Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пришли из погоста Уукиниеми



В настоящее время, с 2005 года, община Уукиниеми  входит в общину Париккала Южной Карелии Республики Финляндия. Упоминается в писцовой книге Водской пятины 1500 года, как центр Угонежского погоста Корельского уезда.

В деревни села Кесьма

1. В деревню Хромцово из д. Латвасурья в 1637 – 1639 годах пришли: Федот и Василий Ильины, Федор Семенов, Илья Лаврентьев, Илья Родионов, Ермолай Федоров и Осип Максимов, всего 7 семей.

2. Андрей Дементьев в д. Фоминское в 1629 году из д. Латвасурья.

3. Степан Спиридонов в д. Григорово в 1639 году из д. Латвасурья.

4. Терентий Иванов в д. Красино из д. Марти.

В деревни села Могочи

1. Амос Ильин в д. Желобни в 1643 году из д. Лиярви.

2. Иван Евсеев в д. Ивановское в 1632 году из д. Кумпу.

3. Иван и Софрон Макаровы в д. Грудино в 1614 году из д. Парикка.

4. В деревню Грудино пришли из Корельского уезда, название погостов и деревень не указано: Иван Мишутин в 1626 году, Захар Данилов в 1629 году, Андрей Иванов, Кузьма Игнатьев, Михаил Родионов, Степан Мишутин и Василий Григорьев в 1647 году.

В деревни села Сандово

1. Павел Еремеев в д. Загорье в 1643 году из д. Каллаттома.

2. Сергей Васильев в д. Агафоново в 1631 году из д. Кесялахти.

3. В деревню Малый Холм из д. Латвасурья пришел в 1637 году Василий Терентьев, в 1643 году – Афон Васильев.

В деревни села Федорково

1. Григорий Еремеев в д. Овсянниково в 1643 году из д. Каллаттома.

2. Григорий Микулин пришел в село в 1639 году из д. Каллаттома.

3. Афон Левонтьев, Иван и Фефил Афанасьевы в д. Хрущи Большие в 1641 году из д. Кесялахти.

4. Алексей и Иван Тимофеевы в д. Заборье в 1631 году из д. Кумпу.

5. Павел Лаврентьев в д. Кишкино в 1643 году из д. Ойнаанваара.

6. Тимофей Петров в д. Кишкино в 1635 году из д. Палкярви.

7. Остафий Данилов, Лука и Кузьма Остафьевы в д. Тимофеево в 1638 году из д. Пуриярви.

8. Афон Федотов, Мартын Федоров и Микифор Артемьев в д. Косодавль в 1641 году из д. Сикопохья.

В деревни села Хабоцкое

1. Гаврила и Панфил Лаврентьевы в д. Утехово в 1631 году из д. Мерья.

2. Иван Фомин в д. Утехово в 1641 году из д. Метчамикли.

3. Лаврентий Ильин и Василий Семенов в д. Утехово в 1635 году из деревни Палкярви.

В деревни села Чамерово

1. Архип Лукин в д. Высокое в 1639 году, откуда – не указано.

                                            *****

Русский филолог и писатель Яков Карлович Грот (1812-1893 годы), в 1845-1846 годах побывал в некоторых местах, откуда ранее ушли карелы, и которые он описал в своей книге «Переезды по Финляндии от Ладожского озера до реки Торнео», изданной в Санкт-Петербурге в 1847 году. Я.К.Грот ездил вместе с видным представителем финской литературы, собирателем карело-финского эпоса «Калевала» доктором Элиасом Ленроотом. После выхода из этих мест основной массы карел прошло около 200 лет, население стало смешанным: русские, финны-лютеране и оставшиеся карелы.

    В своих записках он писал, что 23 мая 1846 года они прибыли в город Кексгольм, в русских летописях город назывался Корелою, а живущие здесь русские до сих пор коренных жителей зовут кореляками. В Кексгольме проживает около 1200 обывателей, русская часть этого населения состоит из нескольких военных, купцов и работников – каменщиков и плотников.

    В городе низенькие одноэтажные деревянные домики вдоль немощенных прямых улиц. Крепость – долгое время спорное владение то России, то Швеции – состоит из нескольких обновленных строений, занимаемых инвалидной командой до 300 человек. На территории крепости находится отдельное небольшое круглое здание с башнею, его называют «слот», в прежние времена здесь содержали преступников.

    В нем было заключено семейство Емельяна Пугачева и еще 16 лет тому назад в Кексгольме жили две его дочери. Они пользовались свободой, не смея, однако ж, оставлять городского острова, и получали небольшую пенсию. Они дожили здесь до глубокой старости.

    От Кексгольма до Ладожского озера полторы версты. Отправляясь туда через широкое поле, Яков Грот увидел приставшее к берегу небольшое судно, оно пришло из Салми, последнего финляндского прихода к олонецкой границе. Тамошние жители, по большей части кореляки, исповедующие православную веру.

    Ловля рыбы в устье реки Вуоксы, где особенно много сигов, со времен императора Павла Ι была разрешена исключительно Александро-Невской Лавре. Рыбная ловля в Ладожском озере разрешена всем, оттого часть Кексгольма, обращенная к его берегу, в большей части заселена рыбаками. Ладожские лососи и сиги увозят в Петербург, и на месте продаются недешево. От Кексгольма до Коневецкого острова водою около 25 верст, до Валаама – около 100 верст.

    На реке Вуоксе, недалеко от острова Тиурис с остатками каменных стен, находится селение Каукала. С большой дороги Санкт-Петербург – Кексгольм видны многие знаменитые имения, принадлежащие роду баронов Фридриксов. Банкир императорского двора Иван Юрьевич Фридрикс 5 августа 1773 года был пожалован с потомками, рожденными и впредь рождаемыми в бароны Российской империи. Указом императора Николая Ι от 2 февраля 1853 года генерал-майор Борис Андреевич Фридрикс, внук Ивана Юрьевича, внесен в число баронских родов Великого Княжества Финляндского. Баронам Фридриксам принадлежали земли всех южных погостов: Пюхяярви, Рауту, Ряйсяля и Саккола, откуда ушли православные карелы, и заселенные финнами-лютеранами.

    В приходе Пюхяярви весной 1845 года нищие толпами стекались к пасторам и земским начальникам, их скот, лишенный корма, умирал в большом количестве. Общая нужда повлекла за собой заразную горячку, в приходе, состоящем из 5 тысяч душ, ежедневно умирало до 10 человек. Жертвою эпидемии стала и 18-летняя дочь самого пастора.

    Земли вблизи города Выборга принадлежали барону Николаи, этот российский баронский род происходил из Швеции. Указом императора Александра Ι от 1822 года Павел Андреевич Николаи был причислен к баронам Великого Княжества Финляндского.

    На 5-ой версте дорогу от Кексгольма к Сердоболю (Сортавала) На 5-ой версте дорогу от Кексгольма к Сердоболю (Сортавала) пересекает река Перна. Далее между станциями Кивиниеми и Нойдерма находится небольшое озеро, которое местные жители называют Русским Белым озером, так как в старину по нему проходила русская граница. 26 мая 1846 года Яков Грот был в Сердоболе (Сортавале). Дорога между Кексгольмом и Сердоболем Гориста и извилиста, местами подходит к скалистым заливам северного берега Ладожского озера. По этой дороге находится замечательное огромное имение Куркийоки, принадлежащее роду графов Воронцовых. В 1836 году как раз совершалась сделка покупки этого имения у Воронцовых графом Кушелевым-Безбородко.

    По описанию Якова Грота, Сердоболь является складочным местом товаров для всей верхней Карелии. Ярмарка, в старину бывавшая на Валаамском острове, ныне проводится только в Сердоболе. Жителей в городе не более 450 человек, к приходу здешней русской православной церкви принадлежит около 800 человек, большая часть прихожан состоит из карел окрестных селений.

    Так как Сердоболь лежит довольно близко к восточной границе Финляндии, то русский язык здесь более известен, нежели в Кексгольме. Однако же, прислуга в обоих городах говорит почти исключительно по-карельски. Сердобольская почтовая станция отличается порядком и опрятностью, ее содержит более 20 лет русский человек.

    В 30-ти верстах к северу от Сердоболя, посреди живописной местности, находится станция Рускеала, близ которой производится ломка мрамора и устроены пыльные мельницы. Дороги, ведущие отсюда, так мало посещаются, что иногда более недели ни одного имени не вносится в станционный журнал. 29 мая 1846 года Яков Грот посетил город Нейшлот, по-фински – Савонлинна, который лежит на двух островах, соединенных мостом. Всех жителей в городе около 400 человек, большинство лютеране.

    Местные почтовые станции очень тесны и не имеют никаких удобств. Зато и крестьяне здешние неизбалованны и бескорыстны, что даже обычно не хотят брать с проезжего человека денег за ночлег и съестные припасы. Земские начальники внушают им вежливость, и они до такой степени послушны, что беспрестанные их поклоны на большой дороге могут иногда быть даже в тягость проезжему.

 

 

                       Карелы на монастырских землях

                                          (1625 – 1678 годы)

Запустение стало одним из тяжелых последствий смутного времени. Сильно пострадали Бежецкий Верх, Кашинский  и Угличский уезды. В этой книге речь идет лишь о северной части Бежецкого Верха, где проживали карелы весьегонской группы. О карелах толмачевской группы я более подробно писал в своей книге «История Тверской Карелии».

В северной части Бежецкого Верха стали безлюдными – Борисоглебская, Ивановская, Кесемская, Мартыновская, Мышкинская и Чамеровская  волости, а также значительная территория Ивановского стана, в Кашинском уезде – Прилуцкая волость, где вместо деревень были одни пустоши. Несмотря на возвращение ушедшего от поляков и казаков местного населения на старые места, в 1620 – 1640 годы здесь оставалось большое пространство пустопорожних земель. Чувствовался большой недостаток рабочих рук, которых центр России и север выделить не могли.

В первой половине ХVΙΙ века по дороге из Приладожья и от Олонца на Москву пошли карелы, эта дорога им была известна. Хотя самого города Олонца еще не было, но местность так называлась по имени реки Олонки. По этой дороге не только ездили служилые люди, но еще бегали шайки воров и разбойников. Дорога до Николаевского Антониева монастыря составляла около 600 километров.

Сначала карелы шли к деревням Мешковичи и Мокришвицы (теперь город Лодейное Поле Ленинградской области – А.Г.), до этих деревень от берегов Олонки было около 60 километров. Далее их путь лежал к деревне Стретилово, где дорога расходилась на Ладогу и Устюжну, теперь это часть города Тихвина. Пройдя от Мошковичей до Стретилова 170 километров, они поворачивали налево, чтобы идти на знакомые им по военным походам земли Бежецкого Верха.

Далее их путь лежал на Устюжну расстоянием в 225 километров по лесной дороге, на которой не было деревень и поселений. От Устюжны до Николаевского Антониева монастыря оставалось идти 120 километров через деревни Брилино и Николу. После переправы через Мологу дорога шла через села Сандово (теперь Старое Сандово), Хабоцкое и Спас на Холму.

 В переписных книгах Данилы Петровича Свечина за 1627-1629 годы в числе других бывшее село Сандово значилось пустошью. После великой смуты и польской интервенции во владениях монастыря оставалось сохраненными 5 сел и 48 деревень из 137 деревень, бывших в его вотчине. Другие села и деревни неприятель обратил в пустоши.

В период перехода сюда карел с 1625 по 1668 годы и позднее, стены монастыря видели многое. К этому времени, начиная с первой построенной монахом Антония кельи и первой часовни, прошло около двух веков.    Известно, что к приходу в эту местность карел, монастырь владел 5 селами: Сандово (теперь Старое Сандово – А.Г.), Преображение Спасово на Холму (теперь город Красный Холм – А.Г.), Живоначальной Троицы (ныне погост Троица в Молоковском районе – А.Г.) и Федорково (ныне село называется Никола-Реня в Весьегонском районе – А.Г.) и Маслово Раменье, с 58 деревнями, приписанным к этим селам.

Карелы пришли сюда в 1620 – 1660-е годы и поселились во многих монастырских деревнях, в том числе: Вязигине, Залужье, Захарихе,  Дорках, Круглихе,  Маковееве,  Михалихе, Могочи, Сандове, Горке, что потом стала деревней Замошье, а позднее – селом Емельяново ныне Весьегонского района.

Остальные прибывшие сюда карелы ушли на бывшие земли Ивана Петровича Федорова-Челяднина, ставшие царскими, в том числе,  построили  14 деревень в Карело-Кошевской дворцовой волости. Также они вдохнули жизнь в 9 деревень Прилуцкой волости Кашинского уезда, также ставшей дворцовой.

    Одной из первых пустующих деревень, где остановились карелы для своего дальнейшего проживания, стала Сандово (теперь Старое Сандово).

После переселения карел, во второй половине ХVΙΙ века центр прихода из села Могочи перенесли в село Кошево, отстроенное вместе с деревней Горка на месте села Ивановское Большее.

Переселение карел на территорию Тверской губернии шло медленно и продолжалось с 1617 по 1678 годы. Расселялись они на всех типах земель - дворцовых, монастырских, помещичьих. Часть карел соглашалась поселяться на пустошах, принадлежащих монастырю.

 Например, 20 марта 1636 года карел из Заонежских погостов Марко Ильин просил монастырь принять его в сельцо Федорково на пустошь Хрущи Щеголевы в крестьяне. Келарь игумена Ионы, переговорив с братией, принял Марка Ильина на эту пустошь и дал ему льготы от разных выплат на 6 лет. За эти льготные годы он был обязан построить себе избу, сенник, житницу, баню, овин, а также распахать землю в трех полях плугом и сохой, расчищая ее топором и косой [56].  

Царь Алексей Михайлович старался переселить их в дворцовые карельские волости. В окрестностях Николаевского Антониева монастыря это были Карело-Кошевская, Кесемская, Прилуцкая и Чамеровская дворцовые волости. Кошевская Карельская дворцовая волость была образована через лес от монастыря в 5 – 6 километрах от его земель. Чамеровская карельская дворцовая волость была образована на границах Бежецкого, Угличского и Ярославского уездов.

Карел силой вывозили в дворцовые карельские волости. «Чамеровский воевода Афанасий Филиппов, сын Елохов по указу великого государя вывез в деревню Чамерово: из деревни Богатово 4 двора карел, деревни Фастово - 5 дворов карел, деревни Мунощено - 3 двора, деревни Елица - 5 дворов, деревни Хромцево - 5 дворов, деревни Никулино 8 дворов и ныне те деревни пусты». Даже приказчик влиятельного графа И.П. Шереметева в селе  Кесьма не мог воспрепятствовать увозу карельских крестьян - «зарубежных выходцев» в дворцовые карельские волости [57]. 

До того времени, пока карелам не были отысканы пустопорожние земли, царь Михаил Федорович, а потом Алексей Михайлович, велели жить на тех монастырских или помещичьих землях, где они живут. Царь наказывал помещикам и монастырям, чтобы они карел без его указу от себя вон не гнали, никакого налога на них не учиняли и карельские дворы не разоряли.

Когда отыскивались для них дворцовые земли, помещики стали заявлять, что карелы не хотят уходить от них и монастырей.  А карелам говорили, что им велено жить по-прежнему за помещиками и вотчинниками. Тех карел, которые хотели ехать на дворцовые земли, помещики били кнутом. Прибывших подьячих и приставов помещики били смертным боем и вывозить карел в дворцовые волости не давали. Помещики Сидорко и Андрюшка Старковы убили подьячего Афанасия Попова из села Чамерово [58].

Во время переписи 1662 года из монастырской вотчины Николаевского Антониева монастыря карелы были вывезены в карельские дворцовые волости. Однако во второй половине ХVΙΙ века обнаружилось, что монастырю принадлежал 161 двор карел, которые оставались здесь до 1667 года. В расходной книге монастыря есть запись от 31 октября 1667 года: «Дано денщику Максиму Кручкову монастырских денег 16 алтын 4 деньги за то, что карел из дворов выбивал» [59].

По царской грамоте 1672 года указывалось, чтобы с тех 161 двора карел Бежецкого Верху и Угличского уезда, вывезенных из вотчины Николаевского Антониева монастыря на царские порожние земли, не взыскивать с 1664 года от монастыря полуполтинных денег и других доходов [60].

Монастырь закупал себе крестьян за деньги у помещиков, в феврале 1651 года были куплены крестьяне из деревни Нивицы за 50 рублей, число душ не указано, у князя Луки Львова.

В апреле того же года монастырь купил у владельца Григория Белого крестьян Евсейку и Марка Яковлевых с женами и детьми, а также Анисима с женой и детьми, отдав за них 30 рублей.

В 1678 году было велено всех оставшихся на монастырской земле карел везти в Росткин монастырь близ Новгорода [61].

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь