Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозно-мистический симптомокомплекс в клинической картине непрогредиентных эндогенных психических заболеваний



В наших наблюдениях, как правило, развитию психоза предше­ствовала психическая травматизация, включающая в себя широкий спектр средовых воздействий: материально-экономические трудно­сти, потерю работы, разлуку или смерть близких. В поисках «якоря» больные обращались к религии, посещая нередко как традицион­ную церковь, так и различные секты, кабинеты гадалок, магов, эк­страсенсов. На фоне чрезмерных психоэмоциональных нагрузок, обусловленных культовой деятельностью, возникали психотические вспышки в форме «религиозного обращения» [25]. Данные состояния характеризовались экзальтацией, иногда тревогой, страхом, сохра­нением и усилением психомоторной активности. Ранее усвоенные религиозные знания переводились в чувственные образы и представ­лялись в виде развернутых последовательных сценоподобных кар­тин или в виде символов, сгущений, вытеснений. На фоне бреда во­ображения наблюдались агрессивные или аутоагрессивные действия.

Наблюдение 1.

Больная Ф., 35 лет. Дед по линии матери страдал эпилепсией, скончался в возрасте 41 года от рака желудка, отец злоупотреб­лял алкоголем, в состоянии алкогольного опьянения избивал мать, что послужило причиной развода. Умер от сердечно-сосу­дистого заболевания. Мать страдает гипертонической болез­нью, по характеру властная, эмоционально холодная. Старшая сестра состоит на учете у невропатолога с диагнозом: «Диэнцефальный синдром, остаточные явления нейроинфекции. Син­дром ретикулярной формации с явлениями гиперсомнии». Бе­ременность матери протекала без патологии. В шестимесячном возрасте перенесла острую пневмонию, затем состояла на учете у пульмонолога с диагнозом: «Хроническая пневмония с бронхоэктазами». В возрасте одного года, по недосмотру брата, вы­пала из окна второго этажа, была госпитализирована с диагно­зом: «Ушиб головного мозга». В дальнейшем серьезных последствий черепно-мозговой травмы не наблюдалось. В под­ростковом возрасте обнаруживала лабильность вегетативных реакций с вазовагальными обмороками. Месячные с 13 лет, без особенностей. Раннее развитие без отклонений, росла и развивалась не отставая от сверстников. Воспитывалась матерью и бабушкой, которые предъявляли к ребенку повышенные тре­бования. В школу пошла с 7 лет. Проявляла интерес к учебе, училась легко и охотно. Характеризовалась общительной, активной, в то же время педантичной, любящей порядок. В классе всегда была лидером, пользовалась уважением у одноклассников, избиралась старостой, серьезно относилась к своим обязанностям. Отличалась завышенной самооценкой, всегда стремилась быть первой. Имела много друзей, считалась душой компании, помогала отстающим одноклассникам. Тяжело переживала алкогольные эксцессы отца, боялась его. Что­бы отвлечься от домашних проблем, старалась как можно боль­ше времени уделять учебе и спорту. С 6 лет занималась художе­ственной гимнастикой, добилась звания кандидата в мастера спорта, с 12 лет появилось увлечение шахматами, занималась плаванием, была капитаном школьной команды по баскетболу. Среди любимых предметов особо выделяла физику, математи­ку. Среднюю школу закончила с отличием. После окончания школы уехала в Ригу поступать в институт гражданской авиа­ции, но не прошла медицинскую комиссию из-за заболевания легких. Тяжело переживала неудачу, много плакала. Затем уеха­ла в Ташкент к дяде, который, будучи преподавателем технику­ма железнодорожного транспорта, посоветовал ей туда посту­пить. После окончания техникума вернулась в Ригу, где устроилась на работу инженером-электромехаником и посту­пила на вечернее отделение политехнического института. В 22 года вышла замуж. После двух лет замужества брак распался из-за алкоголизации мужа. Тяжело переживала развод, уехала к сестре в Санкт-Петербург, где продолжала учебу в Инженер­но-экономическом институте. Однажды познакомилась со свя­щенником, который рассказал ей об истории и основах право­славия. После этого стала впервые задумываться о боге. Со временем пришла к осознанию того, что бог существует, нашла в религии ощущение защищенности. В 27 лет попала в ДТП. После аварии в бессознательном состоянии была госпитализи­рована в больницу с диагнозом: «Сотрясение головного мозга». Сопоставив этот факт с предсказанием когда-то встретившейся ей гадалки о скорой смерти, уверилась в существовании сверхъе­стественных сил. После выписки из стационара вторично выш­ла замуж, однако через полгода вновь развелась после семей­ной ссоры. Около 30 лет приняла православное крещение.

Закончив институт, устроилась экономистом в кооператив по ремонту госсооружений, занималась поиском заказчиков. На работе познакомилась с мужчиной, который стал ее треть­им мужем, родила от него дочь. Ребенок рос болезненным. Со­вмещая тяжелые нагрузки на работе с воспитанием и лечением дочери, чувствовала себя усталой, разбитой. Увлеклась нетра­диционными методами лечения. Училась в школе колдунов, на курсах экстрасенсов, биоэнергетиков, трансцендентной индий­ской медитации. Ухудшились отношения с мужем, которого подозревала в неверности, третий брак также окончился разво­дом. Наряду с основной работой участвовала в деятельности ком­пании, работающей по принципу экономической пирамиды.

В 33 года всерьез увлеклась американским культом «Свето­носцы мира». Собрания секты не посещала, но усиленно чита­ла литературу, рекомендуемую сектой, украшала квартиру изоб­ражениями «ликов Вознесенных Владык» часто и подолгу читала веления (молитвы) с визуализацией. Например, в од­ной из молитв предписывалось «воображать Архангела Задкиила и ангелов радости, направляющих фиолетовое пламя в каж­дую клеточку и атом вашего существа и на ситуацию, о которой вы молитесь, представлять как фиолетовое пламя, будто гиган­тская губка, стирающая мел с классной доски, смывает всю боль, отчаяние, страдание и ограничения». Однажды на фоне молитв и медитации мысленно ощутила «добрые, нежные и теплые слова Бога». Появилось состояние восторга и счастья от осоз­нания того, что она является божьей дочерью. Голос говорил о справедливости, нравственности, о деньгах, о политике, о на­ступлении эры Водолея. Услышанное записала в виде статьи. Подобные состояния не повторялись в течении нескольких лет. Пошла на журналистские курсы, где заслужила, по ее словам, одобрение, печаталась в оккультных изданиях. Продолжала ра­ботать, воспитывать дочь, не прекращая религиозную деятель­ность. Через год неожиданно потеряла работу, возникли про­блемы с оплатой квартиры, детского сада. Испытывала волнение, тревогу за будущее, стала плохо спать по ночам, уте­шение находила в молитвах.

Однажды вечером на фоне переутомления почувствовала, что в квартире происходят какие-то неясные изменения. Воз­никло представление, что что-то происходит. В душе возникло плохое предчувствие, какая-то тревога, которой не могла найти объяснения. Отмечала обостренное внимание к мелочам, за­метила красное свечение на иконах: «У Иисуса как будто глаза горят. Этот цвет ненормальный, красный». Испытала страх, тре­вогу, беспокойство. Затем по типу озарения возникло понима­ние нового смысла предметов и явлений: «И вот ощущение та­кое, что вот меня осенило — я познала истину. Все вдруг стало ясно — одна вещь от бога, другая не от бога, есть мир и анти­мир, бог создал мир, а сатана подражает, копирует вещи. Есть вещи нормальные, а есть ненормальные — от антихриста». Ус­лышала мысленный голос бога: «Если хочешь, чтоб людям было хорошо,— начинай». Поняла, что на нее возложена особая мис­сия спасения мира от сатаны: «Я должна разгадать эту загадку, где этот антимир, где корень этого антимира». По указанию свыше начала в квартире строить «антимир», расставляя вещи в определенном порядке, добиваясь преобладания желтого цве­та: свеча с желтым пламенем, шкатулка с желтым янтарем, ико­ны с позолотой. Увидев фиолетовый луч, исходящий из глаза кошки, выкинула ее на улицу. Ночью не спала, «весь организм был поглощен борьбой между добром и злом». «Узнала» от бога Саваофа, что является космической дырой в пространстве и по закону зеркального отражения должна закрыть дыру дырой. Ри­совала антимир в виде спирали: «Вот вниз спираль, вот вверх спираль — нужно ее свернуть, тогда минус помножится на ми­нус и антимир сам себя уничтожит». Совершала обряды свя­щеннодействия, танцевала под музыку. Посмотрев на дочь, в течение одного мгновения увидела, что вместо лица у нее сви­ное рыльце, затем это видение исчезло. Поняла, что в дочери сидит сатана, «увидела» сцену своего зверского убийства девоч­кой: как дочь вывернет ей руки, отрежет стопы и кисти, отрубит голову, чтобы господь не возродил ее на небе. Стала мысленно советоваться с богом, который приказал убить девочку, а потом обещал вернуть живую и очищенную от дьявола. Подчиняясь последовательным приказам, ударила дочь между глаз горящей свечой, связала платками руки и ноги, душила ее, замотав голо­ву полиэтиленовым мешком, наносила удары по голове каким-то деревянным предметом. Для того чтобы сатана задохнулся в ее теле, вставила ей в естественные отверстия деревянные крюч­ки от вешалки. Ушла на кухню в полной уверенности, что убила сатану, и Иисус взял на небо тело дочери.

Через некоторое время, услышав голос дочери, поняла, что сатана еще жив, но сил наносить удары дочери больше не было. В оцепенении стояла перед комнатой дочери, затем стала хо­дить по квартире, но тела девочки не видела. Появилось радос­тное чувство исполненного долга, стала ожидать возвращения дочери с неба живой и очищенной от скверны. Зажгла свечу, провозгласила себя богиней любви Валентиной, стала строить рай в одной из комнат, откуда выносила «дьявольские вещи», а на полу постелила чистую простыню, на которую, по ее пред­ставлениям бог положит дочь, возвращенную с небес. Пошла в гостиную, села за стол, достала тетрадь, стала писать молит­вы. Достала из ящика фотографию дочери, молилась, просила бога, чтобы все сошло благополучно. Затем долго ходила по квар­тире, обнаружила матрац, на котором лежала девочка со щеп­кой в черепе. Когда вытащила щепку, возник «проблеск созна­ния». Вдруг поняла, что дочь убита, и господь ее не оживляет. Выскочила на лестничную площадку с криками: «Я убила дочь!».

Будучи доставленной в психиатрическую больницу, осмот­рена врачом приемного отделения. Согласно его записи, со­знание не помрачено, ориентирована правильно. Фон настро­ения снижен, плачет. Говорит, что убила дочь, ужасается этому, что в нее «наверно, вселился дьявол». Тут же начинает рыдать, гримасничать, корчиться. На отделении в течение первых двух недель поведение было неустойчивым и характеризовалось то двигательным возбуждением, то заторможенностью, апатией. Просила отпустить ее домой заплатить за квартиру, проверить все ли в порядке с автомобилем, стоящим на стоянке. Обраща­ло на себя внимание амбивалентное отношение к содеянному: то сожалела, плакала, говорила, что теперь должна наложить на себя руки или уйти в монастырь; то с радостью заявляла, что «душа дочери спасена, а сатана убит». Затем появилась критика к перенесенному болезненному состоянию и адекватная оцен­ка деликта, что повлекло за собой превалирование в клиничес­кой картине депрессивного настроения, суицидальной настро­енности. Часто вспоминала дочь, много плакала, обвиняла себя, просила отпустить ее на могилу девочки. Читала религиозную литературу, говорила, что находит в религии утешение.

Находясь на принудительном лечении в стационаре общего типа в течение 3 лет, проявляла упорядоченное поведение без длительных и немотивированных аффективных колебаний. Была спокойна, приветлива с медперсоналом. В свободное вре­мя читала религиозную и художественную литературу, смотре­ла телевизор. Держалась в компании сохранных больных, в об­щении сохраняла чувство дистанции, следила за собой. Активно участвовала в предлагаемой трудотерапии, помогала в уходе за тяжелыми больными. На свиданиях с матерью была доброже­лательна, интересовалась здоровьем родственников, вопроса­ми квартирного обмена. Без напоминаний выполняла назна­чения врача.

Психическое состояние на момент обследования (через три года после госпитализации). Сознание ясное. Ориентирована в месте, времени, собственной личности. Несколько жеманна, кокетлива. Аккуратна, опрятна, ходит в хорошо подогнанной больничной одежде. В беседе легко входит в контакт. Рассказы­вает, что незадолго перед случившимся испытывала жизнен­ные трудности: «Я постоянно беспокоилась о деньгах, это был постоянный негативный фактор». Жалуется на не сложившие­ся отношения с мужчинами. В том, что все ее три замужества окончились разводом, своей вины не видит, дает бывшим му­жьям самые отрицательные характеристики. О том, что с ней происходило, рассказывает достаточно подробно, хотя замеча­ет, что некоторые моменты выпали из памяти. Считает, что все, что случилось — было похоже на страшный сон: «Все что про­исходило — это был страшный сон, который длился сутки. Когда очнулась — начала понимать, что все, что произошло очень страшно и не соответствует реальности, что все это бред. Я ста­ла кричать соседям». О своем отношении к религии рассказала, что до 28 лет была воинствующей атеисткой, а затем после бе­седы со священником у нее сразу «перевернулось сознание». В религии никогда не удовлетворялась одним вероучением, все­гда искала что-то новое. Не исключает, что на ее заболевание повлияло чрезмерное увлечение учением и культовой практи­кой секты «Светоносцы мира». Просит помочь ей поскорее вы­писаться, планирует заниматься бизнесом.

На ЭЭГ: диффузные явления ирритации коры головного мозга, более выраженные в лобно-височной области с акцен­том в лобной области, особенно слева.

Психологическое обследование. MMPI: личностный про­филь с единственным пиком по шкале импульсивность. Па­мять с недостаточностью активного запоминания, внимание с легкой истощаемостью. Личность с чертами психопатизации характера по истеро-эпилептоидному типу. Демонстрирует высокий уровень эмоциональных притязаний, аффективная сфера отличается ригидностью с дисфоричным оттенком. Склонна блокировать агрессивные тенденции, что приводит к возникновению тревоги и напряженности. Адекватна ситуа­ции, с критикой относится к прежним болезненным пережи­ваниям.

Диагноз: F23.01 Острое полиморфное психотическое рас­стройство без симптомов шизофрении.

Как видно из приведенного наблюдения, у больной с наследствен­ностью, отягощенной алкоголизацией отца и случаями эпилепсии в семье, перенесшей тяжелые закрытые черепно-мозговые травмы, сформировались истеро-эпилептоидные черты характера и повышен­ная внушаемость. После ряда психогенных воздействий и интенсив­ной нетрадиционной культовой практики на фоне бессонницы воз­никли неприятные предчувствия и не поддающаяся рациональному объяснению тревога. Психоз возник остро и характеризовался вари­абельностью, измененным состоянием сознания, религиозно-мис­тическим содержанием переживаний. Двигательное возбуждение сменилось психомоторной заторможенностью, депрессивными ре­акциями. В острой фазе психоза прослеживались почти все компо­ненты религиозно-мистического состояния: магическое мышление, нарушения чувства времени, потеря контроля, изменение эмоций с появлением крайних эмоциональных состояний: от радостного воз­буждения, связанного с «возложением особой миссии и «чувства ис­полненного долга» до глубокого страха и депрессии. Наиболее яр­ким в клинической картине выступает этап изменения смысла и значения предметов и явлений, выражающийся чувством абсолют­ного понимания событий, озарением, инсайтом и завершившийся формированием антагонистического бреда воображения. Окружаю­щее стало представляться единоборством света и тьмы, мира и анти­мира, бога и дьявола. Содержание бреда, целиком почерпнутое из прошлого религиозного опыта, трансформировалось в яркие чув­ственные образы: свечение икон, фиолетовый свет, исходящий из глаз кошки, мгновенное изменение лица дочери. Искажения вос­приятия проявлялись в виде психических галлюцинаций Г.Байярже в форме мысленных внутренних диалогов с сверхъестественными си­лами. Выход из острой фазы психоза, окончившейся деликтом, боль­ная характеризовала как пробуждение; последующее его течение оп­ределялось как психогенная реакция на убийство дочери. Будучи изолированной в течение несколькихлет от культовых воздействий, психотических вспышек не проявляла.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь