Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Но я, понятное дело, не остановилась – решила побаловаться : ))



1920-89= … 1831! Ааааааааа!

1831 - ГОД Грандиозного скандала – А.С. Пушкин написал стихотворение, разделившее общество. А потом всё это усугубится перед той роковой дуэлью! Так уже начнётся история Лермонтова, к слову сказать, - сейчас празднуется его 200 летие.

Тоже вот мистика – 1814 – 1914. 1841 – 1941. Без комментариев! 150 лет со дня рождения - 1964 – год начала заката Советской Империи – уход Хрущёва, приход Брежнего… « Когда всё это началось? » 150 лет со дня смерти – 1991 год! И 200 со дня рождения - 2014 – Господи, Украина… А ведь предок его Томас Лермонт был пророк … Бедный мальчик!.. «Есть мальчик шотландский, попавший в российский полон»…

Так вот – 1831 год – «КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ»! По его собственному выражению он - «переродился»! Этого ему не простит одна половина России - либеральной и революционной половина империи!

Г.А.Римский-Корсаков после появления «Клеветникам России» отказывается «приобретать произведения Русского Парнаса».

Алексей Философов из Варшавы: «Говорят, государь сделал его историографом. Прежде двух последних его пьес я бы сказал: пустили козла в огород, - теперь начинаю думать противное».

«Если мы просвещали бы племена, то было бы что воспеть. Поэзия - не союзница палачей; политике они могут быть нужны, и тогда суду истории решать, можно ли её оправдать или нет; но гимны поэта не должны быть никогда славословием резни». -Вяземский А. Тургеневу

Моё «любимое» этого же автора: «Пушкин в стихах своих «Клеветникам России» кажет им шиш из кармана... За что возрождающейся Европе любить нас? Вносим ли мы хоть грош в казну общего просвещения? Мы тормоз в движениях народов к постепенному усовершенствованию, нравственному и политическому. Мы вне возрождающейся Европы, а между тем тяготеем к ней. Народные витии, если удалось бы им как-нибудь поведать о стихах Пушкина и о возвышенности таланта его, могли бы отвечать ему коротко и ясно: мы ненавидим, или лучше сказать, презираем вас, потому что в России поэту, как вы, не стыдно писать и печатать стихи, подобные вашим».

Откуда такая ненависть к России, собственному народу?! А почему мы должны любить Европу, за войну 1812 года, да? Что там Смердяков Достоевского гуторил – «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе». Какой опрос был на сайте по поводу сдачи Ленинграда?! Вот откуда это?! «Когда ВСЁ ЭТО началось? » Что там Ротмистр про вешать в фильме говорил?...

«И как тридцатым годом кончился, или, лучше сказать, оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние; с тех пор почти ни одного бывалого звука не сорвалось с его лиры», - Белинский.

Даже Долли Фикельмон, видите ли, оскорбилась! и перестала с Пушкиным здороваться! Просто любопытно –«свободолюбивые барышни» такие дуры в России – явление редкое или постоянное…

А вот другой брат Тургенев в пух и прах честит Пушкина «варваром» из …. Лондона! Ааааааааааа! Да что этот Лондон-то! Слава Богу хоть у Александра Тургенева остатки совести, так сказать - «Он только варвар в отношении к Польше». И на том – спасибо!

Вопрос – кто они все и КТО Пушкин?! До 1837 года – считанные лета! ..

…О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы…

Что-то мне всё это события этого года напоминает…

Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...
М. Ю. Лермонтов

***

№ 218 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 21.10.2014, 22: 25
№ 217 Созерцатель,

Сегодня у меня по-настоящему был солнечный удар - наслаждалась игрой всех актёров! Много нового для себя открыла!

Для любителей капающего крана - как этот кран выразительно капал, пока Поручик как ребёнок, у которого карамельку стащилиЛюбовь с шарфиком украли: ))))) Кап-кап и на этом фоне - всхлипы Поручика и вот он дал волю аааааа! - взахлёб начал плакать, аки дитя: ))

Александр Мичков - школа моего любимого Фоменко - что уж! : )) Впечатлена. Восхищена. Буду непременно следить за ним в кино и телеверсиях спектаклей. Столько оттенков - очень мощно сыграл мальчик.

Алексей Дякин - это вообще нечто фантастическое в фильме, а его игра в финале - я сегодня вся внимание была - там не только слёзы в глазах... Как ноздри вздрагивали - тихий плач души - его эмоции душат, а он с ними борется, старается не заплакать - там всё: и обманутый Егорий и осознание - Боже, что я делаю здесь? Прощение Поручика и в тоже время обида, боль - не узнал! не понял - опять... опять! и ненависть к порокам умершей страны и осознание - вот через пару годков - и в этой новой стране также...! Об этом явно свидетельствовало религиозное верование в... идею Розочки! Какие там всё-выражающие глаза у Алексея Анатольевича... Как Вы верно заметили - тонко играл!

В нём было всё: любовь, страданье,
Упрёк с последнею мольбой
И безнадежное прощанье
Прощанье с жизнью молодой.©

Как он " прошёл по грани не " завалившись" ни в одну из сторон"?


Я это прочувствовола в полной мере только сегодня. Слов нет!

А как Николай в полы шинели Сябушку своего кутал - ааааа! Вот как я этого не увидела первый раз?! А как Сябушка жалостно подвывал, когда Розочка голоском-то взвизгивала! : )) Мне её прям жалко стало - а как её не пожалеть - даже собака и то убогонькую пожалела...

А как у Полковника пальцы дрожали, когда начали разговор - " Где Ротмистр? " и как он потом запел лишь бы на вопрос не отвечать и как ему потом не спалось! Я вот это вообще проглядела - КАК он на этих качелях сидел! И КАК в эту минуту тикали часы, отсчитывая его последнюю минуту!

Жду-жду пятисерийку: ))

***

№ 223 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 22.10.2014, 00: 59

" Нет готовых ответов. Нет правых и виноватых", Екатерина Данилова

 

У Бунина до сих пор не складывались отношения с кинематографом. Это вам не его современник Чехов, у которого экранизировали всё, не говоря уже о рекорде театральных постановок. Единственная кинематографическая удача Бунина — это " Дневник его жены", который снял Алексей Учитель, но к прозе автора " Тёмных аллей" и " Антоновских яблок" это отношения не имеет. Похоже, проблема была именно в бунинской прозе. Не случайно и Михалков все эти 30 лет не снимал " Солнечный удар", а сняв, замесил туда и " Окаянные дни", и всю Россию, которую мы потеряли. А что там снимать-то, в " Солнечном ударе"? Интрижку на пароходе? Секс в приволжской гостинице?

Мир Бунина не дает интерпретаторам даже пятачка материальной опоры, предлагая при этом абсолютную свободу понимания и самовыражения. Мы никогда не знаем, плохи его герои или хороши, что их волнует, как они относятся к режиму, хотят ли они преуспеть по службе, болеют ли у них родители и есть ли у них деньги на обед в ресторане. Первым в эту сторону пошёл Чехов: у него нет отрицательных и положительных героев, и любой заслуживает сочувствия, любви и немножко презрения — вне зависимости от обстоятельств. Именно это и обеспечило чеховский бум в XX, а теперь уже и в XXI веке — по его канве, не уклоняясь ни на букву в сторону, можно было вышить что угодно. Хотите — закат дворянского мира и распродажу родины на дачи, хотите — приход нового хозяина, хотите — апофеоз грядущего хама. Но даже чеховский мир по сравнению с разреженным воздухом Бунина невероятно плотен и материален. В нем правят деньги, носят теплые сюртуки, едят крыжовник, а адюльтер не приносит счастья. У Бунина вопрос: " Можно ли изменять мужу? " немыслим. При чем тут муж? Вы о какой измене? Измена у Бунина — это измена себе, своему чувству, сердцебиению, безумию. Об этом весь Бунин: и " Темные аллеи", и " Руся", и " Грамматика любви", и " Легкое дыхание", и " Чистый понедельник", и " Господин из Сан-Франциско", и все-все. Разумное устройство жизни — морок и бред по сравнению с правдой чувства. Потому что правда чувства — это правда жизни. Как в " Обломове", где Штольц все-таки немножко заводная кукла, а Илья Ильич живет в гармонии с миром и собой.

Герои Бунина — рабы любви. Даже их имена не имеют значения. В фильме героиня так и зовется — Незнакомка (Виктория Соловьева), а герой — поручик. К чему имена, если есть правда сердечного сбоя и катастрофы расставания. Эту правду — не имеющую никакого отношения ни к нравственности, ни к представлениям о добре и зле, ни к социальному мироустройству — показал Бунин. Но снять ее, воплотить эту трепещущую страсть — как дыхание под платком, которым накрывает лицо девушка в " Легком дыхании" — казалось, невозможно. Михалкову это удалось.
Страсть жизни рифмуется только с ужасом смерти. Михалков и сплел эти два переживания — любовную и смертельную агонию, не для того, чтобы зритель искал диагнозы и рецепты. Но чтобы, обернувшись и всмотревшись в себя, нашел силы жить и талант любить, а не ненавидеть и проклинать.

Мы привыкли повторять, что не извлекли уроков из своего страшного прошлого. И даже художественно не осмыслили его. Что, дескать, " Тихого Дона" и " Жизни и судьбы" маловато для исторических выводов и жизни с чистого листа. Но что же делать, если все ответы на вопрос " Как все это случилось? " на самом деле не являются ответами, а только больше путают? Значит, в вопросе, какой-то порок?

У Михалкова получается: есть он — ответ на этот вопрос, который надо как-то иначе сформулировать, есть. Это правда и радость единственной жизни, которая в любой момент может пресечься. Мы ж помним, какое тысячелетье во дворе.

На этом разладе ответа и вопроса и держится его фильм.

Рассказ " Солнечный удар" повествует о любовном приключении, которое случилось до революции. Написан он был уже в глубокой эмиграции, в 1925 году, в Альпах. " Окаянные дни" — более раннее произведение. Дневник писался в 1918-м и 1919-м глубоко травмированным, изнемогшим от ненависти и отчаяния Буниным. Как могильный камень хранит самую важную информацию — дату жизни и смерти, так и Бунин, пройдя через ужас революции и утрату родины, написал о самом важном, что сохранила душа.

А Михалков снял.

http: //www.kommersant.ru/doc/2583718

 

Грубо говоря - я этот фильм чувствую так же: ))

***

 

№ 244 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 22.10.2014, 16: 11
№ 243 Олег_32

Ну так Бунин, зарождение русского экзистенциализма.


Я, будучи филологом, маленько поправлю: ))

Русский экзистенциализм начался с Михаила Юрьевича Лермонтова - " Герой нашего времени". Печорин - не от Печора, а от французского словечка " pecheur" - в переводе " грешник", если его " читать" по-русски - " печеур" : ))))) Дело всё в том, что получится тогда - " Журнал Грешника" (" Журнал Печорина" ): )) А у моего любимого Сёрена Кьеркегора в философском трактате " Или-или" часть одна называется - " Дневник Соблазнителя" - один в один с Печориным! Оба и русский гений, и датчанин-гений ничего друг о друге не знали - пишут одно и тоже почти год в год! Поэтому меня бесят разговоры о Печорине и " николаевской эпохе"! и " лишнем человеке" - это так примитивно! : ))

Теперь Бунин - и он, и Чехов, и Толстой ставили прозу Лермонтова выше Пушкина.

" Адамович здесь говорит о воспоминаниях Алданова " О Бунине" , напечатанных в " Новом журнале" (1953. No 35). " В этом нашем последнем разговоре речь зашла о литературе. " Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин, - нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет". Иван Алексеевич вспоминал лермонтовские стихи, сопровождая их своей оценкой: " Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет" ... Могу добавить от себя: в этих замечаниях умиравшего человека тоже все было ново, своеобразно и удивительно. Особенно долго он вспоминал " Дубовый листок оторвался от ветки родимой - И в степь укатился, жестокою бурей гонимый". Теперь, перечитывая книги Бунина, я увидел, что об этих стихах упоминает юный Арсеньев. Пронзили без малого на семьдесят лет!.." - из книги - " Воспоминания о Бунине"

И про " баржу" Михалкова в финале - " из этой же оперы", да! : ))

***

№ 250 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 22.10.2014, 18: 32
О ФИЛОСОФИИ в быту в матушке-России:

" Мужики, разгромившие осенью семнадцатого года одну помещичью усадьбу под Ельцом, ощипали, оборвали для потехи перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, летать, метаться, тыкаться с пронзительными криками куда попало.
Но что за беда! Вот Павел Юшкевич уверяет, что " к революции нельзя подходить с уголовной меркой", что содрогаться от этих павлинов - " обывательщина". Даже Гегеля вспомнил: " Недаром говорил Гегель о разумности всего действительного: есть разум, есть смысл и в русской революции".
Да, да, " бьют и плакать не велят". Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? С какой меркой, кроме уголовной, могут " подходить к революции" те священники, помещики, офицеры, дети, старики, черепа которых дробит победоносный демос? Но какое же дело Павлу Юшкевичу до подобных " обывательских" вопросов! ",
Иван Алексеевич Бунин, " Окаянные дни"

....

№ 253 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 22.10.2014, 20: 29
Забыла вчера рассказать - помимо самоироничного троллинга Никиты Сергеевича с фокусником, есть ещё одна такая же роскошь - в лагере на Поручика очень проникновенно с теплотой во взгляде смотрит бородатый Казак - это... Виктория, что сыграла возлюбленную Поручика! : ))))))))))))))))))))) Несмотря на то, что я знала, что есть такой во всех смыслах " кадр" : )) - при первом просмотре не обнаружила - а вчера разглядела: ))))))

***

№ 263 RKatya 22.10.2014, 23: 32
Фильм гениальный! Три часа пролетели как мгновенье.
Падение Российской Империи случилось не вдруг. Предпосылками к этому стали мысли и поступки каждой отдельной личности. Главный герой – поручик/капитан постоянно задает вопрос «Как это могло случиться? С чего все началось? ». В фильме параллельно показаны воспоминания событий в жизни поручика 1909 года и трагические события 1920, когда он уже был капитаном. События 1909 года тоже можно назвать трагическими по отношению к тем двоим, изменившим своим мужу и невесте. Обуреваемый страстью поручик не заметил чем заполняет петербургский учитель детские умы. А разложи он тогда по полочкам весь бред дарвинизма, может быть избавил бы себя и сотни других людей от палача Егорки. А смог бы он объяснить? Он же не знал кто такой Маркс. Узнаем мы этот факт от прозападного факира. Взаимодействие факира и поручика – прообраз отношений России и Запада. Запад ломает все российское как факир сломал часы поручика, обещая показать чудо восстановления, но фокус не удался – часы остались сломанными. Тогда факир предлагает свои часы поручику со своей мелодией и с брачком. Так и России подсовывают до сих пор «национальные идеи».
И из таких глубоких деталей, параллелей составлен весь фильм.
И вот последняя, апофеоз – тонущая баржа – это та Россия, которую мы можем получить сегодня, если каждый не задаст себе вопрос «А что я могу изменить в своей жизни, как я живу? Может быть я живу так же как тот поручик 1909 года? Теряю свой крест в падениях». Всё великое, глобальное, в том числе подъем и падение государств начинается с морального облика абсолютно каждого человека. «Если не мы, то кто?..».


Екатерина.

№ 264 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 23.10.2014, 05: 52
«Россия станет, как Грааль
Иль Атлантида для поэта».
«На фотографии темней…»

Памяти
Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель
Бегут кресты — раскинутые руки.
Я слушаю задумчивую ель —
Певучий звон… Всё — только мысль и звуки!
То, что лежит в могиле, разве ты?
Разлуками, печалью был отмечен
Твой трудный путь. Теперь их нет. Кресты
Хранят лишь прах. Теперь ты мысль. Ты вечен.
И.А. Бунин, декабрь 1906 года

[«Пошевелишься, отойдёшь в сторонку и всё, ты стёрт из истории, тебя больше нет в памяти людей» > > ]

«Нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память! » И. Бунин «Роза Иерихона», 1930

« - Возникает ощущение дежавю при взгляде на фото, которое сделал в фильме юнкер. Белогвардейские офицеры, которые всем видом показывают, что им всё нипочём…
- На самом деле это фото и дало картине толчок к движению, дало жизнь. Ведь в каждом лице на этой фотографии свой жизненный путь. У каждого из них своя память, своя семья, свои проблемы…
» из интервью с Н.Михалковым

Что в рукописи, что в академическом 6 томнике в процитированном рассказе - у Ивана Алексеевича душа, любовь и память в одном ряду, только Любовь и Память с заглавной буквы, а душа нет, что уже очень красноречиво говорит о философии этого человека… Память - самый глубокий мотив всего творчества Бунина – процитированное стихотворение и рассказ считаются программными в этом отношении.

Этот бунинский мотив был гениально-просто воплощён при помощи образа и мотива фотографии и юного фотографа, у которого только … одна пластина...

Говоря о рассказе «Солнечный удар» нельзя не вспомнить, что слово «фотография» происходит от двух греческих слов – «фос» – свет и «графи» - письмо – светопись – точная характеристика этого произведения. Моё любимое у писателя на эту тему – «Она любила играть в крокет, щёлкать что попало фотографическим аппаратом, ездить верхом… Она то и дело снимала меня… » - какая точная психологическая характеристика персонажа! – особенно «щёлкать что попало фотографическим аппаратом»: )), «Жизнь Арсеньева», 1933

Фильм «Солнечный удар» имеет кольцевую композицию, уже одно это делает его цельным и тонким кино-произведением. Всё началось и кончилось фотографией. Те, кто смотрели фильм, пока не погас экран и в зале не включили свет, наверняка, помнят, как лица на фото … превратились в солнечный свет и на фоне этого света была надпись – «солнечный удар», что наводит на определённые мысли…

На фотографии темней
Твои черты и выраженье.
И холодно изображенье
Улыбки солнечной твоей.
Как видно, Богом данный свет
Не проявляется на снимках.
Для механических побед
Душа осталась невидимкой.

Анатолий Величковский
Был офицером в Добровольческой армии, один из ярчайших поэтов и писателей «России за рубежом»

Я уже писала – Бунин выбрал для названия медицинский термин – он всегда точен и строг в плане лексики и особенно названий. И, если в любви помощь не окажешь и Поручик духовно погиб, то со страной произошло тоже самое – «Это был солнечный удар». Очень показательный момент в этом отношени - запись личного дневника Ивана Алексеевича – « 25 янв./7 февраля 1922 года. Панихида по Колчаке. Служил Евлогий. Лиловая мантия, на ней белые с красным полосы. При пении я всё время плакал.Связывалось со своим – с Юлием и почему-то с Ефремовым, солнечным утром каким-то, с жизнью нашей семьи, которой конец. И как всегда на панихидах какое-то весеннее чувство ». Вся его прежняя Россия, семья, друзья связаны в ассоциациях с белогвардейским воином и … солнечным утром! Так что даже здесь Никита Михалков экранизировал, как писал Бунин, «не слова, а дух» писателя и поэта.

В этой теме тоже есть троичность образа – фото любимых, случайное фото и роковое фото. У Бунина вовсе неслучайно всплывает мотив: «На углу, возле почты, была фотографическая витрина. Он долго смотрел на большой портрет какого-то военного в густых эполетах, с выпуклыми глазами, с низким лбом, с поразительно великолепными бакенбардами и широчайшей грудью, сплошь украшенной орденами... Как дико, страшно всё будничное, обычное, когда сердце поражено, - да, поражено, он теперь понимал это, - этим страшным " солнечным ударом", слишком большой любовью, слишком большим счастьем! Он взглянул на чету новобрачных - молодой человек в длинном сюртуке и белом галстуке, стриженный ёжиком, вытянувшийся во фронт под руку с девицей в подвенечном газе, - перевёл глаза на портрет какой-то хорошенькой и задорной барышни в студенческом картузе набекрень...» На фото тоже военный, молодожёны и задорная барышня – это смысловые двойники в рассказе главных героев, только в кривом зеркале – молодой Поручик, обольстительная Незнакомка и их нереализованная настоящая любовь в церковном законе - венчании. Так «случайное фото» несёт отчасти этическую нагрузку смысла всего рассказа – если на фоне «солнечного удара» всё это мелко, то откуда у Поручика «…томясь мучительной завистью ко всем этим неизвестным ему, не страдающим людям, стал напряжённо смотреть вдоль улицы». Бунин хитёр – ставит читателя перед самостоятельным решением этой дилеммы – сам он ничего не говорит…

Безусловно, для фильма нужно «мясо» и его «наростили», сделав забавно-шаловливое камео сценариста и композитора кинокартины в фото-ателье: )) Если у Бунина барышня с картузом набекрень, то у Михалкова – Поручик на фото сдвигает шляпу мальчишке набекрень: )) – это случайное фото.


Фото любимых – Невеста, которую предали. Муж, которого предали.

И роковое фото смыслообразующая рифма в сюжетной линии – фото приговорённых к смертной казни девушек и фото приговорённых к смертной казни мужчин! Первых помиловали – вторых утопили. Поэтому вовсе неслучайно, что «баржа» на дне превращается в … фото … уже настоящее, не киношное – рядовых белогвардейцев… А фильм с чего начался – фото Врангеля… Круг замкнулся.

Над Чёрным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летели горе и гибель с севера.
Летели русские пули градом,
Убили друга со мною рядом,
И Ангел плакал над мёртвым ангелом…
— Мы уходили за море с Врангелем.

Владимир Смоленский, 1957
С 1919 воевал в Добровольческой армии, с которой и эвакуировался из Крыма в 1920

2014 - Белград-Крым-Москва - 29 октября 2014 года (по старому стилю) будет 94 года со дня Исхода из Крыма Русской армии генерала Петра Врангеля.

Есаул свою птичку сделал в 1920 году как раз из листа газеты, где было фото девушек-революционерок, а птичка эта превратилась в живую чайку в 1907 году … Розалия Землячка - участник революции 1905—1907 годов… Какая там птичка нагадила на офицерский погон Поручика … он, ведь, в 1907 году о Марксе не слышал … А какая «птичка» им безпогонным в 1920 дала «пощёчину» и «и как щенков мордой…» повозила их?! Фото 1907 – тюрьма, фото 1920 – лагерь для военнопленных…

Розочка в фильме – символ Ангела Смерти и как, ни парадоксально, именно она, мучив их перед смертью два раза, не дав сфотографироваться - тем самым – «подарила» жизнь, ведь, как только они сфотографировались на третьей попытки – их утопили… Богиня-Демон – в славянской мифологии богиня смерти Марена … «русская кузина» римского бога войны Марса … (В. Н. Топоров, Вяч. Вс. Ивановым – филолог и лингвист - создатели «теории основного мифа») Она лишь пару раз упоминается в «Солнце мёртвых» Шмелёва, но все ужасы, что описал писатель – были под руководством именно няшки Землячки – она умертвила солнце («-Богина / - Ня! Ня! – Богиня! » - «ня» от японского – милая, ласковая как кошка, кошачье мурлыканье) – такой вот чёрный юморной троллинг –такие вот няшки были в России в дни ада в Крыму…

Туже функцию выполняет бинокль – рифма к линзе фотоаппарата юнкера. В 1920 году на Поручика смотрел красноармеец со сторожевой вышки, а в 1907 – Незнакомка с палубы парохода. А в финале зрители в линзах бинокля Георгия Сергеевича – увидят Егория… Круг замкнулся… А, между тем, такая метаморфоза с последним в финале - это реминисценция на … Шекспира – кровавую семейную распрю – «Гамлет»:

…— Гамлет, перестань!
Ты повернул глаза зрачками в душу,
А там повсюду пятна черноты,
И их ничем не смыть!..

Призыв зрителей – обратить глаза зрачками в собственную душу… В истории важен каждый человек, а в жизни - каждый поступок - прописные истины, однако, события этого года говорят, что школьными истинами не стоит пренебрегать...

Товарищ
Перегорит костёр и перетлеет, —
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.
Нет, — не мученьями, страданьями и кровью —
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.
С тобой, мой враг, под кличкою — товарищ,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?
Обоих нас блюла рука Господня,
Когда почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того-ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за Отчизну умереть?

Николай Николаевич Туроверов, 1944
Во Вторую Мировую сражался против немцев. Похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа рядом с женой и своими однополчанами.

***

№ 265 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 23.10.2014, 12: 13
«Россия станет, как Грааль
Иль Атлантида для поэта».
Подпоручик Лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка

Солнце духа
Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед.
Как могли мы… но ещё не поздно,
Солнце духа наклонилось к нам,
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.
Расцветает дух, как роза мая,
Как огонь, он разрывает тьму,
Тело, ничего не понимая,
Слепо повинуется ему.
В дикой прелести степных раздолий,
В тихом таинстве лесной глуши
Ничего нет трудного для воли
И мучительного для души.
Чувствую, что скоро осень будет,
Солнечные кончатся труды
И от древа духа снимут люди
Золотые, зрелые плоды.
Н. Гумилёв

[Портрет Николая > > ]

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Иоан. 12: 24

Безусловно, Главный Герой этой кинокартины - Подпоручик Лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка - барон Николай Александрович Гульбе-Левицкий.

Мой нежно-любимый «глумац позориште» - Милош Бикович – одна из трёх причин почему я четыре года ждала этот фильм. Третий фильм с ним – «И то же в вас очарованье, / И та ж в душе моей любовь!..». И почему смотрела фильм на большом экране. Дважды.

Этот полк принадлежал к элитным частям Русской Императорской Армии. Старшинство — с 16 мая 1651 года, полковой праздник — День Вознесения Господня. 13 ноября 1894 года - был переименован в Лейб-гвардии Уланский Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёодоровны полк. Перед войной дислоцировался в Царском Селе. Самая известная личность полка – мой любимый поэт XX века Николай Степанович Гумилёв. Они с Милошем чем-то даже похожи: ))

Поэт был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Уланский Ея Величества полк. В ноябре 1914 полк был переброшен в Южную Польшу. 19 ноября состоялось первое сражение для поэта. За ночную разведку перед сражением Гумилёв был награждён знаком отличия военного ордена - Георгиевского креста IV степени и повышен в звании до ефрейтора. Знак отличия был вручён ему 13 января 1915 года, а 15 января он был произведён в унтер-офицеры.

«Бой длился недолго. Гусары бойко делали перебежку и уже вошли в фольварк. Часть немцев сдалась, часть бежала, их ловили в кустах. Гусар, детина огромного роста, конвоировавший человек десять робко жавшихся пленных, увидел нас и взмолился к нашему офицеру: «Ваше благородие, примите пленных, а я назад побегу, там ещё немцы есть». Офицер согласился.
- И винтовки сохраните, ваше благородие, чтобы никто не растащил, - просил гусар. Ему обещали, и это потому, что в мелких кавалерийских стычках сохраняется средневековый обычай, что оружие побеждённого принадлежит его победителю… Когда путь был расчищен, мы двинулись дальше. В ближайшей деревне нас встретили старообрядцы, колонисты. Мы были первыми русскими, которых они увидели после полуторамесячного германского плена. Старики пытались целовать наши руки, женщины выносили крынки молока, яйца, хлеб и с негодованием отказывались от денег, белобрысые ребятишки глазели на нас с таким интересом, с каким вряд ли глазели на немцев. И приятнее всего было то, что все говорили на чисто русском языке, какого мы давно не слышали. Мы спросили, давно ли были немцы. Оказалось, что всего полчаса тому назад ушёл немецкий обоз и его можно было бы догнать. Но едва мы решили сделать это, как к нам подскакал посланный от нашей колонны с приказанием остановиться. Мы стали упрашивать офицера притвориться, что он не слышал этого приказания, но в это время примчался второй посланный, чтобы подтвердить категорическое приказание ни в каком случае не двигаться дальше. Пришлось покориться
», Записки кавалериста, 1914-1915 года

«Мы наступали, выбивали немцев из деревень, ходили в разъезды, я тоже проделывал всё это, но как во сне, то дрожа в ознобе, то сгорая в жару. Наконец, после одной ночи, в течение которой я, не выходя из халупы, совершил по крайней мере двадцать обходов и пятнадцать побегов из плена, я решил смерить температуру. Градусник показал 38, 7», Записки кавалериста, 1914-1915 года

В такой вот компании служил нежно-циничный Кока: ))

Многие отмечали детскость Николая Гумилёва и вместе с тем он был настоящим воином. Лично у меня сложилась ассоциация Барона именно с Поэтом. То как он шутит в финале про сироту – бесподобно! Вообще комментировать фантастически-прекрасную игру Милоша я не стану – просто ЭТО надо видеть и слышать. Самый мой любимый момент, естественно, раздача содержимого чемодана – Николай понял – это Конец – КАК он в эту секунду поглядел на Сябу – ааааа! : ((((( Я плакала. Уже тогда. Потому и эта Исповедь… Конечно же, финальная сцена – без комментариев – там и чувства через край, и «холодная голова», и «отчаяние, я бы сказал. Не то отчаяние, которое лечится под дулом пистолета, а холодное... бессильное отчаяние», а самое главное – он сейчас перейдёт в Жизнь Вечную, потому и заплакал – вот зачем он этого полковника...?! Зачем он так со своей Душой?!.. А вот по-русски – справедливость должна же быть! Хотя бы раз в жизни!.. И привычка двух войн – убивать и «ничего! »...

« Настанет день, когда дети наши «мысленно созерцая позор и ужас наших дней», многое простят России за то, что всё же ни один Каин владычествовал во мраке этих дней, но что и Авель был среди сынов её » И.А. Бунин о Колчаке.

Именно образ Барона больше всего запал мне в душу – своим сочетанием несочетаемого – нежностью к собаке, отцовской памяти – коллекция сигарет, любви к России, переходящий в то самое отчаяние, где в монологе отразились и «Окаянные дни» Бунина и «Апокалипсис нашего времени» Розанова - " Ни креста, ни молитвы". " Ни стыда, ни греха". Надо полагать, что именно в этом герое – авторское мировозрение режиссёра. И судя по тому как выстроен финальный кадр – Николай - alter ego Поручика, так сказать, каким он мог быть, если бы не «солнечный удар», когда Далила обессилила Самсона… И, безусловно, это собирательный образ белогвардейца по Бунину:

«… " Нельзя огулом хаять народ! "
А " белых", конечно, можно.
Народу, революции всё прощается, - " всё это только эксцессы".
А у белых, у которых всё отнято, поругано, изнасиловано, убито, - родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сёстры, - " эксцессов", конечно, быть не должно… (Какая интонация Милоша – «я без маме рос, я без папе рос» – как это тут не вспомнить – отца-то ведь убили..! )
…Вечером у В. А. Розенберга. И опять: я ему об успехах добровольцев, а он о том, что они в занятых ими городах " насилуют свободу слова". Кусаться можно кинуться…»,
«Окаянные дни»

«…Сами… своими руками... Такую страну загубили… Что? Я чего-то не видел? Мы что-то не видели? Не понимали что-то? Я всё видел, всё понимал…»

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня…Н. Гумилёв

" Сербское позориште" - самое чудное, что есть в фильме... Во всей красе сказывается и " Дама с камелиями", и " Боксёр"...: ))
***

 

№ 279 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 24.10.2014, 03: 22

Насчёт Ильина - мальчик (я его на целых два года старше - напыщенно надула щёки: ))) ) - без пяти минут доктор философии, так что ему простительно: )) Ильина люблю с ним на пару: )

Тут тоже интересную вкусность нашла - приятно, что не я одна такая: )) Меня вот эта деталь в фильме мучала, оказалось, правильно, что мучала! : ))

 

В фильме Михалкова (Солнечный удар, да)) есть момент, когда (бывший удалой) казак находит в каком-то из чемоданов сбежавших из России (среди прочих детских вещей) куриного бога -- ракушку на веревочке.
Ну, находит и находит -- потом начинает вспоминать и плакать о том, как отдыхали в Ялте...
Эти вещи из чемодана выглядят менее пустыми и навсегда оставшимися в прошлом, чем рассматривающие их белогвардейцы, стоящие одной ногой в небытие (в т.ч. поэтому потом коляска с вещами катится по лестнице -- словно указывая, что и вещи должны опуститься на общий уровень пустоты)

Про Солнечный удар я здесь неоднократно стучал, что каждый образ в фильме неспроста -- и даже куриный бог перекликается с прошлым в стихотворении Слуцкого (один в один попадающего в концепцию фильма)
«Вот она, отныне святая,
пустота,
как прежде — пустая,
полая, как гнилой орех,
но святая — почти для всех.
Принимаю без всякой тревоги
и терпеть без претензий готов,
что на шеях куриные боги
вместо тех человечьих крестов.»


http: //vbulahtin.livejournal.com/991392.html


Да, надеюсь, что всё ж на диске будет отдельно и фильм и сериал: )) Ибо даже с двух раз всё не разберёшь.

Ах, да! Сегодня смотрела На ночь глядя с Михалковым - сказал, что его авторскую позицию... выражает ещё Поручик, а вот как - это уже само интервью: ))

***

№ 285 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 24.10.2014, 19: 44
Созерцатель,

Марш вперёд, голубые уланы!
Раздавайтесь же звуки фанфар!
Гордо вейтесь по ветру султаны,
Нанесём мы смертельный удар! ©

" Мне было тогда двадцать пять лет. Я служил в чине лейтенанта в Н-ском уланском полку... В то время, когда вся страна была взбудоражена, когда по всей Европе гудели провода, передавая страшные известия, когда шатались биржи, мобилизовывались армии, а наиболее осторожные уже упаковывали чемоданы, — в то время я думал только о своём предательстве, о своей вине. Отправка на фронт означала для меня освобождение, война, погубившая миллионы невинных, спасла меня, виновного, от отчаяния (не подумайте, что я восхваляю её)", Стефан Цвейг " Нетерпение сердца"

Вспомнилась вот новелла австрийского классика - как наш подпоручик Nicolas с Антоном поразительно похожи! Мне всё мотивация его поступка с полковником покоя не даёт... Австрийский хлопец тоже " всё видел, всё понимал", а ничего не делал, когда спохватился, а девочка уже того... Так и наш Кока только в отношениях не с девочкой, а со страной, хотя... она тоже - Девочка, помните у Розанова в " Апокалипсисе наших дней", который Подпоручик цитирует:

" Ты не прошла мимо мира, девушка... о, кротчайшая из кротких... Ты испуганным и искристым глазком смотрела на него.
Задумчиво смотрела... Любяще смотрела... И запевала песню... И заплетала в косу ленту...
И сердце стучало. И ты томилась и ждала.
И шли в мире богатые и знатные. И говорили речи. Учили и учились. И всё было так красиво. И ты смотрела на эту красоту. Ты не была завистлива. И тебе хотелось подойти и пристать к чему-нибудь.
Твоё сердце ко всему приставало. И ты хотела бы петь в хоре.
Но никто тебя не заметил, и песен твоих не взяли. И вот ты стоишь у колонны.
Не пойду и я с миром. Не хочу. Я лучше останусь с тобой. Вот я возьму твои руки и буду стоять.
И когда мир кончится, я всё буду стоять с тобою и никогда не уйду.
Знаешь ли ты, девушка, что это — “мир проходит”, а — не “мы проходим”. И мир пройдёт и прошёл уже. А мы с тобой будем вечно стоять.
Потому что справедливость с нами. А мир воистину несправедлив
"

А вот уже «Последний царскосёл» Дмитрий Кленовский о Родине, как о Девушке своё самое известное стихотворение:

Родине
Между нами – двери и засовы.
Но в моей скитальческой судьбе
Я служу тебе высоким словом,
На чужбине я служу – тебе.
Я сейчас не мил тебе, не нужен.
И пускай бездомные года
Всё петлю затягивают туже —
Ты со мной везде и навсегда.
Как бы ты меня ни оскорбила.
Ни замучила, ни прокляла,
Напоследок пулей ни добила —
Ты себя навек мне отдала.
Пусть тебя ещё неволит ворог,
И ещё не скоро ты поймёшь,
Как тебе желанен я и дорог,
Как меня жалеешь ты и ждёшь.
Душное минует лихолетье,
Милая протянется рука…
Я через моря, через столетья
Возвращусь к тебе издалека.
Не спрошу тебя и не отвечу,
Лишь прильну к любимому плечу
И за этот миг, за эту встречу,
Задыхаясь, всё тебе прощу.
1952

Чего теперь кулаками-то после драки...

Оба, обманув САМИ " Девушку" ещё и позволяют себе её " прощать", но... за муку их, за любовь их " Девушка" их простит. Уже простила. Ох, жалко, жалко мне его... их...

Пересматривала сегодня на ютьюбе фрагмент его монолога - прекрасное решение кадра - у Подпоручика левая половина лица затемнена, а у Капитана - правая! - по-сути, это один образ - двойники как у Достоевского. Один всё понимает и ничего не делает, другой - всё понимает и... " в перчатках надо было" - " надо было. .."! Господа, какие вы, дети! Господа...

Уланы, ох...

А ещё мне эта полумгла нравится в сигаретном дыму: )) Сине-чёрно-белые тона. Нежная грусть: )).

***

№ 287 Ольга Сучилкина 25.10.2014, 12: 19
Посмотрела фильм Н. Михалкова «Солнечный удар», и мне фильм однозначно понравился.
Повествование неспешное, легкое, обволакивающее, где-то интригующее и магическое. Фильм не отпускает до самых титров (не смотря на то, что длительность сеанса – 3 часа) и потом, после просмотра. Можно смотреть, сопереживать и одновременно анализировать, сопоставлять наше прошлое и современное (прошло 100 лет – изменились ли люди? ), думать, размышлять, и пытаться вместе с героем ответить на мучащие его вопросы (эти вопросы и к нам).
Режиссер не ставил перед собой цель в точности воспроизвести произведения И. Бунина, по мотивам которых снят фильм. Но через бунинское восприятие действительности воссоздана атмосфера и настроение России начала 20-го века – до и после революции 1917 года. Это две жизни – до и после, как это часто бывает на изломе эпох.
Вот она Россия 1907 года - легкая и светлая, беспечная и счастливая, благородная и красивая, православная и родная. А потом другая – злобная и тёмная, ошарашенная и несчастная, грубая и мерзкая, революционная и чужая. Как же это произошло? Как же это случилось? – спрашивает герой. И вспоминает прошлое – историю своей внезапной страсти.
Вспоминает всё до мелочей (в мелочах, как известно, - Бог, но есть и другое выражение: в мелочах - дьявол). И присматриваясь к мелочам, главный герой, а вместе с ним и зритель, начинают понимать, что всё произошло закономерно и было неизбежным.
В прянично-карамельном описании дореволюционной России, усиленном лирической историей главных героев, оказывается много мутных пятен. «Что Россия? – говорит один из персонажей. – Одна мишура и лужи». Мишура кругом: нежные чувства главного героя к невесте, к которой он едет, не выдерживают испытания и подменяются страстной любовью к незнакомке (кстати, замужней женщине с ребенком); другая добропорядочная мать семейства на самом деле не интересуется ни своими двумя детьми, ни мужем-иностранцем - слишком уж она страстная натура (а чем лучше главный герой фильма и незнакомка – они так похожи! ); пышная шевелюра фокусника вдруг оказывается париком; вместо денег – карамелька; вместо правдивой фотографии - фарс с явно преувеличенным мужским достоинством; фокус не вышел – часы расколочены в ступке – и все потому, что сало, которым нужно смазать механизм, съедено…
А дальше - больше: любовь к Родине заменяется преклонением перед Западом; вера в Бога - верой в человекообразную обезьяну…
Между тем все события фильма происходят на фоне голубых и золотых куполов православных церквей. Но герои как-то явно обходят их стороной. Времени хватает разве что освятить нательный крест, купленный взамен потерянного после страстной ночи.
«На объективе не должно быть ни единого пятнышка…» - это самое начало фильма. А на душе человеческой?
«Мир, мир, а мира нет. Между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. И народ Мой любит это. Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их». Это из Иеремии, - все утро читал Библию. Изумительно. И особенно слова: " И народ Мой любит это... вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их". (И. Бунин. «Окаянные дни»)

***

№ 289 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 26.10.2014, 23: 27

№288 Созерцатель

Вот лично у меня " есть вопросы" к Вокалисту и Полковнику инженерных войск. Михалков представил нам странгуляционную борозду на шее этого " правдолюба, демократа, не побоюсь этого слова, - " либерала", но... вопросы остались...


На репетиции это был самый сложный вопрос, который они в тот раз не решили: )) Любопытно - как они обсуждали его в последующие разы: )) - у меня надежда на полную версию, где герои полнее раскрыты.

Пересматривала фильмы С. М. Эйзенштейна, посвящённые этому же периоду и обнаружила... ПАВЛИНА! : )))))))))))))) Метафору не разгадала - больно умно: -((. Зато - спасибо киноведам - просветили! : )))) Дааааа... киноязык и аллюзии... киноцитаты...

О, сколько нам открытий чудных. Готовят просвещенья дух. ©

 

***

№ 291 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 27.10.2014, 02: 15

№290 Созерцатель
Меня озадачил трамвай? У Бунина в " Окоянных днях" грузовик - символ гражданской войны...

У Владимира Набокова тоже, но в его роде - " Достаточно сказать, что самым ярким моим впечатлением из этой области был совсем пустяк: как-то, на Миллионной, грузовик, набитый революционными весельчаками, неуклюже, но все же метко вильнув в нужную сторону, нарочно раздавил пробегавшую кошку, - она осталась лежать в виде совершенно плоского, выглаженного, черного лоскута, только хвост был еще кошачий, - стоял торчком, и кончик, кажется, двигался. Тогда это меня поразило каким-то сокровенным смыслом, но с тех пор мне пришлось видеть, как в мирной испанской деревне автобус расплющил точно таким же
манером точно такую же кошку, так что в сокровенных смыслах я разуверился ", " Адмиралтейская игла".

Теперь " транвай" : D

Аяяяй! Я для кого про Гумилёва в эссе о Подпоручике писала! Опять двойка! : ))))

" Заблудившийся трамвай ", 29-30 декабря 1919 года! - самое известное стихотворение-притча о России после революции и во время гражданской войны! : )) Его, безусловно, разные исследователи интерпретируют по-разному, но в числе " стандарта" - образ России в оные дни. Не знаю, о чём там думал Никита Михалков - но красивые аллюзии на Гумилёва ясно вырисовываются - больно стихотворение известное, да и Подпоручик Кока - опять совпадение! в одном полку с поэтом! - голосом Станиславского - " не верю" в совпадения! : )) К тому же - есть ведь полк лейб-гвардии Уланский Его Величества, а наш интеллектуал в Ея Величества - красивое третье " совпадение" как и с коляской, ага-ага...: ))

***

№ 295 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 14: 45

Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар»
«Солнечный удар» – попытка осмысления режиссером не только философского подтекста бунинской прозы, но и закономерностей развития русской истории. Тем не менее, концептуальным стержнем картины становится взаимосвязь личностного и общенационального греха, погибельный отзвук ошибок прошлого в настоящем, роль мечтательности, лжи и самообольщения в процессе падения человека и страны в целом.

Структура ленты строится на визуальном и интонационном противопоставлении разных временных пластов: события 1907 года решены в элегическом ключе, как воспоминание, приукрашенное и идеализированное памятью, хрупкое, мимолетное и яркое одновременно; реалии 1920 года показаны в темно-серых тонах, сурово и безысходно. Михалков добивается удивительной визуальной дифференциации этих эпизодов: в воспоминаниях изображение отшлифовано, лишено дефектов, пейзажи предстают сошедшими с картин художников XIX века, лица очаровательны; в настоящем времени фигуры и крупные планы поданы во всей их грубой материальности, программно прозаично, с подчеркиванием физических недостатков героев.

Режиссеру мастерски, посредством выразительных деталей удается связать две истории, два времени в единое целое, изобилующее сложной системой символов и отсылок. Интертекстуально в эпизодах 1920 года прослеживается связь с лентой А. Германа « Седьмой спутник »: идеологические споры офицеров Добровольческой армии, попытка осмысления ими своего поражения поданы несколько прямолинейно в обеих картинах, однако они отражают мировоззренческое разнообразие среди людей, сражавшихся под одними знаменами.

Крупный план лежащего в шезлонге героя, когда он уплывает на пароходе в финале, в сочетании с тонкой музыкальной стилизацией под Г. Малера, устанавливает интертекстуальную связь эпизодов 1907 года со «Смертью в Венеции» Л. Висконти: тема ускользающего времени, мимолетности переживания красоты, очарования мечтательного плена, прозвучавшая в итальянском фильме, отзывается в «Солнечном ударе» мощным эхом, но вместе с тем раскрывается на совершенно ином концептуальном уровне.


Заблудившись во лжи.Рецензия на фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар»

Фантастически-прекрасный АНАЛИЗ фильма: ))

***

№ 297 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 16: 48

№296 Олег_32

Какой феерический бред...: )


Ну-ну... куда тут уж с религиозно-философскими исканиями...

Мир

С Россией кончено…На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

Максимилиана Волошина 23 ноября 1917 г. в Коктебеле.

***

№ 304 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 20: 26

русскую литературу - в этом фильме господин, Михалков устами своего altar ego ясно объяснил, что он ее ненавидит


" Русская литература развращена за последние десятилетия необыкновенно. Улица, толпа начала играть очень большую роль. Все - и литература особенно - выходит на улицу, связывается с нею и подпадает под ее влияние. И улица развращает, нервирует уже хотя бы по одному тому, что она страшно неумеренна в своих хвалах, если ей угождают. В русской литературе теперь только " гении " ". Или " Все будет забыто и даже прославлено! И прежде всего литература поможет, которая что угодно исказит, как это сделало, например, с французской революцией то вреднейшее на земле племя, что называется поэтами, в котором на одного истинного святого всегда приходится десять тысяч пустосвятов, выродков и шарлатанов.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
"
Или - " Мы все учились понемногу, чему - нибудь и как - нибудь ". Да и делали мы тоже только кое - что, что придётся, иногда очень горячо и очень талантливо, а всё - таки по большей части как Бог на душу положит -- один Петербург подтягивал. Длительным будничным трудом мы брезговали, белоручки были, в сущности, страшные. А отсюда, между прочим, и идеализм наш, в сущности, очень барский, наша вечная оппозиционность, критика всего и всех: критиковать - то ведь гораздо легче, чем работать. И вот:
- Ах, я задыхаюсь среди этой Николаевщины, не могу быть чиновником, сидеть рядом с Акакием Акакиевичем, - карету мне, карету! Отсюда Герцены, Чацкие. Но отсюда же и Николка Серый из моей " Деревни ", - сидит на лавке в тёмной, холодной избе и ждёт, когда подпадёт какая - то " настоящая " работа, - сидит, ждёт и томится. Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность - вечная надежда, что придёт какая - то лягушка с волшебным кольцом и всё за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко! Это род нервной болезни, а вовсе не знаменитые " запросы ", будто бы происходящие от наших " глубин
" ".

И.А. Бунин - " Окаянные дни"

" Народ рос совершенно первобытно с Петра Великого, а литература занималась только, " как они любили " и " о чём разговаривали ". И все " разговаривали " и только " разговаривали ", и только " любили " и ещё " любили ".
Никто не занялся тем ( и я не читал в журналах ни одной статьи - и в газетах тоже ни одной статьи ), что в России нет ни одного аптекарского магазина, т. е. сделанного и торгуемого русским человеком, - что мы не умеем из морских трав извлекать иоду, а горчишники у нас " французские ", потому что русские всечеловеки не умеют даже намазать горчицы разведённой на бумаге с закреплением её " крепости ", " духа ". Что же мы умеем? А вот, видите ли, мы умеем " любить ", как Вронский Анну, и Литвинов Ирину, и Лежнев Лизу, и Обломов Ольгу. Боже, но любить нужно в семье; но в семье мы, кажется, не особенно любили, и, пожалуй, тут тоже вмешался чёртов бракоразводный процесс (" люби по долгу, а не по любви " ). И вот церковь - то первая и развалилась, и, ей - ей, это кстати, и " по закону "... "


В. В. Розанов - " Апокалипсис нашего времени"

***

№ 309 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 20: 45

№306 Ленор
Пока в силе был СССР - в тренде были " красные".. С развалом СССР и ростом антисоветизма в тренд попали беляки типа Бунина, интересного только тем. что нетияжёлое поведение рядил в белые кружева лёгкого дыхания.


Надо полагать, что философские этюды - как-то " Роза Иерихона" или " Ночь" (1925) и другие бунинские вещи - тоже " белые кружева лёгкого дыхания"?! : )))))))))))))))))

***

№ 312 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 20: 58

№308 Лелёка
Михалковский alter ego говорит буквально вот: " Я ненавижу русскую литература, за то, что она поливала власть г... и поносила царей, господ и попов".
С приведенными Вами цитатами, как видите, эта позиция имеет мало общего.


Запись в дневнике Бунина от 30.IV.1940: " Не знаю, кого больше ненавижу, как человека - Гоголя или Достоевского".

Как же не соотносится?! : )))

Русская литература развращена за последние десятилетия необыкновенно

В русской литературе теперь только " гении ". Изумительный урожай! Гений Брюсов, гений Горький, гений Игорь Северянин, Блок, Белый... Как тут быть спокойным, когда так легко и быстро можно выскочить в гении? И всякий норовит плечом пробиться вперед, ошеломить, обратить на себя внимание.
Вот и Волошин.

И прежде всего литература поможет, которая что угодно исказит , как это сделало, например, с французской революцией то вреднейшее на земле племя, что называется поэтами , в котором на одного истинного святого всегда приходится десять тысяч пустосвятов, выродков и шарлатанов .

Ведь вот и до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девку, суть апостолы или все - таки не совсем? Михрютка, дробящий дубиной венецианское зеркало, у нас непременно гунн, скиф, и мы вполне утешаемся, налепив на него этот ярлык.

Вообще, литературный подход к жизни просто отравил нас. Что, например, сделали мы с той громадной и разнообразнейшей жизнью, которой жила Россия последнее столетие? Разбили, разделили ее на десятилетия - двадцатые, тридцатые, сороковые, шестидесятые годы - и каждое десятилетие определили его литературным героем: Чацкий, Онегин, Печорин, Базаров... Это ли не курам на смех, особенно ежели вспомнить, что героям этим было одному " осьмнадцать " лет, другому девятнадцать, третьему самому старшему двадцать!

Аллюзии в фильме очень просты, ясны и очевидны, что на Бунина, что на Розанова: ))

Конечно, вполне " заборная литература ". Но ведь этим " забором ", таким свинским и интернациональным, делается чуть не вся Россия, чуть не вся русская жизнь, чуть не все русское слово, и возможно ли будет когда - нибудь из - под этого забора выбраться? А потом - ведь эта заборная литература есть кровная родня чуть не всей " новой " русской литературе. Ведь уже давно стали печататься -- и не где - нибудь, а в " толстых " журналах - такие, например, вещи:
Уж все цветы в саду поспели...
Тот лен, из какого веревку сплели...
Иду и колосья пшена разбираю...
Вы об этой женщине не тужьте...
А в этот час не хорошо везде ль?
Царевну не надо в покои пустить...
Я б описал, но хватит слов ли?

Распад, разрушение слова, его сокровенного смысла, звука и веса идет в литературе уже давно.


А отсюда, между прочим, и идеализм наш, в сущности, очень барский, наша вечная оппозиционность, критика всего и всех: критиковать - то ведь гораздо легче, чем работать.: ))

***

№ 318 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 21: 29

№316 Лелёка
Евгения Вячеславовна,
Это не Бунин и Розанов, как Вы пытаетесь представить, а партзаказная агитка папы Михалкова, вывернутая наизнанку.


Я буду разговаривать с Вами только после того, как Вы прекратите мне хамить, что-то за меня предполагая, будто я что-то представляю - это раз.

Второе, я Ваше мнение о фильме не комментировала! С какой стати в этом вопросе я должна доверять Вам, а не себе: ))

Третье - Михалков и его герой - вещи разные: )) Как герой и автор - в противном случае - можно приписывать кому угодно позицию его героев, как тут не вспомнить, " педофилию" Достоевского после выхода романа " Бесы" или расизм Шерлока Холмса, приписанный самому Дойлу, умилилась! : ))))) Отсюда четвёртое - аллюзии и реминисценции в фильме и прямые цитаты вещи разные:

allusion - намек - художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение

reminiscentia - воспоминание - неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей; воспроизведение автором в художественном тексте отдельных элементов своего более раннего (автореминисценция) или чужого произведения при помощи цитат (часто скрытых), заимствования образов, ритмико-синтаксических ходов и т. д

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Да ему многое не нравилось в русской литературе, да он терпеть не мог Достоевского поэзию Серебренного века, недолюбливал Гоголя


Ненависть — стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям.

Большая психологическая энциклопедия

: ))))))

№ 319 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 21: 48

№317 Олег_32

Нет, это всего лишь констатация факта.
Те, кто призывают кары на Русь за мифические грехи ее народа, погибнут бесславно.


Вы мерзко врёте! Фуууууу...

Во-первых, цитируя А.С. Пушкина!

Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

Во-вторых, где лично я " призывала кары на Русь за мифические грехи ее народа". Я всего лишь озвучила определённую философско-религиозную мысль, которая воплощена в фильме Михалкова, свою же оценку этой философии я не давала - говорить об этом считаю некорректно на форуме кино, а не на соответствующей интернет площадке!

***

№ 321 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014, 22: 33

№320 Лелёка
А может под хамством имелось в виду " Презрительное название человека, принадлежавшего к низшим классам и потому лишенного человеческого достоинства" ?
Толковый словарь Ефремовой.


Как Вы строили за меня предположения, так и строите: ))))) Ну-ну... Может да кабы...

Поручик это alter ego Михалкова, понятно достаточно прочесть несколько интервью Михалкова.


Поручик и Подпоручик, который произнёс монолог - разные герои, даже учитывая полифонию двойников Достоевского, которая применялась при создании этих двух героев: ))) А Поручик, действительно, алтер эго - На ночь глядя с Михалковым тому свидетельство: )) Причём отдельно-взятый Кока?! : )) Весь фильм - это авторское режиссёрское личное высказывание, разве нет?! Даже Землячка и та - михалковская, он, ведь не документальное кино снимал!

№ 303 Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 28.10.2014 20: 17 48 часов
№ 302 Лелёка
Евгения Вячелавовна, ей - Богу, перестаньте то и дело, защищая и рекламируя фильм, цитировать русскую литературу - в этом фильме господин, Михалков устами своего altar ego ясно объяснил, что он ее ненавидит
Да и ставить этот фильм Михалкова на одну доску с Буниным, . Розановым, Гумилевым, Волошином, Достоевским и Лермонтовым и даже с ранним Германом, явно не по Сеньке шапка


Я Вам советы не давала и не указывала, что делать! : ))))) - это раз!
Во-вторых! " ненависть к русской литературе" - это цитаты из Бунина и Розанова! : )))))))


У меня указаны кавычки Вашего высказывания: )))))))))))))))))

Так, теперь, ещё раз повторяю - в фильме АЛЛЮЗИИ и РЕМИНИСЦЕНЦИИ из Бунина и Розанова - цитаты это доказывают! Но, здесь, видимо, как с хамством - Вам нравится определение о " классовой вражде" - Ваше право. Я-то цитаты Бунина и Розанова привела, а Вы контраргументы нет! : ))

Русская литература развращена за последние десятилетия необыкновенно


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.214 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь