Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Очень близкого чего-то, очень местного,
Только сердцу одному известного… Эти удивительные по своей искренности строки можно поставить эпиграфом ко всем поэтическим сборникам, вышедшим в минувшем году в Кемерове. У каждого из их авторов есть на Кузнецкой земле что-то глав-ное, очень близкое, дорогое для сердца на всю жизнь. Для самого Виктора Баянова – это старая русская деревня, где жи-вут простые, бесхитростные, добрые люди, тот же одинокий дедушка Игнат, который, только настанет лето, любовно, с завидной изобрета-тельностью плетёт корзинки и задаром, «за так» раздаёт их соседям и знакомым: «Прими подарок, добрая душа…» Те же мастера своего дела, старые плотники, владеющие искусством врубать в бревно «топор от-точенный от сапога на волосок»… МИХАИЛ НЕБОГАТОВ. Когда Виктору Баянову исполнилось 50 лет, не смог старший друг и товарищ отмолчаться, остаться в стороне от этого важного события. В журнале «Огни Кузбасса» за 1984 год (№ 3) в самом начале, на 3-й странице, помещено приветственное слово к другу: Виктору БАЯНОВУ 50 лет
Подумать только, Виктору Баянову – уже 50 лет! Кажется, давно ли дарил он мне первую свою книжку «Росы», а ведь с той поры минуло ни много, ни мало – два с лишним десятилетия… Вспоминается далёкое лето 1963 года. Я шёл по делам в редакцию, а Витя возвращался оттуда. Это было первое наше очное знакомство (заочно, по стихам, мы знали друг друга давненько). Встреча была кратковременной – Витя спешил куда-то со своим товарищем и остановился только для того, чтобы вручить мне заранее припасённую книжку «Росы» с дарственной надписью. Он с первого же взгляда вызвал большую симпатию к себе. Хорошо запомнился его очень русский облик: деревенского типа парень выше среднего роста, круглолицый, с короткой стрижкой, с русым чубчиком на лбу, с обаятельной улыбкой, до застенчивости скромный, немногословный. Сердечность, задушевность – главное и в поэзии Виктора Баянова. Я не знаю у него ни одного стихотворения, которое бы родилось из какой-то невыстраданной, эффектной мысли, ради искусственного образа или соблазнительного поэтического приёма. Лучшие стихи Виктора – это свидетельство его личного опыта. (Как тут не вспомнить такие, например, строки Небогатова: «О чём не подумал – про то не расскажешь, О чём не поплакал – про то не споёшь…».). Именно поэтому его поэзия так лирична, так привлекательна своей неподдельностью, подлинностью мысли и чувства. Нечего и говорить, сколько сил отнимает тяжёлый труд машиниста тепловоза, до чего же выматывают ночные смены, но как бы там ни было, а литература берёт своё. Долгое время не читали мы новых стихов нашего любимого поэта, и вот, наверное, меньше, чем за полмесяца Виктор написал целый цикл отличных лирических стихов, а также, не чураясь «социального заказа», по просьбе редакции газеты «Кузбасс» создал большое стихотворение на международную тему «Тревога», проникнутое страстной гражданственностью и одновременно мягким, баяновским лиризмом. Невольно вспомнились афористичные строчки Николая Ушакова: «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь». Это подтверждает и вышедший весной томик его стихотворений «Зазимок». Виктор Баянов частенько заходит в Кемеровское книжное издательство, для которого он неизменный, постоянный рецензент и редактор рукописей начинающих авторов. И не только: он щедро помогает готовить к печати книжки своих ровесников и более старших поэтов. Вот конкретный пример: сперва он прорецензировал, а потом отредактировал мою новую книгу «Земля моя добрая». На рубеже 50-летия от всего сердца хочется пожелать Виктору Михайловичу Баянову, моему давнему верному другу, прекрасному человеку, замечательному русскому лирику, самого главного – доброго здоровья и творческого долголетия. Михаил Небогатов
Для сравнения хочется познакомить читателя с тем немногим, что сказано (и неплохо) Виктором Баяновым о Небогатове и его поэзии. Вот, например, какой от-зыв сделал Виктор Михайлович на сборник «Родные просёлки» своего старшего друга-поэта:
ПО РОДНЫМ ПРОСЁЛКАМ Поэт читает поэта Совсем недавно в Кемеровском книжном издательстве вышла книга лирических стихотворений Михаила Небогатова «Родные просёлки». Прочитав её, нельзя не поделиться отрадным впечатлением. И дело тут вот в чём. У нас ещё не перевелись поэты, отдающие много сил и таланта чисто формальной стороне стиха. Погоня за необычной рифмой, образом рыхлит, затуманивает содержание, уводит от художественной и исторической правды. За сложными хитросплетениями редко различишь истинное лицо поэта, его симпатии и антипатии, его целеустремлённость. А вот за книгой «Родные просёлки» стоит поэт удивительно честной и чистой души, большой искренности и скромности, с незамутнённым восприятием жизни. Чуткий и приветливый, он легко ведёт за собой читателя. Его стихи – восхищение красотой и поэзией мира и его созидателем – человеком. У М. Небогатова в практике нет случая, чтоб стихотворение било, точно тараном, острым и, как часто бывает, продуманным сюжетом. В его стихах всё естественно, как дыхание. Нет чрезмерного нагромождения усложнённых образов. В чётких и прозрачных стихах они мешали бы, как камни на дороге. Ничто не ускользает от зоркого взгляда поэта. Он видит, как идущего «ель зелёной лапой хватает за вихор» и как «паровоза кудрявая чёлка висит над трубой». Отбираются скупые, единственные слова. Думы, переживания поэта переданы через картины и явления родной природы. Это тоже не случайно, ибо во всём здесь – прямота, безоблачность. Мысль широка, ассоциативна («Луна», «В разлив», «Прощание с детством»). Хорошо сделано стихотворение «Родные просёлки», отчасти давшее название сборнику, – раздумчивое, ёмкое. Много говорит о далёком забытом времени четверостишие: В глухое время, в дни невзгод, С мечтой о светлых кущах рая, Гудел печально крестный ход, Хмельному попику внимая. Поэт всегда находит удачный и нужный поворот, глубокое философское обобщение. Он беседует с читателем просто, не навязчиво, стихи хорошо воспринимаются детьми, без их вторичного смысла – просто, как правдивые и живые картины родной природы. Берёзы и тополя, разливы и закаты – «всё такое родное, русское, без чего не прожить и дня». Это близко и дорого всем, ведь за этим стоит большое и светлое – Родина. Но стихи были бы менее ценны, если бы в них не чувствовалось постоянной тревоги и заботы о главном – о человеке. «Ненастье», «Колосок», «Дом в роще» – это стихи о людях. Даже любуясь закатом, поэт ни на миг не забывает о человеке. Вдали закат пылает И он не скажет мне, Чья радость догорает В сухом его огне. Или: «точно чьи-то мечты и надежды, с тополей облетает листва». Многие стихи («Нынче осень на редкость хорошая», «Льётся с неба последняя ласка») привлекают плавными песенными зачинами, проникновенным звучанием. А в стихотворении «В полдень синея…» ещё более отчётлив характерный песенный рефрен. Творчество М. Небогатова роднится с народной поэзией, крепко связано с традициями русской классической поэзии. Пристальное внимание к классикам всегда даёт отрадный результат в работе поэта над словом, образом. «Греет кровь мою лёгкий мороз», – писал когда-то один большой русский поэт. У М. Небогатова зима «зажгла костры мороза» – тот же образ, но по-своему, творчески разработанный и углубленный. Хорошую книжку подарил нам М. Небогатов. Даже хочется не замечать декларативности и сухости некоторых стихов и блёклости красок – всё это поправимое, изживное. О том красноречиво говорят лучшие стихи сборника – поэтичного, наводящего на серьёзные раздумья, приглашающего от чистого сердца восхищаться человеком и земной красотой. В. БАЯНОВ. г. Кемерово. // Комсомолец Кузбасса. – 1963. – 22 декабря. – С. 3. Нашлись у Виктора Баянова добрые слова в адрес своего старшего друга и к юбилейным для того дням (см. журнал «Огни Кузбасса» – 1981 – № 3 (июль–сентябрь) – С. 3–6.), равно как и его «зелёный свет» для любовно сделанной подборки «Год за годом», может быть, самых лучших стихотворений поэта-фронтовика, которая идёт вслед за вступительным словом:
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы