Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Синтактика библейского текста и проблема интертекстуальности.
Синтактика изучает объективные законы устройства знаковых систем. Ее задачей является описание запаса правильно построенных текстов для различных классов знаковых систем. В идеале она должна описывать все допустимые тексты. Синтактика текста напрямую связана с интертекстуальностью любого текста, который растворяется в явных или неявных цитатах [Кристева 2004]. Неизбежная цитатность в самом широком смысле этого слова, безусловно, характерна и для Священного Писания. Любой современный читатель, открывающий текст Библии сознательно или подсознательно ощущает, что текст именно этой Книги, лежит в основе современной Западно-европейской культуры, находя свое отражение в бесконечном количестве аллюзий, явных и скрытых ссылок в бесчисленном количестве различных жанров. Фактически, можно говорить о двух видах синтактики: текстах порождающих и порожденных. В результате любой текст Священного Писания может рассматриваться и сопоставляться: а) с точки зрения его литературных предшественников, т.е. текстов повлиявших на мировоззрения библейских авторов; б) с точки зрения прецедентности текстов самого Писания для последующих авторов (комментаторов, богословов, проповедников, литераторов, переводчиков и т.п.). Например: «Вавилонская теодицея» – принятое в ассириологической литературе название аккадской поэмы, написанной в 1-ой половине XI в. до н.э. вавилонским жрецом-заклинателем Эсагил-кини-уббибом – явно повлияла на духовный поиск ветхозаветного автора. Произведение написано как диалог между Страдальцем, сетующим на «несправедливое» течение дел в мире, и утешающим его Другом, который приводит в ответ традиционные возражения и объяснения:
Избранный друг мой, совет твой прекрасен, Одно только слово тебе я добавлю: Идут дорогой успеха те, кто не ищет бога, Ослабли и захирели молившиеся богине. Сызмальства следовал я воле божьей, Простершись, с молитвой искал богиню, Но я влек ярмо бесприбыльной службы, - Бог положил вместо роскоши бедность; Дурак впереди меня, урод меня выше, - Плуты вознеслись, а я унижен [Литература древней Месопотамии 2000, стр. 415 – 416].
Ср.: И отвечал Иов и сказал: (1) Выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас. <…> (2) Почему беззаконные живут достигая старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. <…> (14) А между тем они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей твоих!» (15) Что Вседержитель, чтобы нам служить ему? И что пользы прибегать к нему? (16) Видишь, счастье их не от их рук … [Иов 21:1-16].
Связь огромного количества литературных произведений индоевропейской культуры с Библией настолько очевидна, что не требует каких-либо доказательств. Достаточно вспомнить только книгу «Иова». Именно это произведение в свое время повлияло на мировоззрение и духовное становление великого Данте, написавшего «Божественную комедию», и не менее великого Гете, подарившего миру «Фауста». В этой связи очень важно не преуменьшать интертекстуальность Библии, как в предшествующей, так и в последующей литературной традиции, которая «тянет» за собой огромное количество различных герменевтических подходов, как системных, так и несистемных, и мы, как бы нам этого не хотелось, не свободны от них. Задания и вопросы по темам лекции. 1. Для чего интерпретатору библейского текста необходим осмысленный метод в герменевтике? 2. Может ли интуиция быть надежным методом интерпретации библейского текста? 3. Есть ли, на ваш взгляд, разница между откровением и интуицией; если есть, то в чем она состоит? 4. Что такое семиотика и почему ее методы используются в некоторых современных науках? 5. Может ли семиотика, на ваш взгляд, быть полезной в современном богословии? 6. Какие аспекты семиотики вы знаете? 7. Дайте определение и характеристики основных аспектов семиотики.
Лекция 4. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы