Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современные лингвистические представления о языке и языковом знаке.



В современной науке существуют три основных направления в понимании теории знака. В узкой трактовке к знакам относится только то, что привычно в обыденном языке и обозначается как «знак», т.е. разнообразные общепринятые или согласованные только на данный случай спонтанно возникшие или намеренно установленные условные знаки и знаковые системы, вроде дорожных знаков, воинских или иных знаков различия, денежных знаков, знаков приветствия (рукопожатий, поклонов, объятий, поцелуев и т.п.)

В другой, более широкой трактовке знака единицы и комбинации единиц естественного языка также относятся к знакам, добавляя их к тем, что были указаны выше. Тем самым существует существенное различие между словесными (естественноязыковыми) первичными знаками и вторичными (искусственными) знаками.

В наиболее широкой трактовке к знакам причисляют не только первичные словесные и вторичные искусственные знаки, но добавляют еще одну категорию знаков – знаки-признаки (знаки-индексы, или симптомы). Речь при этом идет о причинно-следственных зависимостях явлений и событий, когда одно явление связано с другим и тем самым как бы служит знаком этого последнего, свидетельствуя о его наличии. Например, человеческие следы на песке, как следствие, что сравнительно недавно по этому месту прошел человек; дым, поднимающийся в небо, как следствие того, что где-то горит или тлеет огонь; появление слез на глазах, как следствие глубоких переживаний человека (хотя причина может быть и совершенно иной) [Никитин 1996, стр. 20 – 21].

При всем этом важно понимать, что ни в самих вещах, фактах, событиях, явлениях, ни в их связях и зависимостях, взаимодействиях не может быть ни грана значения. Оно появляется только тогда, когда эта связь осознается кем-то как способ и для целей ориентации в мире. Значение в импликационной ситуации, или просто импликационное значение – это знание о связях вещей и событий, актуализированных применительно к данному наблюдаемому факту в конкретных условиях его наблюдения. Что касается знаковой ситуации, то что она всегда значима, ибо знаки специально «изобретены» человеком, чтобы служить для целей передачи значений, - это их первичное бытие, для которого они предназначены [Никитин 1996, стр. 23 – 24].

Итак, значение возникает при осознанной информационной связи между двумя фактами, при которой один факт (вещь, предмет, событие, явление) актуализирует в сознании мысль о другом и информационно настраивает сознание на этот второй.

Во-первых, значение – факт сознания. Оно замкнуто в сознании и, так сказать, никогда не покидает головы. При сообщении значений, строго говоря, не переходит их передачи: знаки нельзя считать носителями значений в том смысле, что значения не заключены в них, не составляют часть материального тела знака. Знаки не несут и не передают значения (это метафоры) одного человека другому, а индуцируют тождественные или сходные значения, возбуждают аналогичные информационные процессы в двух сознаниях. Знаковое общение имеет результатом актуализацию одинаковых или близких значений в голове общающихся, а также модификацию и возникновение новых значений.

Во-вторых, понятие знака производно от значения, первое определяется через второе. Знак – предмет, значимый условно, а не своими природными (естественными) связями. Иначе говоря, знак – предмет, специально назначенный для сообщения значения и в этой функции обнаруживающий связи. Знаковое значение не является частью импликаций, свойственных знаку как природному явлению.

В-третьих, значение – понятие более широкое, чем знак, и не существует знака без значения [Никитин 1996, стр. 25].

Итак, что нам, людям, читающим и изучающим Библию, дает такое представление о знаке в тексте? Ответ следующий: чем больше разнородных и разноплановых знаков в тексте мы видим, тем глубже и нюансированнее наше понимание текста. Разумеется, эти знаки должны проистекать из текста, а не вчитываться нами как нечто чужеродное. Сколько может быть этих знаков? – Сколько угодно, начиная от самого текста, обладающего знаковой природой, заканчивая звуком, наделенным смыслом (морфемой, но не фонемой).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь