Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


X. Добрые пожелания и благословение



«Затем поднеси (им) дар Незапятнанной Дхармы (или Доктрины) в чистоте сердца, сказав:

«Всякая истина выходит из Причины, и эта Причина открыта Татхагата1;

И то, что препятствует Причине, также было изложено Великим Шрамана2;

Воздерживайся от свершения зла, неустанно делай добро, удерживай чистоту сердца, это и есть Доктрина Будды»3.

«В силу этих Добрых Пожеланий пусть все те элементальные существа, которые все еще не достигли Освобождения,

Станут пропитанными Сущностью Сострадания и Взаимной Любви и быстро достигнут Нирваны».

Повторение этих (пяти) заключающих строф (выше) составляет произнесение Благословения».

Примечания:

1 Насколько он здесь применяется к Будде Гаутама, титул Татхагата, общепринятый как для Северного, так и для Южного Буддизма, равно применяющийся к любому из ряда Будд, предшествовавших Гаутаме, и к которому Он принадлежит, относится к Тому, кто уже аналогично прошел прежде, и также к необходимости в другом «преемственном (или грядущем) Будде». Грядущий Будда, Который придет как преемник Гаутамы,— это Майтрейя, «Любящее Существо», теперь в Тушита Небесах ожидающий часа для Его воплощения среди людей, которых Он поведет к Освобождению посредством Божественной силы Его Всеохватывающей Любви и Сострадания.

2 Великий Шрамана (или «Победитель Страстей») — это другой титул, применяемый к Будде. Здесь, в конце большого манускрипта, заметно нечто от метода, используемого Северным Буддизмом и приспособлении к своим собственным целям предшествующих культур и вер, во многом в манере, используемой другими религиями.

3 Эта станца из трех строф, составленная из заповедей, обычных для всех Буддистов, не приведена полностью в тексте, но в следующем виде: «Всякая Истина выходит из Причины и т. д.». «Воздерживайся от свершения зла и т. д.». Следующие две строфы аналогично сокращены: переписчик допустил, что все читатели сами дополнят эти сокращенные формы, как это сделано при переводе их.

XI. Указание

«Да поставишь ты каждое существо, с которым ты установил связь, будь оно добрым или злым,

На Путь, ведущий к Конечному Освобождению».

Большой манускрипт оканчивается повторным указанием на эзотерический характер этих учений, за которым следует мантра: «На этом должна быть положена тройная печать сохранения тайны».

«Мама Ко-Линг Саманта».

(Здесь кончается Книга V).

Заповеди для мудрого

«Беспокойным и колеблющимся является ум,

Трудный как для сдерживания и обуздания.

Человек дальновидный делает его прямым,

Как мастер по изготовлению луков и стрел

Делает прямым древко стрелы».

«Как пчела, не повреждая цветок,

В цвете или аромате, улетает прочь,

Нектар собирая, точно так

Мудрец должен сквозь деревню проходить».

«Подобно скале, которая из единой массы,

И ветром недвижима,

Точно так, восхвалением или порицанием

Неколебим мудрый».

«Подобно озеру, глубокому, ясному, спокойному,

Потому что они самое важное в Дхарме слышат,

Мудрые люди становятся безмятежными,

успокоившись». «Дхаммапада» Пали Канона.

(Перевод м-с Рис Дэвид).

КНИГА ШЕСТАЯ

ПУТЬ ПЯТИ МУДРОСТЕЙ: ЙОГА ДОЛГОГО ХУМ1

ВВЕДЕНИЕ

Йога пяти мудростей

Предмет этой книги, наименьшей из семи книг, йоги-чески подобен предмету Чод Ритуала, в котором центральная тема касается превращения Пяти Ядов, по-другому известных как Пять Помрачающих Страстей, которые являются сопутствующими с Неведением, в Правильное Знание (представленное здесь в пятистороннем эзотерическом аспекте как Пять Мудростей) средствами йоги визуализирования и вдохновения. Тем самым преуспевший йогин реализует состояние Будды. Эта доктрина кратко сформулирована в последних четырех строфах, предшествующих заключающей мантре.

Главная цель этого краткого введения состоит, следовательно, в том, чтобы изложить в кратком виде Махайанические учения относительно Пяти дхъяни Будд, ибо от понимания Пяти Мудростей зависит понимание Мантра Йоги Долгого ХУМ.

Как в «Тибетской Книге Мертвых», к которой серьезные читатели отсылаются за дальнейшими объяснениями, Существенной, или Основополагающей, Мудростью является Всепроникающая Мудрость Дхарма-Дхяту («Семя, или Потенциальность Истины»), или Мудрость, рожденная из Дхарма-кайа («Божественное тело Истины») в ее аспекте как Всепроникающей Пустоты.

Дхарма-Дхату символизируется Агрегатом Материи, откуда возникают все физические формы, животные и неживотные, видимые или невидимые. Дхарма-Дхату, будучи Самостью, составляющей Дхарма-кайа, олицетворяется Главой Дхъями Буддх, Вайрочана.

В этом контексте Агрегат Материи может рассматриваться как являющимся Природой, или Сангсарой, характеризуемым бесконечным преходящим изменением, в котором, как результат кармических действий, человек порабощен беспрерывным кругом рождения и смерти. Когда, в силу Правильного Знания плода Йоги, человек разрывает свою прикованность к Сангсаре, тогда светится впредь в его внутреннем сознании символическое голубое сияние Дхарма-Дхату Мудрости. Тогда, победив саму жизнь, Йогин обладает Свободой, поскольку он никогда более не возвращается в царство Неведения и Иллюзии, за исключением как Бодхисаттвой, давшим обет самоотверженности, чтобы нести тех, которые все еще пребывают в Темноте Пещеры, к Свету Дня.

Зеркалоподобная Мудрость, олицетворяемая Дхъяни Буддой Акшобхьа, которого Дхъяни Будда Наджра-Саттва является Самбзога-Кайа отражением, дарует Сиддхи (или йогическую силу) видения ясновидяще присущей реальности, отраженной, как в зеркале, во всех феноменальных или кажущихся вещах, органических и неорганических. Как с помощью микроскопа или телескопа люди науки изучают вселенную внешне в ее нереальности, так с помощью йогической проницательности, дарованной Зеркалоподобной Мудростью, мастер этой йоги изучает эту Вселенную внутренне в ее Истинном Состоянии. Благодаря реализации Мудрости Равенства, олицетворяемой Дхъяни Буддой Ратна-Самбхава, йогин смотрит на все вещи с божественным беспристрастием, в силу йоги равнорасположенности. Различающая Мудрость, олицетворяемая Дхъяни Буддой Амитабха, дарует йогическую способность познания каждой вещи в самой себе, и также всех вещей в качестве Единого. Пятая Всезавершающая Мудрость, олицетворяемая Дхъяни Буддой Амогха-Сидяхи, дарует силу стойкости, существенную для успеха во всех йогах, и неизменную рассудительность с последующим непогрешным действием.

Тогда как Дхарма-Дхату Мудрость, следуя «Тибетской Книге Смерти», символизируется, или иллюзорно проявляет себя, как Агрегат Материи, как Природа, производящая все физические формы, Зеркалоподобная Мудрость символизируется элементом Вола, откуда берет начало поток жизни, представленный соком в деревьях и растениях и кровью в человеке и животных. Мудрость Равенства, аналогичным образом, проявляет себя посредством элемента Земля и таким образом производит главные твердые составляющие человеческого тела и органических и неорганических форм. Различающая Мудрость, посредством проявления себя через элемент Огонь, производит жизненное тепло воплощенных человеческих и более низких животных существ; Всезавершающая Мудрость, использующая в качестве носителя своего проявления элемент Воздух, является источником дыхания жизни.

Элемент Эфир не включается в эту категорию, поскольку он символизирует суммарное—общее всех Мудростей, именно, Сверхземную Мудрость, которая является чисто нирванической, за пределами области земного СОЗНАНИЯ. Только Полностью Просветленный Будда может постичь ее. Эзотерически элемент Эфир олицетворяется Дхъяни Буддой Ваджра-Саттва и связывается, в сравнительном отношении, с Зеркалоподобной Мудростью. Ее агрегатом является Агрегат Бодхической Мудрости. Ваджра-Саттва, в этом эзотерическом отношении, синонимичен с Саманта-Бхадра Али (т. е. Первоначальным) Буддой, олицетворением Нерожденной, Бесформенной, Неизменяемой Дхарма-кайи, или Нирваны. Саманта-Бхадра в свою очередь часто олицетворяется в Вайрочана, Главе Пяти Дхъяни Будд.

Опять же, как в «Тибетской Книге Мертвых», с каждой из Пяти мудростей связывается помрачающая страсть, соответствующая Пяти Ядам нашего текста, и Сангсарический агрегат и мир, а также мистический цвет, следующим образом.

С Дхарма-Дхату Мудростью — Глупость (или Лень, или Заблуждение), Агрегат Материи, мир девов или миры) и голубой цвет; с Зеркалоподобной Мудростью — Гнев, Агрегат Сознания, Мир ада (или миры) и белый цвет; с Мудростью равенства — Эготизм (Самомнение, или Гордость, или Эгоистичность), Агрегат Осязания, человеческий мир и желтый цвет; с Различающей Мудростью— Вожделение (или Алчность), Агрегат Осуществления Ощущений (или Привязанности), мир духов и красный цвет; и с Всезавершающей (или Всеосуществляющей) Мудростью — Зависть, Агрегат Хотения, мир титанов и зеленый цвет.

Настоящий трактат, хотя и такой краткий, выразил бы хорошо подготовленному Йогину самую сущность Эзотерического Учения, и о нем можно было бы легко написать объемистый том комментариев. Для западного изучающего он, очевидно, имел бы очень большую практическую ценность, если бы изучался в качестве дополнения к другим йогическим доктринам, изложенным в этом томе.

Примечание:

1 Наш перевод основывается на небольшом тибетском манускрипте из одного фолио. Мы перевели го заголовок следующим образом: «Здесь лежит (объяснение) Пятисторонней Мудрости (Атрибута) Долгого ХУМ».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь