Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Беседа седьмая. Просмотр и отбор номеров



Итак, мы определили, о чем и во имя чего мы будем ставить кон-

, А вот как мы будем его осуществлять, пока не знаем. По сути,

1ГГО мы проделали, принесло нам очень нужное, но в большей степе-

эмоциональное ощущение замысла. В нем еще нет ничего конкретного

, это скорее первый шаг в поиске замысла, скорее зерно замысла.

оно проросло, нам необходимо, в первую очередь, точно знать,

и творческими силами мы располагаем: репертуар, художествен-

возможности, исполнительский состав и т.д. А для этого нам сле-

просмотреть все номера, которые имеются в нашем распоряжении

Которых, мы будем отбирать нужные для нашего концерта.

Почему мы не могли сделать это раньше?

По очень простой причине: у нас еще не были определены тема и концерта. А иначе как нам решать, какие номера годятся для нашего концерта, а какие - нет? Чем мы будем руководствоваться? Только |художественными качествами? Этого недостаточно. Нам ведь надо, отобранные номера, пусть по-разному, но отвечали теме концерт. Ведь без конкретного знания имеющихся в распоряжении режиссера (РМвров, их содержания, жанра, состава, особенностей исполнения и в№| невозможно выстроить программу концерта. Конечно, не только Ц|Н и тема определяют отбор номеров, а и содержание, и форма номе-и их художественная ценность. Процесс отбора это не только оцен-Художественных достоинств того или другого номера, но и отбор (инных режиссеру, мыслимая прикидка, какие из просмотренных номеров отвечают замыслу задуманного концерта. а, Просмотр и отбор номеров - один из самых важных моментов в  режиссера над концертом.

* Во время просмотра обычно берется на заметку больше номеров.

*то войдет в концерт. Но уже после просмотра следует определить, какие именно номера войдут в программу концерта.

* Просматривая, а главное, и отбирая номера, режиссеру необходимо оценить, что эстрадный концерт должен иметь временные рамки. сколько может оптимально длиться концерт в одном отделении? Пол-часа. Самое большее - час сорок пять, час пятьдесят минут. То есть  вилы 110 минут. А в двух отделениях? Примерно 135 минут. Час де-ЦТЬ минут - первое отделение, час, час пять минут чистого времени -§№рос. В концерте из двух отделений первое отделение длится больше,

второе. Значит, в концерте в одном отделении помимо пролога и

финала может идти 12-14 номеров, в концерте в двух отделениях -18-20. В среднем номер длится 5-6 минут. Но мы с вами осуществляем постановку концерта для школьной аудитории, здесь временные рамки другие. Если для школьников старших классов самое оптимальное вре­мя - один час (60 минут), то для младших классов - не более 45 минут. А это означает, что нам с вами нужно отобрать не более 10 номеров!

Практика показывает, что в замкнутом пространстве зала затянутый по времени концерт, даже идущий в хорошем темпоритме, зритель обычно не выдерживает. Внимание зрителя снижается, он перестает его воспринимать. Проще говоря, такой длинный концерт утомляет зрите­ля. Плохо, когда зритель, сидя на концерте, начинает задавать себе во­прос: «Когда же он кончится?»

И все же, в конечном счете, успех концерта зависит не от большого количества номеров, а от его режиссерской продуманности, четкости, когда, как говорится, в концерте ничего нельзя ни убавить, ни приба­вить.

Заметки на полях. О самом, процессе отбора

На первый взгляд может показаться, что просмотр - дело простое. Однако это не так. И здесь есть свои особенности и своя последователь­ность. Просмотр и отбор номеров проходит наиболее эффективно тогда, когда ему предшествует предварительная встреча режиссера с руково­дителями всех участников (номеров и коллективов), которые намечено использовать в концерте.

Главное для нас в этой встрече помимо рассказа о целях, задаче, теме, идее будущего концерта, объявления плана работы и выпуска кон­церта (просмотра, репетиций и т.д.) это установление подлинно творче­ского контакта с участниками встречи. Многое здесь зависит от такта режиссера, от его умения выслушать и принять пожелания руководите­лей (если, конечно, они заслуживают внимания.) Руководителям коллек­тивов важно, чтобы режиссер проявил максимум внимательности к ото­бранным номерам, чтобы он доброжелательно отнесся к их творчеству, как к постановщикам номеров.

Конечно, персональную ответственность за успех или неуспех кон­церта несет режиссер. Но это не значит, что он должен выказывать свое превосходство над руководителями коллективов. По сути, и он и они, ставя концерт, делают одно общее дело. Так же, как это не означает, что режиссер обязан соглашаться со всем, что ему будут предлагать. Не дай бог заискивать перед руководителями. Тогда, почувствовав слабость режиссера, они перестанут считаться с его мнением. Отношения режис­сера с руководителями коллективов должны основываться, прежде всего, соблюдении творческой дисциплины. Только тогда режиссер может расчитывать на действенную, а не формальную помощь.

При просмотре номеров необходимо обращать внимание не только

содержание (подходит или нет оно к теме концерта), на качество их

исполнения, но и на характер музыкального сопровождения (если оно

»), состав и количество аккомпанирующих, на необходимые аксессуаров- на его временную протяженность и т.д. И все это (особенно временная протяженность) фиксировать на бумаге.

 

Три совета

Первый. Постарайтесь во время просмотра того или другого кол-Цктива, исполнителя помимо номеров, которые, по мнению руководи-Цдя, отвечают теме концерта и отобраны им для показа вам, увидеть и другие. Хотя бы те, которые сами артисты считают наиболее удачными. Это позволит вам не только обстоятельнее познакомиться с творческими возможностями коллектива. Практическое знание всего лучшего, что есть в репертуаре коллектива, может оказаться весьма нужным, коллективом вы будете, соответственно вашему замыслу, отбирать номера. Шло в том, что как бы подробно вы ни изложили на встрече с руководителями коллективов ваш режиссерский замысел, возникшее у них мнение будет в чем-то (особенно в деталях) отличаться от вашего. Ведь вы разные люди, вы думаете по-разному. В каких-то, порою не­уловимых, ощущениях у вас разное восприятие одних и тех же слов. Ественно, отбирать номера для показа они будут, исходя из своего Понимания вашего режиссерского замысла. Но мы с вами не можем ис­ключить, что, когда происходит окончательный отбор номеров, вам понадобится именно тот, который поначалу руководитель не собирался Показывать вам. На практике такое происходит довольно часто.

Второй. Закончив просмотр, постарайтесь не объявлять, если это Юзможно, какие номера вы возьмете в концерт. Предупредите, что во­прос этот будет решен после просмотра всех номеров. Предположим, вы сразу объявили, какие номера войдут в концерт, а какие не понадобятся. Причем, даже предупредили, что это предварительные наметки. Больше чем уверен, что в результате произойдет сле­дующее. На названные вами номера руководитель, конечно, начнет об­ращать особое внимание, будет их репетировать, отшлифовывать, а остальные отложит до лучших времен. Теперь нетрудно представить, что произойдет, если вам понадобится какой-либо из необъявленных номе­ров. Особенно это важно, когда вы имеете дело не с профессиональны­ми исполнителями, а с самодеятельными.

А если случится так, что какой-то из названных вами номеров в процес­се создания сценария окажется ненужным? У его участников непремен­но возникнет обида: «Как же так? Мы же готовились, ведь нам сказа­ли!» Более того, из-за обиды у них может пропасть интерес даже к тем номерам, которые войдут в концерт. Трудно будет сделать так, чтобы участники забыли вашу «несправедливость». Исключить случаи, когда тот или другой номер не попадает в концерт, практически невозможно. Ведь обычно во время просмотра режиссер берет на заметку гораздо больше номеров, чем требуется. Даже при желании включить все взя­тые на заметку номера, сделать это невозможно.

Третий. Во время встречи с участниками встречи следует догово­риться о том, как будет проходить просмотр и когда вы вместе с по­мощниками сможете просмотреть тот или иной коллектив на его репе­тиционной базе.

Разве не проще самим назначить определенный день и собрать коллек­тивы в одном месте? Конечно, можно. Многие режиссеры так и посту­пают. Но целесообразно ли? Тем более, что не так уж просто освобо­дить от занятий сразу всех будущих участников. Но даже если вам уда­стся выбрать такой день, подумайте, как долго будет длиться такой просмотр? Сумеете ли вы уложиться в один день? Кроме того, длитель­ный по времени просмотр утомляет участников, хотя их и вызывают к определенному часу. Да и ваша невольная тревога за то, что прибывшие томятся в ожидании вызова на сцену, заставит вас торопиться. Во вся­ком случае, я не могу об этом не думать, когда просматриваю номера. В результате, вы будете лишены возможности, если возникнет необходи­мость, вторично просмотреть тот или другой номер. Не говоря о том, что вряд ли вам удастся увидеть номера, не включенные руководителем в просмотр.

И еще. Просмотр будущих участников концерта на их репетиционных базах, в их репетиционный день создает более благоприятную для уча­стников творческую атмосферу. В привычной обстановке исполнители чувствуют себя свободнее, увереннее, раскованнее. Конечно, такой по­рядок просмотра займет у вас в общей сложности больше времени, но жалеть об этом, право, не стоит.

Словом, во всех своих действиях режиссер во время просмотра (да и не только тогда) должен быть и педагогом, и дипломатом, и провидцем. Он имеет дело с творческими людьми, а значит особо ранимы­ми, с их психологией, привычками, взглядами на жизнь, с их оценкой того или другого его действия. И с этим надо считаться.

Итак, исходя из нашего решения темы концерта, мы с вами отбора-вернее, взяли на заметку нужные нам номера в танцевальном коллективе, несколько пародий, номера художественной гимнастики, потешные стихи, скороговорки, несколько песен у хора, прослушали певцов, посмотрели номера у «Школьного театра миниатюр» и другие. Как вы понимаете, не все взятые на заметку номера, войдут в программу концерта. Естественно, что из всех перечисленных номеров, мы возьмем те, которые наиболее интересно и неожиданно ярко впишутся в решение нашего концерта. В процессе просмотра и размышлений о решении нашего концерта,

 Поисках его замысла, мы, в конце концов, пришли к убеждению, что ж концерт предстанет перед зрителями, как «Волшебный сундучок», (3 которого мы будем доставать разные номера - подарки. Скажем, главным элементом оформления нашего сборного концерта, и будет поздравительная открытка-задник, на которой после окончания Шждого номера его участники будут ставить свои подписи. А вести его могут две матрешки-тараторки, которые по ходу концерта будут не сколько объявлять номера и следить за тем, чтобы все расписывались (для чего у каждой должны быть в руках цветные фломастеры или **маркеры»), сколько ссорится, так как чтобы объявить номер, каждая старается переговорить подружку. Такой прием очень быстрого слово-творения - один из фольклорных жанров. Конечно, может быть и другое решение концерта. Например, «Необыкновенный рыцарский турнир», в котором наши рыцари (ведущие) будут сражаться «в честь дам», НО не с оружием в руках, а, скажем, за шахматной доской («Живые Шахматы») или как-то по-другому. Словом, как бы ни решался посвя­щенный 8 марта концерт, в его подтексте должно лежать желание (сверхзадача) сделать подарок учительницам и всем девочкам школы.

Вот теперь, придумав решение концерта, мы можем окончательно Отобрать нужные нам номера и составить примерную программу (оче­редность номеров, композицию) нашего концерта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь