Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прелюдия к нашествию Святослава
Оставался Святослав. И эта проблема была самой сложной. Как русский князь оказался на Дунае, в пределах северной Болгарии? Вернемся немного назад, ко времени правления Никифора Фоки. На протяжении многих лет Болгария была крайне опасным соседом Империи ромеев. Неоднократно ее воинственные правители осаждали Константинополь. В конце концов золото решило болгарскую проблему: Империя стала выплачивать западному соседу дань, благодаря чему обеспечила мир на границе. Так продолжалось с начала по середину 10-го века. Но вот, в Империи появилась целая плеяда невероятно талантливых полководцев, которые начали громить врага. Одним из них, как мы помним, и был Никифор Фока. Став императором в 963-м году, он обнаружил, что государство платит значительные суммы болгарам. И за что!? За мир? Империя с ее новым войском могла обеспечить мир иным путем. Поэтому, когда в 966-м году болгарские послы явились на прием к императору, Никифор прогнал их и отказался продолжить выплаты дани. Отношения с Болгарией были испорчены. Император Никифор продемонстрировал военную мощь ромеев, появившись на болгарской границе. Вглубь территории он не пошел: все-таки приоритетным направлением внешней политики для него был Восток. Он мечтал вернуть Иерусалим и Святую землю. Поэтому, умерить пыл болгар Никифор решил иным путем. При дворе находился сын стратига Херсонеса, патрикий Калокир. Он немало времени провел в Крыму и неоднократно встречался с русами. Зная их обычаи, он лучше прочих мог выполнить важную миссию: Никифор вручил Калокиру 15 кентинариев золота или 108 000 золотых монет (номисм), которые тот должен был передать князю Руси Святославу в плату за военный набег на Болгарию. По-видимому, речь шла о том, что русы должны пройти войной по стране и продемонстрировать ту опасность, которая могла исходить от них: прежде русы с болгарами не воевали. Теперь же болгары должны были помнить об угрозе, исходящей с северо-востока. Патрикий Калокир прибыл в Киев, встретился со Святославом и они достигли полного взаимопонимания вплоть до того, что побратались друг с другом. При этом речь шла не только об услуге императору: Калокир был более честолюбив, чем можно было подумать. Договорившись со Святославом о походе, патрикий предложил ему обсудить еще один вопрос: многие в Империи недовольны Никифором. Многие считают его узурпатором, захватившим власть у законных правителей Василия и Константина. Это открывает большие перспективы для людей смелых и деятельных. Калокир предложил Святославу помочь ему овладеть императорским троном, за что обещал расплатиться золотом императорской казны. Этот тайный договор должен был исполниться, видимо, когда обстоятельство будут наиболее благоприятными. Карта походов князя Святослава Император Никифор передал князю русов 15 кентинариев. В середине 10 века плата наемника в ромейской армии составляла примерно 30 номисм в год. Таким образом, Никифор рассчитывал, что Святослав соберет войско примерно в 3600 бойцов. Естественно, речь шла лишь о набеге на болгарские рубежи. Однако, русский князь обладал стратегическим мышлением и увидел в предложении императора большие возможности для своего государства. Святослав собрал всю молодежь Руси, желавшую прославиться и разбогатеть. Лев Дьякон сообщает о том, что в итоге в распоряжении русского князя оказалось 60 000 войско, что некоторые историки ставят под сомнение. В любом случае, в 968 году с большой армией Святослав выступил из Киева на юго-восток. Водным путем русы добрались до устья Дуная и вошли в реку. Весть о выступлении Святослава уже дошла до Болгарии, и ее правитель Петр отправил свое войско, чтобы встретить русов на границе и сразу отбить им желание дальнейшей войны. Болгарское войско построилось на южном берегу Дуная и стало ждать, когда русский флот приблизится. Однако, русы отбросили в сторону церемонии и начали молниеносную атаку, выпрыгнув на берег. Романтизированная иллюстрация Святослава Победа Святослава была абсолютной, болгары бежали с поля боя. Скоро русский князь овладел множеством крепостей на северо-востоке Болгарии и прочно обосновался в регионе. Ему понравилась местность в том месте, где Дунай впадает в Черное море: эта точка была перекрестком торговых путей и контроль над ней сулил большие выгоды. Именно там в крепости Доростол Святослав решил обосноваться. Однако, император Никифор не это имел в виду, когда отправил Калокира к северному соседу. Русский князь остался на Дунае, что могло привести к неприятным последствиям. Он твердо решил остаться в Болгарии, говоря: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Очень странно звучат слова Святослава о том, что Переяславец – середина его земли. Стоит взглянуть на карту, чтобы понять, что этот город стал окраиной русского княжества. Что же имел в виду Святослав? Может быть, в перспективе он хотел овладеть всеми Балканами? Военные таланты и амбиции молодого барса были безграничны! Вторжение русов в Болгарию заставили ее правителя Петра искать мира с Империей ромеев. Видимо, помимо прочих выгод он рассчитывал получить военную поддержку, но лучшие части ромейской армии в это время были далеко на востоке Империи, где осаждали Антиохию. Славный славянский вояка Император Иоанн опасался русов и недаром. В очередной раз разобравшись с болгарами, весной 970-го года, русы пересекли Балканский хребет и появились в пределах владений Византии, разведывая территорию. К этому времени болгары, не получив поддержку ромеев, вступили в соглашение со Святославом и предоставили ему часть своего войска. К тому же в его распоряжении находились венгерские и печенежские конные подразделения. Император Иоанн был наслышан о подвигах молодого барса Святослава: ему было лишь 25 лет, но этот князь уже победоносно прошелся по землям от Волги до Дуная и явно не собирался останавливаться на достигнутом. Имперские послы отправились в Переяславец, новую резиденцию русского князя и вручили ему послание императора. Иоанн передал Святославу богатые дары и потребовал прекратить провокации в отношении Империи и покинуть берега Дуная, как это и предполагалось по прежнему договору. Ведь Святослав получил плату за свои услуги. Почему же он остается в Болгарии? Иоанн привел исторические аргументы: Болгария является частью Империи, а сами болгары появились там лишь в 7-м веке и заняли эту землю. Вручение даров византийскими послами Святославу Русский князь отнесся крайне равнодушно к дарам послов. По словам летописца Нестора, его заинтересовал только драгоценный, богато украшенный меч, что сразу отметили ромейские послы. Требования Иоанна также не возымели никакого действия: под властью Святослава находилась обширная территория, на которой жестокими казнями он обеспечил покорность местного населения. Слишком много сил было потрачено на завоевание новой земли, и слишком много сил находилось у него в руках, чтобы так просто можно было оставить Болгарию. Его ответ был безапелляционен: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира…». Претензия Иоанна на старые римские территории получила достойный отпор. Да, Святослав видел себя владыкой Балкан в недалеком будущем. На пути к этой цели лежала слабая Болгария, которая уже признала верховенство русского князя, и Империя ромеев, чьи военные подвиги последних лет говорили за себя. Войны было не избежать. Святослав отчетливо видел это и вел себя соответствующим образом. Ответное послание Иоанна содержало в себе ссылку на события 30-летней давности. Тогда, в 941-м году отец Святослава, князь Игорь, отправился в набег на Константинополь, но потерпел поражение. Его флот был сожжен, а войско разбито. В 945-м году между Империей ромеев и Русским княжеством был заключен мирный договор. Мы располагаем его текстом, который приведен в «Повести временных лет». Автор «Повести», киевский монах Нестор располагал копией договора, что и отметил в своем произведении. «В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию. Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы — от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы:Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; (далее следует длинный список, состоявший преимущественно из варяжских имен)посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли. И им поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом, и утвердить любовь между греками и русскими. Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит. А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Текст завершается словами: å сли же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, — да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от Бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву». Иоанн наверняка читал текст этого договора, который мы сейчас привели. Изучив историю взаимоотношений с русами, император написал Святославу ответ. Говорят, прежде, чем идти в поход на врага, Святослав отправлял ему послание «Иду на вы», благородно предупреждая о неотвратимости появления победоносного войска русов. Второе послание Иоанна Цимисхия носит похожий характер. Кажется, стоит привести и его: «Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неоскверненным и благодаря помощи Бога неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и отговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога-Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, – ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи». Стоит сразу отметить один существенный момент. При анализе текстов видно, что в 945-м году в составе русского посольства был представитель князя Святослава по имени Вуефаст. В числе прочих он принес клятву в том, что русы будут соблюдать мир с Империей, а если нарушат его, то «да не имеют помощи ни от Бога ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Таким образом, Святослав, пусть и через своего представителя, поклялся хранить мир. Он же первым нарушил клятву. Кажется, именно на это намекал император Иоанн в своем втором письме. Получив его, Святослав пришел в ярость. Это послание рассердило Сфендослава [Святослав — прим. авт.], и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну – мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы