Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОДЛИННОСТЬ МЫСЛИ И ЧУВСТВА



Литературная судьба Виктора Баянова сложилась счастливо. Читатели узнали и полюбили его стихи задолго до выхода первой книжки «Росы» (1963 г.), по публикациям в областных газетах.

Сборник лирики «Росы» открывается стихотворением, которое, как мне кажется, точно выражает творческий «секрет» поэта:

Не знаю, в восемь или в семь ли,

А может быть, чуть-чуть поздней

Я полюбил вот эту землю

И всё цветущее на ней.

Вот об этой любимой земле и обо всём цветущем, прекрасном на ней и пишет поэт проникновенные, задушевные стихи.

Виктор Баянов – единственный, пожалуй, в Кузбассе литератор, о кото-ром говорят и пишут только похвально. Причина этого – не в каком-то особо бережном отношении к поэту, а в его самобытном, ярком таланте. И ещё в том, что работает он неторопливо, вдумчиво и, как правило, не предлагает в печать того, что могло бы вызвать нарекания. Это, конечно, не значит, что стихи даются Баянову легче, чем другим, что ему незнакомы творческие муки и сомнения. Скорее наоборот, ибо, чем талантливее поэт, тем он требовательней к себе.

Главная черта баяновского таланта – это, на мой взгляд, задушевность. Я не знаю у него ни одного стихотворения, которое бы родилось из какой-то невыстраданной, но эффектной мысли, ради искусственного образа или со-блазнительного поэтического приёма. Лучшие стихи Баянова – это свидетель-ство личного опыта. Именно поэтому его поэзия так лирична, так привлека-тельна своей неподдельностью, подлинностью мысли и чувства. Сколько ещё печатается стихов грамотных, умных и вместе с тем лишённых той душевной «живинки», которая и делает стихи поэзией…

Я, как и многие, люблю Виктора Баянова – прекрасного поэта и человека, часто перечитываю его стихи, которые доставляют мне истинное эстетиче-ское наслаждение своей простотой, целомудренной чистотой и неброской кра-сотой.

После выхода в свет второго сборника стихов «За рекой Талиновой» (1965 г.) он стал членом Союза писателей, но продолжает трудиться на производ-стве: он машинист тепловоза на Новокемеровском химкомбинате. Здесь Вик-тор стал коммунистом и за свой многолетний образцовый труд он в числе лучших химиков удостоен в 1966 году высокой правительственной награды – ордена «Знак Почёта».

Стихи Виктора Баянова в конце минувшего года удостоились чести про-звучать и за рубежом – в Германской Демократической Республике, куда Баянов был направлен с делегацией молодых писателей России.

У стихов каждого настоящего поэта – особый аромат. Читаю:

«За рекой Талиновой, за мельницей

Земляникой крашены холмы…»

и сразу настраиваюсь на «баяновскую волну». Да, это его мир – ничем не при-метная русская деревня с мельницей на косогоре, с медлительной, бесшумной речкой прямо за огородами, с привольными заречными лугами, где в конце лета стоят крутобокие жёлтые стога…

   Вчитайтесь в начальные строчки любого его стихотворения, и вы сразу почувствуете, какое это всё наше, родное, русское!

Дом как дом. Цветы да занавески.

Я его пороги обивал…

Ветер веет, не слабеет,

Подгоняет саночки…

Не скажет дорожная лента

И птицы, что в рощах поют,

За что это красное лето

Давно уже бабьим зовут…

Сучки, как будто бородавки

На чистом скобленом полу.

Смолой сосновой пахнут лавки,

Побелка свежая в углу…

Но было бы неправильно думать, что Баянов лишь идиллически созерцает луга, речки, леса и прочее. В своих стихах он разрабатывает самые разнооб-разные общечеловеческие и современные темы. Но уж такова его творческая индивидуальность – за какую бы тему поэт ни взялся, он почти всегда облека-ет её в свои излюбленные «деревенские» образы, которые, в конечном счёте, вырастают в один образ – всеобъемлющий образ России-матери.

Кто-то мудро подметил: совершенное художественное произведение – это обыкновенные слова, расставленные в лучшем порядке. Баянов умеет «рас-ставлять слова» в лучшем порядке. В прямой связи с его стихами мне часто вспоминается отзыв Ивана Бунина о «Василии Тёркине» Твардовского: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни суч-ка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» Дело не в сравнении Баянова с Твардовским, но, перефразируя Бунина, можно сказать, что и в баяновской лирике вы не встретите литера-турно-пошлых книжных слов, она вся основана на точно осмысленном простом и красочном народном языке.

Когда читаешь стихи Баянова, ясно видишь, что написал их истинно рус-ский человек. Он – поэт с ярко выраженным национальным характером. Прояв-ляется это не в отдельных словах или выражениях, а во всём его образном строе. Поэзия Виктора Баянова внушает нам гордость за нашу русскую землю и её замечательных людей.

МИХАИЛ НЕБОГАТОВ.

А теперь почитайте другой отклик поэта М. Небогатова на новую книгу своего собрата по перу (рубрика «Издано в Кемерове», газета «Кузбасс», 1977 год, 16 ян-варя, с. 4):

ХОРОШИЙ ПОДАРОК

На днях у меня побывал мой лучший друг – поэт Виктор Баянов. Пришёл не с пустыми руками, а с только что вышедшей в свет книжкой лирики под выра-зительным названием «Гость». Это даже и не книжка, а книжечка форматом с полконверта, в коленкоровом переплёте, с портретом, нарисованным художни-ком Г. Кравцовым. Отличное подарочное издание. Я с давних пор ценю и люблю замечательную поэзию Виктора Баянова, и нечего говорить, как был рад, что он снова добрым гостем войдёт в сердца многих читателей.

В книжечке шестьдесят стихотворений. Все они, за исключением одного, печатались в предыдущих сборниках, так что для большей массы почитателей таланта этого самобытного лирика сборник будет не в новинку. Но вот о чём подумалось мне, когда я заново просматривал страницы «Гостя».

Предпоследний сборник Виктора Баянова вышел четыре года назад. Тем юным читателям, которым сейчас по восемнадцать – девятнадцать лет, было в то время четырнадцать – пятнадцать, и они, может быть, в то время не очень интересовались поэзией. И весьма возможно, что многие из них познакомятся с поэтом Виктором Баяновым именно теперь, по этому вот подарочному изданию. А прочитав эти шестьдесят стихотворений – уверен в этом! – непременно захотят познакомиться со всем творчеством поэта.

О стихах Виктора Баянова немало писали профессиональные критики. Я не буду повторяться. Скажу лишь только, что сюда автор включил самое своё дорогое, заветное, сокровенное. Это стихи о военном детстве, о первой, ещё даже не юношеской, а отроческой любви, о приобщении к нелёгкому самостоя-тельному труду вначале в качестве помощника, а потом машиниста паровоза. Большинство стихов – о нашей русской деревне, о добрейших и бескорыстней-ших душах простых русских людей, о милой сердцу природе. Эпиграфом к ним можно было бы поставить строчки из стихотворения «Не думать ни о чём те-перь бы»:

Поднявшись над раздольем нивы,

И в радостный, и в горький час

Тревожный чибис: – Чьи вы? Чьи вы? –

Завидев, спрашивает нас.

Чтоб помнить мы не перестали

Под нашим небом иль чужим –

В каком краю мы вырастали,

Какой земле принадлежим.

Все стихи Виктора Баянова, как светом, пронизаны этим добрым чув-ством Родины, родной сибирской земли, огромной любовью ко всему живущему на свете.

Я не сбираюсь этими краткими заметками дополнять число рецензий на поэтические работы поэта. Мне только хотелось бы ещё раз привлечь внима-ние к нему, напомнить, что есть у нас в Сибири поэтический талант, который снова предстал перед читателями лучшими своими образцами в подарочном из-дании под названием «Гость».

А как радуется один поэт удаче другого! Почитайте слова поздравления со вступлением в Союз писателей, адресованные Виктору Баянову, от поэта, который давал ему рекомендацию для вступления в этот самый Союз:

ПОЗДРАВЛЯЕМ, ВИКТОР!

Поэтический талант проявляется по-разному. У одних – в страстности публицистических монологов, у других – в экспрессии ассоциативных образов, у третьих – в философских раздумьях. Главная черта самобытного таланта Виктора Баянова  – это, на мой взгляд, задушевность. Я не знаю у него ни одно-го стихотворения, которое было бы выдумано, что называется, высосано из пальца ради какой-то невыношенной, невыстраданной мысли, искусственного образа или соблазнительного литературного приёма. А это – признак душевной честности.

Есть у В. Баянова строчки, которые, мне кажется, точно выражают его творческий «секрет»:

Не знаю, в восемь или в семь ли,

А может быть, чуть-чуть поздней

Я полюбил вот эту землю

И всё цветущее на ней…

Вот об этой любимой земле и обо всём цветущем, прекрасном на ней и пишет поэт простые, проникновенные, сердечные стихи.

Творчество В. Баянова понятно и близко молодёжи – и потому, что у него немало стихов о ней, и потому, что сам поэт ещё молод.

Разве не тронут стихи о детстве сердца молодых читателей, которые совсем недавно расстались с ребячьими мечтами и забавами! Я не раз был сви-детелем того, как горячо принимают слушатели замечательное баяновское стихотворение «Мальчишки плачут редко» – о мальчишеском горе, о войне, отнявшей у ребёнка отца.

О том, как любят поэзию В. Баянова молодые читатели, свидетельству-ет такой факт. Один начинающий автор недавно писал мне: «Что-то давно нет в газетах стихов Виктора Баянова. А мне так не хватает их…».

В. Баянов издал в Кемерове две книжки лирики – «Росы» (1963 г.) и «За рекой Талиновой» (1965 г.). Его добросовестная поэтическая работа получила достойное признание – из Москвы пришло сообщение, что ВИКТОР БАЯНОВ ПРИНЯТ В ЧЛЕНЫ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РСФСР. Думаю, что это большая радость не только для его собратьев по перу, но и для многих кузбасских читателей.

От души поздравляем тебя, дорогой друг, и желаем новых творческих взлётов!

Мих. Небогатов,

член Союза писателей РСФСР.

// Комсомолец Кузбасса. – 1965. – 17 октября. – С. 3.

Не могу отказать себе в удовольствии напомнить читателю хорошие, добрые слова отца, обращённые к Виктору Баянову и характеризующие его поэтический талант, в статье «КАКОЙ ЗЕМЛЕ ПРИНАДЛЕЖИМ…». Название, как Вы уже за-метили, позаимствовано у Виктора Михайловича (см. журнал // Огни Кузбасса. – 1969. – № 1. – С. 63 – 68, рубрику «Слово – критике»).

 

Вот отрывок из статьи:

 

В 1967 году Кемеровское издательство порадовало читателей многими интересными, разнообразными по жанру книгами – одних только поэтических сборников насчитывается около десятка. Это «Острова» Евгения Буравлёва, «Человеку нужна любовь» Владимира Измайлова, «Моя земля» Виктора Баяно-ва. Книжку «Земляника» подарил любителям поэзии Анатолий Саулов. Вышли также переводные сборники: «Праздник мёда» Герберта Генке (перевод с немецкого Валентина Махалова) и «Струны кай-комуса» Степана Торбокова (перевод с шорского Геннадия Сысолятина).

Популярность поэзии в наши дни поистине огромна. В литературной и просто молодёжной среде то и дело возникают дискуссии, посвящённые акту-альным проблемам современности и её отражению в творчестве тех или иных советских поэтов. Спор есть спор, и в пылу его никто не застрахован от оши-бочных суждений. Так, например, искусственным кажется нам разделение по-этов на гражданских, лирических, интеллектуальных.

Если попытаться разложить по бытующим в критике «полочкам» творче-ство кузбасских поэтов, чьи новые книги вышли в минувшем году, то можно сказать: ну, конечно же, Евгений Буравлёв – это гражданский поэт, Владимир Измайлов – «поэт мысли», Виктор Баянов, Анатолий Саулов, Степан Торбоков, Герберт Генке, разумеется, чистые лирики. Но, во-первых, нет никакого смысла прибегать к такой «классификации», а, во-вторых, если мы и допустим её, нам пришлось бы отказаться от этой затеи по причине её заведомой условности. Не будем навешивать на поэтов ярлыки: этот лирик, тот публицист, а тот философ. Прислушаемся к совету Евгения Буравлёва в стихотворении «Жизнь – не гладенький шлях»: «Сам учись безо лжи говорить все слова, краснобаям назло, за фонтаном идей, за павлинами слов – видеть сущность людей». Суть не в том, чтобы сослаться на публицистическое стихотворение у одного, на лирическое – у другого, важнее «за павлинами слов» увидеть сущность каждого поэта.

Можно ли быть гражданским поэтом, не имея своей точки зрения?

Гражданственность – понятие очень широкое. Существует множество формулировок этого понятия, и, чтобы не утомлять вас ещё одной, напомню строчки Сергея Смирнова, которые, может быть, а вернее – совсем не о граж-данственности, но, тем не менее, очень полно соответствуют нашим пред-ставлениям о ней:

Жить, шагая в ногу с веком,

Делать вещи на века

И считаться человеком,

Не лишённым огонька!

Прямое выражение гражданских чувств часто находят только в пуб-лицистических, декларативных стихотворениях, не подозревая, что такими чувствами могут быть пронизаны и лирические стихи. Сборник Виктора Баянова открывается стихотворением «Родник». На первый взгляд, это не что иное, как пейзажная зарисовка, ценность которой – в ярких реалистических деталях: «Ах, как приятно в тишине дремотной, средь дружески кивающих вершин, склонясь, наполнить влагой искромётной видавший виды глиняный кувшин. И пить, да так, чтобы не только глотку струя воды внезапно обожгла, а чтоб она текла по подбородку, чтобы она за шиворот текла!» А теперь посмотрим, к какому поэтическому обобщению приходит поэт:

Идти бы мне путём

Прямым, нешатким,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь