Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 42. О бесовских привидениях, кознях и страхах, коим подвергаются пустынножители и о средствах избавления от них
При прощании со старцем мы сказали: "нельзя ли, Отец Святый, услышать от вас что-нибудь по части бесовских привидений, страхов и козней, коими диавол устрашает в пустыне живущих ради своего спасения"?!... Старец отвечал: "на что вам слышать то, что совсем неполезно и для чувства сердечнаго неприятно: деятельность вражию - губительную, злобную, исключительно направленную на пагубу человеческаго рода, никогда непрестающую, по временам слышимыя их игры, топот, пляски, свирли, гусли, самвики и всякаго рода мусикийское согласие. Иногда же разнообразныя страшилища, привидения и разныя козни, что всё по первому знамению крестнаго знамения исчезает, как о сем подробно говорится в житии святого Антония Великаго, там и читайте, если вам интересно знать, что совсем не может принести для души никакой пользы". Мы же продолжали просить, говоря, что хотя и так, но всё-таки, ради любопытства, желали бы слышать о кознях и видениях вражеских из вашего собственнаго опыта. Старец отвечал: "диавол не изменил своей злобы к роду человеческому, но как прежде вся его ярость и пагубное стремление было направлено, по свидетельству великаго Антония, особенно на проводящих духовную жизнь, вообще на подвижников Христианскаго благочестия - монахов-пустынников, так то же видится и теперь. Только нужно знать всякому, что диавол без допущения Божия, не может нам сделать никакого зла. Господь не иначе, как по мере нашей духовной силы, попущает ему действовать на нас. Не будь этого, то он, по чрезвычайной злобе своей и вражде, мгновенно потребил бы весь род человеческий; но связанный силою Божиею, как скотина уздою, безсильно свирепеет и мучится. Како бы возможно было нам дерзати противу такого страшнаго противника нашего рода, аще не бы державнейшая десница Бога Слова содержала нас, ограждающи и покрывающи... како претерпело бы человеческое естество наветы его? Кто бо, глаголет, открыет лице обличения его? В согбение же персей его кто внидет? Из уст его исходят, яко свещи горящия и разметутся аки искры огненны; из ноздрей его исходит дым пещи горящия огнем углия, душа же его яко углие, и яко пламя из уст его исходит; на выи же его водворяется сила. Пред ним течет пагуба, сердце его ожесте, яко камень, стоит же, яко наковальня неподвижно. Возжигает бездну, яко пещь медную; мнит же море, яко мироварницу, и тартар бездны, яко пленника. Все высокое зрит, сам же царь всем сущим в водах (Иов.40:47). Против сего - брань нам - таковым и толиким словом описа мучителя. Но над оным победа - законное иноческое житие восприимшим - бывает удобее за еже не имети нам что-либо от сущих его отвержений" (из жития преподобнаго Филимона. В Славянском Добротолюбии). Видение его чрезвычайно гнусное, нетерпимо отвратительное, безобразное, страшное, производит на душу впечатление тягостное, мучительное. Он преображается в разные виды и подобия. Но хотя бы явился и Ангелом света, или даже во образе Христа - что и бывает, как читаем в житиях Святых - или даже сами видели в современном монашестве, но не может произвести в нас радостнаго чувства, но всегда тревожное и тягостное. Этим, конечно, и различают его явления от истинных видений, бывающих рабом Божиим. Протоиерей Иоанн Сергиев так описывает присутствие в нас диавола: "Когда диавол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огнь в груди и сердце; душа чрезвычайно стесняется и помрачается; ко всякому доброму делу чувствует отвращение; слова и поступки других, в отношении к себе, криво толкует и видит в них злоумышление против своей чести и потому чувствует к ним глубокую ненависть; ярится и порывается к мщению. От плода его познаете его". Не даром Всепречистая Богоматерь молилась к возлюбленному Сыну Своему, Господу Иисусу Христу, чтобы не видеть Ей, при честном Успении Своём, мрачнаго вида безобразных Эфиопов, потому что ничего нет так мучительнаго для души и тягостнаго, как вид бесовский. Оттого им и не попущено показыватся явно в своём образе между людьми, кои от этого могли бы умирать". |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы