прозы Андрея Платонова, и - холодок от прозы Бунина( хотя отдельные рассказы люблю до слез....)


Прощения Вам просить абсолютно не за что: )) тем более у меня: )) У меня есть разница при восприятии личности человека и его Гения: )) Я уже про Некрасова писала - люблю стихи, но личность " поэта и гражданина" вызывает острое неприятие. А у меня к Платонову - холодок: )) Фильм про Бунина, что Вы упомянули - там многое утрировано и не биографично, но фильм сам нравится: )).

Так теперь про немцев: ))) В " Окаянных днях" немцы упоминаются всего лишь 13 раз: ))))) В основном это описание - газеты и " граждане" ждут немцев - Бунин очень смачно выразил своё отношение к этому явлению, обозвав ожидающую мадам " наивно вмешалась какая-то намазанная сучка". Бунина можно не любить, но немцев он не ожидал: )) - его бесило итак острое положение в стране, которое нагнеталось ещё этим ожиданием некоторыми немцев. Сколько помню - тоже явление описывается и у Булгакова в " Белой гвардии".

Ну и насчёт " лубка и хохломы" киноязыка Михалкова есть любопытное замечание, которое я отчасти разделяю.

«Михалков - художник как раз ( в последних фильмах особенно ) и представляет объёмное. Получается наивно и много: мир - ярмарка, куда каждый приходит себя показать и влиться в большое пёстрое общее, полифоничный хор со множеством нужных и ненужных вещей, каждая одушевлена и разговаривает. Условное " красное " и условное " белое ", толстое и тонкое, грубое и нежное не существуют друг без друга; смотреть это кино с узких крайних красных или белых, или коричневых или там, оранжевых идеологических, этических, эстетичеких позиций - это неважно на мой взгляд, непременно останешься недовольным и " не вместившим целого ". Мерещится Борис Михайлович Кустодиев: его критиковали буквально все: старые передвижники - за то, что в его картинах много лубочности; авангардисты - за то, что он ученик Репина; модернисты - за то, что слишком " прямолинеен "; пролетарские художники - за " воспевание " купеческо - кулацкой среды. ( с )
Короче, не обязательно любить Михалкова - художника, но хотя бы контекст - то надо определять …»
« У позднего ( да кстати и раннего тоже ) Михалкова действительно эпические фильмы, а не исторические ( что бы это ни значило ) или там, реконструкторские. Если миф, грубо говоря, рассказывает о космосе и создании мира, то эпос всегда " народный ", появляется в момент самоопределения народа и рассказывает об этом же. Индивидуальная психология даже в ранних михалковских работах, - не главное, потому что в ролях у него обобщенные типы и маски которые как раз " вне времени ". Не думаю, что " Солнечный удар " ( я его не смотрел еще ) " лучше " или " хуже " " УС -2, 3". " УС " конечно не реализм, нет у него такой задачи. Весь из простейших знаков и символов, анекдотов, баек и легенд; от " с палкой на врага ", до возвращающегося с того света и уходящего туда же отца, переправы и мосты, провидение, два бывших друга разведены по разным идейным " лагерям " и собираются в целое перед лицом общего врага и тд. - какой же это реализм? Как вообще современному отечественному зрителю, разделенному по условным лагерям прошлых идеологий в отсутствие настоящей сегодняшней, представляется реалистичное современное кино о ВОВ, интересно? " Сталинград " Бондарчука - совершенно " оперный " фильм в котором персонажи распевают арию Каварадосси в декорациях из цифровой фанеры, падает черный снег, а понравившийся нашему зрителю немецкий офицер изображает Ахилла у стен Трои. Это тоже эпический фильм. Не понятно какой культуры и такта не хватает авторам, если это зритель чего - то может быть не понимает, причём в зависимости от задающих тон общественных трендов, меняющихся каждые полгода. Культура в интерпретации зрителя, который сегодня видит лишь очевидное как буквальный предмет, а не знак или символ, который по определению всегда указывает на большее чем очевидность. Это какая - то гамбургерная культура - чтобы просто, быстро, вкусно и недорого. Я не защищаю барина конечно, его можно не любить, дело вкуса. Только " реализм " как критерий оценки михалковского, и вообще кино, дескать, дело чести художника - как - то не очень …»

http: //tlskp.livejournal.com/4526.html

***

№ 737 Зимушка 7.11.2014 00: 17

Как я вижу, споры о войне затмили полностью тему любви... Будто и нет ее вовсе. Нигде. Ни в фильме, ни в сердцах...
Ну а мне как-то неуютно без нее, холодно. Ибо по наивности полагаю, что именно в ней смысл жизни и именно в ней наше спасение...
_____

-... Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что - то вроде солнечного удара...
И поручик как - то легко согласился с нею...

Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу. Однако что - то уж изменилось. Номер без нее показался каким - то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею - и пуст. Это было странно!.. И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что поручик поспешил закурить и, хлопая себя по голенищам стеком, несколько раз прошелся взад и вперед по комнате...

" Что за черт! - подумал он, вставая, опять принимаясь ходить по комнате и стараясь не смотреть на постель за ширмой. - Да что же это такое со мной? Кажется, не в первый раз - и вот... Да что в ней особенного и что собственно случилось? В самом деле, точно какой - то солнечный удар! "...

Чувство только что испытанных наслаждений всей ее женской прелестью было еще живо в нем необыкновенно, но теперь главным было все - таки это второе, совсем новое чувство - то странное, непонятное чувство, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором уже некому, некому было сказать теперь!..

Он лежал, подложив руки под затылок, и пристально глядел в пространство перед собой. Потом стиснул зубы, закрыл веки, чувствуя, как по щекам катятся из - под них слезы, - и, наконец, заснул, а когда снова открыл глаза, за занавесками уже красновато желтело вечернее солнце...

Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.
_____

Я не знаю, какого Бунина читали те, кто назвал всё это обыкновенной случкой; не знаю, какого Михалкова смотрели те, кто утверждает, что ничего из рассказа в фильме не осталось; не знаю, когда-либо прочувствовали ли они настоящего Бунина и услышали ли настоящего Михалкова... Не уверена.
Но для меня всё-таки важнее, что лично я еще не ослепла, не оглохла и не заледенела, потому что передо мной Бунин и Михалков, и оба они гениальны.

***

Как дико, как нелепо, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, - да, поражено, он теперь понимал это, - этим страшным " солнечным ударом ", слишком большой любовью, слишком большим счастьем!

 

***

№ 740 Мономах 7.11.2014 01: 36

Т - татьян @ @e-mail 5.11.2014 10: 46 48 часов.
Мономах, если Вам ч - л. известно на эту тему, прошу высказать свое мнение о роли Розалии Землячки в расстрелах белых офицеров. На странице " СУ " утверждается, что есть документы о том, что не она была организатором расстрелов.
Уважаемая Татьяна, моё дилетантское мнение такое.

[Спойлер > > ]Насколько я понимаю, наиболее авторитетным документом по обстановке в послеврангелевском Крыму принято, на сегодняшний день, считать доклад Султан-Галиева от 14 апреля 1921 года (выложен в Сети). В нём даётся характеристика работе Самойловой (т.е. Землячки), Куна и прочих. Доклад очень интересен, но следует иметь в виду, что националист и сепаратист Султан преследовал вполне определенные цели, и положиться на его стопроцентную объективность нельзя.
Историки в настоящее время пока не могут чётко разграничить степень персонального участия Землячки, Куна, Реденса и прочих деятелей в организации крымских расстрелов. И, кстати, не так уж много историков предметно занимаются этим вопросом.
Сейчас возобладало странное отношение к информации из Википедии. Ссылаться на неё считается дурным тоном. Однако, я бы посоветовал Вам ознакомиться с очень содержательной и информативной статьёй «Красный террор в Крыму». В частности, благодаря ссылкам в этой статье, можно найти и доклад Султана, и тексты серьёзного крымского историка А.В. Ишина, который давно исследует эту проблему.
В Крыму действовало несколько властных и карательных инстанций: Крымревком, Обком партии, Крымская ЧК, войсковые Особые отделы. Какого-то верховного крымского диктатора-большевика не было.
И Землячка особо не выделяется на фоне остальных крымских товарищей. Кстати, до сих пор в Крыму не обнаружены массовые захоронения жертв террора.
Это странно. Неужели немцы во время Войны не пытались их найти и пропагандистски использовать?
Не выделяется Землячка и среди валькирий и фурий революции. Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Серафима Гопнер, Лариса Рейснер, Варвара Яковлева, Конкордия Самойлова, Галина Флаксерман, Глафира Окулова, Елена Стасова, Евгения Бош, Елена Розмирович, Анжелика Балабанова, и прочие, несть им числа…
Если надо выделить самых кровожадных… Вот, например, сладкая супружеская парочка: Павел Штернберг и Варвара Яковлева. Он в октябре 1917 руководил артиллерийским обстрелом Московского Кремля, она после убийства Урицкого возглавила Петроградскую ЧК и проводила объявленный красный террор в жизнь. Расстреливала лично. Нужно ли акцентировать внимание на их национальной принадлежности, на том, что Штернберг немец, а Яковлева еврейка? Это, конечно, имеет значение, но не главное и не решающее.
Разумеется, без насилия воевать нельзя. И некоторые террористки вызывают у меня симпатию. Например, эсерка Ирина Каховская, организовавшая в 1918 убийство в Киеве фельдмаршала Эйхгорна, командующего германскими оккупационными войсками.
Возвращаюсь к Землячке и её соратнику Бела Куну. То, что у них руки были в крови, находит косвенное, опосредованное подтверждение в одном любопытном обстоятельстве.
В советские времена был своеобразной показатель «святости» революционеров, а именно их включение в молодогвардейскую серию «Жизнь замечательных людей» и в политиздатовскую «Пламенные революционеры». Причем, несмотря на то, что в Политиздате были самые высокие гонорары, серия ЖЗЛ считалась гораздо престижнее и солиднее. И если революционер не попадал ни в ЖЗЛ, ни в ПР, значит, в его биографии была какая-то червоточинка…Так вот, у наших двух героев в этом плане не заладилось. Книга «Бела Кун» в серии ЖЗЛ была издана один раз, в 1968 году. И забавно, что это было чисто семейным предприятием: написала книгу вдова, а перевела с венгерского на русский дочь. Но, при этом, намечавшийся второй том книги так и не вышел. А с Землячкой и того хуже. В ЖЗЛ её не включили, а в ПР издали один раз, в 1972 году. И самое смешное и нелепое, что, несмотря на высокий гонорар, из всех писателей нашли для написания этого опуса… Льва Овалова, известного автора детективов про майора Пронина. Нарочно не придумаешь!

***

№ 747 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 7.11.2014 08: 32

Возвращаясь к вопросу, что задавался на предыдущей страничке:

Вы говорите о русских писателях и мыслителях и тем не менее в вашем фильме " Солнечный удар " один из героев обвиняет во всём литературу?

Никита Михалков: Во-первых, мысль эта высказывалась многими, в том числе и уже мною упомянутым замечательным философом Василием Васильевичем Розановым. А кроме того, вы должны учитывать состояние одного из наших героев, который это говорит. Он практически стоит на краю гибели, исповедуясь своему товарищу и каясь в том, что и сам он своим нежеланием что бы то ни было исправлять косвенно принимал участие в разрушении страны.

Солнечный удар " называют фильмом - предостережением, рецептом - как избежать повторения трагических ошибок в будущем. У вас есть рецепт - как прийти к согласию в обществе?

Никита Михалков: Мне кажется, надо научиться учиться у самих себя. У меня нет ответов на вопросы, но мне кажется, что правильно и вовремя поставленный вопрос - это уже первый шаг к ответу. В нашей картине тоже нет ответа. Но если соединить все видимые и почти невидимые детали в поступках наших героев, можно попытаться найти путь к этому ответу. Я не хотел бы расшифровывать это словами. Мне бы хотелось, чтобы эмоция, возникающая у зрителя, заставляла его самого, анализируя то, что он увидел, ощутить смысл того, о чем мы хотели сказать.


http: //moi-goda.ru/nasha-pochta-nashi-spori/na-ekrane-istoriya-michalkova-ob-okayannich-dnyach-nashey-istorii


Хорошо, что поняла верно как с Георгием Сергеевичем и с коляской: ))

***

№ 783 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 7.11.2014 15: 32

Сегодня он плачет по благородным белогвардейцам, и кипит ненавистью к простолюдинам, выросшим из честных и порядочных мальчиков Егорок в людоедов (к счастью я не знаю таких людей и не представляю, реальны ли такие неимоверные метаморфозы), а вчера он (улюлюкающий) сопереживал комиссарам. Вот я о чем. Это по большому счету (да и по малому) все же пропаганда. Пусть высокохудожественная и требующая большого труда. Небольшой момент в фильме в отношении к Некрасову " пьянице и картежнику", ну для чего он? Это же тоже " капанье на мозг". Мол не нужно верить тому пьяному бреду, что он писал о том кому на Руси жить хорошо. Они трудяги-работяги, но они и во многом поводыри. Вы уж меня простите, но я не вижу объективности в результатах этого труда.


Егорий в вере сомневается, иначе бы вопросов не задавал - верующие дети от теории Дарвина не " содрагаются" : )) Во-вторых, он видел как Поручик возмущался 10 рублями за крестик, дескать много, при этом не учитывал, что храм ремонтируют - эти кадры не просто так в фильме показаны - а в фотоателье за свой каприз 10 рублей при мальчике отдал - так развращают, интеллектуально в том числе. Потому он и вернул ему чясы в вырваной странице из книги Дарвина, зная, что тот будет переживать ЭТО в последнюю минуту... Так что " честного и порядочного" мальчика Егория не было с самого начала, а Поручик что посеял, то и пожал в отношениях с Егорием-Георгием...

Некрасов - о скандале на его похоронах я уже писала и о скандальном событии 1866 года тоже: )) - тут всё как раз ясно и понятно - что посеял, то и пожал - знаковая фигура в среде революционеров-интеллегентов. К творчеству самого Некрасова имеет малое отношение - тем более - кому и как жилось на Руси, а вот значение для тогдашней империи - общества, в смысле, огромное имело поведение самого " поэта и гражданина"... о чём и говорит Кока...

И насчёт повадырей... Откуда-то такая " инфантильность-то"?!
" Работать над собой, управлять своими чувствами... Они как беспризорники, они пущены на самотек: обидели — обижаешься, оскорбили — психуешь, рассмешили — смеешься, а где ты сам, ГДЕ ТЫ САМ?! " ©

«Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.271 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь