Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Важным является то, что учения о душе развивались в постоянном противостоянии материалистического и идеалистического способов объяснения.
И самое главное, именно античные авторы поставили практически все основные проблемы современной психологии.
Сенсуализм и атомизм Демокрита и его связь современными психологическими концепциями. Основатель атомизма - Левкипп (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Демокрит (около 46О - 370 г.г. до н.э.) - полностью разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей (принцип причинности), которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. К характеристикам атомов Левкиппа он добавляет еще величину и тяжесть. Концепция атомизма Демокрита содержит представление о неустранимости и несотворимости материи (так как атомы сами по себе неизменны). Демокритово материалистическое понимание возникновения и развития мира выливается в атеизм. Материя, по Демокриту, бесконечна. Его понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворимости вселенной, убежденность в существовании конечного множества миров, которые возникают и гибнут. Об отношении материи и движения у Демокрита: движение присуще атомам в естественных состояниях и передается через столкновения. Движение в его понимании - основной источник развития. Атомы подчиняются только случайности, не испытывают никакого давления, принуждения, находятся в абсолютной свободе. Произвольно возникает точка вихря – начало появления космоса. Атомы соединяются друг с другом, образуют предмет (тело). Предмет уловим чувствами человека (в отличие от атома). Так как атомы невозможно увидеть, нужно составить о них умозрительное положение. Как только атомы начинают слипаться, господствовать начинает необходимость (не случайность). Появляется космос. Существует такая необходимость, которая управляет всем развитием точки вихря., космоса, и после его развития, распада, происходит гибель космоса. Ни один атом во Вселенной не теряется, сколько было до катастрофы, столько и останется. Люди, возникающие из атомов, не имеют свободы, их развитие и гибель запрограммированы. Гносеология – вульгарный сенсуализм (грубые чувства). Ощущения, хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувствах наблюдениях размышлением. Понимание мира Демокритом: развитие вселенной, порядок мира, все, в сущности, определено механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет существования «случайности» - все возникает по необходимости, то есть свое понимание причинности он обосновывал необходимостью. Познание, по Демокриту: 1) знание - низкое, темное (при помощи чувственного восприятия) 2) знание - подлинное знание (при помощи рассуждений). Душа, по Демокриту: совокупность наимельчайших атомов, имеющих идеальную (то есть шаровидную) форму, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – единой субстанцией. Частью души является разум. Душа смертна - погибает вместе с телом. Признавал существование Бога, который состоит из атомов, он есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум. Помимо атомизма, концепция Демокрита содержала еще один момент, очень важный для дальнейшего развития психологии. Речь идет о том, как Демокрит представлял себе психический процесс познания. Демокрит различал два рода познания: темное и истинное. Темное познание – это чувственное восприятие вещей: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Его Демокрит называл незаконнорожденным познанием. Истинным или законнорожденным познанием Демокрит называл мысль, или познание посредством мышления. Однако само мышление было у Демокрита таким же движением атомов, что и все остальное. Мышление – это лишь движение, а разница между разумной и неразумной частями души была лишь количественная, определялась плотностью атомов души. Восприятие вещей происходит, согласно Демокриту, благодаря тому, что от каждого предмета отлетают либо атомы, либо легчайшие "эйдолы" – сверхтонкие невидимые пленочки, повторяющие собой форму этих предметов. Эйдолы летят к органам чувств, а навстречу им душа посылает свои атомы, которые широкой воронкой захватывают эти эйдолы, сжимают их и принимают вместе с информацией об объектах. С одной стороны, использование образа "эйдолов" представляет собой уже известный нам способ объяснения психики через аналогии. Аналогом невидимых душевных процессов выступают здесь не пар, воздух или огонь, а пленки – материальные, но прозрачные предметы. С другой стороны, нас не может не удивлять точность изображения физического механизма зрительного восприятия. Попробуйте выразить в понятном для древних греков образе представление об электромагнитных волнах, отлетающих от предметов, "сжимаемых" хрусталиком глаза и передающих информацию об окружающем нас мире. Столь же удивительна точность понимания Демокритом физики других ощущений. Источником теплоты он называл особенно подвижные шарообразные атомы. При охлаждении физических тел и их уплотнении эти быстрые атомы «выщелкиваются» из тел. При воздействии на тело человека эти быстрые атомы вызывают ощущение тепла. Вкусовые ощущения определяются формой воздействующих на нас атомов и их величиной. Чувство сладкого, например, вызывают круглые и умеренно большие атомы, ощущение кислого – крупные шероховатые, многоугольные и неокругленные атомы, ощущение острого – острые, угловатые, изогнутые атомы. Соленый вкус вызывается угловатыми, косыми и равнобедренными атомами средних размеров, а горький вкус – гладкими, округленными, косыми и мелкими атомами. Зависимость вкусовых ощущений от химической формы молекул, воздействующих на рецепторы – это современный взгляд на физиологию восприятия. Химические различия молекул (атомов), определяющих вкусовые ощущения, Демокрит и мог передать, рассуждая о различиях формы атомов. Слуховые ощущения связаны, по Демокриту, с уплотнением воздуха. Источник звука вызывает сгущение воздуха, звук возникает тогда, когда воздух сгущается и с силой входит внутрь. Главным образом он проникает через уши, так как проходит здесь через пустоту и наименее задерживается. Но звук воздействует и на все тело. Сам звук – это тоже особое тело, которое может не только воздействовать, но и подвергаться воздействию. Образы-эйдолы могут летать по воздуху, они могут проникать через поры вглубь тела человека и вызывать сновидения. Поэтому сновидения тоже несут свою информацию. Но качество этой информации зависит от чистоты воздуха, по которому летают эйдолы. Осенний воздух, например, когда падают листья, может искажать и сбивать с пути эйдолы. Поэтому осенним снам не стоит верить. Реальных богов нет. Но образы богов – это огромные человекоподобные эйдолы, которые может видеть человек. Их происхождение неизвестно. В концепции Демокрита, механизмом эйдолов объясняется не только восприятие, но и мышление. Мышление, у Демокрита, – это тоже движение эйдолов, воспринятых человеком. В качестве составных компонентов мышления эйдолы образуют понятия о предметах – умственные представления. Толкование мышления и умственных образов как преобразованных ощущений положило начало сенсуализму - одному из популярнейших способов объяснения природы и содержания психики. "Сенсуализм - учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания. В античном мире сторонниками сенсуализма были представители ряда философских школ... стоики предложили рассматривать ум как "чистую доску", на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах... Идеи сенсуализма оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), из которых строится вся сложная архитектоника душевной жизни". Даже из этого краткого определения сенсуализма, данного в "Психологическом словаре", можно видеть, что сенсуализм внутренне связан с атомизмом. Атомизм, своей логикой, требует выделить первичные элементы психических процессов, из которых строилось бы все содержание души. Причем, для теоретического атомизма важно, чтобы эти элементы не создавались самой душой, не рождались в психике как ее собственный продукт. Если ощущения создаются активностью самой психики, то им трудно отдать роль объясняющих исходных элементов, подобных атомам, не разложимым и не возникающим в ходе развития материи. Атомы пришли в мир, чтобы его создавать и объяснять. Такую же роль по отношению к психике играют ощущения. Они как бы приходят в нашу душу извне, эйдолами внешних объектов. Атомистическая установка на поиск исходных элементов, создающих базовое основание системы, привела к рассмотрению ощущений в качестве первичных кирпичиков психики. В дальнейшем сенсуализм стал рассматриваться как основа материалистического понимания мира. То, что ощущения приносятся в сознание из внешнего мира, очень просто и убедительно доказывало, что психические образы порождены именно этим внешним миром, а не внутренними механизмами психики. Эта идея была особенно популярна в дальнейшей дискуссии о том, отражает ли наше сознание внешний мир или же оно построено как-то иначе и наши психические образы не являются надежным отражением предметов. Дискуссия эта становилась очень напряженной в периоды революций, когда бунтующее сознание людей противостояло реальности. Человеку нужно было либо приводить свое мироощущение в соответствие с реальностью, либо ломать и перестраивать реальность по схеме своего субъективного мироощущения. Например, для философа В.И.Ленина не было альтернативы сенсуализму, поскольку для его практической борьбы губительно было бы всякое сомнение в истинности отражения мира в образах, наполнявших революционное сознание коммунистов. Ведь на основе этих образов предполагалось перестроить сам объективный мир: «Мы наш, мы новый мир построим…» А что, если наши образы созданы не прямым воздействием внешнего мира, а активностью нашей психики? Что, если в силу слабости психики эти образы не совсем точно отражают этот мир? Что, если в реальности мира действуют силы, невидимые для нас? Не слишком ли рискованна, в таком случае, идея разрушить один мир и построить другой? Поэтому отношение В.И.Ленина и к сенсуализму, и к демокритовским идеям вообще было крайне положительным, что повлияло и на восприятие этих идей его последователями, и на их изложение в советских учебниках философии и психологии. Признавая большую значимость сенсуализма для развития науки 17-18 веков, мы должны все же видеть, что в сенсуализме выражены крайние формы человеческой амбициозности и эгоцентричности. Как эгоцентрик, человек практически ставит здесь знак равенства между реальностью вещи и своим ее восприятием. А можно ли считать реальным то, что в принципе невозможно ощутить? Или именно ощущаемость мира дает ему право считаться реальным? Всяким ли ощущениям соответствует реальность объектов? Невидимость вещи порождает неуверенность и напряженность в действии с ней, а наглядность вещи создает ощущение ее понятности. Сенсуализм, подобно атомизму, придает человеку уверенность в его превосходстве над вещами, над постигаемым миром. В периоды общественного хаоса сенсуализм тоже предстает философией активного действия. Идеи сенсуализма повышают субъектность индивида, снижают чувство тревоги по поводу присутствия невидимых процессов, и особенно по поводу присутствия в мире субъекта, невидимого людям. Однако для сенсуализма представление о душе является лишь фикцией, ложным порождением ума. Драмы познания нередко разыгрываются вокруг элементарной ограниченности нашего восприятия, порождая то мифические образы невидимых духов, воздействующих на нас и на предметы, то тысячелетние войны материализма с идеализмом, атеизма с религиями и художественными фантазиями, компенсирующими невидимость многих реальностей этого мира. По причине объективной невидимости своего объекта, и психология оказалась на сотни лет вовлеченной в водоворот этой драмы. Психология периодически отказывалась от души как от непонятного объекта, начинала заниматься видимыми физиологическими компонентами психических процессов, а в результате вытеснялась физиологией. Но именно благодаря невидимости психики, психологи были вынуждены разрабатывать для ее познания такие сложные способы мышления и исследования, которые в наше время позволили психологии выйти на передовые позиции в области методологии науки. Невидимость психики породила у психологов глубокую неудовлетворенность методологией позитивизма, предлагавшего ученому строго ограничиваться наблюдением и описанием фактов, избегая сложных теоретических размышлений о ненаблюдаемых свойствах вещей. Теоретическая психология перестала быть «позитивной наукой». В 20-м веке проблемы изучения ненаблюдаемых объектов реальности встали и перед другими науками. Так, физика после исследования различных волн и частиц, регистрируемых с помощью научной аппаратуры, вышла к таким объектам как нейтрино, "черные дыры" и некоторые другие явления, которые являются только теоретическому уму и воображению ученых. Биология, социология и другие науки столкнулись с необходимостью анализа и понимания таких систем как биологические виды или социумы, которые в принципе невозможно отразить с помощью какого-либо наблюдения и образ которых можно строить только с помощью воображения, обобщающего множество разрозненных фактов и впечатлений. Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически, но последняя точка зрения ведет к большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, она возродилась в школе Эпикура.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы