Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ораторское искусство в Древней Греции
Падение тирании в западной Греции, в Сицилии, в середине V века до н.э., установление там демократической формы правления, вызвали к жизни потребность в умении общаться публично, выражать свои мысли, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, привели к возрождению ораторской мысли в древнеафинском полисе. Это было связано с тем, что вся политическая жизнь основывалась на культуре устного слова. Демократическая форма правления давала возможность участия каждого свободного гражданина в политической жизни страны. Граждане могли выступать в Народном собрании, где удачно произнесенная речь открывала доступ к общественной славе, почестям. Другая причина возникновения античной риторики была философского характера. V век в Греции был отмечен идеологическим кризисом, на который наложился нравственный кризис. Возникла потребность в замещении привычных знаний, представлений об устройстве общества, о человеке в нем, о человеческом слове. В середине V века до н.э. появились первые риторические школы, в которых софисты (учителя мудрости, искусники) готовили учеников к публичной политической деятельности, к умению вести политические споры, давать перевес слабому аргументу над сильным. Протагор (481-411 гг. до н.э.) из Абдер во Фракии одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой собеседники в споре защищают два противоположных взгляда («Наука спора», «О борьбе», «О знаниях» и др.). Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий (483-376 гг. до н.э.) из Леонтин в Сицилии, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве; главной задачей считал просветительство общества в области философии, этики, политики, красноречия. Эта задача предопределила изначально связь риторики с философией и этикой. В V в.до н.э. Коракс (Корак), сицилийский оратор, открыл в Сиракузах школу красноречия (трактат «Искусство речей»), из которой вышел Лисий (459-380 гг. до н.э.), судебный оратор, теоретик софистической школы. Лисий был самым знаменитым логографом Афин (логографы – составители речей и для той, и для другой стороны в судебном процессе). Его речи отличались убедительностью, логичностью, простотой и ясностью языка – идеальные публичные речи в представлении софистов. Софистическая риторика была противопоставлена философской риторике, создание её связывают с именем Платона (427-347 гг. до н.э.). Единственной целью человеческой речи Платон считал уяснение мысли: только на основе знания каждого предмета и знания человеческой души возможно истинное красноречие. Это сообщение, по мнению Платона, должно вылиться не в связные длинные речи, а диалог («Федр», «Государство», «Законы» и др.). Платон связывал знания с нравственностью. Представители философской риторики искусство речи рассматривали в связи с идеями служения истине, добру, справедливости. Ценилась речь, в которой сочетались: этическая задача, то есть нравственная устремленность (этос), мысль, содержащая смысл (логос), красота, как целесообразность, строгая гармония (пафос). Основной понятийной категорией философской риторики называлась категория убеждения – процесс целенаправленного воздействия на человека; как состояние, обретаемое в результате речевого воздействия и определяющее жизнедеятельность личности; как один из методов воспитания. Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) в совершенстве владел диалектическим методом диалога. Для Сократа диалектика – это философское искусство вести беседу с целью обнаружения, выяснения истины. Диалектик тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и ученый Аристотель (384- 3222 гг. до н.э.). Изложение научных основ красноречия представлено в труде «Риторика» (355 г. до н.э.). В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей; вторая часть посвящена социально-психологическим условиям, способствующим достижению убеждения; третья часть рассматривает техническую сторону риторики: композицию речи (предисловие, рассказ, доказательства, заключение) и обосновывает необходимость каждой части; останавливается на понятии идеальной речи; в качестве достоинств ораторского стиля и главного условия успеха выступающего называет ясность и понятность, основу стиля составляет умение говорить правильно. Крупным политическим деятелем был древнегреческий оратор Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Он не был ритором, не изобретал цветистости, украшенности, на слушателей Демосфен действовал силой и логикой убеждения, строгим развитием мыслей. Сильной стороной его выступлений была доказательность, умение привести неопровержимые доводы, примеры, вовлечь в выступление своих слушателей. Ему было свойственно благородство мысли, нравственность, высокий патриотизм. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, призывая граждан прекратить между собой раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена – «филиппики» производили огромное впечатление на слушателей. Со второй половины V века до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек). Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений: изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, занималась проблемами тропов, фигур, стилей, увлекалась сложными фразами, «цветами красноречия». Эта манера речи стала называться «азианским стилем» по месту его возникновения в Малой Азии (I век до н.э.). Азианский стиль изучали Гермоген, Феодр Годарский (учитель Тиберия). Сторонники противоположного направления – аттического – стояли за классические образцы, чистоту и строгость речи, проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывали у слушателей определенные ассоциации, тем самым, воздействуя на них (Аполлодор Пергамский, Цицелий, Дионисий Галикарнасский, Деметрий).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы