Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психопатологический контекст



3.4.1. Измененные состояния сознания

В научной психиатрии достаточно глубоко разрабатывалась про­блема нарушения (помрачения) сознания, критериями которого яв­ляются отрешенность от реального внешнего мира, дезориентировка в месте, времени, собственной личности, утрата связности и после­довательности двигательных и речевых актов, нарушение памяти. Вопросы, связанные не с помрачением (нарушением), а с изменен­ными состояниями сознания, всегда находились на периферии пси­хиатрической науки и разработаны недостаточно. По определению, данному A.M.Ludwig, к ним относятся любые психические состоя­ния, индуцированные различными физиологическими, психологи­ческими или фармакологическими приемами или средствами и рас­познаваемые самим субъектом или наблюдателем как достаточно выраженное отклонение от состояния бодрствования [28]. По A.M.Ludwig, измененные состояния сознания как единый феномен выражаются следующими признаками:

Изменения в мышлении. Субъективные нарушения концентра­ции внимания, памяти и суждений, снижение способности к рефлексии. Нарушение дифференциации между причиной и следствием, сосуществование противоположных и противоре­чивых тенденций в отношении одного и того же объекта при от­сутствии явного психологического конфликта.

Нарушение чувства времени. Изменение хронологии событий, ха­рактерное субъективное чувство безвременья, остановки, замед­ления или ускорения времени.

Потеря контроля. Переживание утраты контроля состоит из двух фаз. В первой ощущаются страх, бессилие, беспомощность перед утратой независимости и самоконтроля. Во второй проис­ходит компенсаторный отказ от контроля, идентифицирующий­ся с властью лидера, гипнотизера, сверхъестественного суще­ства.

Изменение эмоций. Выражается внезапными вспышками при­митивных и интенсивных реакций с появлением крайних эмо­циональных состояний: от экстаза до глубокого страха и деп­рессии.

Изменения образа тела. Характеризуются деперсонализацией и дереализацией и интерпретируются как «разделение тела и души, размывание границ между собой и другими, окружающим миром и Вселенной, трансцендентальные переживания исклю­чительности, расширения сознания, океанских чувств или заб­вения».

Искажения восприятия. Гиперестезия, синестезии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Изменение смысла и значения предметов и явлений. Соответству­ет греческому понятию «эврика» или термину «gnosis», введен­ному W.James и обозначающему «вновь полученное знание». Вы­ражается чувством абсолютного понимания, озарения, инсай-та, не допускающих никаких сомнений. Например, Я.Беме (см. раздел 3.2) утверждал, что за четверть часа мистического погру­жения он узнал больше, чем это было бы возможно за много лет учебы в университете.

Невыразимость. Соответствует понятию W.James «неизречен­ность». Утверждение о невозможности выразить пережитое сло­вами.

Чувство возрождения. Состояние радости, надежды, восторга, наступающее после выхода из измененного состояния сознания.

Гипервнушаемость. Возрастающая установка на некритичное восприятие команд и инструкций гипнотизера, лидера, шама­на, а также склонность к ошибочному восприятию стимулов и ситуаций, основанных на внутренних страхах и желаниях.

Наконец, J.Perry выделил восемь тем, характеризующих религи­озные переживания при измененных состояниях сознания [33]:

Смерть. Встречи с усопшими или встречи со смертью.

Возрождение. Воскресение, обретение новой личности, нового имени.

Странствия. Мессианские путешествия.

Столкновения с духами. Бесовские (демонические) силы или ду­ховная помощь.

Космический конфликт. Добро и зло, свет и тьма и т. д.

Волшебные полномочия. Телепатия, ясновидение, способность проникновения в чужие мысли, способность перемещать объекты.

Новое общество. Реформаторство, радикальная перемена в об­ществе, в религии.

Божественный союз. Близость или родственные отношения с богом или с библейскими персонажами.

Несмотря на то, что границы между религиозно-мистическими переживаниями в религиозном опыте и при психозах размыты, можно предполагать, что они, с одной стороны являются крайним выражением религиозного опыта, а с другой — входят в структуру психозов. Как проявления религиозного опыта мистические со­стояния протекают на фоне измененного состояния сознания, от­личаются кратковременностью и не приводят к нарушению жиз­недеятельности.

3.4.2. Религиозный опыт и психоз

Традиционное определение психоза включает в себя: 1) наруше­ние отражения реального мира; 2) несоответствие психической деятельности реальной действительности; 3) длительность, устойчи­вость, тотальность; 4) наличие бреда, помрачения сознания, нару­шения восприятия, памяти, эмоций. Если скрупулезно следовать дан­ному определению, то окажется, что критерии отражения реальной действительности при оценке религиозно-мистических состояний явно не работают, поскольку в религиозном опыте отсутствует под­лежащий восприятию реальный объект. Кроме того, все феномены, которые присутствуют в измененных состояниях сознания в струк­туре религиозного опыта, встречаются и при психозах. Нередко пе­реживания, кажущиеся патологическими в одной культуре, не явля­ются таковыми в другой.

По меткому замечанию C.Tart, «многие примитивные народы, на­пример, считают, что практически каждый нормальный взрослый че­ловек способен входить в транс или может стать одержимым богом, а тот, кто не способен на это, считается психологическим калекой» [38].

Примером попытки совмещения психологического и психиатри­ческого подхода является концепция интерференции мистических и психотических феноменов, выдвинутая D.Lukoff [29]. По его мне­нию, следует различать: 1) мистический опыт; 2) психоз; 3) мисти­ческий опыт с психотическими явлениями; 4) психоз с мистически­ми явлениями. Результатом дальнейших разработок этой проблемы американскими психологами и психиатрами [30] явилось введение в классификацию DSM-IV нового кода: V62.89 Религиозные и ду­ховные проблемы.

Таким образом, религиозно-мистическое состояние как патологическое явление следует рассматривать лишь в том случае, если оно на правах симптомокомплекса входит в структуру синдрома — систему высшего порядка, определяющуюся не только качеством, но и тяжестью расстройства психической деятельности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь