Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы оказания психиатрической помощи адептам деструктивных культов



В исследованиях, проведенных Ф.В.Кондратьевым, установлено, что наибольшей подверженностью прозелитизму новых культов от­личаются лица, имеющие психотравмируюшие проблемы, находя­щиеся в постстрессовом состоянии, в состоянии декомпенсации, с латентной психопатологией [4]. Если устанавливается факт добро­вольного присоединения к культовому образованию и у адепта не отмечается каких-либо психопатологических расстройств, то какое-либо психиатрическое вмешательство недопустимо при всей ненор­мативности нового поведения адепта. Согласно Законодательству РФ в области психиатрии, психиатрическая помощь может оказывать­ся при согласии адепта (экс-культиста) на лечение. При возникно­вении в период пребывания в секте психотических состояний, пред­ставляющих опасность для самого адепта и для окружающих, или если фиксируется состояние, при котором неоказание психиатри­ческой помощи ведет к дальнейшему утяжелению заболевания, при­нимается решение о недобровольной госпитализации. Особые труд­ности представляет психологическое консультирование экс-адептов в период выхода из культа. Здесь особый интерес представляет Веллспрингская программа лечения [23].

Цель Веллспрингской программы заключается в оказании помощи бывшим членам культа в возвращении к нормальной жиз­ни, свободной от вредоносных влияний их культового опыта (фаль­шивое чувство вины, депрессия, тревога, страх, смущение, гнев). Сердцевина Веллспрингской программы состоит из психологичес­кого консультирования и учебных занятий по культовой динамике и спорным религиозным и духовным вопросам. К каждому инди­виду относятся как к человеку с уникальной комбинацией потреб­ностей и характерных черт, включая слабые и сильные стороны.

Отличительной чертой программы является отказ от приобщения экс-культиста к какой-либо иной (традиционной) религии, если он сам того не желает. Занятия сочетаются с отдыхом, чтобы дать человеку шанс оправиться от изнурительного оцепенения культо­вой жизни и обеспечить построение реальной модели посткульто­вого жизненного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение целесообразно остановиться на некоторых вопро­сах, представляющихся важными. Специалисты не раз отмечали, что содержание психических расстройств во многом обусловлено куль­турной средой, эпохой, уровнем знаний. Именно в эти времена возни­кают новые религиозные движения, происходит популяризация ок­культизма и мистицизма, появляются новые прозорливцы и пророки. В мировой истории был момент, когда почти все население было убеж­дено, что 1000 год от Рождества Христова станет годом Конца света. Люди массами уходили в монастыри, отказывались от мирской жиз­ни, замаливали грехи, прекращали обрабатывать землю и шли ни­щенствовать. Взрыв эсхатологических настроений был настолько си­лен, что хозяйство многих стран было парализовано. [1] Магический сдвиг, происшедший в сознании населения нашей страны в период социально-экономического кризиса, имел куда более скромные мас­штабы, однако несомненно, что страх лежал в основе столь различных по выраженности и распространению событий. Осмыслены ли такие явления психиатрией, объяснены ли они в психиатрических терми­нах, являются ли они вообще компетенцией данной науки?Путь обращения в религиозную веру длителен и сложен. Наибо­лее гармонично он протекает тогда, когда религиозные навыки при­виваются с детства. Этот процесс значительно усложняется, когда новый взгляд на мир и бытие возникает на более поздних жизненных этапах, вне ранее усвоенных религиозных традиций, да еще на фоне психотравмирующих ситуаций. Разумеется, у людей, предрасполо­женных к психическим срывам, любой крутой жизненный поворот может вызвать психическое расстройство. Но религия, которая сама по себе болезнетворной не является, а во многих случаях приносит облегчение, при особых условиях в силу присущей ей надмирности, таинственности, трансцендентности вызывает сложнейшие психо­патологические переживания.

Как относиться к деструктивным культам? Существует взгляд, что неконтролируемость приносимого их деятельностью вреда на­думана, а за обвинениями в их адрес стоят корыстные интересы представителей традиционных религий. Некоторые психиатры, счи­тающие себя «независимыми», считают, что сама постановка воп­роса о вреде деструктивных культов является посягательством на свободу личности, а изучение специфичности психических рас­стройств у адептов — не больше и не меньше, как возврат к «кара­тельной» психиатрии. А как же тогда быть с диссоциативными, деперсонализационными, депрессивными и другими расстройствами, неоднократно описанными не только отечественными, но и зару­бежными, в частности американскими, психиатрами и психолога­ми? Как вообще соотнести религиозный опыт с различными откло­нениями в психической деятельности? Ответы на эти вопросы дают современные принципы построения психиатрического диагноза, представляющие его сложным многоуровневым процессом, вклю­чающим в себя симптоматический, синдромологический, нозоло­гический уровень. С введением в действие международных психи­атрических классификаций (ICD-10 и DSM-IV) диагностика была дополнена уровнями социального функционирования. В данном контексте рассмотрению подлежат три ряда факторов: болезнь (патодинамический аспект функционального диагноза), личность (психологический аспект) и социальное окружение (социальный аспект). Результатом дальнейших разработок этой проблемы аме­риканскими психологами и психиатрами явилось введение в клас­сификацию DSM-IV нового кода: «V62.89 Религиозные и духов­ные проблемы». К сожалению, в ICD-10 такой код, введение которого мы считаем целесообразным, отсутствует.

Изучение многообразия религиозного опыта приводит к необхо­димости применения уровневого подхода, развиваемого школой про­фессора Б.С.Фролова, [2] в основе которого лежит нормоцентрический принцип. С этой точки зрения соотношение нормы и патологии в религиозном опыте представляется следующим образом:

Гармоничный религиозный опыт. Сюда относятся лица, у кото­рых сосредоточение внимания на боге не мешает, а наоборот, гармонизирует социальное функционирование. Им присущи благоговение и любовь, уважение к собственной личности и к убеждениям других людей, ориентация на теплые межличнос­тные отношения.

Религиозный опыт с кратковременными религиозно-мистичес­кими состояниями. Включает верующих, у которых во время богослужений или индивидуальных молитв возникают кратко­временные эпизоды измененных состояний сознания. Их сле­дует считать практически здоровыми, если выход из состояния не сказывается на социальном функционировании и повсед­невной деятельности.

Религиозный опыт, отягощенный невротическими психически­ми расстройствами. Лица с данными нарушениями нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях.

Религиозный опыт, отягощенный психопатическими наруше­ниями (религиозные фанатики, реформаторы, страдающие па­ранойяльной психопатией со сверхценными идеями притяза­ния). Нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях. Принудительное психиатрическое об­следование необходимо, если их поведение представляет опас­ность для близкого окружения, например, содержит призывы к жертвоприношениям, совершению суицида и т. д.

Религиозный опыт, отягощенный психическими расстройства­ми психотического уровня. Включает больных, у которых пато­логический процесс отвечает закономерностям развития пси­хического заболевания. Бред и галлюцинации религиозного со­держания сочетаются с другими симптомами и синдромами, ха­рактерными для определенной нозологической единицы. Нуж­даются в лечении в стационарных условиях. Недобровольная госпитализация применяется в случаях, если психическое со­стояние представляет опасность для самого больного и для ок­ружающих или есть основания предполагать утяжеление болез­ни без оказания психиатрической помощи.

Итак, проблемы, связанные с взаимоотношениями психиатрии и религии, еще далеки до окончательного решения. Однако то, что они обращены к самому волнующему и загадочному — духовной жизни человека, определяет их перспективы.

Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей.— СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2007.- 144 с.

Рецензент — профессор кафедры психиатрии Санкт-Петербург­ской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук Б.С.Фролов.

ISBN 5-98037-058-7

Аннотация: Настоящая книга представляет собой краткое клиническое руковод­ство, в котором изложены современные представления о психических расстройствах, ассоциированных с религиозно-архаическим фактором. До сих пор подобные руководства отечественных авторов в России не издавались. В книге приводится клиническое описание психических расстройств архаического и религиозно-мистического содержания: ре­лигиозно-мистических состояний, бреда одержимости и колдовства, депрессии с религиозной фабулой бреда, бреда мессианства. Отдельная глава посвящена проблеме психиатрических аспектов деструктивных культов. Книга содержит данные по истории религии, вводит читателя в курс современных религиозных представлений, что должно помочь в работе с верующими пациентами.

Руководство предназначено для психиатров и психотерапевтов, кли­нических психологов, интернов, клинических ординаторов и слушате­лей циклов профессиональной переподготовки по психиатрии и пси­хотерапии. Оно может представлять интерес для студентов медицинских вузов, а также для религиоведов и теологов, интересующихся проблема­ми психиатрии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь