Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учебно-методический комплекс. Курс лекций



РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

По дисциплине

Курс лекций



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......…………......................................................................................3

Лекция 1. Риторика как предмет изучения…………………………………4

Лекция 2. Из истории зарубежной риторики………………………………12

Лекция 3. История русской риторики……………………………………..18

Лекция 4. Оратор и аудитория…………………………………………….26

Лекция 5. Античный риторический канон………………………………….32

Лекция 6. Риторический канон: изобретение (инвенция)…………………34

Лекция 7. Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)…………………………………………………………………………….38

Лекция 8. Риторический канон: словесное выражение (элокуция)……….44

Лекция 9. Риторический канон: запоминание (мемория)………………..50

Лекция 10. Риторический канон: произнесение (акцио)……………….....52

Лекция 11. Публичное выступление. Виды ораторской речи…………….55

Лекция 12. Культура диалога и искусство беседы……………………….61

Библиографический список………………………………………………..64

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.

М. В. Ломоносов

Речь есть основной инструмент управления обществом и общественными процессами, а стиль современной жизни диктуется нашими речевыми поступками. Реалии современности таковы, что востребованными оказываются специалисты, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес; умеющие публично мыслить, выступая с речью; способные корректировать свое речевое поведение в зависимости от речевой ситуации.

Учебно-методический комплекс содержит теоретические основы риторики, также в нем рассмотрены классическая и современная проблематика риторики, вопросы формирования личности ритора, владеющего речью – инструментом эффективного, то есть результативного, общения.

Пособие поможет организовать самостоятельную и аудиторную работу каждого студента. Весь учебный материал излагается в 12 лекциях, тематика которых соответствует типовой вузовской программе по риторике и рабочей программе. В качестве иллюстративного материала приведены примеры из публичной речи (академической, судебной, политической, богословской и др.). Завершаются лекции библиографическим списком: основная литература и дополнительная литература, позволяющая более углубленно рассмотреть ту или иную тему, либо содержащая какую-то частную информацию по проблематике.

Дисциплина «Риторика» является основной составляющей в системе речеведческих дисциплин и призвана воспитывать филологический вкус, формировать и совершенствовать филологическую и коммуникативную компетенцию будущих специалистов.

Курс лекций соответствует требованиям, предъявляемым к государственным образовательном стандартам высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Риторика».

Лекция 1. РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

План:

1.1. Риторика как учение о мысли и речи. Определение риторики

1.2. Связь риторики с другими областями гуманитарного знания

1.3. Предмет и задачи учебной дисциплины

1.4. Основные понятия дисциплины «Риторика»

1.5. Предмет общей и частной риторики

Силою слова проницать в душу других, повелевать их умами, растрогать их чувствительность разительным изображением нравственного, восхитить их воображение живейшим выражением естественного изящества, есть искусство красноречия, составляющее предмет Риторики.

И.С. Рижский

Основные понятия дисциплины «Риторика»

Возрастающие потребности человека и человеческого коллектива в выражении всё более и более сложных понятий и мыслей обусловило развитие языка. «Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации» [Русский язык. Энциклопедия 1997: 652].

Речь – центральное понятие курса «Риторика». Речь – линейно организованный в пространстве и времени процесс говорения (выраженный в звуковой форме – устная речь, выраженный при помощи буквенных знаков – письменная речь). Индивидуальный характер речи – основной признак, который проявляется в том, что речь всегда осуществляется конкретным лицом, передающим собственные мысли, чувства, языковые средства. Речь всегда отражает опыт адресата (говорящего или пишущего, т.е. автора речи).

Термин речь характеризует как саму речевую деятельность, так и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Под речевой деятельностью следует понимать разновидность целенаправленного поведения человека в языке и посредством языка, направленного, с одной стороны, на порождение речи, а с другой – на восприятие речи. Единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение [Леонтьев 1969: 26]. Речевое действие – подготовка и реализация высказывания целиком, независимо от объема высказывания (реплика, научная лекция и т.д.).

Речевая деятельность – это деятельность общения, конечным результатом которого является текст. Текст (дискурс) – это речевое произведение, продукт речевой деятельности, который характеризуется общим замыслом, темой, структурой, логическим и стилистическим единством, грамматической и смысловой связностью его компонентов; это результат речевой деятельности, которую осуществляют участники общения.

Основной функцией речи является общение. Слово общение обозначает связь, контактирование людей, пользующихся речью («общность», «единство», «соборность»). В общении и через него совершается человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры, в процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении и оформляются черты личности. Общением называют сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение может протекать в официальной и неофициальной обстановке. Речь, произнесенная в официальной обстановке, где оратор несет ответственность за каждое произнесенное слово, где аудитория может быть знакома и незнакома, где предмет разговора четко определен общей темой, где выступающему важна реакция каждого слушателя, называется публичной речью. Традиционно риторика занималась публичной речью. Только риторика XX века начала подчеркивать значимость всякого общения (от разговорно-бытовой речи до средств массовой информации), пытается решить вопросы эффективности достижения цели и задач в любом речевом общении, речевом действии.

Риторика – воспитание личности через Слово. Языковая личность – субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность.

Коммуникативная компетенция – совокупность условий, закономерностей и правил, учет и выполнение которых обеспечивает эффективность речевого общения (А.П. Сковородников); коммуникативная компетентность – осведомленность кого-либо в области коммуникации. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, в особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свои позиции и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.

Таким образом, современная риторика становится средством познания действительности и её совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

 

Марк Туллий Цицерон

М.В. Ломоносов

На рубеже XX – XXI вв.

Деятельность сектора культуры русской речи Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН : разработка теоретических, практических и историографических проблем культуры речи как научной дисциплины (Л.К.Граудина, В.Г. Костомаров, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.).

Деятельность ГИРЯ им. А.С. Пушкина, связанная с распространением и культивированием русского языка за рубежом. Вопросы культуры речи в подготовке преподавателей-русистов, повышение культуры русского слова в международной коммуникации (Ю.А. Бельчиков, В.Г. Костомаров, Н.А. Федянина, Н.И. Формановская и др.).

Региональные центры теории и практики риторики , которые, занимаясь целым комплексом проблем риторического плана, глубинно изучают какую-либо одну. Профессор Воронежского университета И.А. Стернин разрабатывает психологическое направление в риторике; в г. Перми под руководством профессора Е.А. Юниной ведутся риторические исследования метафизического (философского) плана; в г. Екатеринбурге (профессор Н.А. Купина, профессор Т.В. Матвеева) – категориально-текстовый подход в учебном курсе риторики; в Ростовском университете (профессор Т.Г. Хазагеров) – исследование изобразительных и выразительных средств языка; в г. Смоленске (профессор Э.М. Береговская) – системное изучение элокутивных средств; в Лаборатории лингвистической экологии и речевой культуры Красноярского научного центра Сибирского отделения Международной академии наук высшей школы (профессор А.П. Сковородников) – внимание вопросам лингвоэкологии, изучение орнаментальных средств языка; в Лаборатории лингвокультурологической коммуникации Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (профессор И.В. Пекарская) – разработка проблем системного риторического образования (вопросы философской, психологической, педагогической, филологической направленности с акцентом на элокутивную риторику).

Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (М.И. Панов): разработка проблем современной эффективной коммуникации.

Кафедра риторики и культуры речи МПГУ , занимается разработкой проблем педагогической риторики (Н.А. Ипполитова). Проведение школ по риторике для преподавателей риторики в вузах и школьных учителей риторики.

Научная школа Т.А. Ладыженской : создание концепций и программ курсов «Школьная риторика», «Основы культуры речи учителя»; создание комплекта «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика», охватывающего учебники и сборники методических рекомендаций для I – XI классов.

Риторическая ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики (председатель – В.И. Аннушкин) : проведение ежегодных Международных конференций по проблемам теории и практики риторики; объединяющая деятельность как вузовских, так и школьных учителей риторики.

Таким образом, в культуре, важнейшей частью которой является и риторика, кристаллизуется тысячелетний исторический опыт народа. Важной задачей сегодняшнего дня является осмысление результатов, уже достигнутых риторикой на концептуальном уровне, что позволит объяснить значимость риторики в прошлом и прогнозировать эффективное её применение в будущем.

 

Лучший оратор – тот, который речью своей и наставляет, и услаждает, и трогает сердца слушателей. Наставлять – его долг, услаждать – искусство, которым снискивает себе почет, трогать сердца – необходимо для успеха.

Марк Туллий Цицерон

Понятие риторического идеала. Требования к оратору

Марк Фабий Квинтилиан

Центральной категорией риторики является языковая личность – ритор. Речь человека должна соответствовать той системе ценностей, которая принята в данном обществе. Отсюда следует, что риторика призвана воспитывать гражданина в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и нравственности.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства людей: справедливость, мужество, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, «Риторика»). Эти достоинства определялись как части добродетели, а сама добродетель как свойство человека – «способность оказывать благодеяния, которые полезны для других».

Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, отчего всякий человек назывался «ближним».

Ораторские нравы определяются А.А. Волковым как «этические требования, предъявляемые обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на речь» [Волков 2001: 74]. Исследователь называет следующие качества ритора: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.

А.К. Михальская связывает категорию риторического (речевого) идеала с православной философской и церковной традицией: система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей – эстетических и этических (нравственных) [Михальская 1996: 379].

Ритор в первую очередь должен быть развит духовно, нравственно, что утверждалось и Сократом, и Платоном, и Аристотелем, было частью системы воспитания оратора в речевой педагогике Квинтилиана: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком».

На основе обобщения различных концепций на категорию риторического (коммуникативного/речевого) идеала профессор А.П. Сковородников предлагает интегральную обобщенную модель коммуникативной компетенции развитой языковой личности. Такая модель включает в себя в качестве релевантных составляющих следующие компоненты: 1) этико-эстетический (знание основ этики и эстетики речи и следование им); 2) методологический (овладение основами аналитического мышления); 3) информационный (предметные знания в определенной области); 4) проектировочный (умение формулировать цель речи); 5) логико-аргументативный (нахождение и формулирование аргументов); 6) жанрово-стилистический (выбор речевого жанра и соответствующего ему стиля речи); 7) конструктивный (умение выстраивать аргументацию и другие содержательные элементы речи в соответствии с целеполаганием и жанровыми особенностями текста); 8) экспрессивный (знания и умения в области средств и приемов языкового воздействия); 9) коммуникативно-прагматический (знание психологических закономерностей и правил эффективного речевого общения и умение пользоваться ими); 10) социально-этно-культурный (знание социальных и этнических факторов, в том числе традиций, языковых вкусов, их учет в процессе речевого общения); 11) перцептивный (умение слушать, анализировать и интерпретировать речь собеседников); 12)рефлексивный (умение анализировать свои речевые поступки с точки зрения их успешности или неуспешности и делать из этого анализа практические выводы) [Сковородников 2003: 100-101].

Всякому оратору требуется определить собственные идеалы: с одной стороны, они должны вписываться в рамки общественно-национальной традиции, с дугой стороны, каждый ритор несет в себе индивидуальное начало, связанное с творческой новизной собственного облика.

Н.Ф. Кошанский.

Тема речи. Содержание речи. Тезис и аргументация

Изобретение (лат. inventio)нахождение, обретение мыслей и идей, которые должны быть представлены в речи.

Первая задача ритора – найти что сказать. Процесс создания речи начинается с вопросов, которые оратор задает себе с тем, чтобы выявить проблему, подлежащую обсуждению в речи. Проблема представляет собой положение, содержание которого отражает важную практическую или теоретическую задачу, требующую исследования, разрешения». Изучив предполагаемую проблему, выбираем в её рамках предмет будущей речи – конкретный фрагмент, подлежащий обсуждению.

В процессе подготовки речи определяется тема будущего выступления – это то, о чем говорится в речи; некоторый состав ключевых понятий, вокруг которых предполагается развернуть общение. Оратору, приступающему к созданию речи необходимо ответить на важный вопрос: зачем? С какой целью он будет выступать перед аудиторией? Цель речи – это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Цель конкретизуется в речи в виде задачи. Задача речи – это цель, реализуемая в определенных условиях общения. Именно формулируя задачу речи, оратор отвечает на вопрос: зачем он выходит на трибуну. Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание.

Следующий шаг в подготовке речи – формулирование основного тезиса. Мысль, положение в речи, истинность которой требуется доказать, называется тезисом. При создании тезиса речи необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в ней не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов, омонимии, мысли необходимо выразить четко и непротиворечиво и т.д.

После того, как оратор четко уяснил, кому, зачем и что он будет говорить, нужно подумать о том, как убедить аудиторию в правильности своих мыслей. Доказательство – это совокупность логических приемов для обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинных и связанных с ним. Процесс построения доказательства называется аргументацией. Цель аргументации – убеждение и достижение согласия с аудиторией. Аргументы – это суждения, посредством которых обосновывается истинность тезиса. Таким образом, доказательство состоит из тезиса, аргументов и демонстрации связи аргументов с тезисом. Ценность аргументов во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют требованиям логики.

 

Риторика и законы логики

Еще Аристотель говорил о том, что речь должна соответствовать законам логики. Закон тождества, в соответствии с которым в пределах одного рассуждения предмет речи должен оставаться неизменным, то есть в процессе рассуждения одно знание не должно подменяться другим. Этот закон определяет единство тезиса на протяжении всего выступления. Каждая мысль при повторении должна иметь одно и то же определенное устойчивое содержание.

Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, другое – отрицает то же самое, в то же самое время. Этот закон требует: речь должна идти об одном и том же предмете; высказывание должно относиться к одному и тому же времени; предмет должен рассматриваться в одном и том же отношении. В процессе рассуждения однажды употребленная мысль не должна менять своего содержания на противоположные, если не изменится сам предмет, отображенный в этой мысли. С этим законом связан следующий закон логики.

Закон исключенного третьего. Если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое – ложно, между ними нет среднего.

Закон достаточного основания. Все существующее имеет достаточное основание для своего существования. Наши мысли в любом рассуждении должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновали одна другую. Быть последовательным, значит не только выдвинуть положение, но и объяснить его, обосновать, сделать необходимые выводы. Этот закон не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительных подтверждений. Отсюда важное требование закона достаточного основания – обоснованность высказываний.

 

Композиция публичного выступления (Вступление. Основная часть. Заключение)

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Искусное использование частей речи составляет основу композиции речи.

Части речи – крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. В античной риторике в композиции речи выделялось восемь частей речи: Обращение – аргумент от личности говорящего – просьба прослушать все, что последует за ним; Называние темы должно 1) соответствовать предмету речи, 2) быть понятным, 3) быть стилистически построено так, чтобы заинтересовало слушателей; Повествование. Предмет речи развивается в его историческом становлении, события подбираются так, чтобы подвести слушателей к определенным выводам; Описание – это системный анализ предмета речи. Сюда входят примеры, содержащие мыслительный эксперимент, то есть описание, предшествующее доказательству; Доказательства – логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры, несловесные доказывания (вещественные доказательства); Опровержение – доказательства от противного. Выдвигаются возможные опровержения против доказательства, и затем они опровергаются; Воззвание – обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям; Заключение – итог всему сказанному, даются перспективы на будущее.

Традиционно под членением речи на смысловые фрагменты понимают трехчастную структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Каждая из частей имеет свои целевые установки, общая реализация которых и обеспечивает достижение целей данной речи в целом.

I . Вступление – это первая часть в композиции речи, во многом определяющая успех выступления. Цель: привлечь внимание слушателей; установить контакт с аудиторией; вызвать интерес; подготовить аудиторию к восприятию речи.

Основные приёмы вступления: обращение к аудитории; апелляция к интересам аудитории; апелляция к речи предыдущего оратора; вопросы к аудитории; прием сопереживания; прием соучастия и др.

Таким образом, вступление, с оной стороны, – подготовка слушателей к восприятию речи, с другой, – постановка вопроса (в том или ином виде), введение в тему речи.

III . Заключение.

Цель: подвести итоги сказанному; закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению тезиса. Типы заключений в зависимости от целей, которые ставит перед собой оратор: 1) подвести итог сказанному, суммировать идеи речи; 2) заострить проблему, усилить впечатление от речи; 3)повторить основные этапы развития темы; 4) показать пути выхода из проблемы, наметить её возможное развитие; 5) выдвинуть конкретное предложение; 6)высказать пожелания аудитории.

Заключение несет сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию, поэтому оно должно быть энергичным, эмоциональным. Заканчивать заключение на отрицательной фразе нельзя, только на положительных эмоциях.

Рассуждение.

В классической античной и в современной риторике умению хорошо говорить, рассуждая, придавалось особенно большое значение: ведь это умение – основа мастерства оратора-политика и оратора судебного; фундамент искусства полемики, дискуссии, спора; база риторики интересной содержательной беседы. Все эти области красноречия требуют хорошей аргументации – доказательства верности некоего тезиса, точки зрения, позиции. Искусство строить рассуждение – формулировать и доказывать мнение – необходимо для всякой речи (торжественной речи, эристической речи, направленной на поиски истины при обсуждении некоей проблемы; научной статьи и др.).

Рассуждение связывается с хрией как видом упражнений. В русской риторике использовался специальный термин, обозначавший такую речь-рассуждение, – «хрия». Хрия – это мини-речь, содержащая несколько периодов, которые позволяли полностью раскрыть тему. Всякая речь оратора состояла из частей – хрий.

Структура строгой хрии. В строгой хрии содержание располагается в восьми последовательных частях. Их приводит в своей риторике М.В. Ломоносов.

Часть I . Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (М.В. Ломоносов).

Часть II . Парафразис (греч. Paraphrasis – описательный оборот, описание), или экспозиция (лат. Expositio – изложение, описание) – «изъяснение темы через распространение» (М.В. Ломоносов).

Часть III . Причина (Aetiologia или Causa): в этой части выступает топ «причина и следствие». Причин может указываться несколько, они должны использоваться для доказательства тезиса-темы.

Часть IV . Противное, или Contrarium: в четвертой позиции речи используется топ «сопоставление: противоположное».

Часть V . Подобие, или Simile (или Comparatio), «которым изъясняется и подтверждается тема» (М.В. Ломоносов). В пятой позиции речи употребляется топ «сопоставление: сходное».

Часть VI . Пример, или Exemplum: здесь приводится подтверждающий пример из истории, топ «пример».

Часть VII . Свидетельство, или Testimonium: используем «мнение или учение древних Авторов» (М.В. Ломоносов); используется топ «свидетельство» во всем его возможном многообразии, а не только как ссылка на авторитет, как указывает М.В. Ломоносов.

Часть VII . Заключение – Conclusio – «кратное увещевательное заключение всего слова» (М.В. Ломоносов).

Схема хрии может быть свободной в расположении «идей» в речи-рассуждении: меняется последовательность её частей; некоторые их них могут быть вообще опущены. Например, «приступ» как похвала или описание какого-нибудь мудреца или исторического деятеля может заменяться разъяснением темы («парафразисом»), рассуждением по поводу самой её формулировки. Может отсутствовать часть «свидетельства». В структуре классической восьмичастной (строгой) хрии выделяется начало (Приступ и парафразис, разъяснение темы), середина (собственно рассуждение) и конец (Заключение).

Искусственная хрия. Схема строгой хрии всегда требует того, чтобы формулировка и разъяснение самой темы (предложения, тезиса) предшествовали всевозможным следствиям или частным выводам из тезиса. Эта схема предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Это способы рассуждения дедуктивный и аналитический.

Существует и обратный ход мысли – от частей к целому, от видов к роду, от частного к общему (индуктивный, синтетический). Эти разные способы мысли диктуют и разные способы расположения «идей» в речи-рассуждении, определяют различие структуры последней. Кроме простой хрии или «простого» рассуждения, в риторике практикуется и обратная схема. Такая хрия, в которой расположение «идей» идет от частного к общему, от доказательства к тезису, называется «обратной», или «искусственной», хрией (рассуждением) – chria inverse.

Сократ использовал в своих беседах образец расположения «от доказательства к выводу (тезису)», т.е. структуру искусственной (обратной) хрии. Такой способ получил название «сократического» (доказательства – тезис), в отличие от «прямого» – «аристотелевского» (тезис – доказательства).

Таким образом построена и первая речь Цицерона против заговорщика Каталины. Основной её тезис – Каталина должен быть изгнан – является в этой речи, обращенной к сенаторам, не в начале её, а ближе к концу, после многочисленных доказательств.

Хрия не является доказательством, но, используя её, можно изложить любой материал так, что он обретет убеждающую силу. Хрия не содержит точного доказательства, но используется для обоснования какого-либо положения и выступает одним из способов и средств убеждения.

Таким образом, в целях лучшего восприятия речи слушателями, установления гармонии в отношениях между ритором и адресатом речи, в риторике существуют определенные принципы расположения идей в речевом произведении.

 

Платон.

Что сказать мне о сокровищнице всех познаний – памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром.

М.Т. Цицерон

Стиль произношения

Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Голос как акустический феномен, несущий информацию об индивидуальных особенностях оратора (его физическом и жмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности).

С точки зрения научения искусному произношению и его восприятия выделяют категории голосоведения и произношения.

1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом;

2. У ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: деление речи на такты.

3. Вне паузы не может быть осмыслено воспринимаемой речи. Речь – чередование звучания и молчания.

4. Темп, или скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Современное убыстрение речи приводит к невозможности говорить на серьезные, значительные темы. Ритм, как гармоническое чередование определенных частей, в произношении проявляется в таком качестве, как плавность, благозвучие в соединении отдельных сегментов речи.

5.Интонация, или мелодика речи, выражается в особой музыкальной выразительности звучащего слова.

6. Логическое ударение есть следствие правильной смысловой акцентировки, которое показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя смысл своей речи.

7. Тембром называется особая голосовая окраска (бархатный, жесткий, крикливый, мрачный, нежный, звенящий и т.д.).

8. Дикцией называют ясное отчетливое произношение, позволяющее обеспечить донесение содержания речи до слушателя (хорошая/плохая, поставленная/непоставленная речь).

9. Недостатком может быть слишком громкий голос (отторгает слушателей, мешая воспринимать содержание речи) и тихий голос (не доходит до слушателей, вызывая их раздражение).

Итак, основными требованиями к произношению являются «напряжение в груди», влечет постановку дыхания и произносительную энергетику ритора, твердость языка; не стремительный и не медленный темп речи.

 

Невербальная коммуникация

Средствами невербальной коммуникации являются все движения тела, его временная и пространственная организация, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса.

Основные функции невербальных средств коммуникации: создают образ собеседника, являются индикатором психических состояний личности, выполняют функцию экономии речевого общения и т.д.

Кинесика – совокупность значимых жестов, мимических и пантомимических движений.

Мимика – взгляды, их неоднозначная трактовка и национальная специфика.

Жест как кинетическая единица, имеющая пантомимическую и мимическую формы выражения. Жесты могут быть коммуникативные и некоммуникативные (физиологические, ритмические).

Физический контакт (прикосновения, рукопожатия, похлопывания и т.д.) является также элементом системы невербального поведения человека.

Проксемика – пространственное положение собеседников, их размещение относительно друг друга. Зоны общения: 1) зона интимного общения; 2) зона личностного общения; 3) зона социального общения; 4) зона публичного общения.

Компонентом невербального общения являются значимые фонации (звучащие невербальные знаки): интонационные и тембральные модуляции, степень громкости и скорость речи, молчание, придыхания, связанные с эмоциональным состоянием и др.

Таким образом, оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах, знание их особенностей и владение ими, позволит управлять вниманием слушателей.

План:

11.1. Понятие риторического жанра

11.2. Информационная (информативная) речь

11.3. Эпидейктическая речь

11.4. Аргументирующая речь

11.5. Эристика – диалектика – софистика

Понятие риторического жанра

Публичная речь выделяется на основе устной формы реализации, публичности, официальности, интеллектуализированного содержания и охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры. Выступление на собрании, диспуте, митинге, научное сообщение, вузовская лекция, обвинительная или защитительная речи в суде, лекция – все это разновидности публичной речи.

Риторический жанр – исторически сложившийся устойчивый тип риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата [Анисимова 2002: 236].

М.М. Бахтин все жанры делил на первичные и вторичные: вторичные (сложные) речевые жанры – романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т.п. – возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного) – художественного, научного, общественно-политического и т.п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения.

Первичные риторические жанры не готовятся специально заранее, имеют простую композицию и простой нерасчлененный тезис (ср.: совет, просьба, замечание и др.). Вторичные жанры обязательно продумываются и подготавливаются заранее (ср.: доклад, воззвание, программная речь и др.). Они, как правило, имеют сложную композицию и сложный расчлененный тезис.

Выделяют процедуру построения речевого жанра (модель жанра). Все признаки разделяются на три уровня в зависимости от степени их абстрактности: 1. Системный уровень: говорят о самых общих, глобальных признаках, присущих всем без исключения риторическим текстам. На этом этапе лишь устанавливается их место в системе по отношению друг к другу; 2. Стратегический уровень: определяется более точно специфика жанра, описываются общие признаки конкретного жанра; 3. Тактический уровень: жанр наполняется конкретным содержанием, от общих рассуждений и описания переходят к анализу конкретной речи.

Ораторская речь, по Аристотелю, в зависимости от общей целевой установки, делится на три рода речей: совещательные (склонять или отклонять); судебные (обвинять или порицать); эпидейктические (хвалить или порицать).

 

Эпидейктическая речь

Эпидейктическая речь (Э.р.)– это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, настроения – чувство удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувство гнева, презрения, негодования.

По назначению Э.р. делятся на два вида: 1) жанры, в которых преобладает оценка события, т.е. основная их задача – хвала или хула (порицание, похвальное слово); 2) речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам.

Предметом Э.р. Аристотель назвал прекрасное или постыдное, т.е. достоинства и достижения – положительные качества, хорошие дела и поступки, результаты его деяний, его отношение к чему-либо, то, что ему дорого в жизни, система его ценностей, жизненные цели и достижения в их осуществлении и т.п. – все, что вызывает положительную оценку и похвалу. Поэтому в Э.р. особенно важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей.

Речи, имеющие предметом постыдное: обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям, речь-порицание, критика, протест, назидание. Целью этих речей является не столько создание отрицательного настроения у слушателей, сколько стремление убедить их быть лучше, работать над собой.

Поводом (типической ситуацией) для произнесения Э.р. по случаю является торжественное событие (дни рождения; вручение наград, званий, премий; презентации; официальные встречи почетных гостей и др.) – торжественные речи. Жанры торжественных речей: поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово.

Э.р. требует в меру торжественной тональности произнесения. Оратор должен найти верную тональность, быть искренним, эмоциональным, открытым при произнесении, вместе с тем не впадать в излишнюю сентиментальность, ложную пафосность.

 

Аргументирующая речь

Аргументирующие речи (А.р.) можно разделить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную ответную реакцию.

Беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди представляют собой воодушевляющие речи. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача – агитационные речи. Слушателей призвали к действию, следовательно, его убедили. Аргумент – это довод, служащий для доказательства, следовательно, необходимый для убеждения. Убеждать можно либо в правоте некоего мнения (собственно убеждающая речь: речь в прениях, возражение, опровержение, речь-критика, обвинительная и оправдательная речь), либо в необходимости некоего действия (агитирующая речь: обращение, предложение, рекламная речь и др.) – общая цель оратора.

Во введении А.р. (убеждающей или агитирующей) оратору важно с первых слов привлечь внимание и расположить к себе слушателей, заинтересовать. Оратор с самого начала речи должен продемонстрировать, что он не намерен «давить» на аудиторию, принуждать её к чему-то. Напротив, он показывает свою объективность, заинтересованность в общем согласии (конструктивный подход), заботу об интересах и благе слушателей, уважение к собравшимся.

Основная часть А.р. содержит тезис (тезисы) и необходимые доказательства. Доказательство – это совокупность логических приемов для обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинных и связанных с ним. Процесс построения доказательства называется аргументацией. Цель аргументации – убеждение и достижение согласия с аудиторией.

Для заключения А.р. важен четкий, броский, выкристаллизированный вывод, а не повторение позиций и фактов. Нужно обратиться: а) к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к самым чувствительным струнам души каждого; б) или к личным, даже, возможно, материальным выгодам, которые слушатели получат для себя в результате этих действий. Заканчивается речь призывом к аудитории. В убеждающей речи – призыв следовать сформированным в ходе слушания речи убеждениям; в агитационной – призыв к определенным и конкретным реальным действиям.

Современная риторика – это не просто мастерство красноречия и убеждение силой слова, но и искусство убедительной логической аргументации и эффективной речевой коммуникации, наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом её особенностей в целях получения желаемого эффекта.

 

Диалогическая речь

Термин диалог означает форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В современной риторике данный термин используется и в другом значении: диалог – беседа, противоположность монологу – речи в ситуации, когда только один из участников общения получает на некоторое время исключительное «право на речь».

Однако чаще всего в риторике термин диалог представляет в своем употреблении следующее. В процессе общения в качестве деятельного, активного лица должен выступать не только говорящий, но и слушающий. Поэтому диалог – разновидность речи, характеризуемая обменом взаимообусловленными высказываниями-репликами при зрительном и слуховом восприятии собеседника.

Основной единицей диалога является диалогическое единство, а также реплики-стимулы и реплики-реакции.

Диалог зависит от 1) цели и предмета высказывания; 2) степени подготовленности говорящих; 3) отношений между собеседниками; 4) отношений говорящих к высказанному; 5) конкретной ситуации общения.

По характеру реакции собеседников выделяют следующие виды диалога: 1) диалог-синтез; 2) диалог противоречие; 3) диалог-спор; 4) диалог-ссора; 5)диалог-обсуждение; 6) диалог-беседа; 7) диалог-объяснение; 8) диалог-унисон.

Конструктивный диалог – такая форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности.

Одно из важнейших условий конструктивного диалога – равноправное участие в разговоре обеих сторон, партнерское взаимодействие, при котором та и другая стороны находятся в равноправном положении.

 

Риторика беседы

Беседа – жанр устной речи, диалогическая форма речевого общения. Особенности беседы: 1) общая тема; 2) общая цель; 3) обмен мнениями.

Основания для характеристики беседы : 1) тема: на темы быта (обиходного характера); о научном открытии; об оформлении сделки; на политические темы и др.; 2) цель: добиться согласия, не соглашаться (остаться при своем мнении); задачи каждого участника общения: обменяться впечатлениями, выразить свое мнение, поддержать контакт, повлиять на поведение, получить поддержку и др.; 3) стиль деловой, разговорно-обиходный (бытовой), научно-популярный, публицистический и др.; 4) количество участников: один на один; с двумя-тремя лицами; с группой лиц; 5) очередность соблюдается/не соблюдается; определена заранее/не определена; 6) реплики равномерно чередуются (короткие и длинные); преобладают реплики одного, двух и т.д. говорящих; 7) паузы между предложениями; паузы внутри предложений, паузы обдумывания, сомнений; наличие заполнителей пауз.

Виды бесед : 1) дружеская; 2) этикетная; 3) деловая; 4) научная.

Основные принципы успешного ведения беседы: 1) принцип «коммуникативного сотрудничества». Основой речевого понимания является явное и активное участие в беседе. Типы участия: участие говорящего, межличностное, слушающего. Эмоциональные основы участия завися от эмоционального отношения участников беседы друг к другу и к предмету речи; 2) принцип «предупредительности» (анализ речевого поведения, самоанализ и самоконтроль).

В современной речевой среде распространены следующие методы и стратегии беседы: 1) продуктивная (вопросы фактического или личного характера, рассказ о себе, сообщение собственных мнений и впечатлений, активное слушание и др.); 2) непродуктивная (вопросы личного характера, жалобы, обсуждение личных тем, «поочередное» осуждение и др.).

Для формирования впечатления о личности партнера используются визуальный контакт (мимика, взгляд), оценка зрительного и мимического поведения партнера, практические приемы создания положительного впечатления и др.

Немаловажными в беседе являются речевые средства похвалы и порицания (комплимент, похвала, одобрение, ободрение, критика) и средства выражения согласия/несогласия.

 

Библиографический список

Основная учебная литература

1. Анисимова, Т.В., Гимпельсон, Е.Г. Современная деловая риторика [Текст]/ Учебное пособие. – М., 2002.

2. Аннушкин, В.И. История русской риторики: Хрестоматия. [Текст]/ В.И. Аннушкин. – М., 2002.

3. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие[Текст]/ В.И. Аннушкин. – М, 2006.

4. Антология русской риторики [Текст]/ Отв. ред. М.И. Панов. – М., 1997.

5. Безменова, Н.А. Очерки по истории и теории риторики [Текст]/ Н.А. Безменова. – М., 1991.

6. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика [Текст]/Л.А. Введенская, .Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д, 1998.

7. Волков, А.А. Курс русской риторики [Текст]/ А.А. Волков. – М., 2001.

8. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации [Текст]/ Е.Н. Зарецкая. – М., 1999.

9. Иванова, С.Ф. Путь к современной риторике [Текст]/ С.Ф. Иванова. – М., 1990. – Ч.1, 2.

10. Ивин, А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие [Текст]/ А.А. Ивин. – М., 2002.

11. Клюев, Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Уч. пос. для вузов[Текст]/ Е.В. Клюев. – М., 1999.

12. Кохтев, Н.Н. Риторика[Текст]/ Н.Н. Кохтев. – М., 1996.

13. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово [Текст]/ А.К. Михальская. – М., 2001.

14. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике [Текст]/ А.К. Михальская. – М., 1996.

15. Общая риторика [Текст]/ Пер с франц./Ж.Дюбуа и др. – М., 1986.

16. Рождественский, Ю.В. Теория риторики [Текст]/ Ю.В. Рождественский. – М., 1999.

17. Русская риторика: Хрестоматия [Текст]/ Авт.-сост. Л.К. Граудина. – М., 1996.

18. Тумина, Л.Е. Русская риторика XVII – XX веков: Учение о повествовании [Текст]/Л.Е. Тумина. – М., 2002.

Дополнительная литература

1. Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции [Текст]/ С.С. Аверинцев. – М., 1996.

2. Античные риторики. Собрание текстов, статьи. Комментарии [Текст]/ Под общ. ред. проф. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978.

3. Беккер, К.Ф. История Древнего мира: Древний Рим [Текст]/ К.Ф. Беккер. – М. –2001.

4. Васильев, Л.С. История Востока [Текст]/ Л.С. Васильев.– В 2-х тт. – М., 1998.

5. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет [Текст]/ М.В. Колтунова. – М., 2000.

6. Красноречие Древней Руси (XI – XVII вв.) [Текст]/ Сост. и подг. текстов Т.В. Черторицкой. – М., 1987.

7. Пекарская, И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка [Текст]/ И.В. Пекарская. – Часть I, II. – Абакан, 2000.

8. Пиз, А., Гарнер, А. Язык разговора [Текст]/ А. Пиз, А. Гарнер. – М., 2000.

9. Сковородников, А.П. О понятии «коммуникативная компетенция»// Культура речевого общения в образовательных учреждениях разных уровней: Материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст]/ Под ред. А.П. Сковородникова. – Красноярск: КрасГУ, 2003. – С.95-105.

10. Хазагеров, Т.Г., Ширина, Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов [Текст]/ Отв. ред. Е.Н. Ширяев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону, 1999.

Справочная литература

1. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник [Текст]/ Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М., 2003.

2. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]/ Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990.

3. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь [Текст]/ Сост. Л.В. Соколова; под ред.О.В. Творогова. – М., 1996.

4. Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст]/ Т.В. Матвеева. – М.: Флинта, Наука, 2003.

5. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты[Текст]/ Под ред. А.П. Сковородникова. – М., 2003.

6. Эффективная коммуникация: История, теория, практика. Словарь-справочник [Текст]/ Отв. ред. М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. – М., 2003.

 

 

РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

По дисциплине

Курс лекций



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......…………......................................................................................3

Лекция 1. Риторика как предмет изучения…………………………………4

Лекция 2. Из истории зарубежной риторики………………………………12

Лекция 3. История русской риторики……………………………………..18

Лекция 4. Оратор и аудитория…………………………………………….26

Лекция 5. Античный риторический канон………………………………….32

Лекция 6. Риторический канон: изобретение (инвенция)…………………34

Лекция 7. Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)…………………………………………………………………………….38

Лекция 8. Риторический канон: словесное выражение (элокуция)……….44

Лекция 9. Риторический канон: запоминание (мемория)………………..50

Лекция 10. Риторический канон: произнесение (акцио)……………….....52

Лекция 11. Публичное выступление. Виды ораторской речи…………….55

Лекция 12. Культура диалога и искусство беседы……………………….61

Библиографический список………………………………………………..64

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.201 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь