Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О согрешивших от священнического чина и простом народе
«Потом святые Ангелы схватили великое полчище грешни- ков, среди них были епископы, священники, диаконы и притч церковный, и прочие люди, мужчины и женщины, отроки и отроковицы. Лица их испачканы гноем. От тела и рук их вы- ступала мерзкая нечистота. Господь грозно на них посмотрел и сказал: «О, род развращенный и прелюбодейный, за минут- ное наслаждение будете вечно пить чашу горести. На земле вы разжигались похотию плоти. Отойдите от Меня, окаянные, проклятые, нечистые, в муку вечную. Если бы вы покаялись и слезами омыли свои сквер- ные похоти, пожив в целомудрии и чистоте, могли бы полу- чить прощение и помилование». Ангелы низвергнули их в бездну огня неугасимого. Они со страшными воплями и проклятиями погружались в море огненное (С. 38–39). (Великое множество – это почти весь состав нынешних цер- ковных людей!.. То есть мы все с вами. Окаянные, проклятые, 91
нечистые. Окаянные, то есть утратившие способность к пока- янию. И это речь о церковных людях. Образованных, начитан- ных о православии, знающих церковные учения. Интеллекту- ально развитые, наученные или от природы умеющие на все составлять свой взгляд, свое мнение. Всякую ответную фразу начинающие словечком «нет». Сначала «нет», а потом говорим то, что хотели сказать. «Нет» означает, что для нас собеседник не существует. Он есть лишь повод для моей самореализации. Этим «нет» очищаем в своем сознании место от собеседника, чтобы себя водрузить перед ним и самому сказать. Перед сло- вами о добром добавляющие словечко «как бы». Тем все до- брое и даже святое поставляя в разряд не существующего, или «как бы» существующего. Все о грехах и страстях знающие. А покаяние утратившие. Покаяние есть результат вышеестественной, благодатной веры и живой совести. То и другое не во внешнем челове- ке заквашивается, а во внутреннем нравственном. Но не по причине природной способности к покаянию, а по действию свыше Святого Духа или как милостивая помощь Его, Святого Духа, человеку, после грехопадения искренне жаждущего при- мирения с Господом. Стало быть, не во внешнем человеке нужно искать покая- ние, а во внутреннем нравственном. Значит, окаянные – это те, кто не хотят возвращения к вну- треннему нравственному, не хотят, не умеют, хуже того, впол- не довольны своею жизнью во внешнем человеке. То же и средние люди. Больше, чем внешние, исполненные жизнелюбия, поглощенные деятельной творческой жизнью, имеющие множество различных душевных дарований, выда- ющиеся артисты не только в театре, кино, но и в жизни. При такой насыщенности душевных движений могут и непроиз- вольного покаяния сподобиться. К одному только не будут 92
способны. К переходу от среднего человека к внутреннему нравственному. Потому что при переходе всё, что они имеют как дарования среднего человека, утратит свое жизненное зна- чение, погаснет в них, или потеряется. Современные средние люди, находясь в центре душевного внимания родных и близ- ких или в зените славы как творчески одаренные люди в среде своего окружения, не могут пойти на такие утраты, не могут отвергнуться себя. Поэтому невозможно для них покаяние. И верно говорится в Откровении: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Откр. 22, 11). Другое свойство отвергнутых епископов, священников, ди- аконов, мирян разного рода – проклятые. Это нечестивые, согласившиеся между собою в этом не- честии. Кратко – совет нечестивых. Это миряне, которые не хотят долгих служб по уставу, и клир, благословленный епи- скопами службы сокращать. Это семинаристы духовных семи- нарий и священники-учащиеся заочных отделений, которые вместо трудов по освоению учебного предмета соглашаются между собою собрать сумму денег, чтобы оплатить оценки, и преподаватели, которые согласны за деньги поставить всем оценки, какие кто хочет. Это повсеместно распространяющая- ся общая исповедь вместо частной. Это неостанавливающиеся разговоры в алтаре во время богослужения. Когда в храме ал- тарь живет своей жизнью, нередко совсем далекой от богослу- жения, клирос – своей, молящиеся в храме – своей. Это дети с пылу и с жару беготни вокруг храма или младенцы прямо с трамвая подносимые к причастию без всякой подготовки и без освящения богослужением. Это крещение с минимальными усилиями и формальной подготовкой к таинству, а в итоге ты- сячи людей после крещения не имеющие сил ходить на служ- бы и больше не появляющиеся в храмах. Это и множество тех, кто наполняет храмы, но без каких-либо перемен в греховной 93
повседневной жизни. Все порознь и вместе названы этим ужасным словом, фактически означающим их вечную участь. Наконец, третья характеристика отвергнутых – нечистые. На каждом богослужении провозглашается прошение, чтобы нам жить в «благочестии и чистоте» В благочестии, т. е. при исполнении всех видимых святых действий Церкви – поста, молитвы, богослужений, таинств, иметь жизнь в страхе Божием, с искренним желанием и стрем- лением исполнять заповеди Божии, и реально их исполнять. В чистоте – значит быть такими, кто «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 14–15). Вместо такой чистоты отвергнутые ходят в нечистоте. Но они скажут потом: мы же постоянно причащались. Да, но не в усвоение причастия, не в исполнение заповедей и не в непостыдное житие, в котором имя Христа не постыжалось бы, чтобы «веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31), но напротив – имели жизнь в суд и осуждение, когда «носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). Это о тех, кто утратил способность приходить к внутреннему духовному человеку. И причастие их было втуне – впустую.) Делающие всякую неправду Затем схватили Ангелы великое полчище – это те, кто не- примиримо враждовали друг на друга, льстя друг другу. О, как безумны и несчастны те люди, которые не хотят всё прощать и прощением обид стяжать Царствие Небесное. Господь грозно посмотрел на обидчиков, мстителей, зло- речивых, пьяниц и чревоугодников – и святые Ангелы низри- нули их в бездну бушующего пламени (С. 38). Та же участь постигла гневливых, раздражительных и зло- памятных; лжецов, воров, самоубийц; любителей нечистых, 94
скверных, осуждающих друг друга бесед, блудников, прелюбо- деев, развратителей рода человеческого, предтечей антихри- стовых, приуготавливающих ему путь нечестия, неутверж- денных христиан, доведенных ими до отступничества. Всех их Ангелы низвергли в бездну огненную. Далее выпишем о тех, кого Господь поставил справа на Страшном суде, т. е. оправдал. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы