Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теория языкового знака Фердинанда де Соссюра.
Одна из фундаментальных идей Соссюра заключается в том, что объекты лингвистики не являются данными, а формируются в зависимости от точки зрения исследователя [Cоссюр 2000, стр. 11]. Другими словами говоря, в тексте нет ничего, кроме того, что мы увидели, а увидели мы то, что сами означили, т.е. системно осмыслили. Осмысливается ли это в самом языке, в самом тексте? – Не важно, главное, что мы выявили этот знак и присвоили ему значение. На этот счет Соссюр высказывается достаточно радикально: «Я хочу высказать несколько еретическое предположение. Не верно, что такие результаты членения слова как корень, тема, суффикс, являются чистыми абстракциями. Прежде всего и до того, как заводить речь об абстракциях, необходимо иметь жесткий критерий для определения того, что можно назвать “реальным” в морфологии. Критерий таков: реальным является то, что говорящие субъекты хоть в какой-то степени осознают, все то, что они осознают, и только то, что они могут осознать» [Cоссюр 2000, стр. 71 – 72]. И еще: «Ничего не дано заранее, иными словами, нет не только ничего, что заранее получает определение вне какой бы то ни было точки зрения, но также не существует такой точки зрения, которая была бы предпочтительнее, чем другие. <…> У нас же имеются прежде всего точки зрения, верные или ложные, но всегда лишь точки зрения, и уже с их помощью создаются объекты. <…> Наш символ веры в лингвистике заключается в следующем. В других науках можно говорить об объектах “с той или иной точки зрения”, поскольку есть твердая уверенность найти твердую почву в самом объекте. Что же касается лингвистики, то мы принципиально отрицаем, что в ней заранее даны объекты исследования. <…> Самый общий итог. Самый общий смысл выдвигаемых нами положений таков. В лингвистике запрещено говорить, хотя мы постоянно это делаем, о “каком-либо объекте” с различных точек зрения или об объекте вообще, потому что именно точка зрения и создает этот объект» [Cоссюр 2000, стр. 109 – 110]. Самое важное в языке для Соссюра, это правила, которые он сравнивает с игрой в шахматы, которая включает в себя «как позиции, так и ходы, как изменения, так и состояния, характеризующие протекание этой партии». Игра становится возможной «по предварительной договоренности, которая снова и снова вступает в силу после каждого хода в партии, а в языке это совершенно неизбежное взаимодействие знаков независимо от разума, которое происходит само собой после каждого события, каждого хода» [Cоссюр 2000, стр. 90]. Особым образом Соссюр характеризует языковой знак, который для него всегда конвенционален (искусственен) и обладает планом выражения и планом содержания («означающим и означаемым»). Это свидетельствует о человеческой сущности (человеческом происхождении) языка: «Ни в один момент времени не может возникнуть связь между определенного рода свистящим звуком и формой буквы “s”; подобным же образом слово «cow» (англ.) так же прекрасно обозначает корову, как и слово «vacca» (лат.) <…> Итак уясним, что язык есть просто человеческое установление» [Cоссюр 2000, стр. 94]. Наличие случайной конвенциональной связи между знаком и его значением для Соссюра принципиально: «Поскольку полное отсутствие сходства между знаком и понятием имеет радикальный характер и не допускает совершенно никаких оговорок, то отсюда следует что языковая деятельность не регулируется какими-либо человеческими нормами <…> В языке никогда невозможно обнаружить даже следа внутренней связи между звуковыми знаками и понятиями, эти знаки ведут независимую материальную жизнь, что совершенно не характерно для тех областей, в которых внешняя форма хотя бы в минимальной степени связана естественной связью с понятием [Cоссюр 2000, стр. 97]. Идеи Фердинанда де Соссюра не получили широкого распространения и особого признания в научном мире среди его современников, как это чаще всего и случается с чем-то новым, передовым и для общей массы пусть даже и ученых людей непривычным. Однако воздействие Соссюровского структурализма не только поставило на новые рельсы современную филологическую науку, но и оказалось далеко за пределами языкознания и литературоведения, дав новый толчок в развитии современной науки.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы