Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Позитивизм в психологии. Идеи Дж.Локка и его значение.
Позитивизм – это философское направление, возникшее в 18-м веке. Его основателем считается Огюст Конт (секретарь и сподвижник знаменитого Сен-Симона). Суть его идей заключалась в следующем: бессмысленно заниматься тем, чем традиционно занимается философия – познанием сущностей; надо изучать только доступные нам внешние явления. То, что дано в ощущениях, то, что можно как-то воспринять и измерить – то и изучаемо. Все остальное – от лукавого. Путь прогресса – в продвижении от теологического к метафизическому и затем к особому – позитивному (положительному) мышлению. Самыми знаменитыми позитивистами помимо Конта были англичане Г. Спенсер и Дж.Ст. Милль. В конечном итоге, позитивизм объявил несостоятельными и не имеющими никакой ценности все абстрактные философские исследования. Единственным источником истинного знания, говорили позитивисты, могут выступать только конкретные (эмпирические) науки. Истинным может быть только то, что проверяемо на опыте. Поэтому Конт неоднократно подчеркивал, что естественные науки должны выступить основой и методом для всех остальных наук. Рассуждения философов-идеалистов настолько абстрактны, настолько оторваны от реальной действительности, что на опыте никак не могут быть проверены – подтверждены или опровергнуты. Что такое платоновские «идеи»? Не более чем фикция! Ведь их нельзя пощупать, рассмотреть, попробовать на вкус. А раз доказать истинность философских положений не удается, то и говорить тут не о чем: никакой познавательной ценности в них нет. Таким образом, позитивизм «разделался» со всеми предыдущими философскими учениями и декларировал наступление эпохи новой «неметафизической» философии, которая должна быть построена по аналогии с эмпирическими науками и должна стать их методологией. За более чем двести лет своего существования позитивизм видоизменялся и мимикрировал. Он принимал форму эмпириокритицизма Маха и Авенариуса, превращался в неопозитивизм и прагматизм. Однако принципиальные его положения сохранялись: критерий истинности знаний – реальный опыт; непроверяемое на опыте нельзя считать истинным. Эти положения нашли свое воплощение в известном принципе верифицируемости (верификации): истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными. Бихевиоризм, претендовавший на звание объективной психологии, избрал своей методологией позитивизм и, следуя его логике, объявил сознание исключенным из сферы своих научных исследований. Изучать можно только поведение, поскольку оно дано нам в непосредственном опыте, в наших ощущениях. В 1931 году методологии позитивизма был нанесен существенной урон доказательством знаменитой теоремы Геделя – теоремы о неполноте достаточно богатых формальных систем. Суть этой теоремы: есть истинные предложения, которые в рамках этих самых богатых формальных систем недоказуемы и непроверяемы. Фактически доказанное утверждение опровергало изначальный тезис позитивистов. Не всякое истинное утверждение можно доказать, используя привычный набор аксиом. Для этого нужно выходить за пределы этого набора. Опоры на чувственный опыт явно недостаточно. Вместе с тем позитивисты достаточно быстро осознали, что проблема истинности знаний связана с тем языком, с помощью которого описываются эти знания и процесс их получения. Научная философия, по их мнению, станет возможной только как логический анализ языка науки. Вокруг этих идей сплотились логики и математики – Карнап, Шлик, Франк и другие представители так называемого Венского кружка. Так возник логический позитивизм. Логические позитивисты ставили перед собой задачу подвергнуть логическому анализу имеющиеся научные знания, описать их и исследовать особые правила преобразования утверждений. Они полагали, что логика и математика должны рассматриваться не как знания о мире, а как набор аналитических утверждений, в которых устанавливаются по соглашению правила преобразования.
К середине 17 века в Англии усилилось реформаторское движение, и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, не признавали праздность и пустое времяпровождение, а наоборот всячески приветствовали постоянный труд. В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Краст-Чёрч. Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика нравственности и вопросы воспитания. В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образовании буржуазной республики. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга. Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию. Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы