Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Генезис философских представлений о природе души.
Возникающая Древнегреческая философия подверглась сильному влиянию демократических полисов, необходимости отстаивать своё мнение на агоре. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов и легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии, почти 20 веков психология оставалась частью философии. В обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевлённым, наделённым душой. В течении нескольких веков (примерно до III в. До н. э.) разница между психикой человека и животного считалась лишь количественной, а не качественной. Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений выделили некоторые функции души, прежде всего - энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые опыты показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Анализ закономерностей развития природы привёл мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т. е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир. Исследования первых философов привели к умозаключению, что всё в мире имеет свою первооснову - элемент. Так, Фалес (VI и. до н.э.), считал что первоосновой, душой является вода как основа жизни. Анаксимен (V в. До н. э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля, воздух) даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IVвв. До н.э.) возникла идея атомов. Считая душу источником активности для тела они утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны. Представления о душе в работах Демокрита, Сократа, Платона,Аристотеля Все явления душевной жизни Демокрит объяснял с материалистической точки зрения физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что её атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно истекающими от предметов. Также считал, что душа не бессмертна - она после смерти тела рассыплется. При объяснении конкретных психических процессов (восприятия, мышления) Демокрит сталкивался с определёнными трудностями. Возникновение образов восприятия он объяснял отпечатывающимся в душе отделяющихся от вещей плёнок (толщиной в один атом). Мышление он считал качественно отличным от восприятия и более истинным познанием мира, чем чувственное познание, - ведь органы чувств нас часто обманывают, тогда как умственным «взором» мы «видим» точнее и - самое главное - познаём тоньше и глубже. Философия Сократа Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чём природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придаёт первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное. Сократ считает, что человека отличает от других существ душа. Душа это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но ещё больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может её разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье. Этика Сократа имела в становлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Задумаемся над следующими сложными для этики Сократа вопросами. 1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, всё-таки совершает зло? По Сократу, только кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит представления о доброй воле. 2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозможно найти ответ в этике Сократа. Современные философы полагают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определяется приобретёнными им в процессе жизни ценностями. Но учения о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа. Диалектика Сократа. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчётливо выделяются три этапа. Первый этап - дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, начать серьёзные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Второй этап - ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию. Третий этап - рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет своё значение до настоящих дней. Философия даже в просвещённом обществе - удел смелых, она не приемлет лицемерия, ханжества, чинопочитания, отстранённости от зла. Философия, по Сократу, это «экзамен души», экзамен на мудрость, честность, правду, свободу. Философия Платона Платон - выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей. Для каждой вещи фиксируется её смысл, идея, которая для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. В диалогах Платона особое место занимает проблема человека и его души как активного начала, несущего в себе идеи. Путём ряда рассуждений Платон пытается доказать бессмертие души и описывает её существование до вселения в тело и после отделения от него. Душа отвечает за все процессы жизни, поскольку тесно связана с телом, поэтому вообще говоря отделяется от тела и бессмертна лишь высшая часть души - разумная. Что касается изучения Платоном отдельных познавательных процессов, он был уверен, что рациональное предшествует чувственному (до всякого чувственного опыта в душе существуют уже общие понятия как эталоны, схемы, критерии, которыми душа пользуется при чувственном познании). Так, например, на основании имеющейся в душе идеи «прекрасного» можно отличить красивого человека от некрасивого, а имеющаяся в душе идея треугольника позволяет распознать треугольник даже в не очень точном его изображении, сделанном на песке неуверенной рукой ребёнка. Таким образом Платон доказывал несводимость понятий к обобщениям лишь чувственных впечатлений, что было подтверждено последующим развитием психологической науки. Трактуя идею души Платон говорил: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно, находясь в человеческом теле , как узник в темнице, «воспоминает о мире идей». То есть основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Философия Аристотеля. Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322гг. до н.э.). Его трактат «О душе»- первое специальное психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. В философском учении Аристотеля мир предстаёт как неразрывное единство материи и формы. Пассивным, бесформенным составляющим в этом единстве является материя, а активным, структурирующим материю началом выступает форма. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то. «… Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, также как зрение - сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственного ощущаемого желания - к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.Аристотель заложил глубокие основы естественно - научного подхода к изучению психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии». Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Такое понятие закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что касается понятия «душа», то оно всё более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Заключение Рассмотрев начало развития представлений Древнегреческой философии, а также конкретные взгляды на проблематику души, мы приходим к выводу. В общем, в учениях античных авторов душа выступала объяснительным понятием для всех жизненных отправлений живого организма, в том числе тех, которые с современной точки зрения, принадлежат к допсихическим процессам или непсихическим формам отражения (например, физиологических процессов, обеспечивающих пищеварение, дыхание и т.п.) Психическое (душевное) отождествлялось с жизненным, и древние мыслители не давали критерия различения психических и непсихических физиологических процессов. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы