Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место и роль древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций



Место и роль древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций

Человеческое общество в своем развитии прошло ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенным состоянием и уровнем хозяйственной жизни, общественных отношений, административного устройства и культуры. Крупный этап в развитии человеческого общества носит название общественно-экономической формации. Первобытнообщинная формация характеризуется простыми формами хозяйства, родовыми отношениями, отсутствием классов, классовой борьбы, государственной организации, наличием своеобразной идеологии.

Следующим этапом была рабовладельческая общественно-экономическая формация, за время существования которой общество создало довольно сложную экономику, разделилось на общественные классы и сословия. Возникли классовые и социальные противоречия и государство как инструмент господства одного класса над другим, как регулятор отношений расколотого на антагонистические классы общества. Усложнилась духовная жизнь общества.

Развитие рабовладельческой формации определяется движением рабовладельческого способа производства материальных благ (который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений), усовершенствованием техники, открытием новых видов сырья и новой технологии, накоплением производственного опыта людей. Все это приводит к изменению взаимоотношений людей в процессе производства, формированию новых классов и сословий, т. е. к изменению способа производства, уничтожению старого, рабовладельческого и появлению нового, феодального способа производства. С изменением способа производства рабовладельческая формация отмирает и уступает место новому, феодальному обществу, феодальной общественно-экономической формации, более прогрессивной по сравнению с предшествующей.

Рабовладельческая общественно-экономическая формация — необходимое звено всемирно-исторического процесса. В ее недрах сложились такие формы хозяйственной жизни, классовой и сословной структуры, государственной организации, идеологической и религиозной жизни, такие культурные эталоны, которые оказались исходной точкой последующего развития человеческого общества. Признаки цивилизации:

• Создание производящего хозяйства, рационально организованной экономки (вместо присваивающего и следовательно бесприбыльного первобытного хозяйства);

• Создание института частной собственности и владения имуществом, приведшее к социальному расслоению (возникновению богатых и бедных);

• Появление института государства и права;

• Появление города как хозяйственного, административного и культурно-религиозного центра области, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона;

• Возможность монументального строительства (не что иное, как демонстрация огромных возможностей рождающейся цивилизации);

• Создание письменности.

Вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Вавилонская «мишарум»

Мишарум сложилась при царе Хамурапи. Она построена и вытекает из принципов первобытного общества, цель которого – выжить. Принципы «не убий, не укради, не возжелай» сформулированы Библией гораздо позднее, чем схожие категории возникли в Месопотамии. Мишарум наложен на правовые нормы, и это наложение проведено именно Хаммурапи.

1.Хаммурапи ввел Мишарум в законы, чтобы показать божественность власти. В его законах выражена идея божественной справедливости, что приблизило царя к богам. Но! Царь - не божество (в отличие от Египетских мировоззрений). Хаммурапи просто получает законы от Шамаша, бога солнца и справедливости, благодаря чему эти законы становятся не просто прихотью царя, а божественной истиной. Поэтому в заключении к законам сказано, что боги карают тех, кто не следует законам.

2.Мишарум - закон о «справедливости», этика и право Месопотамии. В правовом отношении смысл его состоял в том, что время от времени месопотамские правители объявляли Справедливость, то есть издавали указы, по которым прощались некоторые долги, а проданные земли и дома возвращались к прежним владельцам.

3. Но помимо этого, в Мишаруме разъяснялось, как будет жить народ. И в зависимости от сословия разрабатывались законы.

4. Прежде всего нужно сказать, что в Месопотамии невозможна мягкая этика. Мишарум - этика заповеди - норма первобытного общинного общества. Это как бы благое пожелание, как надо жить. Боги создали космос для себя (почти все). Места для людей почти нет (даже для героев). И поскольку население Месопотамии было неравноправное (аристократия, мушкенумы и т.д.) никакого Маата, как в Египте не могло быть (не хорошо, если человек не живет по Маат, но осуждать его никто не будет, он должен сам понять это). Таким образом, без законов нельзя обойтись.

Ассирия: 1-2 этапы развития

(2 тысячелетие)

Ассирийцы – хурриты (семитская ветвь)+горцы+1 и 2 волна семитов. Началось с города-государства Ашшур, который сначала был центром поклонения (Ашшур – бог охоты и скотоводства). У них была неплодородная земля, пытались заниматься земледелием с помощью естественного орошения. Через Ассирию проходили из Средиземноморья и Малой Азии в Среднюю и Южную Месопотамию торговые пути, которые они грабили, пытались торговать с помощью посредников. Этому в начале тысячелетия мешало расселение амореев и гос-во Мари, и Ассирия совершает военные походы на запад и на юг.

В староассирийский период «Ашшур» - номовое государство, а после – страна Шамши-Адад 1 – ассирийский вождь, современник Хамурапи, подчинил Мари, города Сев. Месопотамии, ввёл войска в Сирию, и теперь государство – единственный посредник на торговых путях Месопотамия – запад, по которому везут нужный стране металл. Общество – с чертами родового строя, но развитым рабовладельчеством: даже у рядовых общинников было по паре рабов. В рабство попадали за долги или в случае продажи. Высший орган власти – совет старейшин, людей из знатных родов. Они ежегодно выдвигали «лимму», почётный заведующий казной; «укуллума», ответственный за суд и админ. Дела; «ишшиакумма», руководил религией и войной. Когда были захвачены новые территории, систему управления реорганизовали: теперь царь – главный администратор, судья и военачаьник; гос-во делится на округа с наместниками. У кочевых племён было местное самоуправление. Армия состояла из профессионалов и всеобщего ополчения, все жители платили налоги и выполняли повинность.

При преемниках Шамши-Адада Ассирию захватывает Хамммурапи. Купцов выгнали из малой азии, сирии, государство Миттани закрыло пути на запад, и ассирийцы больше не могут вмешиваться в торговлю.

Во второй половине тысячелетия Ассирия заключает союз с Египтом, который тогда окреп, они обмениваются послами и дарами. С помощью этого они манипулируют вавилонским правителями, якобы помогая, а на самом деле добиваясь равноправия. Ассирия выходит из состава Вавилонии. В 13 веке Ассирия подчиняет Митанни, захватывает пленных в Сирии. Хотят завоевать Закавказье, т.к. там ценные металлы и торговые пути. Захватили там некоторые области и теперь могли развивать металлургию и строительство, на котором работали пленныею Несколько раз побеждают Вавилон, а царь Тукульти-Нинурта 1 берёт в плен вавилонского царя и увозит статую бога Мардука. Войны изматывают, и в 12 веке Ассирия переживает краткий упадок.

Но потом пало хеттское царство, Египет раздробился, в Вавилоне халдейские племена, и у Ассирии не осталось соперников. Тигларпаласар 1 захватывает сев. Сирию и Сев. Финикию – те отдали свои корабли. С переменным успехом воевали с Вавилоном, в итоге вавилонцы увезли статуи их богов.

12 век – время, когда не было доступа к торговым путям, что побудило ассирийцев заниматься земледелием. Теперь успешно, т.к. развилась ирригационная сеть и были присоединены новые, более плодородные земли.

В 11 веке из Аравии пришли кочевые арамеи, которые через Ассирию шли в Месопотамию. Они расселились по территории страны, захватили власть, подорвали ирригационную систему, и в Ассирии были засухи и неурожаи. Про её историю этого времени почти неизвестно.

 

14-13 век – написание Судебника, из которого сохранилось 14 таблиц, и по нему можно судить о социальном строе. Верхушка – рабовладельцы (купцы, знать, жречество). Основная масса – мелкие производители, свободные земледельцы из общины. Община отделялась «большой межой», за которую нельзя было выходить, а земля внутри неё делилась по жребию. Позже развивается частная собственность, купля-продажа земли. Из-за этого общинники разоряются, попадают в долги, и развивается рабство. Военнопленные тоже рабы, особенно любили квалифицированных (отправляли на царское хоз-во)

Семья патриархальная, женщины всегда под властью мужчин, брак=покупка, многожёнство. Жён сурово наказывали, домашнее насилие поощрялось.

Ассирийская военная держава

В конце 10 века арамеи прекратили продвигаться в Месопотамию через Ассирию, и после двухсотлетнего упадка Ассирия начинает активно воевать, потому что необходимы были металл и дерево, которых почти не было на территории страны. Грабёж завоёванных стран (систематические налоги, дани, дары) – основной доход, все силы были брошены на войну, поэтому экономика развивалась однобоко. Ещё войны отвлекали народ от социальных проблем.

Ассирия стремилась юг с плодородными землями, Восточное Средиземноморье с ценными природными ресурсами и выходом к морским торговым путям. Всё это у них получилось. Упорно ходили на запад, за Евфрат, после 16 походов осадили столицу Дамаска, забрали богатую добычу и пленников. Вторгались в Вавилон, вмешивались в борьбу за царский престол, и Салмансар 3 помог утвердиться тому, кто признал верховенство Ассирии.

За счёт пленников и сокровищ пышно отстраивают столицу Ашшур, а в 9 в – новую столицу Кальху. 9 век – второе возвышение.

В начале 8 века наступают эпидемии, на производство забит болт, т.к. все воюют, низшие слои бунтуют, и страна в кризисе. Классовая борьба: торговцам и ростовщикам нужен мир, военным – война.К тому же, появилось гос-во Урарту с сильной армией, периодически заходившее на ассирийскую территорию.

Тигларпаласар 3 провёл реформы: создана постоянная армия с рекрутским набором, которую снабжал царь (раньше – самоэкипировка), появилась структура: деление по родам войск, единообразное оружие. Состав армии: колесницы, пехотинцы, конницы, саперы, оружейники, погонщики скота, писцы (запись трофеев и др.), переводчики, жрецы, разведчики, музыканты, флот (для галочки: страна всё равно далеко от моря, все бои на суше. Им и так финикийцы свои корабли отдали). Город = военная крепость, строили военные лагеря, умели делать подкопы, таранить стены, улицы каменные, чтобы удобно ездить.

8-7 век – расцвет державы. Тигларпаласар короновался в Вавилоне. В составе – Месопотамия+области Мидии+побережье Восточносредиземноморья. Ассирийцы периодически переселяли народы из одной области в другую, чтобы они смешались и забыли свои корни, а также освоили новые земли. Саламансар 5 – свергнут за попытку ограничить жрецов и торговцев. Саргон 2 всё разрулил, захватил Израильское гос-во. Синнахериб всё время подавлял сопротивление захваченных народов, особенно Вавилон. Взял город штурмом,разрушил, затопил. Вавилоняне – родственный ассирийцам народ. Погиб из-за заговора. Образ ушёл в библию, ассирийский фольклор.Ассархадон отстроил Вавилон, примирил торговцев и жрецов, Египет сдался без боя (?), а потом восстал, и царь умер по дороге туда. Ашшурбанипал увлекался наукой и искусством, построил библиотеку, возводил храмы. Приходится вести войны во всех направлениях, усмирять Египет, который потом отпал. Крупнейшее восстание покорённых народов, Вавилон обрастает союзниками (мидия, лидия, египет). Восстание еле подавили, используя неорганизованность. В 7 веке Ассирия еле держалась, а потом – антиассирийская коалиция (Вавилон, Мидия с конницей, авторитетный и бесполезный Египет, персы) разбила Ассирию, истребила знать, разрушила города, а население рассеялось и смешалось с другими.

В Ассирии занимались земледелием, но производство не развивалось: люди постоянно уходили воевать. Паразитические черты экономики: основной доход – грабёж. Добыча делилась очень неравномерно, огромная часть царю и верхушке. В последний период – деспотия: самовосхваления, пышные титулы, неограниченная священная власть.

Малая Азия в древности

Возникли небольшие основания, центром становились крупные поселения (протогорода). Первые княжества. Внутреннее развитие Хеттского общества осложнилось наличием ассирийских купцов, которые скупали у местного населения металлы, лесной массив, взамен продавали керамику и ткани. Ассирийцы занимались и ростовщичеством. Ассирийцев оказалось в хеттских землях так много, что образовали многолюдную колонию (Каниш). Деловая активность ассирийский купцов ускоряла экономическое развитие внутри хеттского общества. Между хеттскими княжествами разгорелась борьба за лидерство в регионе, за источники сырья и новые территории. Анитта начал завоевание соседних земель (присоединил такой город как Хаттуса), объединил большую часть хеттских земель, превратив княжество крупное царство. Выгнал ассирийских купцов из Хеттского гос-ва. Приемники Анитты не смогли удержать власть, она перешла к другой династии. Она продолжила политику объединения. Хеттская держава стала включать в себя большую часть Анатолии, что позволила правителю принять титул «великого царя». Был правитель – Лабарн I (его имя позже превратилось в царский титул). Его приемник назывался не царь Хаттусили, а лабарн Хаттусили. Он вёл завоевательную политику в район Северной Сирии и Месопотамии, населённой хурритами. Сделал столицей Хаттусу. Хаттусили оказался втянутым в сложные политические отношения между Вавилонией, Ассирией, Митанией и Египтом. Хаттусили стремился к укреплению гос-ва и ликвидации родового строя (наследство переходило к племяннику, теперь переходило к сыну). Назначил сначала сына, потом внука Мурсили. Он оказался достойной заменой Хаттусили, при его правлении хеттское царство достигло своего расцвета. Мурсили посчитал возможным напасть на Вавилонское царство. Ему удалось, правящая династия потомков Хаммурапи была свергнута. После смерти Мурсили началось ослабление хеттского гос-ва. Начались набеги со стороны хурритов и касков. Появились внутренние смуты. Знать выступила против усиления власти царя ( хотели суда и казни царя). Каски и хурриты были отброшены от границ хеттов. Однако в Северной Месопотамии образовалось сильное гос-во Митани, которое вытеснило хеттов. Ослабление хеттского царства – превращение в небольшое княжество.

6 век до новой эры – возрождение хеттского могущества. Столица по-прежнему Хаттуса

Причина: ослабление Вавилона после касситов, религиозные реформы Эхнатона в Египте, слабая Ассирия и претендующая на господство Митани. Все эти державы боролись друг с другом за господство. Хеттские цари имели возможность пользоваться этими сложными отношениями в своих интересах – примыкали к оной державе, потом к другой. Суппилулиума I – превратил хеттское государство с помощью дипломатии и военных действий в одну из великих держав. Внутри страны власть носила деспотичный характер, власть аристократии подавлена, военная организация реформирована и укреплена.

Сплотив правящую элиту и укрепив боевую мощь сделал Хаттусу неприступной крепостью. Суппилулиума произвел захват потерянных территорий. Окрепнув, вступил в войну с Митанни за Северную Сирию. Велось около 40 лет. Победа хеттов. Во время войны Хетты опирались на дипломатическую поддержку Египта. Из-за того, что Митанни стало вассалом Хеттов, у них начались противоречия с Египтом и Ассирией.

Война с Египтом и Ассирией.

Эти войны начались в конце правления Суппилулиумы, но с особой силой продолжались во время правления его преемников. Яблоко раздора – Восточное Средиземноморье. Пик конфликта с Египтом был при правлении в Египте Рамзеса I, у хеттов – Хаттусили III. Важнейшее событие – битва при Кадеше, оно окончилось победой хеттов. Однако египтянам удалось сохранить влияние в южной части Восточного Средиземноморья. 1270 г – договор о разделении владений Египта и хеттов в спорном регионе, он обеспечил мирное существование двух держав ещё на 70 лет. При преемниках Хаттусили III началось ослабление империи из-за рыхлого внутреннего устройства царства. Ассирийцы выдавливали хеттов из Северной Сирии и Месопотамии. Арцава восстала и отделилась. Ахейские дружины совершали опустошающие набеги. Три беды: племена касков опустошали центр, волна фракийско-фригийских племён, коалиция ахейских (греческих) дружин. Во время этого нашествия была разрушена Хаттуса.

Троянское царство.

Одним из древнейших центров Малой Азии была Троя . В III тысячелетии до н. э. Троя была укрепленным поселением, важным ремесленным и торговым центром. Во главе государства стоял царь, который регулярно созывал совет старейшин и народное собрание. Трон наследовал царский сын. У троянцев была сильная, хорошо вооруженная армия: тяжеловооруженные воины-копьеносцы и легковооруженные лучники составляли пехоту, имелись конницы и колесницы.

В XVIII—XIII вв. до н. э. в Троянском царстве были развиты земледелие, скотоводство, ремесла, торговля. Образовано несколько царств, объединенных вокруг Арцавы. Одно из них – Вилуса. с центром и Илионе. Сначала входила в категорию стран Арцавы, подом добровольно подчинилась Хеттам.

Фригийское царство.

Запад Малой Азии. Основано во II тыс. до н.э, сыграло значительную роль в падении хеттского царства. Основной противник – Ассирия. Занимались земледелием, скотоводством, виноградством, ремёслами. Помогали Трое в борьбе с Ахейцами. После падения Хеттского царства часть его досталась Фригии. В X –VIII веках достигла расцвета.

Лидийское царство.

Центральный район Малой Азии. Сначала входила (Лидия) в состав Фригии, но после её распада стала самостоятельной. Столица Сарди. Земледельцы, земля позволяла заниматься скотоводством. Вела активную торговлю, стала родиной первой монеты.

Господствующее положение - класс рабовладельцев. Полит.устройство – монархия. VII-VI век – расцвет Лидийского царства. Принимает участие в антиассирийской коалиции вместе с Египтом и Вавилоном, которую подавил Ашшурпанабал. Используя падение Ассирии, Лидия решает двигаться на восток, но это приводит к столкновению с Мидией (5 лет). Война закончилась миром по средству династического брака. Расцвет внешней политики – правление Крёза. Лидия пала в результате сражения с Персами.

Мировая держава Ахеменидов

Индоевропейцы двигались к Средней Азии, к Иранскому нагорью, потом – к Месопотамии. Лидер – мидийцы. Там Вавилон использует их в антиассирийской коалиции, после чего отправляет в сторону Малой Азии, где натыкаются на Лидию, которая от них откупается. Кочевники разворачиваются к Вавилону и персы отбирают лидерство у мидийцев. Кир 2 Добрый – основатель державы. Его старший сын осаждает Вавилон, а сам Кир с конницей идёт к Иранскому нагорью, беря с местных племён дань лошадьми. Кир идёт к землям скифов и там погибает, а его сын Камбис в это время идёт в Малую Азию, к богатой Лидии. Узнав о смерти отца, он по ВС идёт к Египту, завоёвывает Финикию. Легко берёт дельту Нила и объявляет Египет частью Персии. Но Камбис принимал решения единолично, не советуясь с аристократией. Когда он шёл к 4 порогу, народ его не понял, т.к. не хотел единство. Камбис умирает, случайно напоровшись на меч. Войско возвращается домой, и власть берёт Дарий – при условии, что будет советоваться.

Пока их не было, в Иране младший брат Камбиса мятежом захватил власть. В Бехистунской надписи Дария 1 сказано, что он был магом-самозванцем. Он боролся с привилегиями родовой знати, стремился к неограниченной власти. После семи месяцев правления убит заговорщиками-знатью.

Персидская держава не прошла нормальный исторический путь рабовладельческого государства. Она стала величайшей державой, не до конца освободившись от родоплеменных отношений.

Против Дария 1 восстали все персидские районы, но из-за разрозненности ничего не смогли сделать. Грецию отрезали от торговых путей хлебом, с районов берут огромные подати, оттуда угоняют квалифицированных рабочих.

При Дарии – расцвет державы. 514 год – поход на скифов, которые отступали, угоняя скот и выжигая траву, а конница постоянно нападала на отряды персидской пехоты. Дарий отступает. Границы державы к 6 в – от Инда до Эгейского моря, от Армении до Нила. Весь восток.

500 год – великое Ионийское восстание., положившее начало греко-персидским войнам. Дарий идёт в поход на Грецию, но в 490 году их разгромили в Марафонской битве. Когда Дарий умер, его сын Ксеркс, давя восстания в Вавилоне и Египте, ещё раз идёт на Грецию, проникает в среднюю часть. 480 г – битва при Саламине, где побеждает греческий флот. 465 – Ксеркс убит заговорщиками, его сын Артаксеркс усмиряет восставших, греки захватывают Кипр. 449 год – заключение Каллиевого мира

332 год – Александр Македонский захватывает Египет и Вавилон, Персидская держава уничтожена, став частью македонской империи.

Литература и религия Древней Индии

Чтобы сохранить чистоту крови во время пути, общество жёстко разделили на варны (касты): брахманы (жрецы), кшатри (воины), вайшни (скотоводы), шудры (провинившийся низший класс). Жрецы считали прошлое (когда скифы их ещё не выгнали) совершенством. Выделялось четыре времени: крита («век совершенный»), «тратта», «дватерра», «кали» («век грешный» - когда пришли). Жрецы формировали идеологию колонны. Появлялись веды – в устной форме, позже были записаны (знания обо всём, типа библии).

Веды=рагведы+самоведа+яджурведа+абхарваведа. Веданты – брахманские толкования. Аратьяхи – философские комментарии, упамишады – богословские, сутры – разъяснения как жить.

У каждого рода – свой культ, а культы направлены на создание соц.структуры, чтобы укрепить варновое деление. Положение брахманизма – душа вечна и неизменна.

Арии поклонялись Брахме. Считали, что жрецы вышли из его рта, воины – из рук, земледельцы – из бёдер, шудры – из стоп.

4в до н.э – Сиддхарта-Гаудама создал буддизм, опровергая постулаты брахманизма. Основы: мир меняется, и душа не может быть неизменна; миру нельзя сопротивляться, но нужно приспособиться; жизнь есть страдание. Задача человека – спастись от зла (жизни), придя в нирвану – пограничное состояние между жизнью и смертью. Буддизм не требует ритуалов, не призывает ни к чему и утверждает, что при рождении все равны.

«Благородные истины» раннего буддизма: 1. Жизнь есть страдание и зло 2. Возрождение из жалкой жизни возможно 3. Спасение от зла – в подавлении желаний. 4. Цель – моральное усовершенстование

В ответ брахманы создают индуизм, Брахма разделяется на Шиву, Кришну и т.д.

Рождается особый жанр рассказов о перевоплощении Будды – джатаки. В индии быи написаны крупные поэмы «Рамаяна», «Махабхарата». Писали двустишия, лирику («Рамаяна»). Писали на санскрите – первом индоевропейском языке.

Религия Древнего Китая

Новые верования возникли с наступлением железного века, когда человек перестал обожествлять природные стихии. В то же время смерть для человека казалась загадкой. Это способствовало возникновению многих новых религий. В Китае религиозная мысль сосуществовала с мыслью о правильном взаимоотношении людей и идеальном государстве.

Жрецов в буквальном смысле этого слова в религии древнего Китая тоже не существовало, точно так же, как не было персонифицированных богов и храмов в их честь. Жреческие функции выполнялись обычно государственными чиновниками, а роли высших божеств выполняли умершие предки шан-ди и различного рода духи, олицетворяющие силы природы.

Важное место занимал культ духов земли, с которыми у крестьян были связаны все надежды на хороший урожай. В их честь регулярно приносили жертвы, сопровождаемые просьбами-молитвами (обычно их писали на бараньих лопатках и панцирях черепах). Общение с божественными предками сопровождалось особыми ритуалами. Вообще ритуалы считались в Китае делом государственной важности и обставлялись весьма тщательно и серьезно.

Ритуалы в Китае считаются делом государственной важности

Религиозные идеи обладали высокой степенью философской абстракции. Так, с глубокой древности китайцы имели представление о некоем Высшем Начале, которое называлось Тянь (Небо) или Шан-Ди (Господь), но воспринимали они его рассудочно и отстранено - как верховную всеобщность, холодную и строгую. Ее нельзя было любить, с ней нельзя было слиться, ей невозможно было подражать, как и не было смысла ею восхищаться.

Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных, то есть является высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели.

Император назывался «сыном Неба» и находился под его особым покровительством. Однако он мог править Поднебесной лишь до тех пор, пока сохранял добродетель (дэ). Теряя ее, он терял и право на власть. Культ Неба стал главным в Китае, причем отправлять его мог лишь сам сын Неба.

Еще одним древнейшим принципом религии древнего Китая было деление всего сущего на два начала - инь и ян. Каждое из этих понятий было многозначно, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь – женское.

Ян связывалось со всем светлым, ярким, твердым и сильным и считалось в самом общем смысле началом положительным.

Женское инь было связано с Луной, со всем темным, мрачным и слабым.

Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали, причем результатом этого взаимодействия была вся видимая Вселенная.

Взлет философской мысли в Древнем Китае связан с 6-3 в, когда изменения в социальном строе настоятельно требовали тех важнейших принципов, которые лежали во взаимоотношениях между людьми в обществе. В 6-5 в до н.э. наибольшие расхождения в подходе к решению этих проблем обнаружились в учениях двух философских школ- конфуцианцев и моистов.

Конфуций открывает собой эпоху непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы китайской культуры. Вопреки распространенному мнению, его нельзя считать основателем религии древнего Китая в строгом смысле этого слова. Хотя его имя часто упоминают рядом с именами Будды и Зарауштры, на самом деле вопросы веры занимали в мировоззрении Конфуция незначительное место.

Подобно Пифагору и Сократу Конфуций не оставил письменного изложения своего учения. Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге «Лунь Юй» - «Суждения и беседы». Она представляет собой сборник отдельных афоризмов Учителя, составленный без всякой системы.

Центральное место в этико-политической доктрине Конфуция занимает учение о «благородном человеке». Конфуцию были чужды идеалы новой социальной прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению. Противопоставляя им принципы морали и долга, Конфуций обращается к идеализированным им порядкам прошлого. В этом глубокое противоречие в системе взглядов древнего философа. Конфуцианские понятия гуманности (жень), верности (чжун), уважения к старшим (сяо), соблюдения норм взаимоотношения между людьми (ли) представляют собой положительные общечеловеческие ценности, выраженные через категории исторически обреченного социального строя. Отнюдь не стремясь к личному благополучию («Питаться грубой пищей и пить только вод;', спать подложив под голову локоть — радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путем,— для меня это словно парящие облака»), находя удовлетворение в самом процессе познания действительности («Учиться и постоянно повторять изученное — разве это не радостно?»), Конфуций в то же время высказывает мысли, являющиеся призывом к реставрации отошедшего в прошлое уклада жизни. Характерно, что к решению политических проблем Конфуций подходил не делая принципиального различия между государством и семьей. Применение к государству модели взаимоотношений между членами семьи и означало требование сохранить в незыблемости те порядки, когда «правитель — это правитель, подданый — это подданный, отец — это отец, сын — это сын».

С иных позиций подходил к противоречиям современного ему общества другой выдающийся древнекитайский мыслитель— Мо-цзы (Мо Ди, рубеж V—IV вв. до н. э.>. Все социальные беды, по его мнению, происходят от «обособленности»), проповедуемой конфуцианцами. «Ныне,— писал Мо Ди,— правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства... Ныне главы семей знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи... Если же отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть». Поэтому Мо Ди и выдвигает тезис о необходимости «всеобщей любви», которая позволит навести порядок в Поднебесной.

Выступая против семей но-родственной обособленности членов общества, Мо Ди резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству. Призывая «почитать мудрых», Мо Ди обрушивался на наследственную знать и считал полезным такое положение вещей, когда «первоначально низкий человек был возвышен и стал знатным, а первоначально нищий был бы возвышен и стал богатым».

В то же время в противовес конфуцианцам, придававшим большое значение ритуальной стороне человеческой культуры, Мо Ди утверждал, что культура необходима лишь для того, чтобы обеспечить человека одеждой, пищей и жилищем. Все что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно. Поэтому, в частности, Мо Ди считал необходимым отменить музыку, отвлекающую людей от создания материальных ценностей.

Ряд важных положений моистского учения был заимствован философами IV — III вв. до н. э., .создавшими «легистскую» школу. Если конфуцианцы видели средство умиротворения Поднебесной в совершенствовании социально-этической стороны взаимоотношений между людьми, то легисты считали таким средством закон (отсюда и название этой философской школы). Только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Закон сравнивается легистами с инструментом, с помощью которого ремесленник изготавливает изделие. Закон необходим прежде всего для подчинения народа власти правителя. Не случайно, подчеркивали легисты, «и прежде мог установить порядок в Поднебесной лишь тот, кто видел свою первую задачу в установлении порядка в собственном народе, и побеждал могучих врагов тот, кто считал необходимым сначала победить свой народ». Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя.

Если конфуцианцы ратовали за возвращение к идеальным порядкам прошлого, а монеты и легисты — за последовательное разрушение старой системы общественного и государственного устройства, то представители даоской школы занимали в этом вопросе особую и весьма своеобразную позицию. Основоположником этой философской школы считается Лао-цзы, однако достоверными сведениями мы о нем не располагаем. Авторству Лао-цзы, который был якобы старшим современником Конфуция, приписывается «Трактат о' дао и дэ» («Даодэцзин»). Сторонники этого учения полагали, что все в мире определяется существованием некоего «пути» (дао), действующего помимо воли людей. Человек не способен постичь этот путь («Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао»). Поэтому лучшим способом не совершать ошибки в управлении государством является, с точки зрения даосис-тов, «недеяние» правителя, его отказ от активйого вмешательства в заранее предопределенный ход исторических событий.

Место и роль древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций

Человеческое общество в своем развитии прошло ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенным состоянием и уровнем хозяйственной жизни, общественных отношений, административного устройства и культуры. Крупный этап в развитии человеческого общества носит название общественно-экономической формации. Первобытнообщинная формация характеризуется простыми формами хозяйства, родовыми отношениями, отсутствием классов, классовой борьбы, государственной организации, наличием своеобразной идеологии.

Следующим этапом была рабовладельческая общественно-экономическая формация, за время существования которой общество создало довольно сложную экономику, разделилось на общественные классы и сословия. Возникли классовые и социальные противоречия и государство как инструмент господства одного класса над другим, как регулятор отношений расколотого на антагонистические классы общества. Усложнилась духовная жизнь общества.

Развитие рабовладельческой формации определяется движением рабовладельческого способа производства материальных благ (который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений), усовершенствованием техники, открытием новых видов сырья и новой технологии, накоплением производственного опыта людей. Все это приводит к изменению взаимоотношений людей в процессе производства, формированию новых классов и сословий, т. е. к изменению способа производства, уничтожению старого, рабовладельческого и появлению нового, феодального способа производства. С изменением способа производства рабовладельческая формация отмирает и уступает место новому, феодальному обществу, феодальной общественно-экономической формации, более прогрессивной по сравнению с предшествующей.

Рабовладельческая общественно-экономическая формация — необходимое звено всемирно-исторического процесса. В ее недрах сложились такие формы хозяйственной жизни, классовой и сословной структуры, государственной организации, идеологической и религиозной жизни, такие культурные эталоны, которые оказались исходной точкой последующего развития человеческого общества. Признаки цивилизации:

• Создание производящего хозяйства, рационально организованной экономки (вместо присваивающего и следовательно бесприбыльного первобытного хозяйства);

• Создание института частной собственности и владения имуществом, приведшее к социальному расслоению (возникновению богатых и бедных);

• Появление института государства и права;

• Появление города как хозяйственного, административного и культурно-религиозного центра области, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона;

• Возможность монументального строительства (не что иное, как демонстрация огромных возможностей рождающейся цивилизации);

• Создание письменности.

Вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь