Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Школы зарубежной психологии 20 века.⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
В первой половине 20 века в Европе и США формируется ряд самостоятельных школ, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, Вюрцбургская школа и гештальтпсихология, в США – бихевиоризм и школа Курта Левина. Фрейдизм. Основатель школы австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Свой метод и учение З.Фрейд назвал психоанализом. Он выступил против отождествления личности только с ее сознанием, считая, что психическая жизнь человека имеет различные уровни. В структуре личности З.Фрейд выделил три сферы: 1) бессознательную, 2) предсознательную 3) сознательную. Бессознательная сфера – Ид (ОНО) - не доступна самосознанию. Она содержит бессознательные инстинкты человека и, прежде всего, инстинкты жизни и смерти (эрос и танатос). Эти инстинкты стремятся к удовлетворению и детерминируют всю деятельность человека, находясь в конфликте с сознанием. С инстинктами связана особая энергия – либидо, которая направляет жизнедеятельность человека. Вторая структура личности – эго (Я) – расположена в сознании и предсознании. Эта структура является тоже врожденной. Третья структура личности – Супер-эго – формируется в процессе жизни человека путем идентификации – самоотнесения индивида с близкими взрослыми своего пола (отцом или матерью). К ним он испытывает амбивалентные (противоречивые) чувства. У мальчиков это Эдипов комплекс (они ревнуют отца к матери), у девочек – комплекс Электры (ревнуют мать к отцу). Между этими структурами личности не существует устойчивого равновесия. Инстинкты диктуют личности такие желания, которые недопустимы в человеческом обществе. Стражем соблюдения человеческих норм выступает Супер-эго – высшие нравственные принципы. Это противоречие является источником внутреннего постоянного конфликта человека, оно делает человека потенциальным невротиком. Чтобы смягчить конфликт между Ид и Супер-эго, личность прибегает к различным механизмам психологической защиты: вытеснению, сублимации, проекции, рационализации, замещение и регрессии и т.д.. При вытеснении энергия либидо загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния. Подавление желаний постоянно дает о себе знать в виде оговорок, ошибок, описок, символов, наполняющих сновидения человека (см.: «Психопатология обыденной жизни», 1901 г.; «Толкование сновидений», 1900 г.). Сублимация (возвышение) – направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности. Произведения искусства, научные открытия и изобретения Фрейд считал результатом сублимации. При этом происходит катарсис – очищение тела от темных инстинктов. Регрессия проявляется в снижении уровня поведения. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. Рационализация – придание инстинктам добропорядочной видимости, мораль. Замещение – выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Заслуга З. Фрейда состояла в том, что он исследовал механизмы поведения личности, лежащие в бессознательных пластах психики. Это оказало огромное влияние на развитие мировой культуры, этнографии, искусства, медицины и др. Он ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Он соединил психологическую теорию с психологической практикой. С другой стороны, З.Фрейд абсолютизировал природу бессознательной жизни человека и недооценил социальную сущность личности. В начале 20 века ученик Вундта Освальд Кульпе (1862-1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы – мышление и волю. Объектом изучения стало выполнение интеллектуальных заданий. В ходе экспериментов было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, тенденцией, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание было исключено из сферы бихевиористской психологии т.к. оно не поддается наблюдению. Основателем бихевиоризма были Джон Уотсон (1878-1958), а его предшественником Эдуард Торндайк (1874-1949). Была разработана экспериментальная методика, основанная на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций в ответ на воздействие внешней среды. Формула бихевиоризма сводилась «стимул - реакция». Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и воспроизводятся («закон эффекта»). Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» - в результате многократного повторения они автоматизируются. В рамках бихевиоризма были установлены многие законы выработки навыков. Из психологии поведения людей полностью был исключен социальный фактор. В середине ХХ века формируется школа необихевиоризма, одним из лидеров которой был Эдуард Чейс Толмен (1886-1959). Он ввел понятие внутренних переменных, таких как мотив, цель, построение и проверка гипотез. Толмен выделил познавательный компонент научения, считая, что поведенческая реакция – это не отдельные действия, а совокупные, целостные механизмы поведения. Преодолевая механистический взгляд на формирование навыков, он установил, что научение может происходить без подкрепления навыков. Кларк Халл экспериментально доказал, что для приспособления необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие внешней среды, которые должны совпадать. В результате реакции организма осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом. (См.: Халл К.Л. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты, М., 1986. С. 38-58.) Психоанализ. Глубинная психология. В 30-60 годах ХХ века швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг (1875-1961) основал аналитическую (глубинную) психологию. Он, опираясь на психоанализ З.Фрейда, разработал учение о двух видах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмированные впечатления) формируются в жизни индивида. Коллективное бессознательное – сверхличное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Формы проявления коллективного бессознательного – это инстинкты и архетипы – различные верования, мифы, предрассудки, древнейшие образы и символы. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, обусловленный изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих». (См.: Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С.65.). К.Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интравертированный (от лат. exstra – вне и intro - внутрь). Экстраверт – отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, большим количеством социальных связей. Интроверт – характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде. Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870-1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии. Суть концепции индивидуальной психологии сводится к единству внутренней психической организации личности, связанной со стремлением ее к успеху, самореализации, социальной идентификации. Свои внутренние дефекты личность компенсирует через гиперкомпенсацию. Это формирует «комплекс неполноценности» (термин введен Адлером), а он в свою очередь ведет к неврозам. Личность не способна адаптироваться к социальным факторам отсюда комплекс неполноценности. В 30-х годах ХХ века на основе фрейдизма возникает неофрейдизм. Видным представителем этого направления является Эрих Фромм (1900-1980) – немецкоамериканский психолог, основатель гуманистической психологии. Сущность человека двойственна. С одной стороны, человек есть часть природы. С другой стороны, человек вытеснен за пределы природного существования. Существование человека в социуме – это бесконечная цепь проблем. Человек постоянно находится в состоянии решения этих проблем, в ситуации выбора. Человек не может жить спокойно, лишь повторяя поведение других людей, он должен жить сам. Люди постоянно подчиняются другим людям. В конце концов это приводит к замене собственного «Я» на псевдо-«Я». Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем. Человек является не пленником инстинктов, а пленником, созданных им политических институтов и идеологий. Существование человека включает два противоположных начала: быть и иметь. Причем существование в ситуации «иметь» обеспечивает иллюзию самодостаточности, стимулируется биологической природой. «Быть» обусловлено глубинными человеческими духовными потребностям. Э.Фромм представляется как основатель экзистенциальной психологии (от лат. existentia - существование). Экзистенциальная психология, являясь одним из направлений гуманистической психологии. Акцентирует свое внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Представители гуманистической (экзистенциальной) психологии Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г.Мерфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом исследования считают здоровую творческую личность человека. Целью жизни такой личности является потребность в самоосуществлении, самоактуализации, рост конструктивного начала человеческого «Я». Реализуя себя через высшие ценности: любовь, творчество, духовность, человек реализует себя как личность. Отсутствие этого приводит человека к скуке, потери интереса к жизни, порокам, и неудачам. Разновидностью гуманистической психологии является христианская психология, обращенная к духу. Дух способствует преодолеть трудности в жизни, усилить дар творчества, открыть доступ к любви и совести, преодолеть внутренний личностный кризис, бессмысленность существования. Гештальтпсихология (от нем. gestalt – форма, структура) новая психологическая школа, возникшая в 1912 году в Германии, представителями которой были Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер, Курт Кофка. Ими было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты, структуры), которые являются первичными по отношению к ощущениям. Психические образы не есть комплекс ощущений. Сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты. Например, мелодия, исполненная в различных тональностях, вызывая различные ощущения, узнается как одна и та же. Построение сложного психического образа происходит в инсайте (от англ. insight – озарение, усмотрение) – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Гештальт-психологи считали, что психику человека нельзя объяснять только внешней обусловленностью. В ней существуют изначально сформированные структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям. В теории регуляции человеческого поведения большую роль сыграла теория «поля» Курта Левина (1890-1947). Исследуя проблему групповой динамики, он использовал физическое понятие «поле», ввел понятие «психологическое пространство». Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерство, конфликты. Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают, т.е. имеют положительную и отрицательную валентность. Эти силы формируют мотивационное поведение индивида. Им была разработана экспериментальная методика для исследования величины, направленности и точек приложения этих сил. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. Им были исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов. Основатель генетической психологии Жан Пиаже исследовал развитие психики в онтогенезе (индивидуальном развитии). Он впервые изучил качественные особенности детского мышления. Психика ребенка развивается благодаря процессам внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (интериоризации). Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio — познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли). В 1950-е годы Эрик Берн разработал новое направление в психологии трансакционный анализ. Важнейшая часть трансакционного анализа – это выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (отец хочет видеть сына ученым вопреки его желаниям), а также структурный анализ состояний Я индивида. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц общения). Важнейшим видом такой структуры является «игра» (или система трансакций со скрытой мотивацией и предсказуемым исходом). В своих основных работах Берн анализирует различного рода игры, используемых людьми в общении.
Явный механицизм бихевиоризма в понимании поведения и неявное "интроспекционистское" понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (бихевиоризм не отрицал наличия понимаемого таким образом сознания - он не считал его предметом научного исследования) сразу же вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в деятельностном подходе, в гуманистической и когнитивной психологии и др. Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы